Образ будущего в литературе
методическая разработка (7 класс)

Мордвинова Надежда Михайловна

Работа с внеклассным чтением позволяет расширить литературные горизонты.

Представленные в работе методы работы помогут развивать навыки креативного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchee_razrabotka_uroka.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образ будущего в литературе

Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайловна, ГБОУ СОШ № 9 г.Кинеля Самарской области

Цель: познакомить обучающихся с творчеством писателей-фантастов, которые создавали на страницах своих произведений образ будущего

Методические приемы: лабиринты вопросов, сопоставительный анализ текстов, метафорические ассоциации

Слово учителя

1 . этап

Во все времена будущее волновало умы как мыслителей, так и обычных людей, потому что будущее – это птица, которая увлекает нас за горизонт дальних странствий. Странствий во времени. Стоит прислушаться к мягкому и таинственному шелесту ее крыльев.

Сейчас мы познакомимся с тем, как пытались разглядеть очертания грядущих событий в Древней Греции, и прочитаем текст о дельфийских оракулах.

Доступ к Оракулу был на самом деле очень ограничен. Он был доступен для консультаций только в один день каждого месяца. В течение трёх месяцев в году, зимой, не было никаких консультаций. Считалось, что это произошло потому, что Аполлон искал более тёплый климат в холодные месяцы. Поэтому консультации были возможны только в течение девяти дней в году.
Даже в эти девять дней происходил дальнейший процесс, чтобы определить, был ли Аполлон счастлив получить консультацию. На жертвенного козла брызгали холодной водой. Если козёл вздрогнет, значит, Аполлон дал своё согласие, и день может идти по плану.
В каждый день консультаций стояла очередь из желающих задать свой вопрос и получить на него ответ. И все эти люди должны были очиститься в родниковой воде возле святилища. Первыми шли дельфийцы, за ними шли люди, имевшие своего представителя в Амфиктионии, а затем и все остальные греки. Не-греки были допущены последними.
Каждый пришедший к Оракулу должен был заплатить деньги и предложить пеланос, своего рода жертвенный пирог, перед консультацией. Ещё одна жертва была сожжена как приношение всем богам, а также жителям Дельф. После пройденной церемонии, каждый из очереди мог встретиться со жрицей Аполлона, иначе известной как Пифия и Дельфийский оракул.

Слово учителя

Даже в Средние века, которые представляются нам смутными и темными временами, люди пытались найти путь, связывающий настоящее с событиями грядущего.

Поиски философского камня и эликсира бессмертия начались именно в эту эпоху. Вместе с тем величайшие умы совершали великие открытия и предсказывали будущее.

Среди них особое место нанимает Мишель Нострадамус – астролог, алхимик, медик, естествоиспытатель и поэт.

Его предсказания изучают на протяжении пяти веков и ученые, и обычные люди. Он описал всю историю человечества вплоть до крушения мира, которое, по его мнению,  произойдет в 3797 году. Сложность понимания его предсказаний состоит в том, что будущее он зарифмовал.

Попробуем расшифровать стихотворение Нострадамуса «Пронизана память таинственным знаньем…», ведь оно содержит предсказание « о новом пути двадцать первого века».

Пронизана память таинственным знаньем

о судьбах земли и судьбе человека –

всё глухо, но светит одно предсказанье

о новом пути двадцать первого века.

Начнётся его благодатное время

в двадцатого века жестоких глубинах –

случайное, нежное, доброе семя

средь хилой травы прорастёт на руинах.

То Белая вырастет рядом с Усталым,

от тяготы власти, от злобы и битвы,

и словно цветком проведёт по металлу

и раны сомкнутся от звука молитвы.

Я скромный провидец Мишель Нострадамус,

мне Богом дана прорицанья свобода,

я вижу является Белая Дама

во днях девяносто четвёртого года.

Выходит она из земли в океане

мирских заблуждений о страсти и власти,

земля Атлантида всплывает в тумане

надеждой на счастье.

Каким видит будущее Мишель Нострадамус? Какие слова на это указывают?

Как вы думаете, кто скрывается за образом Белой Дамы?

На примере этого стихотворного послания мы можем убедиться в том, что предсказание будущего – это творчество. Особенность его заключается в том, что человеку, который пытается приоткрыть завесу тайны грядущих событий, необходимо обладать не только проницательностью, но и даром слова, потому что слово – магический кристалл, в котором отражается и прошлое, и настоящее, и будущее.

А кто как не писатель является настоящим предсказателем? Многие прозаики и поэты подарили миру произведения, в которых описано будущее. И самое удивительное – оно постепенно становится настоящим.

Слово учителя

2. этап

Знакомство с литературой предсказаний мне хотелось бы начать со стихотворения американского писателя Джека Лондона.

Человек будущего
Какой он − может ли кто его описать?
Шар Земной он расколет на части −

В азарте невиданных войн? Прогонит ли Смерть восвояси?

А может быть, к звёздам махнёт,
Правя упряжкой комет −
В межпланетных просторах Вселенной?

Обратите внимание: стихотворение состоит исключительно из вопросительных предложений. Каждое из них – мучительная попытка представить характер и особенность действий человека будущего.

Каким вы представляете человека будущего? Попробуйте описать его.

Это стихотворение было написано в начале 20 века. Спустя почти 30 лет, в 1951 году, другой американский писатель Рэй Брэдбери в рассказе «Пешеход» дает ответ на этот вопрос. Правда, выглядит он совсем неутешительно.

Наша задача понять, почему мир будущего и человека, живущего в нем, Рэй Брэдбери описывает в мрачных тонах.  Для этого мы отправляемся в 2053 год. Согласитесь, это уже недалекое будущее.

Анализ текста

Каждый раз туманным ноябрьским вечером, после наступления темноты, Леонард Мид, главный герой рассказа, «выходил из дома и гулял по затихшему дому в совершенном одиночестве». Он бесцельно бродит по безмолвным улицам мегаполиса.

Иногда он шел так часами, отмеряя милю за милей, и возвращался только в полночь. На ходу он оглядывал дома и домики с темными окнами — казалось, идешь по кладбищу, и лишь изредка, точно светлячки, мерцают за окнами слабые, дрожащие отблески. Иное окно еще не завешено на ночь, и в глубине комнаты вдруг мелькнут на стене серые призраки; а другое окно еще не закрыли — и из здания, похожего на склеп, послышатся шорохи и шепот.

Что современного человека может удивить в его действиях?

Но за этой, казалось бы, безобидной прогулкой скрывается иной жизненный уклад.

Другие люди в это же время по собственной воле заперлись в четырех стенах для того, чтобы смотреть телевизор. Вот как описывает безрадостную картину проведения досуга Рэй Брэдбери:

— Эй, вы там, — шептал он, проходя, каждому дому, — что у вас нынче по четвертой программе, по седьмой, по девятой? Куда скачут ковбои? А из-за холма сейчас, конечно, подоспеет на выручку наша храбрая кавалерия?

— А что теперь? — спрашивал он у домов, бросив взгляд на ручные часы. — Половина девятого? Самое время для дюжины отборных убийств? Иди викторина? Эстрадное обозрение? Или вверх тормашками валится со сцены комик?

Как вы думаете, почему люди проводят вечера перед экранами телевизора?

Можно ли это назвать добровольным рабством?

Напоминает ли их поведение времяпрепровождение людей нашего времени? Почему?

А тем временем Леонард Мид идет на запад. Примечательно, что за 10 лет одиноких прогулок он не встретил ни живой души.  10 лет, и ни одного человека!  

Он начал свои прогулки в 2043 и так никого и не встретил.

Десять лет он бродит вот так, то среди дня, то ночами, отшагал тысячи миль, но еще ни разу ему не повстречался ни один пешеход, ни разу.

Почему время поместило главного героя, словно в вакуум, в состояние полного одиночества?

В этом виноват кто-нибудь?

Внезапно прогулка героя прерывается появлением беспилотной полицейской машины. Причем  это единственная полицейская машина в трехмиллионном городе! Машина спрашивает Леонарда Мида о профессии:

— Род занятий?

— Пожалуй, меня следует назвать писателем.

— Без определенных занятий, — словно про себя сказала полицейская машина. Луч света упирался ему в грудь, пронизывал насквозь, точно игла жука в коллекции.

— Можно сказать и так, — согласился Мид.

Он ничего не писал уже много лет. Журналы и книги никто больше не покупает. «Все теперь замыкаются по вечерам в домах, подобных склепам», — подумал он, продолжая недавнюю игру воображения. Склепы тускло освещает отблеск телевизионных экранов, и люди сидят перед экранами, точно мертвецы; серые или разноцветные отсветы скользят по их лицам, но никогда не задевают душу.

Проанализируем этот эпизод. В нем мы можем увидеть черты будущего, уже ставшего настоящим?

Как в наше время люди относятся к книгам? Можно ли это соотнести с отношением к литературе жителей мегаполиса Рэя Брэдбери?

Серия дежурных вопросов показывает, что прогулка – проявление инакомыслия:

— Без определенных занятий, — прошипел механический голос. — Что вы делаете на улице?

— Гуляю, — сказал Леонард Мид.

— Гуляете?!

-Да, просто гуляю, — честно повторил он, но кровь отхлынула от лица.

— Гуляете? Просто гуляете?

— Да, сэр.

— Где? Зачем?

— Дышу воздухом. И смотрю.

— Где живете?

— Южная сторона, Сент-Джеймс-стрит, одиннадцать.

— Но воздух есть и у вас в доме, мистер Мид? Кондиционная установка есть?

— Да.

— А чтобы смотреть, есть телевизор?

— Нет.

— Нет? — Молчание, только что-то потрескивает, и это — как обвинение.

— Вы женаты, мистер Мид?

— Нет.

— Не женат, — произнес жесткий голос за слепящей полосой света.

Луна поднялась уже высоко и сияла среди звезд, дома стояли серые, молчаливые.

— Ни одна женщина на меня не польстилась, — с улыбкой сказал Леонард Мид.

— Молчите, пока вас не спрашивают.

Леонард Мид ждал, холодная ночь обступала его.

— Вы просто гуляли, мистер Мид?

— Да.

— Вы не объяснили, с какой целью.

— Я объяснил: хотел подышать воздухом, поглядеть вокруг, просто пройтись.

— Часто вы этим занимаетесь?

— Каждый вечер, уже много лет.

Затем героя отправляют в психиатрическую лечебницу.

Каким видит будущее Рэй Брэдбери?

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

В чем, на ваш взгляд, заключается наша задача, чтобы подобное будущее не поработило человека полностью?

Слово учителя

3.этап

В 2011 году русский писатель, наш современник, Майк Гелприн создал трогательный рассказ «Свеча горела». В нем так же, как и у Рэя Брэдбери, описывается мир будущего. Но, в отличие от американского фантаста,произведение Майка Гелприна оставляет лучик надежды. Надежды на то, что не все в будущем будет таким мрачным.

Анализ текста

Кто является главным героем произведения?

Почему постепенно он оказывается в изоляции от века информационных технологий?

Анализ эпизода.

— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век…

У Андрея Петровича была возможность переучиться. Почему он не смог это сделать?

Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Литература была его жизнью, его дыханьем, и он не мог адаптироваться к новой реальности, в которой она «умерла потому, что не ужилась с прогрессом».

Как Гелприн описывает нравы 21 века?

В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.

Почему в мире робототехники и виртуальной реальности людям не нужна литература? Напоминает ли эта ситуация наше время, когда технологии вытесняют духовность?

Опишите Максима, «человека», который захотел изучать литературу.

На вид обычный молодой человек,  работающий управляющим у состоятельной семейной пары, ведущий хозяйство, дела, подбивающий счета.

Что побудило Максима обратиться к Андрею Петровичу?

Как оказалось в дальнейшем, даже роботы могут чувствовать себя неуютно в рамках научно-технического прогресса. Даже роботы могут обретать человечность и бороться с бездуховностью среди детей.

Почему Андрей Петрович не распознал в Максиме робота?

Какая проблема общества информационных технологий затрагивается автором в рассказе «Свеча горела»?

Какой лучик надежды появляется в конце рассказа?

Что объединяет оба рассказа? В чем заключается различие?

Заключительный этап

Мы можем сделать вывод: литература предсказаний – особый вид творчества. Он заставляет читателя не только думать, но и делать все возможное, чтобы мир мрачного будущего никогда не наступил.

А закончить наше занятие мне бы хотелось стихотворением Валерия Брюсова «Будущее»:

Будущее!

Интереснейший из романов!

Книга, что мне не дано прочитать!

Край, прикрытый прослойкой туманов!

Храм, чья постройка едва начата!

Ребята, начинайте постройку храма будущего с чистыми и светлыми помыслами, в которых всегда будет место для литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное планирование по литературе "Образ Христа в литературе 19- 20 вв"

        Представленное планирование предназначено для учителей-словесников, работающих в средних и старших классах. В работе содержится историко-литературный и критиче...

Урок литературы в 5 классе "Образ кота в литературе".

На уроке дети прочитают отрывки из произведений русских и зарубежных писателей, в которых главным или второстепенным персонажем является кот, расскажут о своих домашних питомцах, выполнят творческую р...

Проект "Вечные образы - образ Иуды в литературе"

Проект "Вечные образы - образ Иуды в литературе" ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424b43ce517356a...

Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)

Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знани...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»

Представлена разработка внеклассного мероприятия, целью которого является расширить  представления обучающихся  о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое  в уже и...

Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего

Презентация курса "Индивидуальный итоговый проект. 10 класс"...

Образ будущего страны

приказ на конкурс...