Предложения двусоставные и односоставные.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

 

Данный урок является не именно  знакомством с новой темой, а конкретизацией ранее изученного, и большее внимание будет уделяться на наличие двусоставных и односоставных предложений в произведениях А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlozheniya_dvusostavnye_i_odnosostavnye.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. Предложения двусоставные и односоставные.

(Интегрированный урок русского языка и литературы по творчеству А.С.Пушкина)

                                                                  Заляева Р.К., учитель русского языка и   литературы               МОУ СОШ № 1,  г. Арск Арского района Республики Татарстан                                    

Тема урока « Предложения двусоставные и односоставные» считается новой для учащихся 8-ого класса, хотя  в курсе 5-7 классов мы говорим о предложениях, в которых не бывает или подлежащего, или  сказуемого, так как в речевой практике такие предложения встречаются часто. В качестве опережающего обучения   я   ввожу  термин «Двусоставные и односоставные » еще в 5 классе, эти немногие известные сведения об односоставных и двусоставных предложениях  активно используются на уроках.  Поэтому данный урок является не именно  знакомством с новой темой, а конкретизацией ранее изученного, и большее внимание будет уделяться на использование таких предложений в произведениях А.С. Пушкина.

ЦЕЛЬ:

           -Совершенствование знаний о двусоставных предложениях;

             знакомство с односоставными предложениями: с главным  членом предложения подлежащим и с главным членом сказуемым;      распространенные и нераспространенные;

          - развитие навыков определения  грамматической основы                      предложения; односоставные или двусоставные предложения на основе стихов А.С.Пушкина.

          -воспитание любви к природе и внимательного к ней отношения.

Оборудование:

  1. сборники стихотворений А.С.Пушкина;
  2. произведение К.Паустовского «Золотая роза».

ПЛАН

I. Актуализационная часть.

  1. Обратим внимание на эпиграф нашего урока:

«Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке,   поит                 « живую воду»  всех, кто прикоснется к ней».

- Как вы понимаете это предложение? ( Читая стихи Пушкина, мы вновь удивляемся тому, как просто и понятно описывает окружающую среду, быт, характеры людей, точно подбирая каждое слово).

- Почему именно эти слова я записала как эпиграф? ( Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и о его стихах).

- Хорошо, назовите и  объясните, какие орфографические и пунктуационные трудности могут встретиться в этом предложении?

(Неиссякаемый  –  не, иссяк;

источник – чн;

прикоснется – кос;

как в сказке  – сравнительный оборот;

придаточные предложения)  

                                              

-Итак, мы будем говорить  сегодня  о творчестве Пушкина.

Один мудрец сказал:

« Я сорвал цветок – и он завял,                                        

   Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.

   И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

   можно только сердцем».

И поэзия Пушкина помогает нам всем именно вот в этом: прикасаться к красоте  сердцем.

- Но не только о сердце, но и о душе можно говорить, читая стихи великого поэта. Вот как говорит о Пушкине К.Паустовский (зачитывает заранее подготовившийся ученик):

« Пушкинские строки -  не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще волшебство русской речи. Если можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались бы от него только несколько пушкинских строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в стихах Пушкина, как в магическом кристалле, собраны все необыкновенные качества нашей речи».

Значит, говоря о стихах Пушкина, можно говорить о сердце, душе, языке.

  1.  Обратимся  к Пушкинским строкам (записываем в тетради):

          Фонтан любви! Фонтан живой!

          Принес я в дар тебе две розы.

          Люблю немолчный говор твой

          И поэтические слезы.

          Твоя серебряная пыль

          Меня кропит росою сладкой.

          Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

          Журчи, журчи свою мне быль …

                                               («Фонтану Бахчисарайского дворца»)

Словарная работа: отрадный – приносящий удовольствие, радость.

Задание по вариантам:

  1. выделить грамматические основы
  2. синонимы
  3. антонимы
  4. омонимы (словосочетания, объясняя значение слов)
  5. дополнения
  6. обстоятельства
  7. определения

        

II. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

  1. Мы выделили грамматические основы. На какие группы по строению  грамматической основы делятся простые предложения?  

    ( Односоставные и двусоставные)

- Как определить, двусоставное или односоставное предложение нам дано?

 ( Определяем наличие подлежащего и сказуемое, или только одного из них.)

                                                                                                 

Тема нашего урока: « Односоставные или двусоставные предложения».

  1. Запишем  предложение:

     Дни поздней осени бранят обыкновенно,

     Но мне она мила, читатель дорогой,

     Красою тихою, блистающей смиренно.

                                              (А.С.Пушкин)

  1. Какую картину рисует поэт? Что мы видим за несколькими словами поэта? Подберите синонимы к слову бранить. (Ругать, выговаривать, отчитывать, порицать, журить.) Почему именно этот глагол берется в данном предложении? Почему красота осени  тихая, смиренная?

Выделите односоставное  предложение.

  1. Как вы думаете, почему именно строки об осени мы записали? Ведь у Пушкина много стихов о природе?  (Осень – самая любимая пора  поэта, она его вдохновляла).Действительно, вот как К.Паустовский пишет в своей повести «Золотая роза» о том, как воспринимал поэт осень (зачитывает заранее подготовившийся ученик).

        «Осень - это прозрачность и холод, «прощальная краса» с ее четкостью далей и свежим дыханием.

       Глаз привыкает к ясности осеннего пейзажа. Эта ясность постепенно завладевает сознанием, воображением, рукой писателя. Ключ поэзии и прозы бьет ледяной водой. Согревает урожай человеческих дум.»

      Пушкин, по его словам, каждой осенью расцветал вновь. Каждую осень он молодел.

      «Осень подходит, – писал Пушкин  Плетневу. – Это – любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов нарастает».

                …И с каждой осенью я расцветаю вновь;

                    Здоровью моему полезен русский холод;

                    К привычкам бытия вновь, чувствую любовь,

                    Чредой слетает сон, чредой находит голод;

                    Легко и радостно играет в сердце кровь,

                    Желания кипят – я снова счастлив, молод,

                    Я снова жизни полон - таков мой организм.

   4. Запишем строчки из стихотворений А.С.Пушкина об осени и определим, двусоставные или односоставные  предложения использованы в данных отрывках.

А) Роняет лес багряный свой убор,

     Серебрит мороз увянувшее поле.  («19 октября».)

Б)  Октябрь уж наступил  - уж роща отряхает

     Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень».)

В) Унылая пора! Очей очарованье!

     Приятна мне твоя прощальная краса.   (« Осень».)                                                                                                                                                                                                                  

           

   5. А что говорил он  о других временах года?

Г)  Ах, лето красное! Любил бы я тебя,

     Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.  (« Осень».)

Д)   Пришла, рассыпалась клоками,

       Повисла на суках дубов… (« Евгений Онегин».)

Е)   Зима. Что делать нам в деревне?  (« 2 ноября».)

Ж)  Мороз и солнце! День чудесный! ( «Зимнее утро».)

З)   Какая ночь! Мороз трескучий;

      На небе не единой тучи …

И)  По дороге зимней, скучной

      Тройка борзая бежит.  ( « Зимняя дорога».)

К)  В поле  чистом серебрится

      Снег волнистый и рябой…

ВЫВОД: Что вы можете сказать об этих односоставных предложениях?

                  Односоставные предложения имеют только один главный член предложения: или сказуемое, или подлежащее.

1. Зима.

2. Оглашено мое уединение.

3. Волшебная зима.

4. Рассыпалась клоками.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Найдите в записанных нами предложениях не- распространенные.

5.СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

… Люблю ее снега…4 ( Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное).

6. ВЫВОД ОБ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

7. ВЗАИМОПРОВЕРКА. РАБОТА ПО ПЕРФОКАРТЕ.

8. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

« Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые светлые , добрые чувства. Я беру томик А.С.Пушкина и …»

-Создать миниатюру с использованием односоставных  и двусоставных предложений.

  1. А в это время коллективно выполняется следующая работа.

ВЫСЛУШАЙТЕ РАССКАЗАННУЮ МНОЮ СИТУАЦИЮ, ПРИВЕДИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОВ А.С.ПУШКИНА.                                          

         - На улице буран. Снег валит, ветер подхватывает снежные хлопья и крутит  в бешеном танце. Ветер кричит  и воет.

                        Буря мглою небо кроет,

                        Вихри снежные крутя,          

                        То как зверь она завоет,

                        То заплачет, как дитя.

        - Вы проснулись. Зимнее утро. Холодно. Но светит ярко солнце. Красиво разукрасил мороз окна, и сразу вспоминаются строчки А.С.Пушкина:

                         Мороз и солнце! День чудесный!

                         Еще ты дремлешь друг прелестный!

                         Пора, красавица, проснись.

III. ИТОГ УРОКА. 

Вспомним строчки из стихотворения М.Дудина:

« И мир живет, пока в том мире живы твоей души прекрасные порывы, оплаченные пушкинской судьбой».

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

СОЧИНЕНИЕ – МИНИАТЮРА « И СРАЗУ ВСПОМИНАЮ А.С.ПУШКИНА».

    Рассказать о каком - либо  эпизоде из жизни, когда вспоминаются строчки А.С.Пушкина.

   

Использованная литература:

  1. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. – М: Просвещение, 1992.
  2. Паустовский К.Г. «Золотая роза».
  3. Пушкин А.С. Избранное. – М: Детская литература.1994.

Программа для общеобразовательных учебных заведений утверждена Министерством образования Российской Федерации.

Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

Авторы: Баркударов С.Г., Крючков С.Е. и др. М: Просвещение. 2001.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Двусоставные и односоставные предложения"

В разработке представлены все части урока: объяснение, закрепление, контроль. Учащиеся на примере художественных текстов учатся видеть двусоставные и односоставные предложения, указывать тип предложен...

Предложения двусоставные и односоставные.

На уроке звучат только произведения А.С.Пушкина. Цель урока: показать богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксичес...

Двусоставные и односоставные предложения. Модульное обучение

Представить урок в виде модуля- задача не для всех простая. Освоив ее, хочу поделиться со всеми, кто ищет. Инновации в обучении- это интересно....

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Двусоставные и односоставные предложения

Материал по подготовке к ОГЭ...

Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс

Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс (по УМК М.М. Разумовской)...