Главные вкладки

    СУЩНОСТЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    материал по русскому языку по теме

    Сущность модульного обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon modul.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. СУЩНОСТЬ

    1.1.        Теоретические основы модульного обучения

    1.   Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.

    2.    Теория поэтапного формирования умственных действий. Используется самая ее суть - ориентировочная форма деятельности.

    3.   Кибертенический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

    4.   Психология. Рефлексивный подход к процессу обучения обогатил модульное обучение идеей рефлексивного управления УВП,  связанного с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий;

    5.   Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения. Все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

    1.2.        Сущность модульного обучения

    Модульное обучение - такая организация учебного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

    Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

    Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

    Модуль - это целевой структурно- функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им.

    Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

    •    точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

    •    банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

    •    методическое руководство по достижению целей;

    •    практические занятия по формированию необходимых умений;

    •    контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

    2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДУЛЕЙ

    2.1. Разработка модульной программы

    При переходе на модульное обучение система действий учителя предполагает, прежде всего, разработку модульной программы, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Следует особо подчеркнуть, что модульная программа — не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению определенной темы.

    Чтобы составить такую программу, учителю прежде всего необходимо:

    •    выделить основные научные идеи курса.

    •    структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки;

    •    сформировать комплексную дидактическую цель (КДЦ). КДЦ имеет два уровня:

    1) Уровень усвоения учебного содержания учеником.

    2) Уровень использования учебного содержания в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем.

    •    из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель.

    Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ. Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому:

    •    каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ).

    •    на основе ЧДЦ выделяются учебные элементы (УЭ).

    Условные обозначения:

    КДЦ — комплексная дидактическая цель;

    ИДЦ — интегрирующая дидактическая цель;

    ЧДЦ — частная дидактическая цель;

    К,L — порядковые номера учебных элементов;

    № — продолжение порядкового номера

    МП (КДЦ)

    МОДУЛИ ПЕРВОГО УРОВНЯ

    М1 (ИДЦ 1)

    М3 (ИДЦ 3)

    М2 (ИДЦ 2)

    МОДУЛИ ВТОРОГО УРОВНЯ

    М.1

    (ДЦ 1.1)

    М.№ 1

    (ДЦ №  1.)

    М  № К

    (ДЦ № К)

    М.№  К

    (ДЦ№ К)

    М.1 К

    (ДЦ 1.К)

    УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

    УЭ №  К.L.

    (ЧДС №  К.L.)

    УЭ 1. К.L.

    (ЧДС 1. К. L.)

    УЭ №  1. 1

    (ЧДС 1. 1)

    УЭ 1.1

    (ЧДС 1.1.1)

    Возможна такая  последовательность действий учителя по составлению модульной программы:

    1.  Определение комплексной цели обучения для учащихся и ее формулирование (например, «В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определение понятию... сравнивать объекты... объяснять... и т.д.»).

    2.  Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.

    3.  Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

    4.  Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

    5.  Написание модульной программы (желательно печатный вариант).

    6.  Распечатка модульных программ для каждого ученика.

    2.2. Принципы построения модульных программ

    Модуль может представить содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Модули можно разделить на три типа:

    •    познавательные, которые используются при изучении основ наук;

    •    операционные - для формирования и развития способов деятельности,

    •    смешанные .

    В школе чаще всего используются смешанные модули.

    Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных (КДЦ), интегрирующих (ИДЦ) и частных дидактических (ЧДЦ) целей. Решение совокупности ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного модуля. Решение совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

    Не менее важным для управления учением школьников является принцип обратной связи, т.к. никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, учением со стороны школьников.

    Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала.

    Реализация этого принципа требует структурирования материала модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное  усвоение его в конкретных условиях. В результате каждый модуль имеет четко определенную структуру, в основе которой лежит структура его элементов.

    Содержание каждого модуля формируется в соответствии с общими критериями. Эти критерии определяются на основе анализа и учета специфики модульного обучения и его принципов, принципов построения модулей  и модульных программ, а также закономерностей образовательного процесса.

    В теории и практике модульного обучения выделены следующие общие  критерии формирования содержания модуля.

    1.  Учет внутрипредметных и межпредметных связей.

    2. Дифференциация учебного содержания.

    3. Построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности школьников.

    4.  Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения  основного содержания.

    2.3.        Контроль знаний и умений при работе с модулем

    •    перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. При необходимости проводится коррекция знаний;

    •    обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще всего это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.).

    •    после завершения работы с модулем проводится выходной контроль.

    Текущий и промежуточный с целью выявления пробелов в усвоении знаний и их устранения сразу, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля.

    Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением.

    2.4.        Структура модуля. Построение модульных уроков

    Большое значение имеет структура модуля.

    Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в модульной программе должны быть модульными.

    Составлению модульного урока  может помочь следующий алгоритм:

    •  формулировка темы урока;

    •  определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;

    •  разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;

    •  подбор необходимого фактического материала;

    •  определение способов учебной деятельности учащихся;

    •  отбор методов и форм преподавания и контроля;

    •  составление модуля данного урока;

    •  подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

    Каждый учебный элемент в модульном уроке — это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество — 7), но обязательны следующие:

    УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

    УЭ-1 — включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

    УЭ-2 и т.д. — отработка учебного материала.

    УЭ-п (где п — номер последнего учебного элемента) — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).

    Одна из особенностей модульного урока заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.

    В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

    Модуль может иметь следующую форму:

    N стр.

    №  М

    №  УЭ

    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по усвоению учебного содержания

    Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качества и эффективность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КАК ОДНОЙ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка....

    Сущность проблемного обучения

    Развитие темы статьи "Введение в проблемное обучение"....

    Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

    Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

    Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

    Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

    Модульное обучение: сущность, технология

    Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания,...

    Технология личностно-ориентированного обучения. Модульное обучение

    Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен ...

    Сущность проектного обучения

    Выпускная квалификационная работа содержит описание метода учебных проектов, его возможности и ограничения; типологию учебных проектов, классификацию, организацию работы над проектом и описание эталон...