Рабочая программа по родной (русской) литературе 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Нялина Елена Валентиновна

Рабочая программа  учебного  предмета  "Родная литература (русская)" для обучающихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_7_klass.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного  предмета  "Родная литература (русская)" для обучающихся 7 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника: «Родная русская литература» 7 класс под редакцией Александровой М.А., Беляевой Н.В. и др. (Просвещение, 2021);
  3. примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»  В.Н. Беляевой , М.А. Аристовой , Ж.Н. Критаровой от 17.09.2020 г. №3/20
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  3. Смысловое чтение.
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД
  5. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  6. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  7. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий .

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;

- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя;

- определять родожанровую специфику художественного произведения;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

- -осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

        Для 7 класса курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 час в неделю.

        В течение года возможны изменения объема количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.        

Содержание учебного предмета (17 ч.)

1. Россия – Родина моя (5 ч)

        «Преданья старины глубокой»: песня русская – душа народная (Русские народные песни «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры, буйные…»);

        «Преданья старины глубокой»: старая песня на новый лад (А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине», «И.З.Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А.К.Толстой «Моя душа летит приветом…»);

        Города земли Русской: Сибирью прирастает земля Русская (В.Г.Распутин «Сибирь, Сибирь…», А.И.Солженицын «Колокол Углича»);

        Родные просторы: русское поле (И.С.Никитин «Поле», И.А.Гофф «Русское поле»);

        Родные просторы: русское поле ( Д.В.Григорьев «Пахарь»);

2. Русские традиции (4 ч)

         Праздники Русского мира: Пасха (К.Д.Бальмонт «Благовещение в Москве», А.С.Хомяков «Кремлёвская заутреня на Пасху»);

        Праздники Русского мира: Пасха (А.А.Фет «Христос Воскресе! – клик весенний», А.П.Чехов «Казак»);

        Тепло родного дома: русские мастера (Р.И.Рождественский «О мастерах»);

        Тепло родного дома: русские мастера (В.А.Солоухин «Камешки на ладони», Ф.А.Абрамов «Дом»);

3. Русский характер – русская душа (8 ч).

        «Не до ордена. Была бы Родина»: на Первой мировой войне (С.М.Городецкий «Воздушный витязь», Н.С.Гумилёв «Наступление», «Война»);

        «Не до ордена. Была бы Родина»: на Первой мировой войне (М.М.Пришвин «Голубая стрекоза»);

        Загадки Русской души: долюшка женская (Ф.И.Тютчев «Русской женщине», Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны»);

        Загадки Русской души: долюшка женская (Ю.В.Друнина «Запас прочности», «И откуда вдруг берутся силы…»);

        Загадки Русской души: долюшка женская (Ф.А.Абрамов «Золотые руки»);

О ваших ровесниках: взрослые детские проблемы (Н.Н.Назаркин «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»);

        О ваших ровесниках: взрослые детские проблемы (А.С.Игнатова «Джинн Сева»);

        «Лишь слову жизнь дана…»: «Такого языка на свете не бывало…» (В.А.Рождественский «В родной поэзии совсем не старовер…»);

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Дата план

Дата факт

Примечания

Россия – Родина моя (5 часов)

1.

«Преданья старины глубокой»: песня русская – душа народная (Русские народные песни «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры, буйные…»);

2.

«Преданья старины глубокой»: старая песня на новый лад (А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине», «И.З.Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А.К.Толстой «Моя душа летит приветом…»);

3.

Города земли Русской: Сибирью прирастает земля Русская (В.Г.Распутин «Сибирь, Сибирь…», А.И.Солженицын «Колокол Углича»);

4.

Родные просторы: русское поле (И.С.Никитин «Поле», И.А.Гофф «Русское поле»);

5.

Родные просторы: русское поле ( Д.В.Григорьев «Пахарь»);

Русские традиции (4 часа)

6.

Праздники Русского мира: Пасха (К.Д.Бальмонт «Благовещение в Москве», А.С.Хомяков «Кремлёвская заутреня на Пасху»);

7.

Праздники Русского мира: Пасха (А.А.Фет «Христос Воскресе! – клик весенний», А.П.Чехов «Казак»);

8.

Тепло родного дома: русские мастера (Р.И.Рождественский «О мастерах»);

9.

Тепло родного дома: русские мастера (В.А.Солоухин «Камешки на ладони», Ф.А.Абрамов «Дом»);

Русский характер – русская душа (8 часов)

10.

«Не до ордена. Была бы Родина»: на Первой мировой войне (С.М.Городецкий «Воздушный витязь», Н.С.Гумилёв «Наступление», «Война»);

11.

 «Не до ордена. Была бы Родина»: на Первой мировой войне (М.М.Пришвин «Голубая стрекоза»);

12.

Загадки Русской души: долюшка женская (Ф.И.Тютчев «Русской женщине», Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны»);

13.

 Загадки Русской души: долюшка женская (Ю.В.Друнина «Запас прочности», «И откуда вдруг берутся силы…»);

14.

Загадки Русской души: долюшка женская (Ф.А.Абрамов «Золотые руки»);

15.

О ваших ровесниках: взрослые детские проблемы (Н.Н.Назаркин «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»);

16.

О ваших ровесниках: взрослые детские проблемы (А.С.Игнатова «Джинн Сева»);

17.

«Лишь слову жизнь дана…»: «Такого языка на свете не бывало…» (В.А.Рождественский «В родной поэзии совсем не старовер…»);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...