В.И.Абаев и осетинская литература
статья (10 класс)

Бурнацева Татьяна Трофимовна

Работа подготовлена к заседанию школьногонаучного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vaso_abaev_i_osetinskaya_literatura.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

           

           

                Научное сообщение

«В.И.Абаев и осетинская литература».

Выполнила  учащаяся 10 «в» класса  Бурнацева Даниэла.

Научный руководитель – Бурнацева Т.Т.

                                 

                                Владикавказ 2020г.

           В.И.Абаев и осетинская литература.

Василий Иванович Абаев всю свою сознательную жизнь посвятил изучению осетинского языка, фольклора и истории осетинского народа. Казалось бы, для занятий осетинской литературой у него не оставалось ни времени, ни сил. Однако он находил при всей своей непомерной занятости время и силы для систематического чтения произведений осетинской художественной литературы, а также для общей интерпретации её важнейших характерных особенностей.

В.И.Абаев -- преданный читатель осетинской литературы. При знакомстве с его многотомными историко-этимологическим словарём, можно увидеть, что он осетинскую литературу знает очень хорошо, знает всё, что когда-либо публиковалось на осетинском языке. Его чтение носит не только специальный характер, направленный лексикологическими интересами. В лице учёного осетинская художественная литература имеет строгого ценителя, глубоко разбирающегося в историко-литературном процессе и в эстетической природе литературных произведений.

Своими специальными исследованиями в области ритмики осетинской речи, Абаев заложил основы теории осетинского стиха, для дальнейшей разработки проблем осетинской поэзии, её ритмики и метрики. Ещё на заре своих научных изысканий он в статье «Об ударении в осетинском языке» (1924 г.) установил основные закономерности осетинского ударения.

Это, во-первых, фразовый характер ударения, т. е. «…Группа слов, находящихся в определённой синтаксической связи может носить одно единственное основное ударение, составлять одну акцентуальную единицу».

Во-вторых, ограниченная подвижность ударения в пределах акцентуального комплекса: «ударение не падает дальше второго слога от начала, может падать только на первый или второй слог.

Эти основные законы осетинского языка, чётко сформулированные и широко обоснованные впервые В.И.Абаевым, являются исходными посылками теории осетинского стиха. В монографической статье «Ритмика осетинской речи» 1939 г. исследователь дал подробнейшую классификацию акцентуальных комплексов в осетинской живой речи и указал также на значение установленных ритмических законов для поэтической практики  и теории стихосложения. Установив специфические черты ритмики осетинской речи, учёный указал дорогу стиховедам к открытию национального своеобразия осетинского стиха. Он обратил внимание поэтов на пути усовершенствования ритмической организации осетинского стиха в творческой практике.  Из осетинского фольклора и литературы внимание Абаева привлекли прежде всего знаменитый нартовский эпос, народно-героическая песня, творчество Коста Хетагурова и Сека Гадиева, Александра Кубалова и Георгия Малиева. Оценивая лирику поэта-романтика Георгия Малиева, исследователь даёт высокую оценку его поэзии :

 «Она уникальна в дигорской поэзии. Именно Малиев, и только он сумел раскрыть и показать во всей полноте, какие красоты ритма, напевности, свободного и плавного течения таит в себе дигорская речь…».

В статье о Сека Гадиеве он обращает внимание, прежде всего на необычную судьбу художника, его личность и основные персонажи его художественного мира: «Перед памятью Сека должен низко склонить голову каждый осетин. Это был не только вдохновенный автор глубоко народных стихов, рассказов, повестей, основоположник осетинской прозы, но прежде всего исключительная личность»,-- замечает В.И.Абаев и выделяет в жизни Сека Гадиева писательство, как подвиг.

В ряду созданных Сека Гедиевым образов, Абаев особенно выделяет галерею женских образов: Азау, Айсса, Залда, Марине, Дыса и считает, что они  --   лучший памятник женщине-горянке». Сека Гадиев писал в годы расцвета поэтического таланта Коста Хетагурова. Творчество Сека Гадиева неразрывно связано с поэзией Коста .«Сека и Коста олицетворяют весну осетинской литературы», -- писал Абаев.

И всё же Коста Хетагуров остаётся непреходящим и ни с кем не сопоставимым поэтическим идеалом для Васо Абаева.

«Моя первая случайная встреча с Коста Хетагуровым произошла в 1902 г. во Владикавказе в ограде осетинской церкви. Я учился тогда в последнем классе осетинской школы на бывшей Святопаковской улице. Школьный сад примыкал к ограде церкви. Однажды во время перемены, когда мы были все в саду, кто-то закричал, что в ограде церкви находится Коста Хетагуров. Забыв обо всём, ученики старших классов бросились туда.…Там возле свежей могилы стояла группа людей. В их числе был и Коста Хетагуров. Все мы, точно онемев, молча, не сводя глаз, смотрели на любимого поэта , ловили каждое его слово…».

«Книгу Коста «Ирон фæндыр» я прочитал впервые, будучи учеником сельской церковно-приходской школы в родном селении Коби на Военно-Грузинской дороге. Первой моей книгой был букварь. Второй  --  «Ирон фæндыр». Стоило стать грамотным только для того, чтобы прочитать эту чудо книгу».

Впервые к серьезной работе над творчеством Коста Хетагурова исследователь обратился в 1939 году. Первый том полного собрания сочинений Коста Хетагурова, куда вошли « Ирон фæндыр» и поэма «Хетаг», были подготовлены к изданию под общей редакцией и при участии Васо Абаева. Впервые в Осетии на уровне современной науки была проведена текстологическая работа.

В.И.Абаев находил время не только для делового, но и для дружеского общения с деятелями осетинской культуры, искусства, литературы и науки: с Нигером, Андреем Гулуевым, Георгием Дзугаевым, Гафезом, с историком Кузнецовым В.А., Нафи Джусойты и многими другими деятелями литературы и науки.

 

  Использованная литература :

1.Абаев В.И. Избранные труды:  Религия,фольклор,

   литература. – Владикавказ: Ир, 1990г.

2. Исаев М.И.  Василий Иванович Абаев.--

Изд.2, дополн. – М.: Наука.2000г.

3.Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л., Наука ,1989,т.1-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осетинская литература

Краткий обзор осетинской литературы...

Урок осетинской литературы в 6 классе

Урок – дискусси            Урочы темæ: Царды бæрзонддæр нысан Гæдиаты Цомахъы аргъау «Дыууæ дидинæджы»-мæ гæсгæ....

Разработка интерактивного урока по осетинской литературе в 8 класс е("Нарты симдма" гасга)

Урок построен на анализе сказания о Батразе по Нартскому эпосу. Присутствуют элементы исследовательской работы, интегрированного урока, урока саморазвития, используются проблемный метод, объяснительно...

Приложения к интерактивному уроку по осетинской литературе в 8 классе

Слайды к  презентации, описанные в разработке урока по Нартскому эпосу...

Внеклассное мероприятие по осетинской литературе «Ǽрдхорды ǽххуыс бахъуаджы сахат ахады» (Мамсыраты Дǽбейы уацау «Ǽрдхорд»мǽ гǽсгǽ.)

Внеклассное мероприятие  по осетинской литературе «Ǽрдхорды ǽххуыс бахъуаджы сахат ахады» (Мамсыраты Дǽбейы уацау «Ǽрдхорд»мǽ гǽсгǽ.) ...

Социализация ученика через изучение осетинского языка и осетинской литературы.

Социализация ученика через изучение осетинского языка   и осетинской литературы....

Доклад по теме "Песни Темирболата Мамсурова в осетинской литературе"(на осетинском и английском языках)

Доклад по теме "Песни Темирболата Мамсурова в Осетинской литературе".Доклад на осетинском и английском языках....