Урок-путешествие в страну "Чередующие гласные"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctpaha_sloobrazovaniya.pptx1.09 МБ
Файл ryukzak_znaniy.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

CTPAHA Словообразования

Слайд 2

Что в нем лежит? Рюкзак знаний

Слайд 3

Улица «Теоретическая» Касаться – коснуться Прикасаться – прикоснуться Касание – прикосновение Город корней

Слайд 4

Орфографическая задача К саться , бл стеть , уп раться , К снуться , раст реть , прик сновение Улица «Практическая»

Слайд 5

Опускаются ласточки к самой воде, чуть касаются влаги крылом. И вскоре слуха Кочубея коснулась роковая весть. Вдруг Рита почувствовала легкое прикосновение. И взором ласточек следил, когда они перед дождем волны касалися крылом. Солнечные лучи почти никогда не касаются холодной поверхности родника. Все то, чего касается человек, приобретает нечто человечье. Выборочный диктант

Слайд 6

Игра «Четвертый лишний» Прикасаться, касание, косой (взгляд), коснусь Косичка, косьба, прикосновение, косуля (животное) Коса, касательная (линия), прикоснуться, коснулась. Улица «Сообразительная»

Слайд 7

Наступил вечер. Туристы устроились на отдых у реки. Быстро поднялись на берегу палатки. Последние лучи солнца трогали вершин деревьев. По оврагам расходился туман . Путники стали искать сучья для костра. Улица «Творческая»

Слайд 8

Станция «Конечная»



Предварительный просмотр:

Тема: «Буквы о-а в корне –кас – –кос –».

Цели: знать: условия написания корня –кас – –кос –;

                    уметь: владеть способом действия при выборе букв о-а в                                                            

                    однокоренных словах с корнем –кас – –кос –;

Оборудование: презентация урока.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Работа по теме урока.
  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Нам предстоит побывать в Стране Словообразования, мы посетим город Корней и остановимся на улицах Теоретической, Практической, Сообразительной и Творческой.

Все путешественники, отправляясь в дорогу, берут с собой багаж и кладут туда те вещи, которые понадобятся им во время путешествия. Вот и мы с вами возьмем в наше путешествие рюкзак. И поскольку наше путешествие будет не только увлекательным, но и познавательным, вы возьмем с собой в дорогу не просто рюкзак, а «Рюкзак знаний», который поможет нам легко разобраться в новом материале.

- Итак, посмотрим, какие же знания у нас уже имеются в рюкзаке?

- Что это я из него достаю? Скажите, кто знает? Как называется орфограмма?

- –лаг – –лож –. Каким правилом мы будет руководствоваться при написании корней? Приведите примеры.

(Аналогично –раст – –рос – –ращ –, –мер – –мир –, –тер – –тир –, –пер – –пир – и т.д.).

- Приведите примеры.

- А теперь проверим наши теоретические знания на практике. Проведем словарный диктант. Задание: написать словосочетание, выделить данную орфограмму, доказать написание.

Изучаем прилагательные, написали предложение, южное растение, маленький росток, срослись березки, заблистали на небе, соберу вещи, натираю полы, расстелю постель.

- Итак, мы повторили уже известный материал и теперь отправляемся на нашем паровозике в путь за новыми знаниями.

  1. Первая улица, на которой мы остановимся, называется «Теоретическая».

- Как вы думаете, зачем перед отправлением в путешествие мы повторили орфограмму «Чередование гласных а-о, е-и в корнях»? Предположите.

- Наверное, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним корнем, в котором чередуются гласные.

- Давайте посмотрим, что же это за корень?

- Это корень –кас – –кос –.

- Какие гласные чередуются в корне?

- А и О.

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Что мы должны будем выяснить сегодня на уроке? Какова наша цель?

- Выяснить, каким правилом мы будем руководствоваться при написании гласных а и о в данном корне?

- И вы мне сами сейчас сформулируете правило, рассмотрев следующие примеры.

Касаться – коснуться

Прикасаться – прикоснуться

Касание – прикосновение

- Сформулируйте правило написания корня –кас – –кос –.

  1. А теперь нам пора перебраться на следующую улицу «Практическую».

  • Решите орфографическую задачу. Сформулируйте условие задачи.

К   саться, бл   стеть, уп  раться,

К   снуться, раст   реть, прик  сновение.

- Докажите правильность своего выбора.

- Скажите, почему слова с чередованием букв о – а, е – и мы использовали в одной орфографической задаче.

- Потому что они подчиняются одному принципу написания. Какому?

  • Выборочный диктант.

- Выписать из предложений слова с корнем –кас – –кос – в два столбика. Доказать правильность написания. Все предложения я взяла из произведений наших известных писателей и поэтов. Вспомните их имена и названия произведений.

  1. Опускаются ласточки к самой воде, чуть касаются влаги крылом. (И.А. Бунин)
  2. И вскоре слуха Кочубея коснулась роковая весть. (А.С. Пушкин)
  3. Вдруг Рита почувствовала легкое прикосновение. (Б. Васильев)
  4. И взором ласточек следил, когда они перед дождем волны касалися крылом. (М.Ю. Лермонтов)
  5. Солнечные лучи почти никогда не касаются холодной поверхности родника. (И.С. Тургенев)
  6. Все то, чего касается человек, приобретает нечто человечье.

  1. А теперь нас ждет улица «Сообразительная». Здесь мы с вами поиграем. Игра называется «Четвертый лишний». Послушайте внимательно правила игры. Из ряда слов каждой строчки исключите лишнее слово и докажите свой выбор.

Прикасаться, касание, косой (взгляд), коснусь

Косичка, косьба, прикосновение, косуля (животное)

Коса, касательная (линия), прикоснуться, коснулась.

- Как вы определили лишнее слово?

- Правильно, по значению.

- Какое значение имеет корень –кас – –кос –?

Прямое: дотрагиваться до чего-либо или чего-нибудь (коснуться рукой)

Переносное: затрагивать что-нибудь в разговоре, в статье или иметь отношение к чему-либо или кому-либо (касаться темы разговора).

- Какая орфограмма спрятана в остальных словах. Докажите (можно проверить).

- Слова звучат одинаково, корни пишутся одинаково, но имеют совершенно разное значение. Как называются такие слова в русском языке? (омонимы)

  1. И последняя улица, которую мы посетим, называется «Творческая». Здесь вы раскроете все свои способности.

- В данных предложениях глаголы замените другими глаголами (синонимами), сходными по значению с чередующимися гласными в корне (с любыми).

Наступил вечер. Туристы устроились (расположились) на отдых у реки. Быстро поднялись (выросли) на берегу палатки. Последние лучи солнца трогали (касались) вершин деревьев. По оврагам расходился (расстилался) туман. Путники стали искать (собирать) сучья для костра.

  1. Итог.

- Итак, наше путешествие подошло к концу. Рюкзак знаний наполнился новыми знаниями. Какими? Как различить написание букв а-о в корне –кас – –кос –?

IV.     Домашнее задание: упражнение №138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие

Конспект урока по теме"Правописание гласных и согласных в корне слова" предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног...

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...

Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу

В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе....

Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».

Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету &l...


 

Комментарии

Стишилина Татьяна Дмитриевна

Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся. Материал дается от простого к сложному. Соблюдается принцип научности и доступности. Очень хорошо. что учитель применяет поисковый метод при подаче нового материала и использует ИКТ на протяжении всего урока. Любая нетрадиционная форма урока стимулирует познавательную деятельность учащегося на разных ступенях обучения, позволяет лучше усвоить учебный материал. Приятно общаться с творческими учителями.