АНАЛИЗ ТЕКСТА
материал по русскому языку по теме

Анализ текстов для старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Анализ тектов106.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА N 1.        Анализ текста.

Задание 1. Чем объясняется наличие ударения на втором слоге слова колыхнет?

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шорох стаи журавлиной,-

И в шуме листьев замер он.

Как море вешнее в разливе,

Светлея, не колыхнет день,-

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень.

(Ф.Тютчев.)

1. Норма литературного произношения этого слова в XIX веке.

2. Индивидуально-авторское образование.

3. Рифма.

Объясните правописание глаголов.

Задание 2. Установите, к какой части речи относится слово то в нижеприведенном тексте.

Легкий ветерок то пр...сыпался, то утихал: п...дует вдруг прямо в лицо и как будто разыграется, - все весело зашумит, закивает и задвижется кругом, грациозно закачаются гибкие концы пап..р..тников, - обрадуешься ему... но вот уж он опять замер, и все опять стихло... .

(И. Тургенев. )

1. Частица.

2. Местоимение.

3. Союз.

Объясните правописание наречий.

КАРТОЧКА N 2.        Анализ текста.

Задание 1. Можно ли заменить слово задвижется словом задвигается в следующем тексте? Свой выбор обоснуйте.

Легкий ветерок то пр...сыпался, то утихал: п...дует вдруг прямо в лицо и как будто разыграется, - все весело зашумит, закивает и задвижется кругом, грациозно закачаются гибкие концы пап..р..тников, - обрадуешься ему... но вот уж он опять замер, и все опять стихло... .

(И. Тургенев. )

1. Да.

2. Нет.

Каким членом предложения является слово всё?

Задание 2. Можно ли назвать индивидуально-авторскими единицами выделенные в стихотворении формы причастий?

                    /

Минута: минущая: минешь!                    Минута: мающая! Мнимость

Так мимо же, и страсть и друг!        Вскачь - медлящая! В прах и в хлам

Да будет выброшено ныне ж -        Нас мелящая! Ты, что минешь:

Что завтра б - вырвано из рук!        Минута: милостыня псам!..

(М.Цветаева.)

Минута: мерящая! Малость

Обмеривающая, слышь:                1. Индивидуально-авторские образования.

То никогда не начиналось,                2.Общеупотребительные образования.

Что кончилось. Так лги ж, так льсти ж. <...>

Назовите начальную форму глагола (инфинитив), от которого образованы причастия. Определите залог и время причастий.

КАРТОЧКА N 3.        Анализ текста.

Задание 1. Каким "тихим словом" развязана трагедия десяти лет?

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его напрасно.

Отошел ты. И стало снова

На душе и пусто и ясно.  (А.Ахматова.)

1. Уходи!

2. Не люблю!

3. Прощай!

Объясните правописание безударных гласных в словах.

Задание 2. Какое слово является вершиной стихотворного текста, его кульминацией?

Проводила друга до передней.     Брошена! Придуманное слово -

Постояла в золотой пыли.         Разве я цветок или письмо?

С колоколенки соседней           А глаза глядят уже сурово

Звуки важные текли.              В потемневшее трюмо.    (А.Ахматова.)

1. Проводила.

2. Брошена.

3. Цветок или письмо.

По толковому словарю установите значение слова в золотой (пыли).

КАРТОЧКА N 4.        Анализ текста.

Задание 1. Кому принадлежит своеобразный стихотворный месяцеслов?

Я в январе была подругой.        Мне жаль, что ваше тело

*              Растает в марте, хрупкая Снегурка.

Памятным мне будет месяц вьюжный,        *

Северный, встревоженный февраль.            Нежна апрельская прохлада.

*

1. М.Цветаева.             Как ты до мая доживешь?

2. А.Ахматова.

3. О.Берггольц.

Объясните наличие запятой между определениями северный, встревоженный (февраль).

Задание 2. Почему слово нанять воспринималось как иностранное?

В 1924 году, говорят, из Владикавказа в Тифлис можно было проехать просто: нанять автомобиль во Владикавказе и по Военно-Грузинской дороге, где необычайно красиво. И всего 210 верст. Но в 1921 году само слово "нанять" звучало во Владикавказе как слово иностранное.

(М.Булгаков.)

1. Оно только осваивалось нерусскими во Владикавказе.

2. Оно использовалось в сочетании с новым словом автомобиль.

3. Оно меняло свою стилистическую окраску: из разговорного переходило в состав литературных единиц.

Просклоняйте имена числительные.

КАРТОЧКА N 5.        Анализ текста.

Задание 1. В каком значении употребил М.Ю.Лермонтов слово странною (любовью) в стихотворении "Родина"?

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не        победит ее рассудок мой.

Ни        слава, купленная кровью,

Ни        полный гордого доверия покой,

Ни        темной старины заветные преданья,

Не        шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но        я люблю - за что, не знаю сам...

1. Не похожая ни на какие другие чувства любовь.

2. Страсть, захватывающая всего поэта.

3. Чувство, не объяснимое самим поэтом, неясное для него, непонятное ему.

Установите функции отрицательных частиц не и ни в этом отрывке.

Задание 2. О каком городе написал Ф.Глинка?

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

1. Москва.

2. Новгород.

3. Владимир.

Используя толковый словарь русского языка, установите значение слов срединный, сердечный. В чем они схожи? А чем различаются?

КАРТОЧКА N 6.        Анализ текста.

Задание 1. В каком значении употребил А.С.Пушкин слово державное (теченье) в своей поэме?

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит...

1. Река, достойная столицы России - Петербурга.

2. Спокойное, важное, неторопливое.

3. Олицетворяющее державу - Российское государство.

Произведите синтаксический разбор этого предложения.

Задание 2. В прямом или переносном значении употребил А.С.Пушкин слово пастырь в стихотворении "Кавказ"?

...А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам.

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах...

1. Прямое значение - "пастух".

2. Переносное значение - "духовное лицо, имеющее приход".

Используя толковый словарь русского языка, установите значение слова по злачным (стремнинам). Возможна ли замена этого слова в данном тексте? Почему поэт использовал именно это слово?

КАРТОЧКА N 7.        Анализ текста.

Задание 1.  Какую функцию выполняют музыкальные термины бас, тенор, дискант в повести А.П.Чехова "Степь"?

Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты - всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить.

1. Номинативная (для называния) функция.

2. Стилистическая функция.

3. Изобразительно-выразительная функция.

Произведите морфологический разбор всех союзов в данном тексте. Установите функцию тире.

Задание 2. Охарактеризуйте выделенное слово с точки зрения его исторического изменения.

Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, еще не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни... (И.Тургенев.)

1. Архаизм.

2. Историзм.

3. Неологизм.

Используя "Словарь живого великорусского языка" В.И.Даля, установите значение слова ссечка.

КАРТОЧКА N 8.        Анализ текста.

Задание 1. Замените в тексте слово ссечки другим словом.Какое слово является более близким по смыслу?

Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, еще не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни... (И.Тургенев.)

1. Дорожки.

2. Просеки.

3. Вырубки.

Объясните, почему определения в данном тексте являются однородными.

Задание 2. Установите функцию выделенного слова в тексте.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.    (М.Пришвин.)

1. Номинативная (для называния) функция.

2. Стилистическая функция.

3. Изобразительно-выразительная функция.

Произведите морфологический  разбор слова кладовая (солнца).

КАРТОЧКА N 9.        Анализ текста.

Задание 1. Установите функцию тире в тексте.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина.

(М.Пришвин.)

1. Интонационное тире.

2. Тире в неполном предложении.

Определите, к какому лексико-грамматическому разряду относятся имена существительные.

Задание 2. Какую форму имени существительного чай следует использовать в тексте?

После ча... я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками.

(М.Пришвин.)

1. Чаю.

2. Чая.

Просклоняйте имя существительное чай.

КАРТОЧКА N 10.        Анализ текста.

Задание 1. Установите, к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

  С резными ставнями окно...   (М.Лермонтов.)

1. Разговорная.

2. Нейтральная.

3. Книжная.

4. Высокая.

Произведите морфологический разбор слова покрытую.

Задание 2.  Установите значение слова выя в тексте.

Ты не гнула крепкой выи

В бедовой своей судьбе;

Разве пасынки России

Не поклонятся тебе?..        (Ф.Глинка.)

1. Спина.

2. Шея.

3. Хребет.

По толковому словарю русского языка установите значение слова пасынки.

КАРТОЧКА N 11.        Анализ текста.

Задание 1.  Замените слова саженей и версты словами метров и километра. Изменится ли смысл сказанного?

Наши невысокие, отлогие холмы, на которые въезжаешь, почти их не замечая, подымающиеся много что на сто или полтораста саженей, и по скатам которых мы видим все одни и те же поля, леса, рощи, села и деревни, конечно, мало походят на высокие горы, вершины которых покрыты вечным снегом и льдом и, подымаясь на три, на четыре версты кверху, уходят далеко за облака. (К.Ушинский.)

1. Изменится.

2. Не изменится.

Объясните правописание глаголов и глагольных форм.

Задание 2. Существует ли в современном русском языке выражение из приведенного выше текста: подымающиеся много что на сто или полтораста...?

1. Существует.

2. Не существует.

Объясните постановку знаков препинания в этом тексте.

КАРТОЧКА N 12.        Анализ текста.

Задание 1. К какой лексике современного русского языка относятся слова в тексте?

Нельзя думать, что ты уже художник, если научился прикладывать к действительности пропускную бумагу и получать на ней точное изображение реального мира. Дело в том, что сама видимость реального мира не вполне передает нам его истинную сущность - и задача художника заключается в добавлении к видимости того, что не хватает ей до ее истинности, или в изменении ее. (А.Платонов.)

1. Разговорная.

2. Книжная.

3. Нейтральная.

Выделите словообразовательные суффиксы книжного характера.

Задание 2.  Отметьте в тексте диалектное слово.

Утро на пряслинской усадьбе начиналось с птичьего гомона. Едва только из-за реки брызнут первые лучи солнца, как вся пернатая мелюзга, прижившаяся возле нового дома на угоре, принималась славить жизнь. На все голоса, на все лады. (Ф.Абрамов.)

1. Мелюзга.

2. Угор.

3. Гомон.

Замените выражение славить жизнь своим словом.  Сравните тексты. Сделайте вывод о выразительности выражения в тексте и его замене.

КАРТОЧКА N 13.        Анализ текста.

Задание 1. К какой лексике относятся выделенные слова?

Село, значит, наше - Радово,

Дворов, почитай, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

Богаты мы лесом и водью,

Есть пастбища, есть поля.

И по всему угодью

Рассажены тополя.        (С.Есенин.)

1. Разговорная.

2. Диалектная.

3. Просторечная.

Произведите морфемный разбор слова водью. Общеупотребительное это слово или индивидуально-авторская единица?

Задание 2.  Какие слова текста вступают в синонимические отношения?

Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась

Так по-детски,

Что барабан не выдержал: "Хорошо, хорошо, хорошо!"

А сам устал,

не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел...       (В.Маяковский.)

1. Издергалась - разревелась.

2. Устал - не дослушал.

3. Шмыгнул - ушел.

Определите характер изобразительно-выразительных средств (тропов и фигур), использованных автором в этом тексте.

КАРТОЧКА N 14.        Анализ текста.

Задание 1. Какое слово текста является индивидуально-авторским неологизмом?

В смокинг вштопорен,

Побрит, что надо, по гранд

по опере гуляю грандом. Смотрю

в антракте -

красавка на красавице...  (В.Маяковский.)

1. Вштопорен.

2. Грандом.

3. Красавка.

Выделите заимствованные слова. По словарю иностранных слов установите, из какого языка они заимствованы. Являются ли слова грандом, (по) гранд (по опере) омонимами?

Задание 2.  Укажите разряд выделенных имен существительных.

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет? (Ф.Глинка.)

1. Собственное.

2. Нарицательное.

Просклоняйте имена существительные Царь-колокол, Царь-пушка.

КАРТОЧКА N 15.        Анализ текста.

Задание 1.  Какое слово текста относится к устаревшим словам?

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!   (Ф.Глинка.)

1. Дворцы.

2. Посады.

3. Палаты.

4. Деревни.

Используя толковый словарь русского языка, установите значение слова палаты. Совпадает ли одно из значений со значением этого слова в тексте?

Задание 2. Чем объясняется использование слова красивость в тексте А.С.Пушкина?

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость.

1. Рифма.

2. Размер стиха.

3. Значение слова.

4. Стилистическая функция.

Объясните отличие слов красота и красивость с точки зрения разных уровней языковой системы.

КАРТОЧКА N 16.        Анализ текста.

Задание 1.  Каково значение слова потешных в тексте А.С.Пушкина?

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость.

1. Забавные.

2. Смешные.

3. Связанные с военными зрелищами.

4. Связанные с парадами, в которых принимали участие дети.

Используя толковый словарь современного русского языка, отметьте разные значения этого слова.  Какое значение является наиболее употребительным в современном русском языке?

Задание 2. К одному или разным спряжениям относятся глаголы двигать, дышать, использованные В.А.Жуковским?

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

1. Глаголы I спряжения.

2. Глаголы II спряжения.

3. Глаголы разных спряжений.

Назовите эпитеты. Какую функцию они выполняют?

КАРТОЧКА N 17.        Анализ текста.

Задание 1. Установите стиль текста.

Осень освобождала крестьянина от земледельческих работ, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему - загадыванию загадок. (Г.Науменко.)

1. Публицистический.

2. Научный.

3. Художественный.

4. Деловой.

Подумайте, можно ли данный текст отнести к научному стилю.

Задание 2. Какая форма слова является устаревшей в современном русском языке?

/

Всем любиться на свете должно,

И в семнадцать лет не можно

Сердцу без другого жить.

Что же делать? Где искать?

И кому люблю сказать?        (Н.Карамзин.)

1. Любиться.

2. Должно.

3. Не можно.

4. Все три формы являются устаревшими.

Вопросительные предложения разберите как простые предложения.

КАРТОЧКА N 18.        Анализ текста.

Задание 1. Установите тип текста.

Древние египтяне фиксировали события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью, однако ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, нам не известен.

Египтяне украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Но ни на Сфинксе, ни в его храме упоминаний о Хафре нет

В Египте в разное время побывало немало греческих, а также римских историков и географов, но никто из них не упоминает о Сфинксе. Спрашивается: что за многовековой заговор молчания?

В III веке до н.э.  греки составили список "семи чудес света". В этот список, как правило, включались египетские пирамиды, но, странное дело, Сфинкс - никогда.

И наконец: исследования техники обработки камня в Древнем Египте показали, что во времена правления Хафры обработка скал еще была неизвестна, своего расцвета она достигла только во времена XVIII династии. Именно в это время превращение громадной глыбы известняка в замечательную статую Сфинкса было вполне реальным. (А.Войцеховский.)

1. Повествование.

2. Описание.

3. Рассуждение

Выпишите из текста слова иностранного происхождения.

Задание 2.  Какой частью речи являются выделенные слова?

Ах, не с того ли за селом

Так плачет жалостно гармоника:

Таля-ля-ля, тили-ли-гом

Висит над белым подоконником.   (С.Есенин.)

1. Междометие.

2. Звукоподрожание.

3. Наречие.

Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова  подоконником.

КАРТОЧКА N 19.        Анализ текста.

Задание 1. Установите стиль текста.

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы "Земля - Луна" и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии. (Акад. Н.Басов.)

1. Публицистический.

2. Деловой.

3. Научный.

Выпишите слова иноязычного происхождения, запомните их написание. Установите, к какой сфере человеческих знаний они относятся.

Задание 2. Чем объясняется употребление автором слова сожигая вместо сжигая?

Предание гласило, будто бы трое старцев из лесов олонецких, с озера Толвуя, по разорении тамошних скитов никонианами, следуя за чудотворной иконой Божьей Матери, шедшей по воздуху, пришли в те места, поставили малую хижину там, где икона опустилась на землю, и начали жить пустынным житием... и, сожигая лес по кряжам, сеять под гарью.

(Д.Мережковский.)

1. Стилистическая функция (средство исторической стилизации).

2. Ритмика и мелодика текста.

3. Контекст, в целом церковно-славянский по своему содержанию.

Выделите слова, церковно-славянские по происхождению. Установите их функцию в данном тексте (стилистическая, номинативная, художественная).

КАРТОЧКА N 20.        Анализ текста.

Задание 1. С какой целью использовал В.Хлебников однокоренные слова в этом тексте?

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеятельствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных -

смех усмейных смехачей!

1. Экспрессивное изобразительно-выразительное средство.

2. Средство сатиры.

3. Средство пародии.

Установите способы образования различных слов, включающих в себя корневую морфему -смей-/-смех-.

Задание 2. Как интонация связана со смысловыми особенностями текста?

Здесь матери, дитя заспав...

- Мосты, пески, кресты застав!-

Здесь, младшую купцу пропив,

Отцы...

-Кусты, кресты крапив...

-Пусти.

-Прости.        (М.Цветаева.)

1. Понижением или повышением тона.

2. Сменой интонации.

3. Паузами.

4. Всеми средствами интонации.

Восстановите текст на месте многоточия. О чем умолчал автор?

КАРТОЧКА N 21.        Анализ текста.

Задание 1. Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительного средства?

Зверю - берлога,

Страннику - дорога,

Мертвому - дроги,

Каждому - свое.

Женщине - лукавить,

Царю - править,

Мне - славить

Имя твое.        (М.Цветаева.)

1. Односоставное неполное предложение.

2. Двусоставное неполное предложение.

3. Простое полное предложение.

Разберите простые предложения по членам предложения.

Задание 2. Какое слово употребил поэт в словосочетании со словом язык? Почему?

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой ... язык

Как что-то близкое, родное. (И.Никитин.)

1. Убийственный.

2. Таинственный.

3. Единственный.

Установите функции союза и в тексте.

КАРТОЧКА N 22.        Анализ текста.

Задание 1. Установите лексико-грамматический разряд слова язык в тексте.

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой ... язык

Как что-то близкое, родное. (И.Никитин.)

1. Конкретное.

2. Отвлеченное.

3. Собирательное.

Произведите фонетический разбор слова язык.

Задание 2.  Чем является выделенная запятыми синтаксическая единица текста?

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...  (А.С.Пушкин.)

1. Приложение.

2. Обращение.

3. Вводная конструкция.

Объясните постановку запятой между определениями.

КАРТОЧКА N 23.        Анализ текста.

Задание 1. Установите значение слова полнощная в тексте А.С.Пушкина.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царский дом...

1. Русская царица.

2. Северная царица.

3. Ночная царица.

Установите стилистическую функцию слова дарует.

Задание 2. Какова основная мысль текста?

Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя,- то сеет на землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжет в небе яркое солнце и в час растопит пуховые цветы на темных сучьях деревьев. Журчат ручьи, выбиваясь из-под сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая к земле, подмытый снег. Все глубже и шире с каждым днем голубые прорезы неба между серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь в эти бездонные ямы небес - жизнь становится легче, праздничней. Первые весенние цветы расцветают в душе, а потом уже - в полях. (М.Горький.)

1. Весна пробуждает духовные силы человека.

2. Человек и природа едины.

3. Природа - мастерская, а человек в ней работник.

Выделите эпитеты.  Установите их характер (постоянные, индивидуально-авторские).

КАРТОЧКА N 24.        Анализ текста.

Задание 1. Какими языковыми средствами автор передает алогизм ситуации?

Волки двинулись с горы.

Наум уже развернулся, крикнул:

- Ну, што ты?!

Иван выскочил из саней, насилу втолкал коня в оглобли... Упал в сани...

Наум был уже далеко.

-Грабю-ут! - заполошно заорал он, нахлестывая коня.

Волки серыми комками податливо катились с горы, наперерез подводам.

-Грабю-ут! - орал Наум.

"Что он, с ума сходит? - невольно подумал Иван.- Кто кого грабит?" (В.Шукшин.)

1. Прямая речь.

2. Экспрессивно окрашенная речь.

3. Лексическая единица грабю-ут, которую герой использовал по отношению к настигающим его волкам.

Отметьте разговорные и просторечные слова, формы, синтаксические конструкции. назовите признаки, которыми различаются разговорные и просторечные единицы.

Задание 2.  Как называется прием использования однокоренных слов в стихотворении М.Цветаевой?

Друг! Не кори меня за тот           Так вплясываются...(Велик

Взгляд, деловой и тусклый,          Бог - посему крутитесь!)

Так вглатываются в глоток:          Так дети, вкрикиваясь в крик,

Вглубь - до потери чувства!         Вмалчиваются в тихость.

Так, в ткань врабатываясь, ткач Так жалом тронутая кровь

Ткет свой последний пропад.         Жалуется - без ядов!

Так дети, вплакиваясь в плач,       Так        вбаливаются в любовь:

Вшептываются в шепот.               Впадываются в: падать.

1. Повтор однокоренных слов.

2. Тавтология.

Произведите морфемный разбор однокоренных слов.

КАРТОЧКА N 25.        Анализ текста.

Задание 1.  Из  скольких  смысловых частей состоит стихотворение

М.Цветаевой?

- На дне она, где ил        На дне она, где ил:

И водоросли... Спать в них        Ил!.. И последний венчик

Ушла,- но сна и там нет!        Всплыл на приречных бревнах...

- Но я ее любил,

- Но я ее любил,        Как сорок тысяч...

Как сорок тысяч братьев        - Меньше

Любить не могут!        Все ж, чем один любовник.

- Гамлет!

На дне она, где ил.

- Но я ее - любил?

1. Пять частей.

2. Три части.

3. Две части.

Прокомментируйте, как разными знаками препинания автор передает сменяющиеся чувства героя.

Задание 2. Какой прием использовала М.Цветаева в своем стихотворении?

Вчера еще в глаза глядел,            И слезы ей - вода, и кровь -

А нынче - все косится в сторону!     Вода, - в крови, в слезах умылася!

Вчера еще до птиц сидел,-            Не мать, а мачеха - Любовь:

Все жаворонки нынче - вороны!        Не ждите ни суда, ни милости.

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.        1. Антитеза.

О вопль женщин всех времен:        2. Сравнение.

"Мой милый, что тебе я сделала?"        3. Уточнение.

Установите функции тире.

КАРТОЧКА N 26.        Анализ текста.

Задание 1. Установите жанр текста.

31 июля Приехать в Петербург тоже хочется и в Аполлоне побывать! Но крестьяне обещали уничтожить Слепневскую усадьбу 6 августа, потому что это местный праздник и к ним приедут "гости". Недурной способ занимать гостей. Я хожу дергать лен и пишу плохие стихи.

(А.Ахматова.)

1. Дневниковые записи.

2. Письмо.

3. Воспоминания.

Объясните употребление прописных букв.

Задание 2. Установите стиль текста.

Августа 5-го дня 1921г.

В Чрезвычайную комиссию по борьбе

с контрреволюцией и спекуляцией

Горохова,2

По дошедшим до издательства "Всемирная литература" сведениям, сотрудник его,  Николай Степанович Гумилев,  в ночь на 4 августа  1921 года был арестован. Принимая во внимание, что означенный Гумилев является ответственным работником в издательстве "Всемирная литература" и имеет на руках неоконченные заказы, редакционная коллегия просит о скорейшем расследовании дела и при отсутствии инкриминируемых данных освобождения Н.С.Гумилева от ареста.

Председатель редакционной коллегии

 Секретарь

1. Деловой.

2. Публицистический.

3. Научный.

4. Художественный.

Произведите морфемный разбор всех причастий, встретившихся в этом тексте.

КАРТОЧКА N 27.        Анализ текста.

Задание 1. Установите жанр произведения.

Могла ли Биче словно Дант творить,

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить...

Но, Боже, как их замолчать заставить!    (А.Ахматова.)

1. Элегия.

2. Эпиграмма.

3. Эклога.

Произведите морфологический разбор (как часть речи) собственных имен существительных.

Задание 2. Какой из трех эпиграфов использовала А.Ахматова к "Полночным стихам"?

Вместо посвящения

По волнам блуждаю и прячусь в лесу,

Мерещусь на чистой эмали,

Разлуку, наверно, неплохо снесу,

Но встречу с тобою - едва ли.

Лето 1963

1.    Только зеркало зеркалу снится,

Тишина тишину сторожит...

Решка

2. Ты опять со мной, подруга осень!

Ин.Анненский

3. Против воли я твой, царица, берег покинул.

"Энеида", Песнь 6

Произведите синтаксический разбор предложения.

КАРТОЧКА N 28.        Анализ текста.

Задание 1. Кому посвятила стихи А.Ахматова?

И в сердце то уже не отзовется

На голос мой, ликуя и скорбя.

Все кончено... И песнь моя несется

В пустую ночь, где больше нет тебя.

1953

1. М.Зощенко.

2. Б.Пастернак.

3. Н.Пунин.

Выделите простые предложения. Разберите их по членам предложения.

Задание 2. К какой лексике относится слово песнь в вышеприведенном тексте?

1. Устаревшая.

2. Общеупотребительная.

3. Терминологическая.

Произведите морфологический разбор слова кончено.

КАРТОЧКА N 29.        Анализ текста.

Задание 1. Установите жанр текста.

Как-то, во время первой беседы, Ахматова обратилась ко мне и с веселым любопытством спросила: "А вы думали, Ахматова такая?" Я ответил совсем искренно: "Да, такая". Но, может быть, я был бы еще правдивее, если бы сказал: "Нет, такого я не ожидал". Да, я знал, что встречу в первый и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта. Но из Англии писали, что Ахматова уже не та, надломленная, больная... Там ее видели на пьедестале, надменной, неприступной. А передо мной предстал не только великий поэт, но и замечательный, необыкновенный, великий человек. Великий в своей простоте. (Н.Струве.)

1. Путевые заметки.

2. Эпистолярный жанр.

3. Воспоминание.

Передайте текст от 3-го лица, сохранив в своей речи слова книжные, высокие, слова с повышенной стилистической окраской.

Задание 2. Установите стиль текста.

В 4 часа дня служащий Ежиков предстал перед кассиром и получил от него один свеженький хрустящий червонец, один червонец потрепанный с желтым пятном, шесть великолепных разноцветных дензнаков и сизую бумагу большого формата. (М.Булгаков.)

1. Деловой.

2. Художественный.

3. Публицистический.

Установите функцию определений в данном тексте (номинативная, стилистическая, художественная). Какие определения являются эпитетами? Почему?

КАРТОЧКА N 30.        Анализ текста.

Задание 1. О ком в своих стихах пишет Ф.И.Тютчев?

В нем не было ни лжи, ни раздвоенья -

Он все в себе мирил и совмещал,

С каким радушием благоволенья

Он были мне Омировы читал...

1. В.А.Жуковский.

2. П.А.Вяземский.

3. А.С.Пушкин.

Объясните правописание слов раздвоенья,  благоволенья в XIX веке и в современном русском языке.

Задание 2. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении?

О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно красиво, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

(А.Чехов.)

1. Олицетворение.

2. Метафора.

3. Эпитет.

Произведите морфемный разбор слова необъятной.

КАРТОЧКА N 31.        Анализ текста.

Задание 1. Установите стиль отрывка из повести А.П.Чехова "Степь".

А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.

1. Публицистический.

2. Художественный.

3. Деловой.

4. Научный.

Произведите синтаксический разбор простых предложений.

Задание 2. Определите тип текста.

Море с голой степью говорило:

"Это ты меня солончаками

И полынью горькой отравила,

Жарко дуя жесткими песками!

Я ли не господняя криница?

Да не пьет ни дикий зверь, ни птица

Из волны моей солоно-жгучей,

Где остался твой песок летучий!"   (И.Бунин.)

1. Рассуждение.

2. Описание.

3. Повествование.

Передайте содержание поэтического текста прозой, заменив прямую речь косвенной.

                                 ОТВЕТЫ

                     К ЗАДАНИЯМ ПО АНАЛИЗУ ТЕКСТА.

№ КАРТОЧКИ    1 ЗАДАНИЕ    2 ЗАДАНИЕ

   1..............3............3

   2..............2............1

   3..............3............2

   4..............2............2

   5..............3............1

   6..............2............1

   7..............3............2

   8..............2............2

   9..............2............2

  10..............2............2

  11..............1............2

  12..............2............2

  13..............3............3

  14..............1............1

  15..............2............1

  16..............3............3

  17..............3............4

  18..............3............2

  19..............3............3

  20..............1............4

  21..............2............2

  22..............2............1

  23..............1............2

  24..............3............2

  25..............2............1

  26..............2............1

  27..............2............1

  28..............3............1

  29..............3............2

  30..............1............1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...