Монолог и его виды
план-конспект урока (7 класс)

Мария Стародубова

Конспект урока по теме: "Монолог и его виды" включает в себя карточку для самостоятельной работы и полное описание хода урока.
Презентация к уроку включает в себя отрывки произведений и основные термины, необходимые для данного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: "Монолог и его виды"

Цели урока:

1. Образовательные цели:

- Ознакомить учащихся с понятием монолога, его структурой и функциями в литературе и театре.

- Рассмотреть основные виды монологов (драматический, лирический, риторический, внутренний) и их особенности.

- Развить навыки анализа и интерпретации текстов монологов различных жанров.

2. Развивающие цели:

- Формировать умения работать с текстом: выделять главные идеи, определять стиль и эмоциональную окраску монолога.

- Способствовать развитию критического мышления через обсуждение и анализ произведений.

- Развивать творческие способности учащихся через написание собственных монологов.

3. Воспитательные цели:

- Воспитывать уважение к литературному наследию и культуре речи.

- Формировать умение слушать и уважать мнения других, развивать навыки работы в группе.

- Способствовать развитию эмоционального интеллекта через осознание чувств и переживаний персонажей.

Оборудование:

- Примеры монологов из литературы и театра (текстовые материалы)

- Записи аудио или видео выступлений с монологами (по возможности)

Ход урока:

I. Введение (5 минут)

- Приветствие учащихся.

- Объяснение темы урока. Вопрос к классу: "Что вы знаете о монологах?" (Обсуждение).

II. Понятие монолога (10 минут)

1. Определение:

- Монолог — это речь одного персонажа, обращенная к самому себе, к другому персонажу или к аудитории, в которой выражаются его мысли и чувства.

-Монолог в литературных произведениях — это своеобразное самораскрытие литературного героя, персонажа, который изливает свою душу.

2. Значение:

- В литературе и театре монолог используется для раскрытия внутреннего мира персонажа, передачи его эмоций и конфликтов.

III. Виды монологов (15 минут)

1. Драматический монолог:

- Определение: речь персонажа, обращенная к другим персонажам или аудитории.

- Пример: монолог из пьесы Шекспира "Быть или не быть".

2. Лирический монолог:

- Определение: выражение личных чувств и размышлений героя.

- Пример: стихи Пушкина или Есенина.

3. Риторический монолог:

- Определение: используется для убеждения аудитории, часто встречается в публичных выступлениях.

- Пример: известные речи исторических личностей - Мартин Лютер Кинг – У меня есть мечта.

4. Внутренний монолог:

- Определение: мысли персонажа, не предназначенные для посторонних ушей, отражающие его внутренние переживания.

- Пример: произведение Достоевского «Преступление и наказание»

IV. Анализ примеров (15 минут)

- Разделить класс на группы. Каждой группе предоставить текст одного из видов монолога.

- Задание: проанализировать текст, определить его вид и основные идеи. Выделить основные средства выразительности

- Каждая группа представляет свои выводы классу.

Отрывок произведения А.С.Пушкина «К морю»

Отрывок произведения С. Есенина «Монолог о любви»

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

V. Практическое задание (10 минут)

- Учащиеся пишут короткий собственный монолог на одну из предложенных тем:

1. Мысли о будущем.

2. Конфликт с другом.

3. Радость от достижения цели.

- По желанию некоторые ученики могут прочитать свои работы вслух.

VI. Заключение (5 минут)

- Подведение итогов урока.

- Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, почему монолог важен в литературе и театре?

- Какие эмоции вызывает у вас чтение или прослушивание монолога?

VII. Домашнее задание

- Найти и подготовить анализ выбранного вами монолога из книги или пьесы, указать его вид и основные идеи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОНОЛОГ И ЕГО ВИДЫ Разработала: учитель русского языка и литературы МБОУ «Ляминская СОШ» Стародубова М.А.

Слайд 2

Монолог Это речь одного персонажа, обращенная к самому себе, к другому персонажу или к аудитории, в которой выражаются его мысли и чувства. Монолог в литературных произведениях Это своеобразное самораскрытие литературного героя, персонажа, который изливает свою душу.

Слайд 3

ДРАМАТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ

Слайд 4

ДРАМАТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ

Слайд 5

ЛИРИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ

Слайд 7

РИТОРИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ

Слайд 8

ДРАМАТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ

Слайд 9

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ

Слайд 10

ДРАМАТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Әмирхан Еники әсәрләрендә эчке монолог

       Перо А.Еники удивительно тонко и чутко      чувствовало и понимало красотучеловеческой  души и изображало ее с совершенством непос...

Статья "Внутренний монолог о полёте, детях и учителе"

Выразительный штрих учительской работы - видеть в ребёнке ребёнка, его желания и мечты, слышать в классном хоре всех и каждого в отдельности. Это просто необходимое качество педагога на все времена. Т...

Темы для монолога к ГИА по английскому языку

Монологи по темам :"Путешествие", "Времена года", "Праздники", "Покупки", "Мой день"  на английском языке к ГИА....

Открытый урок по литературе в 9 классе «Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя» по повести Л.Н.Толстого «Юность»

Данный урок входит в раздел "Внеклассное чтение", что соответствует программе по литературе. К уроку прилагается презентация....

Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.

Урок развития речи в 6 классе по теме: «Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.» ...

Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.

Презентация к уроку"Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования"...

«СОСТАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МОНОЛОГА ПО ТЕКСТУ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

На современном этапе развития методики определяющим звеном в преподавании уроков русского языка и литературы является усиление коммуникативной направленности. Поэтому на уроках больше внимания должно ...