Рабочая программа по русскому языку 6 класс (автор учебника: С.И. Львова)
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Глушенко Елена Николаевна

 

Рабочая программа по русскому языку (6 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа  по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2009 г. и рассчитана на 6 часов в неделю (204 часа в год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabochaya_programma_novaya6_kl..doc570.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ставропольский край Буденновский район с. Орловка

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

_________ Батаева Е.В.

Протокол № ___ от «___» ___ 2011 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы

по УВР МОУ СОШ № 14

с. Орловки

________ Иванова В.И.

«___» __________2011г

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ № 14

с. Орловки

_______ Степанченко М.В.

Приказ № _______

 от «___» ________2011г.

Рабочая программа педагога

                Глушенко Елены Николаевны                

(Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)

     учителя русского языка и литературы  II квалификационной категории                

           по русскому языку                

 (наименование учебного предмета \ курса)

                6б класс                

(ступень образования  \ класс)
 базовый

(уровень)

принята на заседании

педагогического совета

протокол №  1  от

« 30 » августа  2011 г

2011-2012 учебный год


урока

Форма

контроля

Раздел, тема урока

Количество часов

Дополнительная литература

Использование ИКТ

Дата

план

факт

РОДНОЙ ЯЗЫК

Родной язык(§ 1). Функциональные разновидности языка.

1

И.П.Васильевых. Уроки русского языка. 6 кл. Урок 1.

1

02.09.2011

Функциональные разновидности языка(§ 2). Речевая ситуация.

1

И.П.Васильевых. Уроки русского языка. 6 кл. Урок 2.

2

03.09.2011

Функциональные разновидности языка и стили речи. 

1

И.П.Васильевых. Уроки русского языка. 6 кл. Урок 3.

4

05.09.2011

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА

ПРАВИЛ

25ч

Орфография как система правил. Основной закон орфографии. 

1

5

Правописание корней. (§ 3)

1

6

В.к.

Входной контроль

1

7

Правописание корней -зар-, -зор-, -гар-, -гор-, -кас-, -кос-.

1

8

Правописание начального и корня после приставок, оканчивающихся на согласную. 

1

9

Правописание согласных в корнях слов

1

10

Правописание приставок. (§ 4)Неизменяемые на письме приставки.

1

12

Правописание приставок на з-с.

1

13

Различение приставок пре- и при- на семантической основе.

1

14

Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.)

1

15

Правописание суффиксов. (§ 5) Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных.

1

16

Правописание суффиксов существительных и глагольных суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-), -а-, -я-, -и-, -е-.

1

17

Правописание окончаний. (§ 6) Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов

2

19

20

Употребление букв ё (е) – о после шипящих и ц(§ 7). Правописание ё (е) – о после шипящих и ц.

2

21

22

Употребление ь и ъ. (§ 8). Правила использования ь и ъ.

2

23

24

Слитные, раздельные и дефисные написания(§ 9)

3

26

27

28

К.д.1

Контрольный диктант № 1 и его анализ (РЯШ № 6, 2008, с. 98)

2

29

30

РР, РР К. изл.1

Контрольное изложение № 1 с элементами сочинения по плану (упр. 90)

2

1

3

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

22ч

Синтаксис как раздел лингвистики.

1

4

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. (§ 10)

1

5

Виды словосочетаний: именные и глагольные.

1

6

Интонация и виды предложений.

1

7

Члены предложения. Грамматическая основа предложения.

1

8

Предложения двусоставные и односоставные.

1

10

Второстепенные члены предложения

1

11

РР, РР Изл.1

Сжатое изложение № 1 по самостоятельно составленному плану и его анализ (упр. 127).

2

12

13

Простое осложненное предложение. (§ 11) Конструкции, осложняющие простое предложение. Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

1

14

Предложения с обращением. Вводные слова.

1

15

Предложения со сравнительным оборотом.

1

17

Сложное предложение и его виды (§ 12): союзное и бессоюзное.

1

18

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

1

19

Пунктуация в сложном предложении

2

20

21

К.с.д.1

Предложения с прямой речью (§ 13). Диалог.

Контрольный словарный диктант № 1

2

22

Пунктуация как система правил (§ 14) (обобщение на основе изученного).  

1

Постановка знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкций.

1

К.д.2

Контрольный диктант № 2 и его анализ (РЯШ № 6, 2008, с. 100)

2

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

16ч

Текст как единое целое (§ 15). Основные признаки текста.

1

Композиция текста.

1

Простой и сложный план текста. (§ 16)

1

Связь предложений в тексте (§ 17). Последовательная (цепная) связь предложений в тексте.

1

Параллельная связь в тексте.

1

Сочетание разных способов связи предложений в тексте

1

Смысловая связь предложений в тексте.

1

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте (§ 18). Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте.

1

РР, РР

Повествование как тип речи. Рассказ. (§ 19)

2

РР, РР К.соч. 1

Контрольное сочинение – рассказ № 1 и его анализ (упр. 252-255)

2

РР, РК

Описание как тип речи (§ 20). Описание предмета и пейзажа.

1

РР, РК

Описание портрета.

1

РР, РР Изл.2

Изложение № 2 текста «Осина», в котором сочетаются различные типы речи (упр. 271) и его анализ.

2

МОРОЛОГИЯ

Имя существительное

124ч

20ч

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке.

1

Имя существительное как часть речи (§ 21): значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).

1

Обобщение изученного по теме «Морфологические признаки имен существительных. Морфологический разбор».

2

Словообразование имен существительных (§ 22). Способы образования имен существительных (приставочно-суффиксальный и бессуффиксный).

2

Образование имен существительных способом сложения.

1

Правописание сложных имен существительных (§ 23). Слитное и дефисное написание слов с пол- (полу-).

3

РК

Культура речи. Употребление имен существительных. 

(§ 24) Основные виды языковых норм. Орфоэпические нормы.

1

РР, РК

Грамматические нормы.

1

РР, РК

Лексические нормы.

1

Имя существительное в тексте (§ 26). Сравнение как одно из средств художественной выразительности.

2

Имя существительное в словосочетании и предложении. (§ 25) 

1

Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении (обобщение изученного).

1

К.д.3

Контрольный диктант № 3 и его анализ (РЯШ № 8, 2008, с. 102)

2

РР Изл.3

Обучение сжатому изложению № 3 (упр. 365)

1

Имя прилагательное

20ч

Имя прилагательное как часть речи (§ 27). Грамматические признаки прилагательных и их роль в речи.

1

Повторение сведений о краткой форме и степенях сравнения имен прилагательных.

1

Словообразование имен прилагательных (§ 28). Основные способы образования имен прилагательных.

1

Основные способы образования имен прилагательных.

1

Правописание н-нн в именах прилагательных, образованных от существительных. (§ 29)

2

РР Соч.1

Обучающее сочинение № 1 по репродукции картины Н.П. Крылова «Ветреный день. Бык» (упр. 420)

1

Правописание сложных имен прилагательных (§ 30). Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных.

2

К.с.д.2

Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными. (§ 31)

Контрольный словарный диктант № 2

3

РР, РК

Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных (§ 32). Орфоэпические и грамматические нормы.

1

РР, РК

Лексические нормы

1

К.д.4

Контрольный диктант № 4 и его анализ (РЯШ № 9, 2008, с. 99)

2

Имя прилагательное в словосочетании и предложении. 

(§ 33) Синтаксическая роль имени прилагательного.

1

Т.к. 1

Тестовый контроль № 1

1

Имя прилагательное в тексте (§ 34). Роль имен прилагательных в художественном и научном текстах.

1

Выразительные возможности имени прилагательного.

1

Глагол и его формы

Глагол

46ч

11ч

Глагол как часть речи (§ 35).

1

Переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы.

1

Непостоянные признаки глагола.

1

Словообразование глаголов (§ 36). Основные способы образования глаголов

1

РР, РК

Культура речи. Правильное употребление глаголов (§ 37). Орфоэпические и грамматические нормы.

1

РР, РК

Лексические нормы.

1

Глагол в словосочетании и предложении (§ 38). Функции глагола в словосочетании и предложении.

1

Глагол в тексте. (§ 39)

1

РР, РР К.изл.2

Контрольное изложение № 2 и его анализ (упр. 551), (РЯШ № 10, 2008, с.94)

2

Тестирование по теме «Глагол»

1

Деепричастие и причастие как глагольные формы

Морфологические признаки деепричастия (§ 40). Деепричастие и причастие как особые формы глагола.

1

Деепричастие

10ч

Деепричастие как особая форма глагола.

2

Морфологические признаки деепричастия

1

Деепричастный оборот (§ 41). Роль деепричастия в словосочетании и предложении.

2

Деепричастия несовершенного и совершенного вида (§ 42). Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

1

Правописание не с деепричастиями. (§ 43)

1

РР,РРРК,РК

Культура речи. Правильное употребление деепричастий 

(§ 44). Нормы произношения, образования и употребления деепричастий.

2

Тестирование по теме «Деепричастие»

1

Причастие

24ч

Морфологические признаки причастия (§ 45). Постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия. Роль причастий в художественном описании.

1

Правописание безударных окончаний причастий.

1

Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий

1

Причастный оборот (§ 46). Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

2

Понятие об обособлении.

1

Действительные и страдательные причастия. (§ 47)

1

Образование страдательных причастий и действительных причастий.

2

Правописание гласных перед суффиксами страдательных и действительных причастий прошедшего времени.

1

Полные и краткие причастия. (§ 48) Полные и краткие формы страдательных причастий.

1

Употребление, изменение и правописание полных и кратких причастий. Правописание н и нн в причастиях.

1

РР, РР Соч. 2

Сочинение № 2 (упр. 670) и его анализ.

2

РК, РР

Культура речи. Правильное употребление причастий 

(§ 49). Орфоэпические и грамматические нормы.

1

РК, РР

Лексические нормы.

1

Деепричастия и причастия в словосочетании и предложении (§ 50). Синтаксическая роль деепричастий и причастий.

2

К.с.д.3

Деепричастие и причастие в тексте (§ 51). Изобразительно-выразительная роль деепричастий в тексте.

Контрольный словарный диктант № 3

2

К.д.5

Контрольный диктант № 5 и его анализ (РЯШ № 1,2009, с. 99)

2

РР, РР Изл.4

Сжатое изложение № 4 и его анализ (упр. 697, РЯШ № 1,2009)

2

Имя числительное

16ч

РР, РК

Общее значение числительного и употребление в речи 

(§ 52). Имя числительное как часть речи.

1

Разряды имен числительных (§ 53).

1

Употребление ь в количественных числительных.

1

Правописание количественных и порядковых числительных.

1

Склонение количественных числительных (§ 54). Склонение количественных числительных, обозначающих целые числа. От 5 до 30 и от 50 до 80.

1

Склонение числительных 200, 300, 400 и оканчивающихся на – сот. Склонение числительных 40, 90, 100, 1, 2, 3, 4.

1

Склонение собирательных числительных.

1

Склонение дробных числительных.

1

Склонение составных количественных числительных.

1

Склонение порядковых имен числительных (§ 55). Образование падежных форм порядковых числительных.

2

РР, РК

Культура речи. Правильное употребление имен числительных (§ 56). Орфоэпические нормы.

1

РР, РК

Грамматические нормы.

1

РР, РК

Лексические нормы.

1

Имя числительное в предложении (§ 57). Роль имени числительного в словосочетании и предложении.

1

Имя числительное в тексте (§ 58). Роль имени числительного в деловом и научном стилях.

1

Местоимение

22ч

РК

Общее значение местоимений и употребление их в речи. 

(§ 59) Местоимение как часть речи.

1

Разряды местоимений (§ 60). Разряд как постоянный морфологический признак местоимений.

1

Личные местоимения. (§ 61)

1

Возвратное местоимение. (§ 62)

1

Притяжательные местоимения. (§ 63)

1

Вопросительно-относительные местоимения. (§ 64)

1

Неопределенные местоиме6ния. (§ 65)

1

Отрицательные местоимения. (§ 66) Правописание отрицательных местоимений с предлогами.

2

Указательные местоимения (§ 67)

1

Определительные местоимения (§ 68)

1

РР

Культура речи. Правильное употребление местоимений 

(§ 69). Орфоэпические и грамматические нормы.

1

РР

Лексические нормы

1

Местоимения в словосочетании и предложении (§ 70). Синтаксическая роль местоимения.

2

Местоимение в тексте (§ 71). Роль местоимений как средство связи между предложениями в тексте.

1

К.д. 6

Контрольный диктант № 6 и его анализ ( РЯШ № 3, 2009, с. 109)

2

РР, РР К.соч.2

Контрольное сочинение № 2 и анализ его результатов (упр. 910)

2

Т.к.2

Тестовая контрольная работа № 2 и ее анализ (РЯШ № «, 2009, с. 101)

2

Повторение изученного

13ч

К.с.д.4

Слово как основная единица языка (§ 72). Повторение (фонетические, орфоэпические и лексические сведения).

Контрольный словарный диктант № 4

3

Правописание: орфография и пунктуация (§ 73). Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии.

1

Основной принцип русской орфографии (продолжение). Правописание ь после шипящих.

1

Основной принцип русской орфографии (закрепление). Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Знаки препинания внутри предложения. Простое осложненное предложение.

1

Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматического разбора.

1

Разученный диктант.

1

Текстоведческий анализ.

1

РК, РК

Дни славянской культуры. Обрядовая культура Ставрополья.

2

Итоговый урок

1

Резервные часы

Резервный урок

1


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку (6 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа  по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2009 г. и рассчитана на 6 часов в неделю (204 часа в год).

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Целью преподавания русского языка является формирование языковой коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Одно из основных направлений преподавания- организация работы по овладению осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, составлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного и других видов разбора.

Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков является обязательным при изучении всех разделов программы, тем самым создается непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащегося. Развитие речи способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности. В программе  специально выделены часы на развитие связной речи, которые пропорционально распределяются между изучаемым материалом.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Оно дано в начале и в конце года, а также перед началом изучения каждой темы.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

•        воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

•        совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•        освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

•        формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе – 204 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Речевая деятельность.

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


Содержание тем учебного курса

Основные сведения о языке и речи

Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности

РОДНОЙ ЯЗЫК

(3 ч)

Роль родного языка в жизни человека.

Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы.

Различение функциональных разновидностей языка в наиболее простых и ясных случаях (в течение всего учебного года).

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ (25 ч)

Орфография как раздел правописания.

Орфография — система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них (на основе изученного).

Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание окончаний.

Употребление ъ и ь (повторение).

Слитные, дефисные и раздельные написания (повторение).

Правописание слов с корнями

-зар-//-зор-, -гap-//-гор-, -кас-//-кос-.

Правописание букв ы и и в корнях после приставок.

Различение приставок при- и пре- на семантической основе.

Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.).

Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных.

Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях).

Опора на элементарный этимологический анализ при аргументации правописания слов.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (22 ч)

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные.

Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании.

Различия между словосочетаниями и фразеологизмами.

Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выражение отношения к содержанию высказывания.

Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побуди тельных предложений.

Предложения двусоставные и односоставные. Односоставные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя.

Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ:

Простое осложненное предложение.

Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами,

обращениями, сравнительными оборотами, обособленными членами (пропедевтика). Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах.

Сложное предложение и его виды:   сложносочиненное и сложноподчиненное; союзное и бессоюзное.

Способы передачи прямой речи.

Прямая речь и слова автора.

Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). Основные разделы пунктуации:

1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Соблюдение норм построения словосочетаний, требующих согласования и управления.

Уместное и правильное употребление в речи словосочетаний типа висеть на волоске, прикусить язык и т. п. (в прямом значении — как словосочетания; в переносном значении — как фразеологизма).

Интонационный анализ предложения.

Выражение настроения, отношения к высказанному (неодобрение, радость, удовлетворение и т. п.) с помощью

интонации.

Выражение побуждения к действию в форме приказа (Молчать! Помолчи! и т. п.), просьбы (Будьте добры...), совета (Я бы посоветовал тебе...).

Уместное употребление подобных конструкций в речи.

Анализ грамматической основы в двусоставном предложении.

Постановка тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Уместное и правильное использование интонации и знаков препинания при однородных членах с бессоюзной связью, с союзом и, обобщающим словом.

Употребление звательной интонации в предложениях с обращениями, знаки препинания при обращениях. Соблюдение элементарных правил речевого этикета при обращении к собеседнику.

Использование этикетных формул обращения в устной и письменной речи (уважаемый..., многоуважаемый..., дорогой..., милый..., родной... и т. п.).

Поэтическое обращение и использование его в художественной речи.

Интонационное и пунктуационное оформление предложений с вводными словами.

Постановка знаков препинания между частями сложного предложения (с двумя двусоставными частями), соединенными словами и, а, что, что бы, потому что, если, когда, который. Запятая между частями сложного бессоюзного предложения (простые случаи).

Интонационное и пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

Пунктуационное оформление диалога.

Уместное использование жестов и мимики в процессе устного диалога с собеседником. Развитие навыков выразительного чтения предложений с прямой речью и диалогом (чтение «по ролям»).

Наблюдение за использованием прямой речи и диалога в художественной литературе (тексты из учебника литературы).

Постановка знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций.

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (16 ч)

Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи (повторение).

Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. Тезисный план.

Развитие мысли в тексте.

Смысловая связь предложений в тексте. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь.

Последовательная (цепная) связь предложений в тексте.

Основные средства связи предложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и др.

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.

Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте.

Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи.

Параллельная связь предложений в тексте.

Сочетание в тексте параллель ной и цепной связи предложений.

Смысловые части текста, отражение их в плане (повторение).

Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев.

Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение).

Особенности связи смысловых частей текста-повествования.

Описание как тип речи.

Разновидности описания: описание места, состояния природы, человека и его внешности и т. п.

Определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка, деление текста на смысловые части. Составление простого, сложного, тезисного плана текста.

Создание текста по предложенному плану.

Использование цепной связи в текстах разных стилей, повтора слова или слов-синонимов — в научной и деловой речи, повтора однокоренных слов как средства выразительности в художественных текстах.

Использование лексического повтора как средства выразительности в художественных текстах.

Исправление речевого повтора различными способами: замена слова местоимением, синонимом, замена синтаксической конструкции.

Использование местоимений как средства связи предложений и абзацев текста.

Использование параллельной связи в текстах разных стилей. Развитие смысла обобщающего предложения в последующих предложениях абзаца путем уточнения значения ключевого слова, повтора его или синонимической замены.

Интонационное выделение ключевого слова абзаца при выразительном чтении текста.

Использование параллельной связи в художественных текстах. Прием пропуска подлежащего в предложениях, связанных параллельной связью.

Построение схемы текста, отражающей виды связи предложений.

Создание текста с заданным типом связи (цепной и параллельной).

Использование наречий типа потом, сначала и т. п. для связи предложений и частей текста и для передачи последовательности действий в тексте-повествовании.

Написание рассказа с элементами описания.

Создание текста-описания с использованием последовательной и параллельной связи предложений и абзацев.

Создание текстов разны типов речи: повествования, описания, рассуждения.

МОРФОЛОГИЯ (124 ч)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (20 ч)

Самостоятельные и служебные части речи.

Деление самостоятельных частей речи на три группы:

  1. 1) склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения);

2) спрягаемые (глаголы);

3) неизменяемые (наречия).
Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи.

Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам.

Имя существительное как часть речи: значение, морфо логические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен существительных (обобщение изученного).

Словообразование имен существительных.

Типичные морфемные модели имен существительных.

Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение).

Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели,

иллюстрирующие этот способ образования

(подоконник, безделица, сотрудник, наплечник).

Бессуффиксный способ образования имен существительных.

Образование имен существительных способом сложения.

Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сложение с соединительной гласной; сложение с одновременным присоединением суффикса.

Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования.

Культура речи. Правильное

употребление имен существительных.

Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении (обобщение изученного).

Имя существительное в тексте.

Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Сравнение как изобразительно-выразительный прием.

Распознавание самостоятельных частей речи, в том числе наиболее употребительных числительных, местоимений, наречий.

Различение постоянных и не постоянных морфологических признаков, морфологический разбор слов этой части речи.

Характеристика языковых признаков имен существительных на основе анализа морфем ной модели.

Стилистические различия однокоренных имен существительных (дева девицадевочка девка девушка девчонка).

Определение основных способов образования имен существительных: суффиксального, приставочного, сложения с соединительной гласной и без соединительной гласной. Образование имен существительных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов имен существительных.

Образование имен существительных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными (повторение). Использование иноязычных приставок при образовании существительных.

Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен существительных.

Распознавание существительных, образованных бессуффиксным способом.

Ь на конце существительных, образованных бессуффиксным способом (ширь, дрожь, тишь).

Правописание сложных имен существительных. Слитное и дефисное написание слов с пол-(полу-).

Различение разных видов сложения: сложения без соединительной гласной; сложения с соединительной гласной; сложения с одновременным присоединением суффикса.

Употребление имен существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Правильное произношение сложносокращенных имен существительных. Правильное

согласование со сложносокращенными словами имен прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций.

Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения.

Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен существительных в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений. Употребление существительных с суффиксами оценки как изобразительное языковое средство.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (20 ч)

Имя прилагательное как

часть речи: значение, морфо логические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Морфологические признаки имен прилагательных (обобщение изученного).

Словообразование имен прилагательных.

Типичные морфемные модели имен прилагательных.

Основные способы образования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды).

Типичные модели приставочно-суффиксального образования имен прилагательных (например, пригородный, бездарный, заморский, несчастный).

Образование имен прилагательных разными способами сложения.

Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица.

Гнездо однокоренных слов.

Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов.

Переход некоторых имен прилагательных в существительные (столовая, кладовая).

Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных.

Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения (обобщение изученного).

Имя прилагательное в тексте.

Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Различение постоянных и не постоянных морфологических признаков имен прилагательных и морфологический разбор слов этой части речи.

Характеристика языковых признаков имен прилагательных на основе анализа морфемной модели.

Определение основных способов образования имен прилагательных: приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального, сложения (разные виды).

Образование имен прилагательных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов имен прилагательных. Правописание н и нн в именах прилагательных, образованных от существительных; словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей.

Образование имен прилагательных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными (повторение).

Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных.

Анализ и составление словообразовательных цепочек на основе учебного словообразовательного словаря. Морфемный разбор имен прилагательных с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки.

Анализ словообразовательных гнезд на основе учебного словообразовательного словаря.

Правописание корней в словах одного словообразовательного гнезда с точки зрения соблюдения основного орфографического принципа (сохранение единообразного облика морфем на письме).

Анализ элементарных случаев перехода имен прилагательных в существительные.

Употребление имен прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Именные словосочетания      

         ←   х         х   →

(прил. + сущ.; прил. + сущ.),

их значение, правильное по строение и уместное употребление в речи.

Правильное согласование имен прилагательных с существительными, употребленными в разных формах.

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Определение синтаксической роли полных и кратких форм имен прилагательных. Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен прилагательных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен прилагательных в составе фразеологических оборотов. Использование имен прилагательных в роли эпитетов.

Работа с учебным словарем эпитетов.

ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ (46 ч)

ГЛАГОЛ (11 ч)

Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Морфологические признаки глагола (обобщение изученного).

Словообразование глаголов.

Типичные морфемные модели глаголов.

Анализ глаголов в составе

словообразовательной цепочки

и словообразовательного

гнезда однокоренных слов.

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Синтаксическая роль глагола

в словосочетаниях и предложениях разных конструкций.

Глагол в тексте.

Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков глагола и морфологический разбор слов этой части речи.

Определение спряжения глаголов по глагольным суффиксам, написание суффиксов и личных окончаний глаголов.

Характеристика языковых признаков глаголов на основе анализа морфемной модели.

Определение основных способов образования глаголов: приставочного, суффиксально го, приставочно-суффиксального.

Определение значения приставок в глаголах.

Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слов.

Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение и уместное употребление словосочетаний с глаголами и словами, обозначающими оценку действия (можно, нельзя, надо, нужно, невозможно).

Глагольные словосочетания

 х  →              х →

(гл. + сущ.; гл. + нареч.),

их значение, правильное построение, уместное употребление в речи.

Употребление глаголов в этикетных формулах выражения просьбы.

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения.

Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем глаголов. Использование глаголов в составе фразеологических оборотов. Употребление глаголов в прямом и перенос ном значении в разговорной и художественной речи (мета фора, олицетворение). Уместное использование глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого; будущего времени — вместо настоящего и прошедшего.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ КАК ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ (1 ч)

Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике (особые формы глагола или самостоятельные части речи).

Распознавание деепричастий и причастий по суффиксам (простые случаи).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 ч)

Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Деепричастный оборот.

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении.

Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи.

Распознавание деепричастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова.

Определение глагольных при знаков у деепричастий. Отличие деепричастия от слов других частей речи (играя молодая, устав от работы военный устав). Раздельное и слитное написание не с деепричастиями и глаголами.

Правописание суффиксов деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Морфологический разбор деепричастия.

Постановка знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями. Интонационно правильное чтение предложений с обособленными члена ми, выраженными деепричастными оборотами.

Употребление деепричастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Правильное построение предложений с деепричастными оборотами.

Точное и уместное употребление фразеологизмов, включающих в свой состав деепричастия.

Распознавание словосочетаний типа

 х  →                         х     →

гл. + дееприч.; дееприч. + сущ.;

       х     →

дееприч. + нареч.

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами.

Использование свойства деепричастия «дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи.

Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий.

ПРИЧАСТИЕ (24 ч)

Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы.

Семантические различия прилагательного и причастия (черный чернеющий, старый стареющий).

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия.

Склонение причастий.

Причастный оборот.

Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов.

Культура речи. Правильное употребление причастий.

Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении.

Причастия в тексте. Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи.

Переход некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и использование этих слов в составе фразеологических оборотов.

Распознавание причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова.

Определение признаков глагола и прилагательного у причастий.

Различие причастия и деепричастия.

Синонимическая замена причастия оборотом который + глагол (поспевающий крыжовник крыжовник, который поспевает).

Правописание суффиксов причастий. Выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола.

Орфографические различия в написании полных и кратких причастий: написание н и нн (общее представление).

Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

Выделение определяемого слова и причастного оборота.

Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.

Различение причастных и деепричастных оборотов. Интонационно правильное чтение предложения с обособленными членами, выраженными деепричастными и причастными оборотами.

Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение предложений с причастными обо ротами.

Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа

         ←   х

прич. + сущ.

Правильное употребление падежной формы существительного в словосочетаниях типа

      х →

прич. + сущ.

Правильное произношение полных и кратких страдательных причастий, употребление причастий с суффиксом -ся. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа висящий висячий, горящий горячий.

Совершенствование умения различать словосочетания типа

   х  →                 х   →

сущ. + прич.; прич. + сущ.;

    х   →

прич. + нареч.

Синтаксический и пунктуационный

пунктуационный анализ предложений с причастными оборотами.

Использование причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей и типов речи.

Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем причастий.

Анализ примеров перехода причастий в прилагательные.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (16 ч)

Имя числительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трешка и т. д.).

Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности.

Собирательные числительные.

Дробные числительные.

Разряды имен числительных по строению.

Числительные простые, сложные, составные.

Культура речи. Правильное употребление имен числительных.

Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении.

Синтаксические особенности количественных числительных

     х  →                     ←   х  

(пять книг, но пятью книгами).

Имя числительное в тексте.

Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Распознавание имен числи тельных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли.

Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков имен числительных.

Склонение и правописание количественных и порядковых числительных. Особенности написания некоторых суффиксов имен числи тельных (одиннадцать, двадцать, пятеро и др.).

Слитное и раздельное написание числительных разных разрядов.

Правописание ь в середине и на конце простых, сложных и составных числительных.

Образование от числительных простых и сложных слов, их написание (миллиардный, двадцатипятилетие).

Морфологический разбор имени числительного.

Употребление имен числительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Правильное построение словосочетаний типа пара носков, двое чулок, две ученицы, обе книги, оба мальчика и т. п.

Определение синтаксической роли имени числительного в словосочетании и предложении.

Различение словосочетаний типа

                     ←   х  

поряд. числ. + сущ.;

х  →

кол. числ. + сущ.

Анализ синтаксической роли имен числительных разных разрядов.

Употребление имен числительных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках.

Способы выражения приблизительного количества (лет восемь).

МЕСТОИМЕНИЕ (22 ч)

Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоимения как части речи (его указательно-заместительная функция).

Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные (местоимения-существительные), имена прилагательные (местоимения-прилагательные) и имена числительные (местоимения-числительные).

Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные.

Особенности склонений место имений разных разрядов; их морфологические и синтаксические признаки.

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении.

Местоимения в тексте.

Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

Наблюдение за использованием в речи местоимений-существительных, местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

Распознавание, склонение и правописание местоимений разных разрядов.

Дефисное написание морфем  кое- , -то, -либо,  -нибудь в составе местоимений. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Использование в речи (устной и письменной) местоимений ты, Вы (вы) в соответствии с требованиями русского речевого этикета.

Правильное употребление местоимений 3-го лица.

Исправление ошибок в предложениях с неправильным употреблением местоимений (устранение двусмысленности, неточности).

Определение синтаксической роли местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Употребление вопросительных местоимений в вопросительных предложениях.

Использование относительных местоимений как средства синтаксической связи в сложноподчиненных предложениях (союзные слова).

Уместное и выразительное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения.

Синонимическая замена местоимений разных разрядов.

Использование местоимений разных разрядов как средства связи предложений и абзацев текста.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ (12 ч)

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ (1)


Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс 6  б                             

Учитель  Глушенко Е.Н.

Количество часов в год  204, в неделю 6 часов

Плановых часов на входной контроль 1.

Плановых контрольных диктантов  6.

Плановых контрольных словарных диктантов  4.

Плановых контрольных тестов  2.

Плановых контрольных изложений 2.

Плановых контрольных сочинений 2.

Плановых часов на развитие речи учащихся  38.

Плановых часов на региональный компонент  20 .

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе следующих документов:

1.  Программа для 6 класса по русскому языку. Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов, изд-во «Мнемозина»

2.  Минимум образования

Программа соответствует учебнику "Русский язык" для 6 класса общеобразовательных учреждений М. "Мнемозина"

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2009.
  2. Русский язык. 6 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2007.

Учебный год 2011/2012


Учебно-тематический план (сетка).

№ п/п

Разделы

Количество часов

Формы контроля

Рабочая программа

В.к.

К.д.

Изл.

Соч.

К.с.д.

Т

Родной язык

3

Русская орфография как система правил

25

В.к.

К.д.1

К.изл.1

Синтаксис и пунктуация

22

К.д.2

Изл.1

К.с.д.1

Текстоведение

16

Изл.2

К.соч.1

Морфология. Имя существительное

20

К.д.3

Изл.3

Имя прилагательное

20

К.д.4

Соч.1

К.с.д.2

Т.к.1

Глагол

11

К.изл.2

Т

Деепричастие и причастие как глагольные формы

1

Деепричастие

10

Т

Причастие

24

К.д.5

Изл.4

Соч.2

К.с.д.3

Имя числительное

16

Местоимение

22

К.д.6

К.соч.2

Т.к.2

Повторение изученного

13

К.с.д.4

Резервные часы

1

Итого:

204  час.

6

6

4

4

4

Таблица сокращений

В.к.

Входной контроль

К.д.

Контрольный диктант

Изл.

Изложение

К.изл.

Контрольное изложение

Соч.

Сочинение

К.соч.

Контрольное сочинение

К.с.д.

Контрольный словарный диктант

Т

Тест

Т.к.

Тестовый контроль


Перечень контрольных работ

Раздел

Вид работы

Русская орфография как система правил

Входной контроль

Контрольный диктант № 1 с языковым анализом текста

Контрольное изложение № 1 с элементами сочинения по плану (упр. 90)

Синтаксис и пунктуация

Контрольный словарный диктант № 1

Контрольный диктант №  2 с языковым анализом текста

Текстоведение

Контрольное сочинение-рассказ № 1 (упр. 252-255)

Имя существительное

Контрольный диктант № 3 с языковым анализом текста

Имя прилагательное

Контрольный словарный диктант № 2

Контрольный диктант № 4 с языковым анализом текста

Тестовый контроль № 1 за I полугодие

Глагол

Контрольное изложение № 2 (упр. 551)

Причастие

Контрольный диктант № 5 с языковым анализом текста

Контрольный словарный диктант № 3

Местоимение

Контрольный диктант № 6 с языковым анализом текста

Контрольное сочинение № 2

Тестовый контроль № 2 за II полугодие

Повторение изученного в 6-м классе

Контрольный словарный диктант № 4


Список литературы

№ п/п

Название пособия

Методический журнал "Русский язык в школе"

Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику 6 класса общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова.- М.: Просвещение, 2003.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008.

Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2000.

Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 6 класс. – М.: Издательство "Экзамен", 2009.

Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс»/И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2010.

Русский язык. 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л.Г. Ларионова; под. ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2010.

Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6-й класс/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009.

Дневник достижений учащегося по русскому языку. 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.В. Черепанова; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2010.

Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. В 2 ч.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/И.П. Васильевых, С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2010.

Проверь себя. 6 класс. Рабочая етрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.В. Прохватилина [под ред. С.И. Львовой]. – М.: Мнемозина, 2010.

Средства обучения

  1. Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические  словари.
  2. Словари синонимов, антонимов.
  3. Раздаточный и дидактический материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович

В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника Ю. Н. Макарычев

В программу входят пояснительная записка, региональный компонент, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по алгебре 8 класс автор учебника Ю.Н.Макарычев

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно тематическое планирование....

рабочая программа по алгебре 9 класс автор учебника А.Г. Мордкович

содержит пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование к учебнику выпуска 2010 года...

рабочая программа по геометрии 9 класс автор учебника Л.С. Атанасян

содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, два варианта планирования...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа

В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....