Технологии
материал по русскому языку по теме
Материал о технологиях,которые используются на уроках русского языка и литературы (сообщение на РМО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Tehnologii.docx | 36.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РМО учителей русского языка и литературы
3 ноября 2010 г.
«Технологии, формирующие у школьников умения самостоятельно получать знания»
Несколько определений ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ:
-это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей. (М. Кларин)
- упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н. Таланчук)
В структуре технологии обучения выделяются следующие структурные элементы:
- Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группах с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.
- Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельности и поддержка этого интереса.
- Действие средств обучения. Это этап и есть собственно процесс обучения, при котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.
Базовое понятие любой технологии:
отыскать ЦЕЛЬ – определить СРЕДСТВО и ПРАВИЛА их использования - РЕЗУЛЬТАТ
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.
- это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они является составной часть. Так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативной которой является личностно-ориентированная педагогика.
Технологии уровневой дифференциации.
Концентрированного обучения.
Вузовские технологии обучения в школе.
Технология дифференцированного обучения
( 10- 15 лет, перегрузка учащихся, снижение мотивации, невозможность обязательного изучения всех предметов на одинаково высоком уровне)
Дифференциация не за счет того, что одним ученика дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.
Две формы: - внешняя дифференциация (создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются: профильные классы, классы углубленного изучения, элективы.
- внутренняя (уровневая) дифференциация.- совокупность методом, форм и средств обучения, применяемая с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных достижений.
Внутренняя дифференциация - необходима в учебном процессе во всех классах всех типов школ. Основана на максимальном учете индивидуальных особенностей учеников. Это работа внутри класса по одной программе, но на разных уровнях сложности с целью развития личности каждого, возможности обеспечить учащимся и традиционную подачу знаний и самостоятельность их освоения (с учетом дифференциации).
ЦЕЛЬ - обязательно овладение всеми учениками общим базовым уровнем подготовки, планирование последовательного достижения учениками различных уровней усвоения знаний.
СРЕДСТВО:
Вариативность темпа изучения материала, дифференциация учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера помощи и степени участия со стороны учителя, деление на группы.
При деление на группы ТУД:
- объем имеющихся знаний,
- уровень познавательной активности,
- способность к абстрактному мышлению,
- умение анализировать и обобщать,
- утомляемость от интеллектуальной деятельности,
- уровень самостоятельности,
- уровень работоспособности.
ПРАВИЛА: Особенностью ТУД являются: уровень повышенной сложности, усиление индивидуально-дифференцированного подхода, большая степень занимательности, формирование самостоятельности в освоении программы повышенной сложности, профориентационная направленность, подвижность групп.
Что может использовать учитель?
Карточки группы А (базовый), В (продвинутый), С (углубленный) (Н.Н. Соловьева «Карточки для дифференцированного контроля знаний….)
НАПРИМЕР:
Тема «Бессоюзное сложное предложение»
А. Завершите предложения так, чтобы получившиеся сложные предложения были бессоюзными.
1. Тут его осенила мысль:…
2. С самого раннего утра зарядил мелкий дождь –
3. Ночь, такая темная неприветливая, надвигалась стремительно;
В. Расставьте знаки препинания. Распределите предложения по группам в соответствии с составленными знаками препинания между частями сложного бессоюзного предложения.
С. Преобразуйте данные предложения в сложные предложения другого типа. Сопоставьте их и установите, в каком содержательно-логическом соответствии находятся виды бессоюзного предложения с видами сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
Для сильных учащихся не должно быть увеличение объема изучаемого материала (еще одно упражнение), а разнообразие заданий:
- составление текстов диктантов;
- составление карточек-заданий по изучаемому материалу;
- составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
- сочинение лингвистических сказов (сочинений-миниатюр);
- работа с дополнительной литературой;
- проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками;
- выполнение консультанта при групповой работе;
- работа «учителем» (фрагмент урока).
ТУД направлена и на детей, испытывающих трудности в обучении, и на одаренных (мотивированных) учащихся. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие способности учащихся, развивает самостоятельность.
Вузовские технологии в школе.
В преподавание в школе нашли свое место технологии, считавшиеся вузовскими:
Урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-зачет.
Школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу.
Преимущества:
- материал излагается блоком;
- помогает изложить достаточно сложную научно-учебную проблему;
- учит рассуждать логически, грамотно, четко, аргументировано;
- развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное и правильно оформлять конспект.
Отличия школьной лекции от вузовской:
- школьная лекция часто комбинируется с беседой,
- учащимся предлагаются задания практического характера;
- лекция может сопровождаться выступления заранее подготовленных учащихся;
- продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 минут.
Лекционную технологию обучения возможно применять с 8-9 класса, предварительно подготовив к новому виду работы, дать понятие о записи конспекта.
Структура (классическая) лекции:
- Актуализация темы, определение задания.
- Слушание лекции учителя (20-30 минут).
- Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.
- Обсуждение выполнения задания.
- Подведение итогов.
- Рекомендация дополнительной литературы.
Наряду с традиционной лекцией, выделяются формы школьных лекций, направленных на способность реализовывать самостоятельно полученные знания:
Лекция-дискуссия – цель развить критическое мышление школьников, совершенствование их коммуникативных умений во время свободного обмена мнениями. При организации такой лекции материал подается крупными блоками с интервалами для возможности учащимся высказывать свое мнение по проблеме. Учитель должен быть готов к пассивности класса: подобрать вопросы, соответствующе уровню подготовленности аудитории. Дискуссия может проводиться и по итогам лекции. Для развития самостоятельности в получении знаний учителем может быть предложено опережающее задание, связанное с темой предстоящей лекции, дискуссия тогда возможна и в начале урока. По окончании лекции обязательно уточняются позиции учащихся по теме.
Лекция-консультация – способствует усвоению теоретического материала, формированию коммуникативного умения правильно формулировать вопросы. Половину учебного времени отводится на лекцию, вторая часть времени- ответ на вопросы. Может сочетаться с дискуссией, также требуется подготовка. Учитель за несколько дней до занятия знакомит учащихся с темой, собирает интересующие вопросы, готовит практическое задание.
Лекция- беседа – привлечь внимание учеников к самым важным вопросам в процессе непосредственного общения. Учитель побуждает школьников искать ответы на поставленные вопросы, анализировать. Вопросы могут быть проблемного характера, парадоксальные.
Учащиеся включаются в научный разговор (я полагаю, по моему мнению, я хочу сказать…)
Лекция с обратной связью – дисциплинирует учащихся, активизирует внимание.
Учащиеся знают, что в начале и в конце каждого информационного блока они получат контрольные вопросы с вариантами ответов, проверить степень усвоения материала.
( можно с ИКТ)
В проблемно-развивающем обучении есть такая типология школьных лекций:
- Проблемная лекция. Предлагаются противоречивые концепции. Цель – самостоятельное приобретение знаний учащимися.
- Лекция вдвоем (учитель и ученик). Читают лекцию по одной теме и обсуждают проблемный материал как с собой, так и со слушателем.
- Лекция-пресс- конференция. Содержание зависит от вопросов учащихся.(похожа на лекцию-консультацию)
- Лекция-консультация (похода), но с привлечением специалиста.
- Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) Формирует учеников оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней, оценивать, исправлять.
- Лекция-диалог. В содержание лекции включается серия вопросов, ученики пытаются ответить непосредственно в ходе лекции (похожа на лекцию-беседу)
- Лекция с применением игровых методов (используются методы мозговой атаки,
методы конкретных ситуаций…) Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
Успешно применение вузовской лекционной технологии обучения в сочетании с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской.
Урок-семинар - это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствование коммуникативных навыков.
Сходные черты вузовского и школьного семинара:
развивает самостоятельность,
помогает творчески осмысливать прочитанную литературы,
формирует навыки диалогической монологической речи,
использует опережающий характер домашних заданий.
Отличие: школьный семинар
-учитель помогает в подготовке материалов к уроку (индивидуальные и групповые консультации, собеседования, предварительный просмотр материала);
Более продолжительная подготовка к семинару (как правило, тема будущего семинара объявляется в начале изучения темы);
Изменение форм работы на самом семинаре (работа в парах, групповая работа, коллективная подготовка ответов, использование игровых форм работы ….)
Построение семинарского занятия:
- Вступительное слово учителя,
- Сообщение учащихся.
- Обсуждение сообщений.
- Подведение итогов семинара.
Типы семинарских занятий могут быть вариативными:
Семинар – развернутое собеседование. Все ученики готовятся к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления.
Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к обсуждению доклада, план и основные проблемы докладов известны.
Семинар-диспут, основан на дискуссии (элементы дискуссии есть на любом семинаре). Каждый учение должен определить свое отношение к предмету диспута. Учитель направляет ход семинара, готовит специальные проблемные вопросы.
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся начинается со вступительного слова учителя(знакомство с темой, учебными задачами, возможным их решением, дополнительными сведениями). Далее учащимся (или группам) предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут, в ходе ее школьники могут обращаться за помощью к учителю. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности, выполнением упражнений закрепляющих полученные знания и умения.
Урок-практикум – обычно в конце изученной темы. При подготовке к такому уроку школьники дома готовят изученный теоретический материал, по рекомендации дополнительные сведения по теме. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал, от качества которого зависит результативность урока-практикума. На этих уроках используется разного рода вспомогательная литература: словари, справочники, таблицы, учебные пособия.
Форма работы различная: самостоятельная, парная, групповая, коллективная. В помощь учителю - ученики-консультанты.
Схема урока-практикума:
- Повторение теоретических сведений по проблеме.
- Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.
- Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам.
- Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику.
- Итог. Задание на дом.
Урок-зачет (форма вузовского занятия). Этот урок заранее включается учителем в КТП. Проводится для обобщения и повторения материала не только по теме, но за четверть или за весь год, также при осуществлении контроля за знаниями учащихся. Не рекомендуется чаще 2-3 раз в год. О предстоящем уроке-зачете ученики оповещаются заранее, класс делится на группы, назначаются старшие в группе. В кабинете учителем оформляется стенд «Готовимся к зачету», материал обновляется в течение всего периода подготовки к зачету. На стенде - вопросы, образцы выполнения упражнений и заданий (дифференцированные) схемы разбора, списки дополнительной литературы, перечень умений и навыков. Ученики при подготовке к зачету могут обратиться за помощью к учителю или консультантами.
Схема урока-зачета:
- Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками-консультантами.
- Выставление оценок за каждое выполненное задание в «Лист оценки знаний».
- Выставление итоговой оценки по результатам выполнения всех заданий.
- Подведение итогов урока.
Основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка способствуют активности мыслительной деятельности учащихся, развивают его самостоятельность, повышают значимость самостоятельного освоения знаний.
ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Задачи: формировать и развивать интеллект и речь ученика, критическое и творческое мышление, самостоятельность в получении знаний.
Учащийся совместно с учителем определяет учебную цель, планирует, активно участвует в освоении знаний, проявляет самостоятельность, анализирует результаты.
В основе – творчество, исследовательский поиск, поддержка и помощь в самостоятельной работе. Учитель исправляет, направляет поиск учащегося. Создается особая атмосфера.
Диалоговые технологии (технология учебного диалога).
Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему.
М.М. Бахтин
В процессе диалогового общения учащиеся на уроке ищут различные способы для выражения своих мыслей, развиваются интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать). Помимо воспроизведения информации, важно в диалоге размышление учащегося, обсуждение проблемы.
Диалог не должен подменяться раскованным общением с учениками, свободным обменом мнениями. Организация занятий с использованием технологии учебного диалога – это продуманная деятельность педагога.
- Технология организации начинается с учебного пространства (не подойдет традиционная расстановка парт).
- Содержание диалога :
- информационный: получает новую информацию – в процессе овладения новыми знаниями);
- интерпретационный: обмен мнениями, оценка известных фактов, их интерпретация – включен в любой структурный элемент урока).
Задача учителя продумать систему вопросов по теме урока, реализовать в них и учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социально-ориентированные задачи.
Например.
Фрагмент урока (Проблема «Условия успешного общения»).
Задание 1. Речь на уроке должна приближаться к научной. В такую речь включаются термины, например:
Коммуникант – тот, кто вступает в общение (собеседник, партнер по общению).
Коммуникативное намерение (задача, цель) – конкретная цель высказывания (убедить, разжалобить, вызвать сочувствие…)
Коммуникативный контакт – согласованность в общении.
Составьте по одному предложению с этим термином.
Задание 2. Какие требования к общению отразил народ в пословицах и поговорках?
В чужой беседе всяк ума наберется.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Когда говоришь – думай.
Говорит день до вечера, а послушать нечего.
Много наговорено, да мало сказано.
Во многословии не без пустословия,
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Ты ему слово, а он тебе десять.
Я ему про Фому, а он мне про Ерему.
Задание 3.
Прочитайте и определите, какие средства для установления коммуникативного намерения использовали говорящие.
- Древний Восток…. Тайна и загадочность в этих словах. До сих пор необычность быта и культуры древних поражает археологов, этнографов, этнологов…
- Слушайте! Слушайте! Самая оригинальная и неповторимая статья!
- Бедные школьники! Большинство из них лишь жалкие рабы учебники!
Задание 4.
Прочитайте текст. Какие правила общения нарушили коммуниканты.
Два молодых человека в ожидании транспорта вели беседу. Войдя в салон троллейбуса, они оказались на расстоянии трех-четырех метров. Но продолжали начатую беседу, перейдя почти на крик.
- Я заходил в наш зал! Там замок висит!
- Я знаю. Тренер уехал на соревнования!
В процессе обучения диалогической речи, в том числе при выполнении упражнений, у учащихся формируется умение составить начало диалога, подвести к проблеме, умение заявить проблему в реплике и востребовать информацию от собеседника,
умение слушать собеседника и показать это в своих репликах,
умение использовать языковые средства выражения вежливости и уважения к мнению собеседника,
умение быть информативным в диалоге,
умение поддерживать коммуникативное общение.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю – игра.
Учебная игра как технология интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на активный процесс усвоения знаний.
КОМПОНЕНТЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Компонент игровой технологии | Структурные элементы игры | Деятельность учащихся |
Мотивационный | Установочный момент, игровая ситуация | Активизируются мотивы, интересы учащихся |
Ориентационно-целевой | Задачи игры | Восприятие цели деятельности, нравственные установки, которые становятся значимы для изучения |
Содержательно-операционный | Правила игры, игровое действие | Учащиеся опираются на имеющиеся знания, задания направлены и на их активизацию + элемент новизны, эвристический (исследовательский) метод |
Ценностно-волевой | Игровое состояние | Переживание за результат, активизация воображения |
Оценочный | Результат | Стимул для участников игры |
1. Установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.
Игровая ситуация как продолжение установочного элемента игры. (Представьте себе, что… ) Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве, историческом времени, поставленной проблемой.
2. Игровые задачи соединяются с учебными задачами, выступают в неявном, замаскированном виде. Через игру –непреднамеренное обучение. Игровая задача заинтересовывает школьника (Найди ошибку, реши кроссворд, пройди через препятствие…), но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное упражнение или задание.
3. Правила игры (действие в воображаемой ситуации: кто ты? Путешественник, поэт, корректор....) Соблюдение правил межличностного общения (воспитательная роль: помоги товарищу, будь доброжелателен, внимательно выслушивай мнение)
Игровое действие: - внешние действия: слушать, выполнять упражнение, чертить таблицы;
- умственные действия: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Действия выполняются в определенной последовательности, усложняясь
4. Игровое состояние – важный элемент игры. Поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, дискуссией, творческой атмосферой, ситуацией выбора.
5. Результат: для учителя - игра продемонстрировала умения, уровень усвоений знаний, норм поведения;
для учеников – пробудила интерес к проблеме, активизировала знания.
Важно подчеркнуть положительную оценку, отметить успехи слабых учащихся, завершить игру на эмоциональном подъеме.
Возрастные особенности: 5-7 классы – игры, в которых раскрыть тайны, сделать открытые, совершить путешествие, совместный поиск, творческая работа, элемент романтики;
8-9 класс – сотрудничество в группе, состязания;
10-11 класс – характерен интерес на свою будущую роль в обществе, интерес к социальным явлениям (диалог, поиск решения проблемы). Для них также привлекательны и кроссворды, шарады, развивающие память, логическое мышление, игры-состязания, также ролевые игры, требующие активной речевой деятельности (пресс-конференция, презентация), привлекательны роли общественных деятелей. Возможно включение в игру в качестве посторонних лиц зрителей, слушателей, экспертов.
В целом игровые технологии развивают фантазию, воображение и речь, Во время обеспечивается более высокая, по сравнению с обычными видами урока обучающая, развивающая и воспитательная результативность.
Сообщение подготовлено на основе материала дистанционной курсовой подготовки Педагогического университета «Первое сентября». Можно узнать о технологии педагогические мастерские, метод проекта, исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы. Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под
Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...