Монолог и его виды
план-конспект урока (7 класс)
Конспект урока по теме: "Монолог и его виды" включает в себя карточку для самостоятельной работы и полное описание хода урока.
Презентация к уроку включает в себя отрывки произведений и основные термины, необходимые для данного урока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.68 КБ | |
| 365.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: "Монолог и его виды"
Цели урока:
1. Образовательные цели:
- Ознакомить учащихся с понятием монолога, его структурой и функциями в литературе и театре.
- Рассмотреть основные виды монологов (драматический, лирический, риторический, внутренний) и их особенности.
- Развить навыки анализа и интерпретации текстов монологов различных жанров.
2. Развивающие цели:
- Формировать умения работать с текстом: выделять главные идеи, определять стиль и эмоциональную окраску монолога.
- Способствовать развитию критического мышления через обсуждение и анализ произведений.
- Развивать творческие способности учащихся через написание собственных монологов.
3. Воспитательные цели:
- Воспитывать уважение к литературному наследию и культуре речи.
- Формировать умение слушать и уважать мнения других, развивать навыки работы в группе.
- Способствовать развитию эмоционального интеллекта через осознание чувств и переживаний персонажей.
Оборудование:
- Примеры монологов из литературы и театра (текстовые материалы)
- Записи аудио или видео выступлений с монологами (по возможности)
Ход урока:
I. Введение (5 минут)
- Приветствие учащихся.
- Объяснение темы урока. Вопрос к классу: "Что вы знаете о монологах?" (Обсуждение).
II. Понятие монолога (10 минут)
1. Определение:
- Монолог — это речь одного персонажа, обращенная к самому себе, к другому персонажу или к аудитории, в которой выражаются его мысли и чувства.
-Монолог в литературных произведениях — это своеобразное самораскрытие литературного героя, персонажа, который изливает свою душу.
2. Значение:
- В литературе и театре монолог используется для раскрытия внутреннего мира персонажа, передачи его эмоций и конфликтов.
III. Виды монологов (15 минут)
1. Драматический монолог:
- Определение: речь персонажа, обращенная к другим персонажам или аудитории.
- Пример: монолог из пьесы Шекспира "Быть или не быть".
2. Лирический монолог:
- Определение: выражение личных чувств и размышлений героя.
- Пример: стихи Пушкина или Есенина.
3. Риторический монолог:
- Определение: используется для убеждения аудитории, часто встречается в публичных выступлениях.
- Пример: известные речи исторических личностей - Мартин Лютер Кинг – У меня есть мечта.
4. Внутренний монолог:
- Определение: мысли персонажа, не предназначенные для посторонних ушей, отражающие его внутренние переживания.
- Пример: произведение Достоевского «Преступление и наказание»
IV. Анализ примеров (15 минут)
- Разделить класс на группы. Каждой группе предоставить текст одного из видов монолога.
- Задание: проанализировать текст, определить его вид и основные идеи. Выделить основные средства выразительности
- Каждая группа представляет свои выводы классу.
Отрывок произведения А.С.Пушкина «К морю» | Отрывок произведения С. Есенина «Монолог о любви» |
Прощай, свободная стихия! Как друга ропот заунывный, Моей души предел желанный! | Ты меня не любишь, не жалеешь, |
V. Практическое задание (10 минут)
- Учащиеся пишут короткий собственный монолог на одну из предложенных тем:
1. Мысли о будущем.
2. Конфликт с другом.
3. Радость от достижения цели.
- По желанию некоторые ученики могут прочитать свои работы вслух.
VI. Заключение (5 минут)
- Подведение итогов урока.
- Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему монолог важен в литературе и театре?
- Какие эмоции вызывает у вас чтение или прослушивание монолога?
VII. Домашнее задание
- Найти и подготовить анализ выбранного вами монолога из книги или пьесы, указать его вид и основные идеи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Монолог Это речь одного персонажа, обращенная к самому себе, к другому персонажу или к аудитории, в которой выражаются его мысли и чувства. Монолог в литературных произведениях Это своеобразное самораскрытие литературного героя, персонажа, который изливает свою душу.
ДРАМАТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ
ДРАМАТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ
ЛИРИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ
РИТОРИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ
ДРАМАТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ
ДРАМАТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Әмирхан Еники әсәрләрендә эчке монолог
Перо А.Еники удивительно тонко и чутко чувствовало и понимало красотучеловеческой души и изображало ее с совершенством непос...

Статья "Внутренний монолог о полёте, детях и учителе"
Выразительный штрих учительской работы - видеть в ребёнке ребёнка, его желания и мечты, слышать в классном хоре всех и каждого в отдельности. Это просто необходимое качество педагога на все времена. Т...
Темы для монолога к ГИА по английскому языку
Монологи по темам :"Путешествие", "Времена года", "Праздники", "Покупки", "Мой день" на английском языке к ГИА....
Открытый урок по литературе в 9 классе «Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя» по повести Л.Н.Толстого «Юность»
Данный урок входит в раздел "Внеклассное чтение", что соответствует программе по литературе. К уроку прилагается презентация....

Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.
Урок развития речи в 6 классе по теме: «Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.» ...

Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.
Презентация к уроку"Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования"...

«СОСТАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МОНОЛОГА ПО ТЕКСТУ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
На современном этапе развития методики определяющим звеном в преподавании уроков русского языка и литературы является усиление коммуникативной направленности. Поэтому на уроках больше внимания должно ...
