Технологическая карта урока литературы
план-конспект урока (5 класс)

Ельчанинова Светлана Николаевна

Урок литературы в 5 классе "Бородино" (первый урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.3.-praktikum-_2.elchaninova_.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум №2

1. Проектирование этапов учебного занятия по предмету на основании федеральной/примерной рабочей программы в соответствии с технологической картой урока.

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ФРП или ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Ельчанинова Светлана николаевна

Место работы

КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ФРП или ПРП)

27 урок «Литература первой половины XIX века»

Тема урока 

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ФРП / ПРП):

Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературного произведения (духовно-нравственное воспитание); умение осознавать эмоциональное состояние себя и других (эмоциональное благополучие), овладение навыками исследовательской деятельности (ценности научного познания).

 

Метапредметные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (логические действия), использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании, самостоятельно формулировать  обобщения,делать выводы по результатам проведенного наблюдения (исследовательские действия); выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию (работа с информацией), воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции, выражать себя, свою точку зрения в устных и письменных текстах, использовать преимущества групповой, парной, коллективной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы (коммуникативные действия), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, составлять план действий, осознанно относиться к мнению и суждениям другого человека (регулятивные действия).  

Предметные: - уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика; выявлять особенности языка художественного произведения;

- владеть теоретико-лиературными понятиями и использовать их в процессе анализа;

- умение рассматривать изучаемое произведение в рамках историко-литературного процесса;

- выразительно читать стихотворный текст;

- создавать устные и письменные высказывания.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Москва, патриотизм, Отечественная война 1812 года, Бородино, исторический факт

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

- чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов»;

- комментирование историко-культурных реалий статьи;

- прослушивание стихотворения в актерском исполнении;

- аналитическая беседа с элементами исследовательских заданий;

- устное рецензирование;

- составление партитурной разметки для выразительного чтения стихотворения (практикум).

https://hitmos.me/song/48988166 — ссылка на музыкальное произведение, учебник, карточки парной и групповой работы;

https://youtu.be/6cTlcDS3kvU — ссылка на видео сообщение о битве, портрет М.Ю.Лермонтова, два кивера, мультимедийная доска

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Звучит песня С.Прокофьева «Вставайте, люди русские»

Беседа, основанная на жизненном и учебном опыте обучающихся, ассоциации к слову Бородино, предположения о теме урока.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Форма организации учебной деятельности: индивидуальное восприятие

Просмотр видеоролика о Бородинской битве

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Выявить историческую основу стихотворения М.Ю.Лермонтова»Бородино»; определить жанровые и композиционные особенности произведения; развивать навыки литературоведческого анализа, коммуникативную культуру, воспитывать патриотизм.

- Что сегодня мы узнаем? Чему научимся?

- Что для успешной работы необходимо?

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалами (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Слушание аудиозаписи стихотворения «Бородино»

- В какой форме построено стихотворение?

- Какими вы представили участников диалога?

- Опишите внешность героев, манеру говорить? Что можно сказать об их характерах?

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда) /Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

- На какой из вопросов «почему» отвечает стихотворение: «Москва, спаленная пожаром, французу отдана...» или «Помнит вся Россия про день Бородина...»?

- О чем сожалеет и чем гордится старый солдат?

- Как говорит М.Ю. Лермонтов о героизме русских солдат? В чем оно проявилось?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Групповая работа: выразительное чтение (ролевое исполнение)

1)  описание лагеря русских солдат;

2) описание лагеря французских солдат

Работа выполняется в таблицах (сравнительный анализ)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

- Представьте себе, что вы — бывалые бойцы, участвующие в Бородинском сражении. Подумайте, как вы будете рассказывать о нем юным солдатам? (с гордостью, с грустью о тех, кто погиб)

Работа в парах.

- Подготовьте научное сообщение к уроку истории.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

- Найти в тексте слова, указывающие на простодушие и благородство старого солдата.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Составить синквейн (стихотворение, написанное по определенным правилам)

1 строка — одно существительное, выражающее главную тему синквейна

2 строка — два прилагательных, выражающих главную мысль

3 строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка — фраза, несущая определенный смыслового5 строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

- Почему накануне сражения «ликовал француз», но «тих был наш бивак открытый»? Как вы понимаете эти выражения?

- Какие чувства испытывали солдаты?

- Какой художественный прием помогает автору противопоставить чувства русских и французов накануне сражения?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Тестовая работа с демонстрацией на мультимедийной доске с самопроверкой:

1. Какой город обороняли русские войска? (Москва- Смоленск — Петербург)

2. Какое поле «нашли» русские войска для сражения? (маленькое — большое — огромное)

3. Какое укрепление было построено? (лагерь — редут — баррикада)

4. До чего добрались русские на третий день? (до картечи- до речки — до ватрушек)

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке (слайд на интерактивной доске).
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3.Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже
6.Материал урока мне был понятен/ не понятен.
Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

2. Творческое задание: иллюстрация к понравившемуся фрагменту

2. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Задание: разработайте пакет заданий к учебному занятию по выбранной самостоятельно теме учебного занятия (не менее 3 заданий на формирование разных видов запланированных результатов обучения).

Формирование разных видов запланированных результатов обучения


Задания к уроку литературы «М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»


Учащиеся сумели:


1. Формирование базовых 
логических  действий

Слово

Значение

    кивер

Солдат конного полка

булат

небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии

лафет

высокий военный головной убор военных из твердой кожи

драгун

оружие булатной стали, сабля

редут

боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

картечь

стоянка войск под открытым небом

бивак

квадратное земляное укрепление на поле боя

Групповая работа: установить соответствие


- выявить существенные признаки объекта;

-охарактеризовать существенные признаки объекта;

- сделать вывод на основе умозаключений.


2. Формирование базовых  
исследовательских  действий

Работа в парах. Распределите примеры тропов в соответствующую графу.

тропы

эпитеты

сравнения

метафоры

Дым летучий

Носились знамена, как тени

Звучал булат

Бой удалый

Протяжный вой

Двинулись, как тучи

Картечь визжала


- провести несложные исследовательские действия по установлению особенностей объекта изучения;

- сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.


3. Формирование 
умения общаться

Какие слова помогают «услышать» звук боя? (ответы товарищей)

- « Звучал булат, картечь визжала, земля тряслась - как наши груди».

Какой прием звукописи использует автор в третьей строфе?

- Долгий повторяющийся  звук (О) (долго, молча,  досадно, было, боя, что ли, о.) Это нужно, чтобы передать напряжение солдат, их досаду. ( Прием звукописи - ассонанс).


- сопоставить свои суждения с суждениями других участников;

- публично представить результаты своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...