Конспект урока на тему сагаалган
план-конспект урока (5 класс)

Конспект урока 5го класса на тему "Сагаалган"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sagaalgan.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: Знакомство с традициями бурятского народа.

Задачи:

1. познакомить учащихся с традициями и обычаями бурятского народа в праздновании Сагаалгана, донести до учащихся мысль о необходимости сохранять не только народные традиции, но и природные богатства, показать взаимосвязь: экология души – экология природы;
2. развивать умение сопоставлять и сравнивать факты, делать выводы;
3. воспитывать уважение и понимание к народным обычаям и традициям, воспитывать в


                                                   Ход урока.
       I. Организационный момент, объяснение целей и задач урока. (Слово учителя) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок – урок- праздник, который посвящен Сагаалгану – празднику Белого месяца. Сегодня я буду хозяйкой, и я рада приветствовать вас в своем «жилище», мне будет приятно рассказать вам о том, как праздновался и празднуется Новый год (Сагаалган) у бурятского народа. 
        II. Литературный настрой, поэтическая «минутка».
(Выразительное чтение стихотворения А. Бадаева «Белый месяц»)
В гости к нам приходит месяц,
К нам приходит месяц белый,
В нашу праздничную юрту
Как седой улигершин:
Мудрый, старый, долгожданный,
С бородой заиндевелой из безмолвия седого
Он себе одежды сшил.
Новый год идет с ним вместе,
Входит в юрту скотовода,
Где олбон расстелен белый,
Где довольство и покой.
Здесь ему ужасно рады:
Ждали все его прихода.
Раздает он всем подарки
Доброй белою рукою.
Дому – дарит он ребенка,
Стаду – милого ягненка,
Ну, а главное – год жизни
Щедро дарить всем подряд.
Мы его отведать просим
Молоко, тараг, сметану -
Пищу белую бурят.
И чиста душа у гостя-
Чище снега, чище мела.
И белее белой пищи
Новогодний лунный свет,
Потому, что здесь собрались –
В юрте праздничной
И белой, те, чьи мысли и поступки
Чисты были с детских лет.
        III. Переход к теме урока.
(Весь урок проводят двое ведущих: учитель – 1-ый ведущий и его помощник – ученик – 2-ой ведущий)
Учитель: Амар сайн, хундэтэ нухэдууд! Шэнэ жэлэр, сагалганар тани амар шалнаабди.
Ученик: Добрый день, дорогие друзья! С Новым годом по Восточному календарю! С праздником Белого месяца вас поздравляем!

Слайд первый – «Традиции бурятского народа».


Праздник Белого месяца имеет древние корни. Но было время, когда на него был наложен запрет. В послереволюционные десятилетия, в годы социалистического строительства и культурной революции, развернулась острая борьба с религией и церковью. В Бурят-Монголии (так раньше называлась республика) вместе с религией и церковью были объявлены реакционными, антисоветскими многие духовно-культурные ценности, народные традиции и обычаи, праздники, в том числе и Сагаалган, который признавался чисто религиозным праздником и которому не должно быть места в новом обществе. В 20-30-х годах Сагаалган был просто запрещен, а те, кто праздновал его, преследовались. В послевоенные годы традиции сагаалганского празднования вновь ожили и постепенно восстановились, приобретя новое содержание и формы. История показывает, что подлинно народные ценности и традиции, народные праздники, несмотря ни на какие запреты, не исчезают, не отмирают. Возрождается наша нравственность и духовность, оживают народные традиции и обычаи, которые некогда были утрачены. И мы должны осознать не только необходимость сохранения нашего духовного наследия, а также позаботиться и о сохранении природных богатств; необходимо четко понять – у человека нет будущего без живой природы. У бурятского народа богатые исторические и трудовые традиции, богатейшие традиции гармоничного взаимодействия человека с природой. Сейчас мы все ощущаем экологические бедствия. Разрушаемая нами природа нас и губит. А ведь это происходит и от того, что мы высокомерно отвергаем былые традиции Сагаалгана. Давайте жить в ладу не только со своей совестью, но и в ладу с природой.

Слайд второй – «Что такое Сагаалган?»

История Сагаалгана очень древняя. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали в XIII веке по приказу хана Хубилая, внука Чингис-хана. После образования в XIII веке империи монголов последние вошли в соприкосновение с более культурными народами. Особенно большое влияние оказали на монголов китайцы. Под их влиянием в Монголии был введен лунный календарь, который в старину был распространен во многих государствах Азии. По этому календарю Новый год приходится на 1-е число первого весеннего месяца. Времяисчисление по лунному календарю, основанному на чередовании лунных фаз, не совпадает с современными общепринятыми календарями, рассчитанными на период годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому день Нового года по лунному календарю приходится на разные числа февраля по солнечному календарю.
Сообщения учеников
1. Февраль у скотоводов бурят – это время массового приема приплода у скота, время изобилия молочной пищи. Молочный продукт (саган эдеэн) – это основная пища скотоводов. Когда гостю предлагают отведать её, то буряты говорят: «Сагаалгаты». Возможно, отсюда происходит название «сагаалган». «Сагаалган» - буквально означает «отведать белое кушанье». Месяц же, в котором происходит Сагаалган называется «саган сара» - белый месяц.
Учитель: Традиция празднования Сагаалгана свято почиталась и почитается бурятами. Люди желают в этот праздник друг другу здоровья, благополучия в доме, счастья и добра. Прекрасно сказал об этом празднике поэт Баир Дугаров.
2.«В праздник Белого месяца (так у нас повелось)
Людям надобно встретиться - чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горе, чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем голубело всегда».
3. Сагаалган – семейный праздник, поэтому в первую очередь поздравляют близких и дальних родственников. В последний день старого года – бутуу удэр (завершенный, полный) устраивается праздничный пир. По обычаю разламывают сваренную кость барана или коровы. В этот день положено есть до «полноты в желудке», чтобы в новом году жизнь была сытой, счастливой. Обязательно угощение молочными продуктами.
4. Белый цвет испокон веков буряты считали «хорошим» цветом, приносящим счастье, добро, удачу и всё «светлое» (счастливое). В Сагаалган все должно быть белым: начиная с белых шелковых хадаков и других белого цвета подарков, подносимых друг другу в «белый месяц», и заканчивая только «белыми», чистыми, добрыми помыслами в душе, исключающими «черные», недобрые мысли, зло и плохие намерения. Поэтому в Сагаалган целый лунный месяц говорили друг другу добрые слова и самые лучшие благопожелания, особенно детям. Уделяя им повышенное внимание, желали им поскорее вырасти «большими - большими белыми» парнями или девушками, при этом указывали на высокий потолок или другой высокий предмет.
5. А в дацанах в самый канун Нового года проводится молебен о здравии и благополучии собравшихся верующих. К вечеру совершается ритуальное представление - сжигание дугжубы - предмета наподобие пирамиды, украшенной вырезанными из плотной бумаги фигурами, изображающими языки пламени. На вершине пирамиды укрепляется вылепленный из теста череп. Это действо символизирует очищение путей, ведущих к Новому году, от всякой скверны, от всего того, что мешает человеку быть чистым в своих помыслах и делах.

6. До революции у бурят не принято было запоминать или записывать дату рождения человека. Было установлено, что человеку в Сагаалган прибавляется один год. Таким образом, это был коллективный именинный день для всех бурят Забайкалья. В день Сагаалгана необходимо поздравить своих родственников: родителей, бабушек, дедушек и преподнести им подарки. Существует поверье, что чем больше гостей будет в первый день, тем счастливее будет наступающий год. Люди в этот праздник приветствуют друг друга особым образом - золгохо. Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки более молодого. Оба произносят благопожелания. Это означает, что старшие могут опереться на молодежь, найдут уважение и поддержку с их стороны.
7. В дни Сагаалгана чрезвычайно порицались всем населением пьянки, драки, ссоры. Между всеми людьми поддерживались добрые отношения. Это имело большое воспитательное значение и превращало Сагаалган в необыкновенный праздник - праздник очищения от скверны, плохих намерений и поступков, в праздник примирения, прощения обид. Грехом считается в эти дни ругаться, сквернословить и драться.


Вот и наступил Новый год по Восточному или лунному календарю. Поэтому календарю каждый год проходит под знаком какого-нибудь животного. И человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных свойств, в зависимости от которых и складывается его судьба. Это очень популярный календарь на востоке. И даже существует легенда о его возникновении.
Ученик Как — то Великий Будда обнаружил промах мироздания: идут годы без названий, без особых примет, скучной серой чередой. Повелел он тогда объявить всем животным, если явятся к нему в Небесный дворец на совет, будут награждены подарками и окружены почестями. Но не все животные откликнулись на приглашение Будды. Пришли только 12. Первым зов услышал Бык, который пасся неподалеку. Но когда он подбежал к Небесному дворцу и опустился на колени, чтобы поклониться Великому Будде, с хребта его соскочила Мышь и взбежала вверх по ступеням. Она приехала на Быке. «Да будет так!»- сказал Будда, и Мышь стала первой. Из джунглей выбежал Тигр. Он хотел опередить Быка, но поостерёгся. Бык стал вторым. Одним прыжком Тигр вскочил на Небесное крыльцо и стал третьим. Следующим, не спеша, с достоинством взошел Кролик. Извиваясь и сверкая на солнечном свете, Дракон спустился на Небесное крыльцо. В траве неслышно скользила Змея. Она очень - торопилась, но у нее не было крыльев, как у Дракона. Затем прискакала дикая Лошадь. За Лошадью, беспокойно оглядываясь вокруг, поднималась Коза. С дерева на крыльцо соскользнула проворная Обезьяна. Гордо распустив свой хвост, взошел на Небесное крыльцо Петух. Затем прибежала Собака. Она громко лаяла, чтобы справедливость была соблюдена. Последней явилась Свинья. «Ну, и что же,- беспечно сказала она. - Первая ли, последняя ли, почести будут возданы всем». И верно, Великий Будда был справедлив. Он воздал почести всем пришедшим животным и одарил их поистине божественными подарками: каждый по порядку прихода был одарен целым годом с правом присвоения ему своего имени и черт характера.

Учитель:12 животных образуют магический круг в 12 лет, т.е. каждый год повторяется в том порядке, в каком животные явились к Великому Будде. Вот какая у Будды получилась очередь.
1. Очаровательная и немного суетливая Крыса - Мышь;
2. Трудолюбивый, замкнутый Бык- Вол;
3. Чувствительный и эгоистичный Тигр;
4. Счастливчик Кролик - Заяц - Кот;
5. Великодушный, искренний Дракон;
6. Мудрая красавица - Змея;
7. Веселая, но часто неудачливая Лошадь;
8. Артистичная, но застенчивая Коза - Овца;
9. Изобретательная, общительная Обезьяна;
10. Мечтательный и откровенный Петух;
11. Преданная и упрямая Собака;
12. Вспыльчивый интеллектуал Кабан.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

открытый урок по теме "Сагаалган"

открытый урок к Сагаалгану...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...

конспект урока по теме " Повторение по теме Местоимение", по форме: урок-аниме и прием "Ромашка Блума"

Конспект содержит элементы приема "Ромашка Блума" для повторения учебного материала. По форме: урок-аниме....