Технологии
материал по русскому языку по теме

Саввина Галина Анатольевна

Материал о технологиях,которые используются на уроках русского языка и литературы (сообщение на РМО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Tehnologii.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

РМО учителей русского языка и литературы

3 ноября 2010 г.

«Технологии, формирующие у школьников умения самостоятельно получать знания»

Несколько определений ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ:

-это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей. (М. Кларин)

-  упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н. Таланчук)

В структуре технологии обучения выделяются следующие структурные элементы:

  1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группах с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.
  2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельности и поддержка этого интереса.
  3. Действие средств обучения. Это этап и есть собственно процесс обучения, при котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.

Базовое понятие любой технологии:

отыскать ЦЕЛЬ – определить СРЕДСТВО   и   ПРАВИЛА их использования - РЕЗУЛЬТАТ

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.

- это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они является составной часть. Так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативной которой является личностно-ориентированная педагогика.

Технологии уровневой дифференциации.

Концентрированного обучения.

Вузовские технологии обучения в школе.

Технология дифференцированного обучения

( 10- 15 лет, перегрузка учащихся, снижение мотивации, невозможность обязательного изучения всех предметов на одинаково высоком уровне)

Дифференциация не за счет того, что одним ученика дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

Две формы:   -  внешняя дифференциация (создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются: профильные классы, классы углубленного изучения, элективы.

                - внутренняя (уровневая) дифференциация.- совокупность методом, форм и средств обучения, применяемая с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных достижений.

Внутренняя дифференциация -  необходима в учебном процессе во всех классах всех типов школ. Основана на максимальном учете индивидуальных особенностей учеников. Это работа внутри класса по одной программе, но на разных уровнях сложности с целью развития личности каждого, возможности обеспечить учащимся и   традиционную  подачу знаний и самостоятельность их освоения (с учетом дифференциации).

ЦЕЛЬ - обязательно овладение всеми учениками общим базовым уровнем подготовки, планирование последовательного достижения учениками различных уровней усвоения знаний.

СРЕДСТВО:

Вариативность темпа изучения материала, дифференциация учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера помощи  и степени участия со стороны учителя, деление на группы.

При деление на группы ТУД:

- объем имеющихся знаний,

- уровень познавательной активности,

- способность к абстрактному мышлению,

- умение анализировать и обобщать,

- утомляемость от интеллектуальной деятельности,

- уровень самостоятельности,

- уровень работоспособности.

ПРАВИЛА: Особенностью ТУД являются: уровень повышенной сложности, усиление индивидуально-дифференцированного подхода, большая степень занимательности, формирование самостоятельности в освоении программы повышенной сложности, профориентационная направленность, подвижность групп.

Что может использовать учитель?

Карточки группы А (базовый), В (продвинутый), С (углубленный) (Н.Н. Соловьева «Карточки для дифференцированного контроля знаний….)

НАПРИМЕР:

Тема «Бессоюзное сложное предложение»

А. Завершите предложения так, чтобы получившиеся сложные предложения были бессоюзными.

1. Тут его осенила мысль:…

2. С самого раннего утра зарядил мелкий дождь –

3. Ночь, такая темная неприветливая, надвигалась стремительно;

В. Расставьте знаки препинания. Распределите предложения по группам в соответствии с составленными знаками препинания между частями сложного бессоюзного предложения.

С. Преобразуйте данные предложения в сложные предложения другого типа. Сопоставьте их и установите, в каком содержательно-логическом соответствии находятся виды бессоюзного предложения с видами сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

Для сильных учащихся не должно быть увеличение объема изучаемого материала (еще одно упражнение), а разнообразие заданий:

- составление текстов диктантов;

- составление карточек-заданий по изучаемому материалу;

- составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

- сочинение лингвистических сказов (сочинений-миниатюр);

- работа с дополнительной литературой;

- проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками;

- выполнение консультанта при групповой работе;

- работа «учителем» (фрагмент урока).

ТУД  направлена и на детей, испытывающих трудности в обучении, и на одаренных (мотивированных) учащихся. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие способности учащихся, развивает самостоятельность.

Вузовские технологии в школе.

В преподавание в школе нашли свое место технологии, считавшиеся вузовскими:

Урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-зачет.

Школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу.

Преимущества:

- материал излагается блоком;

- помогает изложить достаточно сложную научно-учебную проблему;

- учит рассуждать логически, грамотно, четко, аргументировано;

- развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное и правильно оформлять конспект.

Отличия школьной лекции от вузовской:

- школьная лекция часто комбинируется с беседой,

- учащимся предлагаются задания практического характера;

- лекция может сопровождаться выступления заранее подготовленных учащихся;

- продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 минут.

Лекционную технологию обучения возможно применять с 8-9 класса, предварительно подготовив к новому виду работы, дать понятие о записи конспекта.

Структура (классическая) лекции:

  1. Актуализация темы, определение задания.
  2. Слушание лекции учителя (20-30 минут).
  3. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.
  4. Обсуждение выполнения задания.
  5. Подведение итогов.
  6. Рекомендация дополнительной литературы.

Наряду с традиционной лекцией, выделяются формы школьных  лекций, направленных на способность  реализовывать самостоятельно полученные знания:

Лекция-дискуссия – цель развить критическое мышление школьников, совершенствование их коммуникативных умений во время свободного обмена мнениями. При организации такой лекции материал подается крупными блоками с интервалами для возможности учащимся высказывать свое  мнение по проблеме. Учитель должен быть готов к пассивности класса: подобрать вопросы, соответствующе уровню подготовленности аудитории. Дискуссия может проводиться и по итогам лекции.   Для развития самостоятельности в получении знаний учителем может быть предложено опережающее задание, связанное с темой предстоящей лекции, дискуссия тогда возможна и в начале урока. По окончании лекции обязательно уточняются позиции учащихся по теме.

Лекция-консультация – способствует усвоению теоретического материала, формированию коммуникативного умения правильно формулировать вопросы. Половину учебного времени отводится на лекцию, вторая часть времени- ответ на вопросы.  Может сочетаться с дискуссией, также требуется подготовка. Учитель за несколько дней до занятия знакомит учащихся с темой, собирает интересующие вопросы, готовит практическое задание.

Лекция- беседа – привлечь внимание учеников к самым важным вопросам в процессе непосредственного общения. Учитель побуждает школьников искать ответы на поставленные вопросы, анализировать. Вопросы могут быть проблемного характера, парадоксальные.

Учащиеся  включаются в научный разговор (я полагаю, по моему мнению, я хочу сказать…)

Лекция с обратной связью – дисциплинирует учащихся, активизирует внимание.

Учащиеся знают, что в начале и в конце каждого информационного блока они получат контрольные вопросы с вариантами ответов, проверить степень усвоения материала.

( можно с ИКТ)

В проблемно-развивающем обучении есть такая типология школьных лекций:

  1. Проблемная лекция. Предлагаются противоречивые концепции. Цель – самостоятельное приобретение знаний учащимися.
  2. Лекция вдвоем (учитель и ученик). Читают лекцию по одной теме и обсуждают проблемный материал как с собой, так и со слушателем.
  3. Лекция-пресс- конференция. Содержание зависит от вопросов учащихся.(похожа на лекцию-консультацию)
  4. Лекция-консультация (похода), но с привлечением специалиста.
  5. Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) Формирует учеников оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней, оценивать, исправлять.
  6. Лекция-диалог. В содержание лекции включается серия вопросов, ученики пытаются ответить непосредственно в ходе лекции (похожа на лекцию-беседу)
  7. Лекция с применением игровых методов (используются  методы мозговой атаки,

методы конкретных ситуаций…) Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Успешно применение  вузовской  лекционной  технологии  обучения  в сочетании с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской.

Урок-семинар - это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствование коммуникативных навыков.

Сходные черты вузовского и школьного семинара:

развивает самостоятельность,

помогает творчески осмысливать прочитанную литературы,

формирует навыки диалогической монологической речи,

использует опережающий характер домашних заданий.

Отличие: школьный семинар

-учитель помогает в подготовке материалов к уроку (индивидуальные и групповые консультации, собеседования, предварительный просмотр материала);

Более продолжительная подготовка к семинару (как правило, тема будущего семинара объявляется в начале изучения темы);

Изменение форм работы на самом семинаре (работа в парах, групповая работа, коллективная подготовка ответов, использование игровых форм работы ….)

Построение семинарского занятия:

  1. Вступительное слово учителя,
  2. Сообщение учащихся.
  3. Обсуждение сообщений.
  4. Подведение итогов семинара.

Типы семинарских занятий могут быть вариативными:

Семинар – развернутое собеседование. Все ученики готовятся к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления.

Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к обсуждению доклада, план и основные проблемы докладов известны.

Семинар-диспут, основан на дискуссии (элементы дискуссии есть на любом семинаре). Каждый учение должен определить свое отношение к предмету диспута. Учитель направляет ход семинара, готовит специальные проблемные  вопросы.

Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся  начинается со вступительного слова учителя(знакомство с темой, учебными задачами, возможным их решением, дополнительными сведениями). Далее учащимся (или группам) предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут, в ходе ее школьники могут обращаться за помощью к учителю. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности, выполнением упражнений закрепляющих полученные знания и умения.

Урок-практикум –  обычно в конце изученной темы. При подготовке к такому уроку школьники дома готовят изученный теоретический материал, по рекомендации дополнительные сведения по теме. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал, от качества которого зависит результативность урока-практикума. На этих уроках используется разного рода вспомогательная литература: словари, справочники, таблицы, учебные пособия.

Форма работы различная: самостоятельная, парная, групповая, коллективная. В помощь учителю - ученики-консультанты.

Схема урока-практикума:

  1. Повторение теоретических сведений по проблеме.
  2.  Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.
  3. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам.
  4. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику.
  5. Итог. Задание на дом.

Урок-зачет (форма вузовского занятия). Этот урок заранее включается учителем в КТП. Проводится для обобщения и повторения материала не только по теме, но за четверть или за весь год, также при осуществлении контроля за знаниями учащихся. Не рекомендуется чаще 2-3 раз в год. О предстоящем уроке-зачете ученики оповещаются заранее, класс делится на группы, назначаются старшие в группе. В кабинете учителем оформляется стенд «Готовимся к зачету», материал обновляется в течение всего периода подготовки к зачету.  На стенде - вопросы, образцы выполнения упражнений и заданий (дифференцированные) схемы разбора, списки дополнительной литературы, перечень умений и навыков. Ученики при подготовке к зачету могут обратиться за помощью к учителю или консультантами.

Схема урока-зачета:

  1. Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками-консультантами.
  2. Выставление оценок за каждое выполненное задание в «Лист оценки знаний».
  3. Выставление итоговой оценки по результатам выполнения всех заданий.
  4. Подведение итогов урока.

Основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка способствуют активности мыслительной деятельности учащихся, развивают его самостоятельность,  повышают значимость самостоятельного освоения знаний.

ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Задачи: формировать и развивать интеллект и речь ученика, критическое и творческое мышление, самостоятельность в получении знаний.

Учащийся совместно с учителем определяет учебную цель, планирует, активно участвует в освоении знаний, проявляет самостоятельность, анализирует результаты.

В основе – творчество, исследовательский поиск, поддержка и помощь в самостоятельной работе. Учитель исправляет, направляет  поиск учащегося. Создается особая атмосфера.

Диалоговые технологии (технология учебного диалога).

Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему.

М.М. Бахтин

В процессе диалогового общения учащиеся на уроке ищут различные способы для выражения своих мыслей, развиваются интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать).  Помимо воспроизведения информации, важно в диалоге размышление учащегося, обсуждение проблемы.

Диалог  не должен подменяться раскованным общением с учениками, свободным обменом мнениями. Организация занятий с использованием технологии учебного диалога – это продуманная деятельность педагога.

  1. Технология организации  начинается с учебного пространства (не подойдет традиционная расстановка парт).
  2. Содержание диалога :

- информационный: получает новую информацию – в процессе овладения новыми знаниями);

- интерпретационный: обмен мнениями, оценка известных фактов, их интерпретация – включен в любой структурный элемент урока).

Задача учителя продумать систему вопросов по теме урока, реализовать в них и учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социально-ориентированные задачи.

Например.

Фрагмент урока  (Проблема «Условия успешного общения»).

Задание 1. Речь на уроке должна приближаться к научной. В такую речь включаются термины, например:

Коммуникант – тот, кто вступает в общение (собеседник, партнер по общению).

Коммуникативное намерение (задача, цель) – конкретная цель высказывания (убедить, разжалобить, вызвать сочувствие…)

Коммуникативный контакт – согласованность в общении.

Составьте по одному предложению с этим термином.

Задание 2. Какие требования к общению отразил народ в пословицах и поговорках?

В чужой беседе всяк ума наберется.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Когда говоришь – думай.

Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Много наговорено, да мало сказано.

Во многословии не без пустословия,

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Ты ему слово, а он тебе десять.

Я ему про Фому, а он мне про Ерему.

Задание 3.

Прочитайте и определите, какие средства для   установления коммуникативного намерения использовали говорящие.

  1. Древний Восток…. Тайна и загадочность в этих словах. До сих пор необычность быта и культуры древних поражает археологов, этнографов, этнологов…
  2. Слушайте! Слушайте! Самая оригинальная и неповторимая статья!
  3. Бедные школьники! Большинство из них лишь жалкие рабы учебники!

 

Задание 4.

Прочитайте текст. Какие правила общения нарушили коммуниканты.

Два молодых человека в ожидании транспорта вели беседу. Войдя в салон троллейбуса, они оказались на расстоянии трех-четырех метров. Но продолжали начатую беседу, перейдя почти на крик.

- Я заходил в наш зал! Там замок висит!

- Я знаю. Тренер уехал на соревнования!

В процессе обучения диалогической речи, в том числе при выполнении упражнений, у учащихся формируется умение составить начало диалога, подвести к проблеме, умение заявить проблему в реплике и востребовать информацию от собеседника,

умение слушать собеседника и показать это в своих репликах,

умение использовать языковые средства выражения вежливости и уважения к мнению собеседника,

 умение быть информативным в диалоге,

умение поддерживать коммуникативное общение.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю – игра.

Учебная игра как технология интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на  активный процесс усвоения знаний.

КОМПОНЕНТЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Деятельность учащихся

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Активизируются мотивы, интересы учащихся

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Восприятие цели деятельности, нравственные установки, которые становятся значимы для изучения

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Учащиеся опираются на имеющиеся знания, задания направлены и на их активизацию + элемент новизны, эвристический (исследовательский) метод

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Переживание за результат, активизация воображения

Оценочный

Результат

Стимул для участников игры

1. Установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная  деятельность и воображение ребенка. Установка на игру создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.

Игровая ситуация как продолжение установочного элемента игры. (Представьте себе, что… ) Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве, историческом времени, поставленной проблемой.

2. Игровые задачи соединяются с учебными задачами, выступают в неявном, замаскированном виде. Через игру –непреднамеренное обучение. Игровая задача заинтересовывает школьника (Найди ошибку, реши кроссворд, пройди через препятствие…), но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное упражнение или задание.

3. Правила игры (действие в воображаемой ситуации: кто ты?  Путешественник, поэт, корректор....) Соблюдение  правил межличностного общения (воспитательная роль:  помоги товарищу, будь доброжелателен, внимательно выслушивай мнение)

Игровое действие: - внешние действия: слушать, выполнять упражнение, чертить таблицы;

                         -  умственные действия: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.  Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра.  Действия выполняются в определенной последовательности, усложняясь

4. Игровое состояние – важный элемент игры. Поддерживается  проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, дискуссией, творческой атмосферой, ситуацией выбора.

5. Результат: для учителя - игра продемонстрировала умения, уровень усвоений знаний, норм поведения;

для учеников – пробудила интерес к проблеме, активизировала знания.

Важно подчеркнуть положительную оценку, отметить успехи слабых учащихся, завершить игру на эмоциональном подъеме.

Возрастные особенности: 5-7 классы – игры, в  которых раскрыть тайны, сделать открытые, совершить путешествие, совместный поиск,  творческая работа, элемент романтики;

8-9 класс – сотрудничество в группе, состязания;

10-11 класс – характерен интерес на свою будущую роль в обществе, интерес к социальным явлениям (диалог, поиск решения проблемы). Для них также привлекательны и кроссворды, шарады, развивающие память, логическое мышление, игры-состязания, также ролевые игры, требующие активной речевой деятельности (пресс-конференция, презентация), привлекательны роли общественных деятелей. Возможно включение в игру в качестве посторонних лиц зрителей, слушателей, экспертов.

В целом игровые технологии развивают фантазию, воображение и речь,  Во время обеспечивается более высокая, по сравнению с обычными видами урока обучающая,  развивающая и воспитательная результативность.

Сообщение  подготовлено  на основе  материала дистанционной курсовой подготовки Педагогического университета «Первое сентября». Можно узнать о технологии педагогические мастерские, метод проекта, исследования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...