рабочая программа
рабочая программа (9 класс)

Линькова Вита Викторовна

рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_9_kl.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Тарасовский район  п.Тарасовский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1

Рекомендовано к утверждению на заседании

педагогического совета МБОУ ТСОШ №1

Протокол №1 от 30.08.2022 г.

Председатель педагогического совета

____________А.С. Малов

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ТСОШ №1

______________А.С. Малов

Приказ № 235 от  31.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому родному языку

9 б класс

Уровень общего образования: основное общее

Количество часов: 17

Учитель: Линькова Вита Викторовна

2022-2023   учебный год

 Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1576).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
  6. Приказ Министерства просвещения Российский Федерации от 20.05.2020 N254 ( с изменениями от 23 декабря 2020г.  N766) « Об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. N28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ТСОШ№1
  9. Учебный план МБОУ ТСОШ №1 на 2022-2023 учебный год;
  10. Авторская программа О. М. Александровой, О. В. Загоровской, Ю. Н. Гостевой и др.; под ред. О. М. Александровой;
  11. Учебник (апробируется как учебное пособие)  Русский родной язык: 9 класс: [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. О. М. Александровой.] — М.: «Просвещение»,2018.

В соответствии с учебным планом МБОУ ТСОШ №1 на 2022-2023 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в  9б классе отведено 18  часов (0,5 часов в неделю).  В соответствии с производственным календарем на 2023 год 1 час  в  9б  классе  пришелся на праздничные дни (23 февраля), поэтому  на изучение отведено 17 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе

Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии

«Язык и культура»  научится:

  • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
  • понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
  • приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • понимать и истолковывать значения русских слов с национально- культурным компонентом, правильно употреблять их в речи, выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;
  • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
  • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
  • характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
  • понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
  • характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
  • комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
  • понимать особенности освоения иноязычной лексики;
  • определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
  • распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
  • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»  научится:

  • осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
  • употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
  • понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
  • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
  • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
  • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
  • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
  • различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
  • анализировать и различать типичные речевые ошибки;
  • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
  • объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
  • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

                   анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного         языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам   современного литературного языка;

  • редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
  • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
  • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
  • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
  • понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
  • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;

«Речь. Речевая деятельность. Текст»   научится:

  • использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
  • анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
  • анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
  • строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

 Содержание учебного предмета «Русский родной язык».      

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет- дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях деловогообщения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой        стиль.        Деловое        письмо,        его        структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Раздел № 4.  Календарно-тематическое планирование.

урока

Тема

Кол-во

часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

12.01

2

Крылатые слова и выражения в русском языке

19.01

3

Развитие русского языка как закономерный процесс

26.01

4

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

02.02

5

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

09.02

6

Переосмысление значений слов в современном русском языке

16.02

7

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке

02.03

8

Орфоэпические нормы

Современного русского литературного языка

09.03

16.03

9

Лексические нормы

Современного русского литературного языка

30.03

10

Грамматические нормы современного русского литературного языка

06.04

11

Речевой этикет в деловом общении

13.04

12

Русский язык в Интернете

20.04

13

Виды преобразования текстов

27.04

14

Разговорная речь. Анекдот, шутка

04.05

15

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

11.05

16

Научно-учебный подстиль. Доклад,сообщение.

18.05

17

Публицистический стиль. Проблемный очерк

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...