Обобщение педагогического опыта работы преподавателя осетинского языка и литературы Елоевой Аллы Таймуразовны.
опыты и эксперименты

Елоева Алла Таймуразовна

Тема опыта: "Использование инновационных технологий на уроках осетинской литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_eloevoy.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РСО - Алания

ГАПОУ «Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж»

СП «Северо-Кавказский лесной техникум»

Обобщение педагогического опыта работы

преподавателя осетинского языка и литературы

Елоевой Аллы Таймуразовны.

Тема опыта: «Использование инновационных технологий  на уроках осетинской литературы».

        

2020 год

Аннотация

Современное среднее профессиональное учреждение в условиях перехода на новую модель образования (ФГОС) нуждается в "новом" типе преподавателя, обладающего современными методами и технологиями образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий перед собой главной целью развитие личности.

Основной идеей моей педагогической деятельности на данном этапе является воспитание будущего гражданина, владеющего универсальными учебными действиями, умеющего применять свои знания и умения в повседневной жизни. В этом мне помогает применение инновационных педагогических технологий.

Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, что использование  современных образовательных технологий  на уроках осетинского языка и литературы  дает положительные  результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность и успеваемость по предмету;

- способствует более глубокому и  осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации;

- помогает развитию познавательной деятельности обучающихся и формированию интереса к предмету, повышению качества знаний.

        

Содержание опыта работы:

Тема опыта: Использование инновационных технологий на уроках          осетинской литературы

Проблема сохранения осетинского языка продолжает оставаться актуальной. Сегодня не столь высоко число тех, кто стремился бы  читать на родном языке. Многие родители  «облегчают» жизнь  своих детей, освобождая  их  от изучения осетинского языка и литературы, не догадываясь о том, что они лишают тем самым своих чад  истории и культуры, богатой традициями и обычаями, которые уходят корнями в прошлое нашего народа.

Но наряду с важными проблемами имеются и положительные моменты. Если рассуждать о престиже осетинского языка за последние годы в обществе, то он подрос. И причиной тому является то, что у молодежи появляется интерес к национальной культуре. И этому проявляемому интересу, конечно, способствует Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Национально-культурное развитие осетинского народа" на 2018 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 5 декабря 2017 г. N 452

Обучающиеся «Северо - Кавказского лесного техникума» не являются исключением и многие из них, как и в других учебных заведениях испытывают определенные трудности в изучении осетинского языка и литературы. Владея разговорной речью, им необходимо учиться последовательному пересказу литературных произведений и их анализу, выразительно читать стихотворения, совершенствовать навыки чтения, учиться применять теоретические знания к практическим действиям.

Немецкому педагогу Фридриху Адольфу Вильгельму Дистервегу принадлежит высказывание: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».  Сегодня главной задачей преподавателя является суметь заинтересовать обучающихся предметом.  

Преподаватель  как верный друг и наставник, прежде всего, должен пробудить интерес, желание познавать, искать и экспериментировать, а   для этого на сегодняшний день нельзя ограничиться  пересказом параграфа учебника. Поэтому  для  меня,  как  для  современного  преподавателя,  стало  необходимым  не только давать обучающимся образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и  развивать  познавательные  и  творческие  возможности  учеников, воспитывать личность.

Опыт  преподавания    уроков  осетинской литературы    показывает,  что  эффективность обучения  повышается,  если  на  занятиях  использовать  инновационное  обучение,  в основе которого лежат современные образовательные технологии.  Они  интересны  тем,  что    выявляют  особенности  развития    обучающихся, содействуют развитию и проявлению личностных  качеств, формированию индивидуальности, способности к реализации своих возможностей.  А  уроки  литературы,  на мой взгляд,  как  никакие  другие, помогают  личности  раскрыться.

Современные образовательные технологии (из опыта работы):

  1. Технология проблемного обучения.
  2. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
  3. Игровые технологии.
  4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
  5. Игровые технологии.

Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения   привлекательна  тем,  что  в  процессе  урока  обучающиеся  заняты  не  столько заучиванием  знаний,  сколько  решением  задач-проблем. Данная технология   позволяет  оживить  и активизировать  учебный  процесс,  способствует  формированию  нравственного воспитания  обучающихся,  учит  проникать  в  суть  изучаемого  произведения, выявлять  не  только  идею,  проблему    художественного  произведения,  но  и определять значение средств художественной выразительности.

Основным  методом  проблемного  обучения  является  эвристический  метод (частично поисковый.)  Эвристический метод развивает литературные способности обучающихся,  учит  самостоятельному  приобретению  знаний  и  умений.  Он предполагает  работу  над  текстом  художественного  произведения:  анализ  эпизода или целого произведения, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, анализ образа  героя,  сравнительную  характеристику  героев;  выступления  на  диспуте, сочинения  на  частные  и  обобщающие  темы  как  результат  своей  работы  над произведением.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Современный  урок  осетинской литературы  сегодня  невозможно  представить  без использования информационных и коммуникативных технологий. Внедрение ИКТ в учебный процесс способствует активизации процесса обучения,  повышает  темп  урока,  увеличивает  объем  самостоятельной  работы  обучающихся.  Как  преподаватель  литературы    я всегда стремлюсь к тому,  чтобы  после  моего  урока  обучающиеся  выходили  не  только  с  усвоенными    знаниями,  но  и    в  приподнятом эмоциональном  состоянии.  Важное  место  в  этом  играет  наглядность.    

В методической  литературе  накоплен    опыт  работы  с  иллюстрациями, репродукциями,  портретами  и  фотоматериалами. С помощью ИКТ преподаватель имеет возможность обогатить урок не только слайдами, но и видеороликами,  отрывками из фильмов по изучаемому произведению. Новизна  компьютерных  элементов  урока,  в  сочетании  с  другими методическими  приемами  делают  урок  увлекательным  и запоминающимся.

Таким  образом,  использование  ИКТ  на  уроках   осетинской литературы  значительно повышает  не  только  эффективность  обучения,  но  и  помогает  создать  более продуктивную  атмосферу  на  уроке,  заинтересовать  учащихся    изучаемым материалом.

Компьютер, конечно, не заменит учителя, но позволит индивидуализировать процесс  обучения, активизировать  творческие  и  познавательные  способности  учащихся, оптимизировать  учебный  процесс,  значительно  увеличить  темп  работы.  Это приводит  к  росту  качественной  успеваемости  по  литературе  и  сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении  его изучения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Данный метод направлен на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

Прием "Логическая цепочка" помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

Можно использовать на стадии осмысления. При знакомстве с биографией авторов произведений.

Прием синквейн. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активизирует умственную деятельность обучающихся, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от обучающегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Рефлексия как этап урока. Рефлексия (от латинского Reflecus- «обращение назад") – это способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций. На уроках литературы рефлексия используется как размышление, самонаблюдение, самоанализ. Можно использовать оценочный лист с вопросами.

Игровые технологии.

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Важное  место для повышения мотивации в обучении студентов имеют игровые технологии. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.  Это очень действенный метод  для  развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей обучающихся.   Использование игровых технологий на уроках литературы привлекательно тем, что они позволяют в непринужденной форме решать сложные задачи, а именно:

1.   Расширение кругозора, формирование определенных умений и

навыков, необходимых в практической деятельности.

2. Формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, чувства  коллективизма, воспитание самостоятельности, и воли.

3.  Развитие внимания,  мышления,  творческих способностей,  умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения;

развитие мотивации учебной деятельности.

Чаще всего  для организации разносторонней работы обучающихся по освоению ими новых знаний, умений, навыков в практике своей работы  мною  используются такие формы, как

 - урок - викторина;

 - урок - ролевая игра;

 - урок – КВН;

 - урок – театр;

При проведении урока литературы в игровой форме важно помнить, что игра не может быть самоцелью, а должна стать органичным продолжением художественного текста, авторской позиции.

Заключение

Профессия педагога  играет  важную роль в жизни каждого человека. А значение преподавателя   родного языка и литературы, на мой взгляд, увеличивается вдвойне. Именно преподаватель родного языка в большей степени прививает любовь к родному краю и культуре своего народа. А этому процессу сегодня помогают современные образовательные технологии. Работа в инновационном режиме дает хорошие результаты в обучении современной молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы МО русского языка и литературы.

Обобщение опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ "Лицей №8"г.Майкопа....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ "Лицей №43" Гордеевой Л.М.

В статье представлен инновационный педагогический опыт учителя русского языка и литературы Гордеевой Л.М., основанный на диалоге культур народов...

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания Коцур Лидии Ивановны

Обобщение опыта работы     учителя русского языка и литературы   МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания                 ...

Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"

В настоящее время учащиеся школ  допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ.  Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....