дидактика п русскому языку
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Задонская Ольга Владимировна

тексты для КАТ на основе  преданий УНТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teksty_po_predaniyam.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

КТО ДОБРОСИТ БУЛАВУ ДО НЕБА?

1.(Не)з..пам..тные врем..на жили на земле асилки. 2.Были они такого гр..мадного роста что г..л..ва отвал..т..ся зад..рать ее и см..треть на них. 3.Мы выше самых высоких гор! хвастались асилки. 4.(Н..)кто (н..)знал откуда они взялись. 5.Еще асилки похв..лялись буд(то) (н..)боги их со..дали а сама Мать Сыра Земля родила то есть еще (не)ведомо кто старше и главнее небесные боги или земные асилки.

6.Что нам громовник Перун? говорили они он меч..т свои стрелы с небес на землю, но велика (ли) сила нужна что(бы) бросать что(то) (с)верху (в)низ? Вот попроб..вал(бы) он швырнуть булаву с земли так что(бы) она дол..тела до самого неба!

7. И поспорили асилки с ветрами что д..бросят свои булавы до об..тал..ща самого Сварога и пок..лебл..т его трон. 8.Начали бросать. 9.Как (н..)тужились асилки (н..) в..летают их булавы выше туч(ь) гром..носных. 10.Так зац..пившись за тучи и п..висли на небесах. 11.Только и добились что переел..мали все молнии — стрелы Перуновы.

12.Ра..сердился на них громовник и начал булавы с небес на землю (с,з)брасывать. 13.Да так метко что всех асилков перебил их же оружием.

 

13.В белорус..ких пр..даниях асилки (н..)укр..тимые б..гатыри п..добные болотам. 13.Им было под силу в..рочать скалы со..давать реки и озера к..рч..вать ст..летние дубы. 14.Случалось им осв..б..ждать из пещер плен..иков похищен..ых чудовищ..ным Змеем. 15. В конце концов асилки стали п..мышлять о един..борстве с самим всевышним и он вел..канов уничтожил. В этом пр..дани.. мы находим (не)сомнен..ое сходство с античными мифами о титаномахии — истреблении.. олимпийцами во..ставших титанов по..вившихся на земле гораздо раньше, чем на Олимп взошли небесные боги и (не)довольных тем поч..танием которое им оказывали люди.

  1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Во втором предложении определите спряжение глаголов.
  3. Объясните знаки препинания в третьем предложении. Начертите схему.
  4. Объясните ЛЗ слов: обиталище, поколеблют, помышлять
  5. Из 2 абзаца выпишите сложные слова, сделайте их морфемный разбор.
  6. Назовите номера предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.
  7. Определите, как связаны 12 и 13 предложения.
  8. В последнем абзаце найдите односоставные предложения.
  9. Напишите эссе на проблему, затронутую в народном мифе.

СМЕШЛИВАЯ МОЛОДКА

1.Жил(был) в одной д..ревн.. печ..ник а у него на задворках стояла старая заброшен..ая баня. 2.(Н..)кто к ней и бли..ко (не) подходил потому как шла о ней дурная слава там(де) пар..тся злые духи-анчутки. 3.Но вот однажды печ..ник раз..удалый молодец силач и весел..чак  на спор во..намер..лся в этой бане помыт..ся. 4.Дело было как вод..т..ся вечером после захода со..ца. 5.И..топил он баню ра..делся парку по..дал зам..чил в горячей воде вен..ч..к. 6.А как вытащил глядь — веник весь в с..сульках.

7.Охватил тут мужика страх. 8.Кинулся он бежать домой в чем мать р..дила, бледный весь, зуб на зуб (не)попадает. 9.(На)утро братья пошли за его одеждой, а она разодра..а в клоч..я.

10.С той поры и в доме печ..ника стало (не)ладно что (н..) год отдает богу душу то один то другой из домочадцев. 11.А по весне — и ночью и днем — носилась по саду дородная нагая молодка. 12.Только кинут..ся мужики ее ловить она шмыг в ту самую баню — и хохочет-зал...вает..ся. 13.Вломят..ся в баню а там пусто. 14.А на ра..сыпан..ой золе отп..чатались следы но не женские а мужские. 15.Да это еще (пол)беды! 16.Вот пальцы вот подошва а пятки нет... 17.Ну да ведь анчутку так и называют — беспятый.

18.Думал-гадал печ..ник как и..бавит..ся от (не)чистой силы да все (по)пусту. 19.Наконец решился он и дом свой сломать и злополучную старую баньку. 20.Дом перебрал перестроил (за)ново бревна бан..ые сж..г а место где она стояла солью засыпал. 21.Лишь только после этого отстала нечистая сила.

1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.В пятом  предложении определите спряжение глаголов.

3.Объясните знаки препинания в 10  предложении. Начертите схему.

4.Объясните ЛЗ слов: задворки, домочадцы, молодка

5.Выпишите из текста все фразеологические обороты, дайте им объяснение, подберите, если возможно, синонимы и антонимы

6.Выпишите сложные слова, сделайте их морфемный разбор.

7. Назовите номера предложений с обособленными членами

8. Определите, как связаны 12 и 13 предложения.

9.Во  втором абзаце найдите односоставные предложения.

10. Как вы считаете, о чем предупреждает данное предание.

11. Напишите эссе на проблему, затронутую в народном мифе.


ЗАВЕТНОЕ ЖЕЛАНИЕ

1.Кaк(тo) раз молодой птиц..лов с вечера навострил поставухи — сети на перепелок а утром отправился их проверять. 2.Приш..л на коноплян..ик куда слеталось множество птиц — и не поверил своим глазам в силках билась пр..красная девушка. 3.Лик у нее был женский, а тело птич..е. 4. Потемнело в глазах юноши от ее красоты.

5.— Как зовут тебя — спрашивает.

6.— Алконост — отвечала она.

7.Хотел было птиц..лов поц..ловать плен..ицу, но дева закрылась руками-крыл..ями и пр...нялась плакать и пр..читать уверяя что после того как поц..лу..т ее человек она (на)всегда утрат..т волшебную силу и больше (н..)когда (не)сможет в..лететь в небеса а на земле ей пр..дет погибель.

8.— Отпусти меня, — говорила птиц..дева, — а (в)замен проси чего хочешь исполню любое твое желание!

9.Задумался юноша: чего пожелать? 10.Богатства? — оно иссякнет. 11.Любви красавиц? — они изменят...

12.— Хочу при жизни изведать райского блаженства! — воскликнул наконец птицелов. 13.В тот же миг зашумело в его ушах, потемнело в очах, земля ушла из-под ног и засвистел вокруг ветер. 14.Через миг он увидел себя в светлой и необыкновенной стране. 15.Это был Ирий — небесное царство по ту сторону облаков. 16.В Ирии обитали крылатые души умерших. 17.Кругом благоухали поющие цветы, струились ручьи с живой водой. 18.Алконост пела сладкие песни, от которых на земле наступала ясная солнечная погода. 19.Все кругом было прекрасно, и юноша понял, что достиг предела своих желаний.

20.Однажды он задремал под деревом, но был разбужен вороном.

21.— Что ты делаешь в Ирии, бескрылый? 22.Что ищешь среди мертвых, живой? 23.Ты еще не изведал любви и счастья, которые отмеривает судьба полной мерою, зачем же поспешил добровольно проститься с радостями жизни? 24.Немедленно возвращайся в родные края!

25.Спохватился птицелов. 26.Сказать по правде, безделье начинало ему надоедать, здешние летающие красавицы не обращали на него внимания, а яблочки райские уже приелись. 27.Но ведь не станешь ловить в раю райских птиц, чтобы сварить себе похлебку!

28.— Я бы рад воротиться, — сказал он робко. — Но как отыскать дорогу обратно?

29.— Так и быть, — ворчливо каркнул ворон, — я тебя выведу в мир людей. В награду за то, что твой прапрадед — тоже прицелов — выпустил меня однажды из сетей.

30.— Прапрадед? — не поверил юноша. — Но как же... когда же... быть того не может!

31.— Может, может, — кивнула вещая птица. — Разве ты не знаешь, что мы, вороны, живем триста лет? Теперь закрой глаза и возьмись за мой хвост.

32.Юноша зажмурился покрепче, засвистели ветры вокруг него, и через миг он ощутил под ногами твердую землю. 33.Открыл глаза — и оказался на той же самой поляне, где перепелки клевали коноплю.

34.Он воротился домой, дожил до глубокой старости и лишь на исходе жизни рассказал внукам об Ирии — райской обители, куда его завлекла сладкими песнями птицедева Алконост.

35.Алконост — это чудес..ная птица жительница Ирия — славянского рая. 36.Лик у нее женский тело же птич..е а голос сладок как сама любовь. 37.Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете но зла от нее людям нет в отличи.. от ее подруги птиц.. 38.Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высижива..т их, а погружает в морскую глубину. 39.В эту пору семь дней стоит бе..ветрен..ая погода — пока не вылупятся птенцы.

40.Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, пр..вращен..ой богами в зимородка.

1. Спишите предложения 1-8, 35-40, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.В седьмом  предложении определите спряжение глаголов.

3.Объясните знаки препинания в 23  предложении. Начертите схему.

4.Объясните ЛЗ слов: навострил, поставуха, благоухали

5.Выпишите сложные слова, сделайте их морфемный разбор.

7. Назовите номера предложений с обособленными членами

8. Определите, как связаны 34-35 предложения.

10. Как вы считаете, о чем предупреждает данное предание.  11. Напишите эссе на проблему, затронутую в народном мифе.

БАННЫЕ АНЧУТКИ

1.Всякой бане есть свой баен..ик. 2. (Не)поладишь — кричит (по)павлиньи. 3.У баен..ика есть дети — бан..ые анчутки сами маленькие ч..рненькие мохнат..нькие ноги ежин..ые а голова гола, что у татарч..нка, а женятся они на кикиморах, и такие(же) сами проказы, что твои кикиморы.

4.Душа, девка бес..трашная, пошла ноч..ю в баню.

5.— Я — говорит — в бане за ночь рубашку сош..ю и назад в..рочусь. 6.В бане поставила она углей корчагу а то шить ей (не)видно. 7.(На)скоро сметыва..т рубашку от огоньков ей видно.

8.К (полу)ночи близко анчутки и вышли.

9.Смотрит. 10.А они маленькие ч..рненькие у корчаги уголья — у! — раздувают.

11.И бегают, и бегают.

12.А Душа ш..ет себе (н..)чего (не)боит..ся.

13.Побоиш..ся! 14.Бегали, бегали, кругом обступили да гвоздики ей в подол и ну вколачивать.

15.Гвоздик вколотит:

— Так. Не уйдешь!

16.Другой вколотит:

— Так. Не уйдешь!

17.— Наша, — шепчут ей, — Душа наша, не уйдешь!

18.И видит Душа что и (в)правду не уйти не встать ей теперь весь подол к полу пр..бит  да догадлива девка начала с себя (по)маленьку рубаху спускать с сарафаном. 19.А как спустила всю, да вон из бани с шитой рубахой, и уж тут у порога так в снег и грохнулась.

20.Что и говорить любят анчутки проказить а уж над девкой под..грать им всегда любо.

21.Выдавали Душу замуж. 22.Истопили на девич..ник баню и пошли девки с невестой мыт..ся а анчутки — им своя забота, они тут как тут, и ну бесить девок.

23.Девки-то из бани нагишом в сад и высыпали на дорогу и давай бесит..ся: которая пляшет да поет что есть голосу невесть что, которые друг на дружке верхом ездят и визжат и хихикают (по)меринячьи.

24.Едва смирили. 25.Пр..шлось отпаивать парным молоком с медом. 26.Думали, что девки белены об..елись, смотрели — нигде не нашли. 27.А это они, эти анчутки ягатые, нащекотали усы девкам!

 

1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.В 18  предложении определите спряжение глаголов.

3.Объясните знаки препинания в 3  предложении. Начертите схему.

4.Объясните ЛЗ слов: догадлива, проказить. девичник

5.Выпишите из текста все фразеологические обороты, дайте им объяснение, подберите, если возможно, синонимы и антонимы

6.Выпишите сложные слова, сделайте их морфемный разбор.

7. Назовите номера предложений с обособленными членами

8. Определите, как связаны 12 и 13 предложения.

9 Найдите односоставные предложения.

10. Как вы считаете, о чем предупреждает данное предание.

11. Напишите эссе на проблему, затронутую в народном мифе.


Анчутка.

1. Анчутка одно из самых древних названий ч..рта беса. 2.Анчутки бывают бан..ые и полевые. 3.Как всякая неч..сть, они мгновен..о отзывают..ся на упом..нание своего имени. 4.Лучше о них помалкивать не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут. 5.Беспятый же анчутка потому что однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку.

6.Бан..ые анчутки мохнатые лысые пугают людей стонами помрач..ют их разум. 7.Но очень хорошо умеют изм..нять свой облик — как впрочем и остальная (не)жить. 8.Полевые росточ..ком совсем крохотные и более мирные. 9.Они живут в каждом растении.. и зовут..ся сообразно своему об..талищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т.д.

10.Впрочем говорят в воде то(же) есть свой анчутка помощ..ник водян..ого или болотника. 11.Он (не)обычайно свиреп и противен. 12.Если у пл..вца вдруг случит..ся судорога он должен знать что это водян..ой анчутка схватил его за ногу и хоч..т утащить на дно. 13.(От)того-то еще с древних времен всякому пл..вцу советуют иметь при себе булавоч..ку: ведь (не)чистая сила до смерти боит..ся железа.

1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Объясните знаки препинания в 12  предложении. Начертите схему.

3..Объясните ЛЗ слов: помрачают, нежить, сообразно

4..Выпишите из текста все фразеологические обороты, дайте им объяснение, подберите, если возможно, синонимы и антонимы

5. Определите способ образования существительных в 9 предложении

6.Назовите номера предложений с вводными словами.

7. Назовите номера предложений с обособленными членами

8. Определите, как связаны 12 и 13 предложения.

9 Найдите односоставные предложения.

10. Как вы считаете, о чем предупреждает данное предание.

11. Напишите эссе на проблему, затронутую в народном мифе.


БЕЗЫМЕНЬ

1.На святки девки гадали. 2.Кто амбарника спрашивал о женихе кто баен..ику в окошко руку совал а кто перед овин..иком юбку зад..рал что(бы) погладил по заднице. 3.Манюня — самая из всех смелая — вообще собралась к проруби пойти что(б) вместе с бесами полетать на воловьей шкуре. 4.Потом правда хватило ума — осталась дома. 5.Еще (не)известно куда бы занесли ее те бесы. 6.Решила Манюня гадать перед зеркалом.

7.В (пол)ночь ушла в пустую комнату поставила два зеркала: одно большое на столе другое маленькое, — (на)против. 8.Свечи зажгла села за стол и начала шептать:

9.— Сужен..ый-ряжен..ый появись-покажись! Сужен..ый-ряжен..ый, появись-покажись!

10.И вдруг в большом зеркале появились одно за другим двен..адцать зеркал а в последнем по..вилось лицо доброго молодца.

11.Манюня устав..лась на него во все глаза. 12.Очень молодец ей понравился! 13.Надо бы закричать: «Чур сего места!» — чтобы призрак исчез а она насмотреться на красавца (не)может.

14.А ведь это не жених был истин..ый а безымень — сила нечистая, призрак, человеческий двойник. 15.Одобрен..ый молчанием девушки вышел он из зеркала и сел против Манюни. 16.Улыбает..ся сладко тянет..ся за руку взять поцеловать в уста сахарные. 17.Манюня закрыла глаза... 18.Только губы их сопр..к..снулись как глупенькая девица плюх без памяти! 19.Хохот пошел по всему дому а зеркала ра..летелись на тысячу кусоч..ков.

20.На этот год все подружки свадьбы играли а бедную Манюню родные возили по всем окрес..ным знахарям: заговаривали, травами отпаивали, водили прощенья и..прашивать у воды. 21.Вот что значит вовремя не зачурат..ся от безыменя!

22.Безымень — призрак-двойник человека пр..видение которое может явит..ся перед смертью. 23 Он во всем похож на человека но своего облика не имеет и пр..нимает облик того кем хочет показат..ся. 24.Увидеть такого двойника — к беде. 25.И..вестны случаи когда своих двойников видели императрицы Анна Иоанновна и Екатерина Великая, что предвещало их скорую смерть. 26.Безымень также — дух умершего (не)естествен..ой смертью, утонувшего, самоубийцы. 27.Так называют и призрак, образ человека вызван..ый в зеркале во время гадания.

28.В заговорах к помощи безыменя обращаются колдуны желая навести на кого-то порчу. 29.В лесу у осины обратившись лицом на запад колдун просит «умерших, убитых, заблудших, некрещен..ых и безыменей» встать и повредить такому-то.

1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Объясните знаки препинания в 25  предложении. Начертите схему.

3..Объясните ЛЗ слов: порча, сужен..ный, зачураться

4..Выпишите из текста все фразеологические обороты, дайте им объяснение, подберите, если возможно, синонимы и антонимы

5. Определите способ образования существительных во 2 предложении

6.Назовите номера предложений с вводными словами.

7. Назовите номера предложений с обособленными членами

8. Определите, как связаны 12 и 13 предложения.

9 Найдите односоставные предложения.

10. Как вы считаете, о чем предупреждает данное предание.

11. Напишите эссе на проблему, затронутую в народном мифе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели....

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Формы обучения, методы и приемы обучения ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативн...