Исследовательская работа "Шолоховская география"
проект (11 класс)

Дерезина Ирина Юрьевна
Задачи проекта: 1. Познакомиться с основными фактами биографии великого писателя, лауреата Нобелевской премии. 2. Изучить перечень произведений Шолохова, написанные им в разные периоды жизни. 3. Провести исследование всех представленных в перечне произведений Шолохова с целью определения места событий, описанных в них. 4. Сделать выводы по исследуемой проблеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isl.rab_sholohovskaya_geografiya.docx723.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления»

ПРОЕКТ

По дисциплине: Литература

На тему: «Шолоховская география»


Выполнила: студентка 11 юр. группы

Молоканова Владислава

                                                                         Преподаватель: Дерезина И.Ю.






2024

Содержание

Паспорт проекта ………………………………………………………………3

Введение……………………………………………………………………….5

  1. Творческая биография Михаила Шолохова…………………………..     ...6

1.2 Исследовательская работа………………………………………………..11


Заключение………………………………………………………………….....20

Список литературы………………………………………………………….  .21

Приложения…………………………………………………………………..  22




Паспорт проектной работы

Название проекта: Шолоховская география

Разработчик учебного проекта: Соколова Владислава

Название образовательного учреждения: ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления»

Руководитель проекта: Дерезина Ирина Юрьевна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту – Литература.

Тип проекта по продолжительности выполнения - долгосрочный

Тип проекта по предметно-содержательной области - предметный

Тип проекта по доминирующей деятельности - исследовательский

По количеству участников - индивидуальный

Проблема: Существует мнение о том, что все шолоховские произведения с точки зрения географической связаны с Западной Украиной, Доном, Кубанью. Так ли это?

Цель проекта: Проверить соответствует ли это расхожее мнение действительности, какова география шолоховских произведений.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с основными фактами биографии великого писателя, лауреата Нобелевской премии.
  2. Изучить перечень произведений Шолохова, написанные им в разные периоды жизни.
  3. Провести исследование всех представленных в перечне произведений Шолохова с целью определения места событий, описанных в них.
  4. Сделать выводы по исследуемой проблеме

Этапы работы над проектом:

А) Определение темы, цели и задач.

Б) Сбор и анализ информации.

В) Написание теоретической части проекта.

Г) Работа над практической частью и презентацией.

Д) Представление проекта перед аудиторией.

Введение

Михаил Александрович Шолохов — крупнейший советский прозаик, лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской (1965) премий. Его большой художественный талант, постепенно увядший под воздействием советских идеологических догм, проявился прежде всего в романе-эпопее “Тихий Дон” — одном из вершинных явлений литературы XX в. Он стал свидетелем “ключевых моментов” истории страны и в своем творчестве отразил все этапы борьбы и строительства нового государства: гражданскую войну, коллективизацию и Великую Отечественную войну. По художественным и публицистическим произведениям Шолохова можно изучать историю нашего государства, настолько они правдивы, монументальны и многогранны. Он отображает жизнь такой, какой она была. 

В середине двадцатых годов начинают печататься “Родинка”, “Пастух”, “Продкомиссар” - произведения, позже объединенные писателем в “Донские рассказы”.

Параллельно с работой над рассказами писатель приступает к созданию широкого полотна о жизни донского казачества накануне революций и до гражданской войны. Над романом-эпопеей “Тихий Дон” Михаил Александрович работал вплоть до 1940 года, обращался к нему и позже. 

В романе “Они сражались за Родину” глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически. 

После войны, в 1957 году, когда над миром возникла угроза новой мировой катастрофы, Шолохов опубликовал рассказ “Судьба человека”, чтобы напомнить о тех ужасах, которые больше не должны повториться. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны. 

 Творчество Шолохова оценено по достоинству. Он лауреат всех возможных премий и наград отечественных, а в 1965 году удостоен Нобелевской премии за роман “Тихий Дон”. Его произведения достойно вошли в русскую классическую литературу.

Глава 1

Теоретическая часть

  1. Творческая биография Михаила Шолохова


Чтобы исследовать географию, представленную в творчестве Шолохова, нам необходимо было обратиться к его собственной биографии, чтобы понять, почему именно к Дону обращены взоры писателя. Мы познакомились с ранними годами жизни.

Ранние годы

Родился Михаил Шолохов 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.) в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области.[3]

Первое образование в биографии Шолохова было получено в Москве в годы Первой Мировой войны. Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучаре. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования. В 1920 году пятнадцатилетним подростком участвовал в ликвидации неграмотности на юге России, а в 1922 году приехал в Москву. Об этом периоде в[3] автобиографии сказано скупо: «Успел за шесть лет изучить изрядное количество специальностей. Работал статистиком, учителем в низшей школе, грузчиком, продовольственным инспектором, каменщиком, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. Несколько месяцев, будучи безработным, жил на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего. Все время усиленно занимался самообразованием.»

Начало литературного пути

Впервые его произведения были напечатаны в 1923 году. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало важное мечсто. После изданий фельетонов в газетах, писатель публикует свои рассказы в журналах. В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый из цикла донских рассказов Шолохова – «Родинка». Позже все рассказы из этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы»(1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).

Расцвет творчества

В 1924 году молодой писатель вернулся на Дон. Здесь его полностью захватила идея создать эпос народной жизни на переломном этапе конца XIX- первой трети XX века. Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932). Так родился роман «Тихий Дон», принесший автору мировую славу и… множество огорчений. Первые книги романа были подвергнуты оглушительной критике неистовых ревнителей «классовой чистоты литературы»: писателя обвиняли в идеализации патриархальной деревни, в отходе от классовой непримиримости к казачеству, значительная часть которого не поддержала большевистскую революцию. Публикация третьей книги, рассказывающей о спровоцированном большевиками казачьем Вешенском восстании, была задержана, что породило версию о творческой несостоятельности автора, якобы укравшего две первые книги у некого другого писателя. И хотя с опровержением этой сплетни выступил не только поддерживающий Шолохова А. Серафимович, но и недолюбливающие его Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев и В. Ставский, версия о плагиате преследовала писателя всю его жизнь, отравляя его существование. После вмешательства М. Горького, поддержавшего Шолохова, в 1929-м и 1932 годах третья книга романа была опубликована. Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.[4]

Работа над романом совмещалась у Шолохова с интересом к современной жизни земляков, к происходящей на Дону коллективизации, воспринятой им как осуществление вековой мечты народа об общинной жизни. В 1932 году в печати появилась первая книга «Поднятой целины». Этот роман о временах коллективизации в двух томах в 1960 году получил Ленинскую премию.

В многочисленных интервью писатель обещал скорейшее появление продолжения. Но его не последовало: реальная коллективизация оказалась драматичней той, что отражена в романе. Уже в апреле 1933 года М. Шолохов обратился к И.В. Сталину с письмом-рассказом о «пытках, избиениях и надругательствах», которым партийные функционеры подвергали колхозников во время хлебозаготовок. И хотя Генеральный секретарь партии большевиков в ответном письме обвинил писателя в «однобокости» оценок, в том, что он защищает саботажников, ведущих «тихую войну с советской властью», на Дон была послана комиссия ЦК. Многие из арестованных и даже приговоренных к расстрелу были освобождены, на Дон пришли эшелоны с семенами и продовольствием.

В 1937 году над жизнью писателя нависла угроза ареста по сфальсифицированному обвинению в контрреволюционном заговоре на Дону, Шолохову пришлось бежать в Москву, где он добился встречи со Сталиным и признания своей полной невиновности на заседании Политбюро ЦК ВКП.

Драматизм XX столетия в полной мере воплотился в завершающей книге «Тихого Дона» (1940).

В Великую Отечественную войну писатель работал военным корреспондентом «Правды». Из его многочисленных статей и репортажей наибольшую известность получил рассказ «Наука ненависти». В 1943-1944 годах в «Правде» и «Красной звезде» начали печататься главы романа «Они сражались за Родину».

Однако трагические события предвоенных лет не прошли бесследно. После войны М. Шолохов надолго замолчал. Лишь в 1956 году появился рассказ «Судьба человека» и в 1959-1960 годах – Вторая книга «Поднятой целины», где тема коллективизации, по существу, сменилась темой взаимоотношений власти и народа, носителями подлинно народной нравственности выступали рядовые колхозники, а руководители-коммунисты уже не столько учили, сколько учились у народа.

Стоит отметить, что важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».

Новым потрясением для писателя стала история с публикацией в 1969 году свежих глав из романа «Они сражались за Родину». Рассказанная в них правда о репрессиях 1937 года не устраивала властей предержащих. И хотя после встречи с Л.И. Брежневым главы были напечатаны в «Правде», писатель, рассказывая близким о встрече с генсеком, сердито передразнил того: «Не сыпь соль на раны».

К этому времени М. Шолохов уже растерял многие бойцовские качества. Обласканный партийными вождями, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, удостоенный Ленинской и Государственной премий, увенчанный высшей мировой литературной наградой – Нобелевской премией, он часто смирял свой когда-то неукротимый характер в угоду политической конъюнктуре. Справедливые требования связи литературы с жизнью, с которыми он выступал на Втором съезде писателей СССР и XX съезде КПСС, соединялись у него с ерничеством и несправедливыми нападками на собратьев по перу. Продолжая в своих книгах гуманистические традиции Л. Толстого, он в публицистических выступлениях защищал судебные процессы над инакомыслящими. Его подпись стоит под различными антидемократическими обращениями в ЦК КПСС, стиль которых далек от того яркого русского языка, коим написаны его собственные произведения.

Трагедия большого художника завершилась тем, что после беседы с Брежневым М. Шолохов убедил себя, что партии не нужен его роман о войне и предвоенных годах, и сжег рукопись «Они сражались за Родину».

Последние годы жизни

С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ).
Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.

Художественный мир писателя

В своем творчестве М. Шолохов связан с народным сознанием, с одной стороны, и развивает эпические традиции Л. Толстого – с другой.

Характеризуя его первые произведения, А. Серафимович писал: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбирать из многих признаков наихарактернейшие ».

Шолохов воспринимает XX век как наиболее трагический в истории человечества. Литературоведами подсчитано, что из 20 рассказов, включенных писателем в донской цикл, в 10 герой погибает, в 5- подвергается пыткам или ранен, в 4- должен убить близких.

Вместе с тем у читателя не возникает ощущения бессмысленности бытия. Для всех его произведений характерна вера в бессмертие и торжество жизни. Не случайно во многих его произведениях встречаются образы детей- носителей будущей жизни («Шибалково семя», «Нахаленок», «Жеребенок», «Судьба человека», не говоря уже о финале «Тихого Дона»).

Отдавая дань романтическим сюжетам гражданской войны (смертельная ненависть отца-белогвардейца и сына- красного командира в рассказе «Родинка»; любящие друг друга муж и жена, оказавшиеся в разных лагерях, в рассказе «Шибалково семя», гибель лошади в рассказе «Жеребенок»), писатель в этих лучших своих произведениях одновременно показывал бесчеловечность гражданской войны, осуждал смертоубийство, прославлял народные (общечеловеческие) ценности.

Уже в первых рассказах проявился интерес писателя к фигурам трагическим, попавшим в жернова истории («Семейный человек» и «Обида»).

Наиболее ярко художественный мир писателя проявился в романе-эпопее «Тихий Дон».

  1. Исследовательская работа

Изучив биографию писателя, мы составили перечень его наиболее популярных произведений и приступили непосредственно к исследованию географии этих произведений, чтобы проверить правильность и объективность суждений о том, что все произведения Шолохова написаны о Доне и донском казачестве. С этой целью, читая произведения писателя из перечня упомянутых выше, мы старались обнаружить в них упоминания о месте событий, описываемых в произведении. Результат этого исследования таков.

«Родинка»

«В ту пору гоняли мы по верховым станицам Дона за бандой Игнатьева».

1924г.

«Алёшкино сердце»

«Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремлённые на высохшую степь глаза мужиков и скупые колючие мужицкие слёзы.»

1925г.

«Семейный человек»

«За окраиной станицы промеж немощно зеленой щетины хвороста стрянет солнце. Иду от станицы к Дону, к переправе».

1925г.

«Двухмужняя»

«На бугре, за реденьким частоколом телеграфных столбов щетинистыми хребетинами сутулятся леса: Качаловские, Атаманские, Рогожинские.»

1926г.

«Обида»

«В хуторе Дубровинском жили люди до нови».

1926г.

«Лазоревая степь»

«Над Доном, на облысевшем от солнечного жара бугре, под кустом дикого терна лежим мы: дед Захар и я».

1926г.

«У подножья крутолобой коричневой горы, в вербах, густо поднявшихся по обеим сторонам речки, между садами, обнесенными старыми замшелыми плетнями, жмутся, словно прячутся от докучливых взоров проезжих и прохожих, домики поселка Даниловки».

1926г.

«Чужая кровь»

«В Филипповку, после заговенья, выпал первый снег. Ночью из-за Дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробам заплел косы и догола вылизал кочковатые хребтины дорог».

1927г.

«Один язык»

«По станице Лужины давнишне грязная корка снега, недавно прилетевшие грачи в новом, цвета вороненой стали, оперении».

1956г.

«Судьба человека»

«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено выиграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны».

«Родинка» (1924г.)

В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем/ Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений.  Другой главный персонаж - атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки.  Атаман убивает себя.

«Летом нонешним купался Николка в Дону с военкомом» «Хата,

где квартирует Николка, стоит на яру над Доном»

«Продкомиссар» (1925г.)

Приехавший продкомиссар назначил Бодягина окружным комиссаром, поручил ему собрать 150 тысяч пудов хлеба и дал месяц сроку. Казаки решили даром хлеб не отдавать. Бодягин колесил по округе, пока не приехал в свою станицу, в которой не был уже шесть лет и узнал, что его отец все богатеет, женился второй раз после смерти жены. Утром председатель ревтрибунала сообщил, что двое кулаков агитировали казаков не сдавать хлеб, избивать красноармейцев. Двоих кулаков приговорили к расстрелу. В одном из приговоренных Бодягин узнал отца и попросил конвоира привезти заключенного к нему. Старик узнал сына, но Бодягин понимал, что разговаривать им с отцом не о чем. Сын присутствует при расстреле отца. В станицу нагрянули восставшие. Они попытались захватить Бодягина и Тесленко. В овраге Бодягин подобрал замерзающего сироту. Мужчины поняли, что им не уйти от погони. Тогда Бодягин привязал мальчишку к седлу и ударом шашки погнал коня прочь.  Убитые Бодягин и Тесленко три дня лежали в степи изрубленные, обсыпанные ячменем.

«Ночь на западе, за краем земли, сутуло сгорбатилась.»

«Шибалково семя» (1925г.)

 Красноармеец уговаривает заведующую детским домом принять от него ребенка.   Шибалок рассказывает историю рождения сына и гибели матери ребенка.Он увидел лежащую бабу в лесу, которая говорила, что ее изнасиловали красноармейцы. Шибалок взял её с собой. Спустя время баба «забрюхатила». Во время родов она рассказала, что её послали в отряд красных, чтобы она сообщала сведения банде. Шибалок убил Дарью, но ребёнка оставил. Спустя время он отнес ребенка в приют.

«В ту пору гоняли мы по верховым станицам Дона за бандой Игнатьева.»

«Семейный человек» (1925г.)

Паромщик Микишара повествует своему пассажиру о беде, что настигла его сыновей во время гражданской войны. Жена родила 9 детей и умерла, а 2 старших сына решили перейти на сторону красных. Под пасху на хутор пригнали пленных, среди которых был второй сын. На допросе его избили, а после забили на смерть штык-ножами.  Микишару повысили до старшего урядника. Когда казаки дошли до города Балашова, нашли Ивана, скрутили и привели в плен. Казаки его люто избили и велели отцу гнать сына в штаб. Пройдя полпути Иван упал на колени и взмолился, чтоб отец отпустил его. Микишара сказал сыну бежать и предупредил, что для виду пару раз выстрелит. Иван побежал, а Микишара стал на колено и выстрелил ему в спину. Так умер второй сын.

«За окраиной станицы промеж немощно зеленой щетины хвороста стрянет солнце. Иду от станицы к Дону, к переправе.»

«Двухмужняя» (1925г.)

«На бугре, за реденьким частоколом телеграфных столбов щетинистыми хребетинами сутулятся леса: Качаловские, Атаманские, Рогожинские.»

«Обида» (1926г.)

Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и пошёл с маленькой дочерью в магазин. Там продавщица спутала его с пьяницей, который вчера дебоширил в магазине. Он решил разобраться в чём дело, но никто ему не верил. За продавщицу заступился мужчина в плаще. Он решил дождаться этого в плаще и спросить, зачем он угодничает перед продавцом, но разговора не получилось. Сашка во дворе узнал его номер квартиры и пошёл к нему разговаривать. Мужчина позвал своего сына и сказал, что Сашка обхамил его в магазине. Сашка попытался объясниться, но Игорь сгреб его за грудки — раза два стукнул головой о дверь, протащил к лестнице и спустил вниз. Сашка чудом удержался на ногах. Он хотел уже идти домой за молотком, но тут прибежала его жена и они пошли домой.

«В хуторе Дубровинском жили люди до нови.»

«Чужая кровь» (1926г.)

Произведение описывает историю о том, как пожилая пара выхаживала тяжелораненого солдата. В это время они сильно к нему привязываются на фоне недавней потери собственного сына. Молодой человек оклемался и, покинув стариков, вернулся в родной город. Не удержали его ни новые возникшие чувства к обретённым отцу и матери, ни их мольбы остаться.

«В Филипповку, после заговенья, выпал первый снег. Ночью из-за Дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробам заплел косы и догола вылизал кочковатые хребтины дорог.»

«Тихий Дон» (1928г.)

С самого начала автор начинает описывать двор Мелехового, который располагается на самом краю хутора. Рассказывается история семьи, главным членом которой является Григорий. Его дед еще в молодости женился на женщине, которую привез с собой из похода. Из-за этого у дедушки Григория со своим отцом разразился конфликт. Ему пришлось стать отшельником и поселиться на отшибе, вскоре у них появился ребенок, которого они назвали Пантелеем. Когда мальчик вырос, он стал помогать отцу по хозяйству, а вскоре и сам женился на казачке. Ранним утром Пантелей приглашает своего младшего сына на рыбалку, во время которой просит забыть про Аксинью, которая была уже женой их соседа Степана. Но Григорий никак не реагирует на просьбу отца и продолжает бегать за Аксиньей. Степан, узнав об измене жены, еще сильнее начинает избивать Аксинью, а Григория быстренько женят на Наталье. И как раз в это время Григория призывают на войну, которая длилась 4 года. В это же время погибает дочь Григория, и Аксинья начинает принимать ухаживания от Листинцкого. После еще одного ранения Григория отправляют домой, слухи о неверности любимой доходят до него мгновенно, и он принимает решение вернуться к жене. Григория хотят арестовать из-за того, что он воевал за белых, чтобы спасти жизнь, ему приходится бежать из родных краев. Возвращается он домой лишь после известия о восстании казаков. Его брат служит за красных, но его обманным путем берут в плен и убивают. Гибель брата и война плохо сказываются на состоянии Григория, он начинает злоупотреблять алкоголем.

 Основное действие разворачиваются в станице Вешенской.

«Поднятая целина» (1932г.)

События романа разворачиваются на Дону в разгар коллективизации, в 1930 году. На хутор Гремячий Лог по заданию партии приезжает коммунист, двадцатипятитысячник, бывший моряк и рабочий Ленинградского завода, Семён Давыдов. Он знакомится с руководителем местной партийной ячейки Макаром Нагульновым и председателем гремячинского сельсовета Андреем Размётновым. Вместе им меньше чем за год удается организовать Гремячинский колхоз, преодолевая недоверие «середняков», борясь с вредительством и бесхозяйственностью.

«По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 г. въехал в хутор Гремячий Лог верховой.»

«Судьба человека» (1956г.)

С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в нацистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Он сразу же возвращается на фронт не в силах больше находиться в родном городе. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. В день победы Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. После войны одинокий Андрей Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать погибла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено выиграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.»

«Они сражались за Родину» (1942г.)

В романе многогранно раскрыта судьба трех рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Николай Стрельцов угнетен отступлением своего полка и личным горем: перед войной ушла жена, детей оставил у старой матери. В бою он был контужен и оглох. Иван Звягинцев, до войны комбайнер, богатырь, простодушный человек, стремится утешить Стрельцова, жалуется ему сам на свою якобы неудачную семейную жизнь. Далее появился Стрельцов, родной брат Николая, генерала Красной Армии. Лопахин очень тяжело переживает героическую смерть лейтенанта Голощекова. Николай сильно переживает при отступлении, вспоминая, какими глазами их провожали местные жители. Звягинцев впервые наблюдает за тем, как языки пламени пожирают спелый хлеб на колхозном просторе. 

Действие первых опубликованных глав романа «Они сражались за Родину» начиналось летом 1942 года, во время отступления наших войск к Дону. Картины развернувшихся в донских степях сражений как бы предваряют гигантскую битву на Волге.

Проанализировав некоторые произведения Михаила Шолохова, мы пришли к выводу, что действительно все шолоховские произведения с точки зрения географической связаны с Западной Украиной, Доном, Кубанью. Взятая нами под сомнение мысль о связи большинства произведений Шолохова с географией с Западной Украины, Дона, Кубани нашла своё подтверждение в нашем исследовании. Карта Ростовской, Волгоградской областей и Краснодарского края убедили нас в правильности сделанных нами выводов. Большая часть произведений писателя описывает события, которые происходили на Дону.

hello_html_m30ac8311.jpg


Рис. 1. Карта Ростовской, Волгоградской области, Краснодарского края

Условные обозначения на карте:

Флажок № 1- река Дон в рассказах «Родинка», «Лазоревая степь», «Чужая кровь».

№ 2 – село Покровское в рассказе «Продкомиссар».

№ 3 –пос. Октябрьский – в рассказе «Шибалково семя».

№ 4 - река Северный Донец в рассказе «Семейный человек».

№5.- Первомайское, Милютинская – в рассказе «Обида».

№ 6.- Перелазовский, Филиповка– в рассказе «Чужая кровь».

№7 – станица Вёшенская – в романе «Тихий Дон».

№8 – Гремячий Лог- в романе «Поднятая целина».

№9 – Цимлянское водохранилище- в рассказе «Судьба человека».

№10- пос. Целина - в повести «Они сражались за Родину».

Заключение

Следует заметить, что Дон вызывает у Михаила Александровича тёплые чувства, которыми он готов делиться со своими читателями почти в каждом произведении. Эти места для писателя родные. Имя Шолохова, как бесспорного Нобелевского лауреата, вновь стало одним из доминирующих в оценках достижений мировой литературы XX века. Выходец из простого народа, из семьи донских казаков, Михаил Шолохов живёт среди своих земляков. Он тесно связывает своё творчество с жизнью, интересами простых людей. В их жизни и борьбе он черпает материал для своих произведений, среди них находит героев своих книг. В художественных произведениях он поднимает вопросы, наиболее волнующие современников. Сотни миллионов читателей всего мира знают романы Шолохова “Тихий Дон” и “Поднятая целина” — произведения высоко гуманистические, проникнутые глубокой верой в человека, в его способность преобразовать жизнь, сделать ее светлой и радостной для всех.

Проанализировав некоторые произведения Михаила Шолохова, можно сделать вывод, что большая часть его произведений происходит на Дону. Что это место вызывает у Михаила Александровича тёплые чувства, которыми он готов делиться со своими читателями почти в каждом произведении. Эти места для писателя родные. Кажется, описывая в произведениях родные края, он будто возвращался туда снова и снова. Большая часть произведений происходит именно на Дону, что не даёт читателю забывать о бескрайних просторах русской земли.

 Список литературы.

  1. М.Шолохов. Классики и современники. Рассказы. Л., 1983г.
  2. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00041901184864038685
  3. http://all-biography.ru/alpha/s/sholoxov-mixail-aleksandrovich-sholohov-mihail-aleksandrovich
  4. http://lit-helper.com/p_Tvorcheskii_put-_Sholohova_M_A




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа исследовательского кружка "География и жизнь"

Полная рабочая программа исследовательского географического кружка, пояснительная записка,  тематическое планирование, права и обязанности учащихся и руководителей, основы исследования, анкеты и ...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

статья по географии "Проблемно-исследовательское обучение на уроках географии"

Проблемно-исследовательское обучение на уроках географииСоколова Людмила Владимировна, учитель географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ» Данная работа  показывает возм...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Исследовательская работа «География и жизнь»

Исследовательская работа "География и жизнь" для учащихся 5-ых классов проводится в течении всего учебного года.Начинается на первых уроках,когда ведется речь о месте географических знаний в жизни....

Исследовательская работа "География России на денежных знаках"

Исследовательская работа "География России на денежных знаках". Научно-практическая значимость данной работы заключается в том, что материал можно использовать во многих направлениях. И...