Программа для повторения орфографии на уроках русского языка в схемах
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

 Данное пособие из опыта работы позволяет в нетрадиционной форме повторить и обобщить основные сведения по русскому правописанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon daydzhest_programma_po_russkomu_yazyku.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Данное пособие из опыта работы позволяет в нетрадиционной форме повторить и обобщить основные сведения по русскому правописанию. Основание для обобщения материала – система связи орфографии. Блоки – алгоритмы, тренинг с использованием компьютера, деятельный подход к обучению, психологические механизмы непроизвольного запоминания, отказ от традиционной зубрёжки правила и лишь последующее его применение, изменение внутренних условий усвоения предмета, оптимизация умственной деятельности обучаемого.

Слайд 2

сущ., прил., нареч. на о, е СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО 1. Не употр. без НЕ 2. синоним без НЕ Он не б огат и не б еден 1. противопост. с а не ш ирокая, а узкая неш ирокая, но глубокая 2 далеко не вовсе не отнюдь не ничуть не нисколько не и др. , кроме очень , абсолютно , совершенно , чрезвычайно 4 Не употр. в полн. форме не рад не должен не готов прич. 1. противопост. с а 2. любое завис. слово, кроме очень , абсолютно , совершенно , крайне , чрезвычайно не г руженная камнями баржа 3. краткие прич. луга не с кошены СЛИТНО в остальных случаях РАЗДЕЛЬНО слова на -мый прил. (слитно) невидимый прич. завис. сл. в твор. пад. не в идимый мною завис. сл. отрицат. мест никем не в идимый НО: никем не победимый (не употр. без не) г дееприч., глагол СЛИТНО, если не употребляется без НЕ РАЗДЕЛЬНО Не со всеми частями речи

Слайд 3

отрицательные наречия не где ни где не куда ни куда где куда откуда когда как НЕ(НИ) не ж аль СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО отриц. и неопред. местоимения кто что какой чей сколько который НЕ(НИ) не кто ни кто не что ни что ни у кого не у кого предлоги не смотря на не взирая на (уступка, хотя) Но: не с мотря по сторонам (дееприч) не к то иной, как не ч то иное, как ни кто иной ни что иное не до стал (чего – то, до чего-то) недо (мало, действие выполнено не на 100%) недо едал (голодал) отличай не от недо НЕ со всеми частями речи (продолжение)

Слайд 4

Тренировочное упражнение. (Не)выполненное поручение; лес (не)хвойный; (не)годующий возглас; овощи (не)очищены, (не)вымыты; (не)рад встрече; (не)узнавал; (не)был); ему (не)здоровится; (не)доставало сил; кольцо (не)золотое; ряд (не)пятый; (не)досмотрел фильм; (не)легко решить; (не)доставал рукой до полки; (не)доумевая; (не)лепый поступок; ответ (не)готов; далеко (не)легкое дело; поступил (не)по-дружески; отвечал очень (не)брежно.

Слайд 5

Тренировочное упражнение. Невыполненное поручение (прич.без завис.слова); лес не хвойный (отн.прилаг.); негодующий возглас (не употр.без не); овощи не очищены, не вымыты (кр.форма прич.), ; не рад встрече (кр.форма прилаг.не имеет полной формы);не узнавал; не был (глагол); ему нездоровится (глагол не употр.без не); недоставало сил (в значении не хватает в нужном количестве); кольцо не золотое (отн.прилаг.); ряд не пятый (числ.); не досмотрел фильм (глагол в значении не достиг цели); нелегко решить (наречие:синоним-тяжело); не доставал рукой до полки (глагол в значении не достиг цели); недоумевая (дееприч.не употр.без не); нелепый поступок (прилаг.не употр.без не); ответ не готов (кр. Прилаг.не употр.в полной форме); далеко не легкое дело (усилительное слово далеко не); поступил не по-дружески (наречие, кот.пишется через дефис); отвечал очень небрежно (наречие, не употр.без не).

Слайд 6

Правописание и по, на, над, пред на з, с пре при Над п исать над р езать раз – роз рас – рос (чередование:развалиться – розвальни расписание – роспись) з здесь, здание, здоровье … з звонк. … с глух. 1. =очень 2. =пере 3. со значением превращения В остальных случаях Президент преамбула Привратный (столб) превратный (смысл) приемник преемник презирать (ненавидеть) и др. призирать (приютить) Запомни:

Слайд 7

Объяснительный диктант Пр…бывать к станции, пр…бывать в городе, новый пр…дел, пр…дел, новый пр…емник, пр…емник его дела, пр…емственность, пр…зреть сироту, пр…зирать, пр…зрение, пр…зрительно, беспр…станный разговор, пр…твориться, пр…творить в жизнь, пр…терпеть лишения, пр…ходящий вовремя, пр…ходящая няня, пр…ходящее явление.

Слайд 8

Объяснительный диктант Прибывать к станции (приближаться), пребывать в городе (находиться), новый придел (добавление к чему-то), предел (граница, рубеж), новый приемник (принимающий сигналы), преемник его дела (последователь), преемственность, призреть сироту(дать приют), презирать, презрение, презрительно, беспрестанный разговор (не переставая), притвориться (принять иной вид), претворить в жизнь (осуществить мечту, перевести в дело, в жизнь), претерпеть лишения (вынести, вытерпеть), приходящий вовремя, приходящая няня, преходящее явление (событие, переходящее из разряды значимого в повседневное).

Слайд 9

Правописание чередующихся гласных в О//А Е//И гор - выгарки ра ст (ра щ )-ро с искл. росток, Ростов, ростовщик, отрасль, Ростислав бер - бир а искл . изгарь пер - пир пригарь дер - дир клон - тер - тир твор - искл. утварь ла г -ло ж искл. полог мер - мир з а р - з о рянка ска к -ско ч искл. стел - стил искл. з о ревой скачи(те), скачу блест - блист з о ревать скачок жег - жиг кос – кас а мак - мок чет - чит плов - плав погружать в жидкость впитывать в себя искл. сочетание пловец равн - ровн я(а)//им(ин)а пловчиха одинаковый, равный ровный, гладкий снять - снимать плывуны искл . равнина, уровень, поровну плывучие (льды) А

Слайд 10

Повторительные упражнения. З…ря разг…рается, пор…вняться с домом, опытный пл…вец, прик…саться к печи, пл…вучий дом отдыха, прик…снуться к знаниям, решить ур…внение, отр…сль промышленности, юная пор…сль, вск…чить на ноги, подск…кать к дому, подр…внять волосы, зар…стет травой, пром…кнуть написанное, изл…жить на бумаге, изл…гать материал, пром…кательная бумага, соб…ру ягоды, оз…ренный пламенем, зам…рать.

Слайд 11

Повторительные упражнения. Заря разгорается, поравняться с домом, опытный пловец, прикасаться к печи, плывучий дом отдыха, прикоснуться к знаниям, решить уравнение, отрасль промышленности, юная поросль, вскочить на ноги, подскакать к дому, подровнять волосы, зарастет травой, промокнуть написанное, изложить на бумаге, излагать материал, промокательная бумага, соберу ягоды, озаренный пламенем, замирать.

Слайд 12

К-1. Расположите предложения в нужной последовательности, чтобы получился текст. Спишите его, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. 1)Суда во врем_на Колумба (не)могли совершать очень длительные плавания в открытом мор_. 2) Смертельный голод и жажда порой угр_жали мор_кам и при обычных плаваниях по хорош_ уже извес_ным м_ршрутам. 3) Это были деревя_ные парусники с (много)числе_ным эк_паж_м. 4) Иначе с парусами (не)справиш_ся. 5) Они (не)вмещали достаточного ко_личества пресной воды и провианта. 6) Предприятие генуэз_кого мор_хода требовал_ отча_ной смелости. 7) А тут пр_дстоял д_лекий (не)извес_ный путь.

Слайд 13

1.Определите тип речи текста. Докажите свое мнение. 2. Выпишите по одному словосочетанию с управлением, согласованием и примыканием. 3. Укажите номер предложения с составным глагольным сказуемым. 4. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым. 5. Укажите номер односоставного предложения и укажите его вид. 6. Произведите синтаксический разбор предложения с однородными подлежащими. 7. Подберите синонимы к слову провиант. 8. Какие контекстуальные синонимы использует автор в тексте? 9. Выпишите однокоренные слова и разберите их по составу. 10. Выпишите из первых двух предложений служебные части речи и назовите их. 11. Найдите номер предложения, в котором не со словом может писаться раздельно. Приведите пример такого написания.

Слайд 14

Полная форма От существительного 1 Н + Н лу нн ый 2 енн соломенный онн Искл: ветреный но: безветренный 3. ин, ан, ян гусиный Искл: стеклянный деревянный оловянный 4. багряный, юный, румяный, буланый От глагола НН испечённый 2. завис. сл. печенный бабушкой торт 3. ова маринованные ева Искл: кованый, жеваный завис. сл. сов. Вид реше нн ая задача Искл: раненый Но: ране нн ый в ногу изране нн ый 5. 1, 2, 3, 4 =Н Краткая форма прилаг. – столько, сколько в полной форме девочка рассея нн а прич. – Н семена посея н ы Запомни: желанный, невиданный, неслыханный, священный, нежданный, чванный, данный, нечаянный, неожиданный, названый, посажёный, приданое Наречие, сущ-е Правописание Н и НН

Слайд 15

шов шорох крыжовник капюшон шоссе шоколад жонглёр жокей чопорный чокаться жом изжога обжора мажор шорты шоры шорник шовинизм танцор ё сущ. прил. нареч. о е кумач ов ый груш ов ка отглаг. ё почёт испечённый ночёвка – ночевать раскорчёвка копчёный копчёности сгущёнка о сущ. ожог поджог (сарая) глаг. ожёг поджёг (сарай) ё//е бечёвка (бечева) ёр стаж ёр об трущ об а от трещ от ка герцог скерцо цокотуха цо це Правописание О, Ё после шипящих

Слайд 16

Правописание глаголов І Изъявит. накл. Что делают? Они бор..тсяя Что делать? бор от ься Запомни: клеить ІІ у(ю) ешь ет ем ете ут(ют) Не на ИТЬ На ИТЬ у(ю) ишь ит им ите ат(ят) е Брить Стелить Зиждиться Зыбиться 7 на еть смотреть видеть ненавидеть обидеть вертеть терпеть зависеть 4 на ать дышать слышать держать гнать и еть е нн (н) ять а я нн (н) ущ (ющ) ем е л видеть – видел вш видевший - видел ащ(ящ), им Повелит. наклон. и (те, ся) ова, ева // уj, юj ыва, ива

Слайд 17

Правописание существительных с ПОЛ - Дефис пол – л имона пол – а рбуза пол - А рмавира Слитно пол у месяц полстакана По лл итровка Пол граненого стакана

Слайд 18

Правописание Ъ и Ь согл Ъ е, ё, ю, я ад ъ ютант суб ъ ективный Ь е, ё, ю, я, и Ь о буль о н, медаль о н Смягчение ко[н’]ь гво зд ик – гво зд ок мо ст ик – мо ст ок ли ст ик – ли ст ок Куз ь мич – Куз ь ма Указывает на форму слова 1. сущ. – 3скл рож ь (3 скл.), много ту ч (не 3 скл.) 2. прил. могу ч , лету ч - Ь не пишется 3. числ. – пят ь , восемнадцат ь , восем ь десят, восем ь сот 4. глагол – повелит. накл. (искл. ляг, лягте) - 2 лицо, ед. ч. - неопред. форма 5. наречие Ч Ь , Ш Ь , НАСТЕ ЖЬ 6. частицы: лишь, вишь, бишь нч чн рщ щн щр Х Ь ч’ щ’ Ь X

Слайд 19

Правописание частиц НЕ и НИ НЕ (отриц.) Не бывать этому. Не хочу писать. Не (мочь) не (н. ф. гл.)=утвердит. Не мог не поехать. [НЕ]! Где он не бывал! НИ нельзя 1. Усилит. не + ни нет Не хочу ни того, ни другого 2. На небе ни облачка. 3. Куда ни Кто ни , [ ] Где ни Уступит. знач. Или обобщающее ЗАПОМНИ: Ни рыба ни мясо Ни то ни сё Во что бы то ни стало. Не кто иной, как Ни кто иной Не раз (много) Ни разу (никогда)

Слайд 20

Правописание Ы, И после Ц И Ы И ИСКЛЮЧЕНИЯ: Цыган Цыпочки Цыплёнок Цыкнуть Ы Ы Сестрицын Огурцы ЦИЯ Правописание Ы после приставок Искл: сверх меж Сверх и нтересный меж и нститутский Иноязычные (суб, кон, ад, транс) трансинспекция Сложносокращённые слова Пед и нститут спорт и нвентарь Согл ы раз ы скать

Слайд 21

Правописание сложных существительных Слитно Дефис 1. авто, мото, вело, фото, био, агро 2. числ. и 3. глаг. и 4Ленин град 5. О Е Я автосалон автомотосалон авто- и мотосалон девят и летка верт и хвостка держ и морда Искл: перекати – поле сорок о ножка тысяч е летие врем я препровождение 1. Сложные механизмы, предметы 2. воинские звания 3. единицы измерения 4. лейб-, вице-, штаб-, экс- и др. 5. географ. названия 6. названия растений Дизель – электровоз Платье – костюм Генерал – майор Грамм – молекула Искл: трудодень Вице – адмирал Алма – Ата Комсомольск–на-Амуре Мать-и-мачеха Любишь-не-любишь Контратака контр= против Контр – адмирал Сто, девяносто, сороконожка = О Запомни: газ ификация – не сложное слово

Слайд 22

масл ян ые глаза намасл енн ые руки замаслить - енн ать ять а Н, НН я подстрел енн ый воробей – подстрелить стрел ян ая птица - стрелять Гласные перед Н и НН

Слайд 23

Правописание предлогов, союзов Также, тоже = и (Отец учился в институте, дочь тоже будет учиться.) Чтобы = для того чтобы ( Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть) Зато = но Притом, причём Итак (следовательно) Так(нареч.) же(част.), то(мест.) же (Вчера я учил то же, что сегодня) Что(мест.) бы (это значило?) За то (толстое) дерево При том (разговоре) присутствовал врач. И так он поступал всегда. Вследстви е , впоследстви и В течени е , в заключени е , в продолжени е В виде, иметь в виду, в виду города, ввиду(из-за) отъезда Насчёт(= о) Вместо, вроде, наподобие В связи со сказанным, в(этой) связи

Слайд 24

Обособленные определения 1. Х, согл, распростр , прич. + з. сл. прил. + з. сл. сущ. + з. сл. Берёза, растущая у окна, ... Берёза, очень красивая, ... Берёза, красавица с пышной кроной, ... согл, распростр Х Растущая у окна берёза Х, несогл , Казаки в грязных шинелях сидели у костра ИСКЛ: , , Х добав. знач причины (потому что) Привлеченные светом, бабочки липли к стеклу. уступки (хотя) Раненный в ногу, командир не покинул поля боя. Х . Единое смысловое целое ( было лицо плутовское и О ) входит в состав сказуемого. ( дети пошли на экзамен уверенные и спокойные ) 2. , любое , Х, любое , (Х – личное местоимение) Они, в грязных шинелях, ... 4. , , оторвано другими словами Х ... 3. Х, с. н/р , с. н/р , с. н/р ,

Слайд 25

Правописание сложных прилагательных Дефис от сущ. с дефисом юго – восток юго – восточный Восточно – Европейская равнина восточноевропейская овчарка оттенки цветов жёлто – зелёный качества горько – солёный О и О русско – немецкий (равноправные понятия) на ...ико химико – технологический фамилия + фамилия фамилия + имя лев – толстовский стиль жюль – верновские романы ильфо – петровская сатира С первой частью Восточно – Западно – Юго – (собств.) Восточно – Европейская равнина (нариц.) восточноевропейская овчарка Слитно 1. Х железнодорожный (железная дорога) 2. термины Вечнозелёный грудобрюшная преграда Отличай: сущ. + нареч диаметрально противоположенный , общественно полезный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие мышления на уроках русского языка"

Особенности интеллектуальных умений являются результатом направленных педагогических воздействий. В многочисленных работах психологов было экспериментально доказано, что специальная организация учебно...

Учебная программа и тематическое планирование уроков русского языка для 9 класса коррекционного VII вида

Учебная программа и тематическое планирование уроков русского языка для 9 класса коррекционного VII вида рассчитана на 136 часов в год - 4 часа в неделю...

Обеспечение качественной подготовки выпускников 9,11 классов к ГИА, ЕГЭ. Повторение на уроках русского языка как форма подготовки к ГИА.

Успешная подготовка к ЕГЭ может и должна начинаться не только в старших классах, но и значительно раньше (в 5-9 классах) и проводится на основе текстов небольшого объема.    Задан...

Работа учителя по повторению на уроке русского языка

Презентация рассматривает систему организации повторения на уроках русского языка...

Программа самообразования «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В век высоких информационных технологий перед открытыми (сменными) общеобразовательными школами возникла необходимость в новой модели обучения: акцент переносится с  «усвоения знаний»...


 

Комментарии

Данное пособие очень удобно для уроков-повторения в 9-11 классах