Разработка урока "Имя числительное" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

1.      Урок русского языка в 6 классе «Имя числительное». В процессе работы над учебными элементами учащиеся должны получить знания об имени числительном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe_6_klass..docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

город Армавир

МБОУСОШ №20

Номинация –  лингвистика.

Разработка урока по русскому языку

6 класс.

Имя числительное

(изучение новой темы).

   

                                                                            Учитель русского языка и литературы

                                                                                    Мариныч Ярослава Геннадьевна

                                                                                     высшая категория.

Тема урока:   Имя числительное.

 Тип урока:     Изучение нового материала.

Цели урока:  1) дать понятие о числительном как части речи, входящей в группу      именных частей речи;

                         2) уделить особое внимание развитию навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным);

                          3) воспитывать мотивацию изучения языка, затрагивая эмоциональную сферу каждого учащегося.

Оборудование:   сигнальные карточки,  ребусы.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Вступительное слово.

 Учитель приносит корзину с овощами и раскладывает их на столе, говоря скороговорку.

Овощи.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Капусту,

 Морковку,

 Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!!!

  1.  Словарная работа   (словарные слова- названия овощей).

-Составьте словосочетания со словами: морковь, капуста, горох, петрушка, свекла.

Примерные словосочетания:

 Свежая капуста  (безударная гласная в корне слова).

Большая морковь (безударная гласная, сущ. 3 скл.).

Вкусный горох (сочетание оро;  сн пишется без  т).

Зеленя петрушка (безударная гласная в корне ).

Сахарная свекла (ударение падает на ё).

-Сколько овощей   я достала из корзинки? (пять).

- Какой вопрос я задала? (сколько?)

- Какой по счету я достала капусту? (первой)

-Петрушку? (четвертой)

- Какой вопрос я задала?  (какой по счету?)

-Как вы думаете, с какой частью речи мы сегодня будем знакомиться?

Тема нашего урока «Имя числительное».

  1. Изучение темы.

-Сейчас ребята вам расскажут о числительном.

         1 ученик.   В русском языке   есть немало  слов, значение которых связано с пониманием числа, счета. Это такие слова, как пять, десяток,  большинство. Однако среди этих слов именами числительными является только слово пять. Остальные слова по своим грамматическим признакам относятся к другим частям речи.

  1. ученик.  Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа?  Сравним два числа пять и пятак. Слово пятак обозначает конкретный предмет, т. е монета, на которой изображена цифра пять,  а слово пять используется при счете и обозначает число, которое используется при счете самых различных предметов, указывая на их количество, кроме того слово пятак и пять отвечают на разные  вопросы (что? – пятак; сколько? – пять).

  1. ученик.  Имеются среди числительных и такие слова, которые отвечают на  вопрос  – какой?, какая?, какие?), они обозначают порядок предметов при счете.  Второй ученик, пятый день..

-Вы услышали своих одноклассников. Вспомните пословицы, поговорки, загадки, в которых есть числительные. (Учащиеся устно называют пословицы.)

Ум хорошо, а два лучше.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

У умной головы сто рук.

Семьдесят одежек и все без застежек.

 Два брата бегут, а два догоняют.

-На доске записаны два предложения сделайте синтаксический разбор.

Девочки собрали две корзины грибов.

Во второй их оказалось больше.  Три да два – пять. Живут у нас в квартире три ежа, да два ужа. Две бригады крановщиков за смену загрузили одиннадцать плтатформ.

( Учащиеся делают вывод о синтаксической роли числительных. Числительные могут являться подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством, дополнением ).

-Теперь попробуйте сами дать определение имени числительному.

  1. Закрепление темы.

(обязательно прочитать правило по учебнику для закрепления).

  1. Выполним упражнение  313.

  1. Выпишите из данного списка слов сначала числительные, а потом  слова других частей речи с указанием их.

Утроить, пятерка, двойня, семидневный, семидесятый, пятикратный, трехместный, пятьсот, раздваиваться, столетний, тысяча, дважды, двузначный, сотый, тройка, десятилетний, втроем, шестьдесят.

Числительные                                                      Другие части речи.

Пятьсот,                                                                  Утроить -  гл.,

тысяча                                                                     пятерка – сущ.,

сотый,                                                                      двойня – сущ.,

шестьдесят,  

 втроем.                                                                  семидесятый – прил.,

                                                                                  пятикратный -  прил.,

                                                                трехместный – прил.,

                                                             раздваиваться – гл.,

                                                           столетний – прил.,

                                                             дважды – наречие.,

                                                                семидневный – прил.,

                                                              трехместный – прил.,

                                                             двузначный – прил.,

                                               тройка – сущ.,

                                                             десятилетний – прил.

-   Числительные делятся на количественные,  которые отвечают на вопрос – сколько? И порядковые, которые отвечают на вопрос – какой?

3)  Найдите в стихотворениях числительные и определите разряд:

Семь гномов.

Семь гномов встали в семь утра,

Чтоб выучить семь нот,

И с песней вышли со двора

На семь деньков в поход.

И шли семь гномов по тропе

И пели звукоряд,

Вот это да: Какой септет

Ну,  прямо, как парад.

 Попутно учитель дает лексическое значение слову  септет.  

 У вороны пятеро птенцов,

Пятеро веселых сорванцов,

Пятеро уселись на суку,

Каждый проглотил по червячку.

Четверо сказали: «Каррр, спасибо!»,

Ну, а пятый: «Мамочка, ку – ку! »   (количественные, порядковые)

  1.  Работа с сигнальными карточками.

Количественные числительные -  желтые

Порядковые числительные – зеленые.

 Три, пятидесяти человек;    первый день;  семьсот,  двенадцатого числа;  сотый покупатель;  шестьдесят деревьев;  одиннадцать часов;  пятьсот, тридцатый по счету.

 Работа с ребусами. Разгадайте,  какие слова прячутся за этими буквами и цифрами:  

7Я;    40А;   С3Ж;   О5;   Е2.

  1. Подведение итогов.

  1. Домашнее задание.  Творческое задание: составьте небольшой рассказ, используя порядковые и количественные числительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....