Консультация: "Инновационные педагогические технологии в обучении детей калмыцкому языку"
консультация

Бадмаева Галина Манджиевна

Основная  задача учителя по обучению  детей дошкольного возраста  калмыцкому языку - научить их понимать несложную, вполне доступную по содержанию речь и сформировать  умения и навыки разговорной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

27 – гч тойгта «Теремок» нертә бичкдүдин сад

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №27 «Теремок»

                           Подготовила и провела: Бадмаева Г.М.

                                     педагог дополнительного образования

                                   Э Л С Т  - 2016

Актуальность темы:

Родной язык сильнейший фактор народной педагогики. Язык - код культуры. По убеждению К.Д.Ушинского "Язык является лучшей характеристикой народа”. Родное слово формирует душу, основные черты личности, приобщает к нации.

К сожалению, родной язык перестает быть материнским, все реже передается естественным путем - матерью с первого дня появления младенца на свет.  

          Как возродить материнский язык? Как добиться, что бы молодая мать убаюкивала, ласкала, нежила, произносила первые слова, обращенные к ребенку на родном языке?

          Это большая, общественная, национальная проблема, причем от нас самих зависит, как мы будем возрождать родной язык в семье, в детском саду, в быту, в общественной жизни.

          В наши дни только система образования способна благодаря широкому использованию родного языка в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения, возродить, сохранить и развивать язык, повышать культуру общения на родном языке, приобщать к духовным богатствам и традиционной культуре народа.

          Поэтому, изучение родного языка начинается с дошкольного возраста. Необходимо как можно раньше, с групп раннего возраста приобщать детей к родной культуре, вводить в языковую среду.

           В нашем детском саду функционируют 15 групп. Из них 4 группы – национальные. Все дети без исключения изучают калмыцкий язык. В неделю два раза в каждой возрастной группе проходят занятия по калмыцкому языку. Занятия ведутся по  Программе обучения дошкольников калмыцкому языку, утвержденная Министерством образования, науки и культуры Республики Калмыкия.  

           Основная  задача учителя по обучению  детей дошкольного возраста  калмыцкому языку - научить их понимать несложную, вполне доступную по содержанию речь и сформировать  умения и навыки разговорной речи.

В практике своей работы я использую различные традиционные и нетрадиционные методы и приёмы.  

         

  1. Работа  со  звуковой культуры речи.
  2. Работа над произношением каждого вновь вводимого слова.
  3. Работа с игрушкой или картинкой  (изображением предмета).
  4. Разучивание стихов, песен.
  5. Инсценировка коротких рассказов, стихов, песен.
  6. Игры подвижные, спокойные, дидактические.
  7. Игра в сказку.

Основным приемом  работы над произношением  является  повторение детьми (хором и поодиночке) за учителем отдельных слов, предложений, стихов. Отрабатываю произношение каждого вновь вводимого слова. Только после многократного повторения правильного сочетания звуков в слове и предложении, когда речевой аппарат ребенка приспосабливается к произнесению данного сочетания звуков, дети не делают фонетических ошибок.

Учитывая, что разным детям требуется различное количество времени для усвоения и закрепления правильной артикуляции нового слова или фразы провожу подгрупповые и индивидуальные занятия.

     3. Работа с игрушкой или картинкой  (изображением предмета)

Яркая, красочная наглядность является хорошим помощником учителя при обучении детей дошкольного возраста. Ребенок гораздо быстрее усваивает слово на калмыцком языке, если оно непосредственно связано с предметом, картиной или действием, которое он видит или выполняет сам. Рекомендуется сочетать введение новой лексики и работу по её усвоению с показом предметов, действий и ярких картинок. Для активизации речи ребенка полезно иметь уже в самом начале обучения изображение предмета в нескольких вариантах. Например: Стол круглый (овальный, квадратный, маленький, большой) или кукла сидящая (стоящая, в красном, синем, желтом платье) и т.д.

Чем больше мы имеем вариантов в изображении предмета, тем больше фраз дети могут составить по заученной модели, и тем меньше возможности мы даем ребенку заучить ту или иную фразу, не понимая её смыслового содержания.

           К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Использованию нетрадиционные технологии на занятиях по калмыцкому языку.        Использование нетрадиционных технологий   в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективным, если:

- систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на развитие речи детей;

- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (учитель -   воспитатель – родители) в необходимости использовать данные технологии в работе с детьми.

Практика  показала, что наиболее  эффективный  метод- это  использование мнемотехнических средств на занятиях по развитию связной речи,  что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Хотелось бы рассказать ещё о применении  метода моделирования при заучивании стихотворений, составления рассказов. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Метод моделирования можно использовать при изучении тем «Семья», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние  животные» и т.д.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их использую: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов,     при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов  и скороговорок.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.  (Показать на примере заучивания стихотворения «Боорцг» Веры Шуграевой).

          В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

    Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ интерактивных педагогических технологий, таких как, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

       Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.  

Моя задача как  педагога состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.  

Моя деятельность      направлена также  на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли,     создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

          Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по родному языку стало целью   создания условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни,     а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы  на занятиях являются   физкультминутки,  гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! (показать на примере пальчиковой игры «Семья»).

           Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.  

 Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях по калмыцкому языку   имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

Заключение.

Именно современные технологии способны сделать учебный процесс для  дошкольника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.  Весь успех педагогической работы зависит от самоусовершенствования учителя. Лишь творчески работающий педагог, может воспитать творчески работающего дошкольника. Важно понимать каждого ребёнка,  учить его учиться, воспитывать каждым своим занятием. Вызвать и развивать интерес дошкольника к предмету «калмыцкий язык» - ответственная и сложная задача, она требует от учителя и воспитателя энтузиазма, воли и педагогического мастерства. 

Таким образом, следует сделать вывод еще  о том, что словарь по каждой теме изучаемой на занятиях по родному языку, можно повторять, закреплять и активизировать   в течение  дня. Ежедневное повторение слов на родном языке будет способствовать обогащению и активизации словаря, а также формированию связной речи ребенка.

Родной язык – это бесценный дар, который помогает сохранить национальную самобытность народа и его культуры, это мощный инструмент, благодаря которому развивается и передается из поколения в поколение духовное наследие предков (Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»

В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...

Эффективные педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ (ТНР) в ДОУ общеразвивающего вида

Создание единого речевого пространства, необходимых условий в нелогопедической группе,  для развития всех компонентов речи у детей с ТНР...

Современные педагогические технологии при обучении иностранному (немецкому) языку.

Главная задача учителя  иностранного языка  состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося;  выбрать эффективные  методы  и технолог...

Современные педагогические технологии при обучении иностранному (немецкому) языку.

Главная задача учителя  иностранного языка  состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося;  выбрать эффективные  методы  и технолог...

Организация дистанционного обучения по калмыцкому языку и литературе в период карантина в МКОУ «Ульяновская СОШ» (обмен опытом)

Дистанционное обучение учащихся  с полным основанием может быть отнесено к инновационным формам организации учебно-воспитательного процесса....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Методология обучения детей английскому языку»

За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко возросло. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Изменился и в...