Двусоставные и односоставные предложения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Головачёва Надежда Петровна

Материал по подготовке к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvusostavnye_i_odnosostavnye_predlozheniya.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Двусоставные и односоставные предложения

По теме «Двусоставные – односоставные предложения» возможны следующие задания:

  • Укажите варианты ответов, в которых верно определены двусоставные предложения;
  • Укажите варианты ответов, в которых верно определены односоставные предложения;
  • Укажите варианты ответов, в которых верно определены назывные предложения.
  • Укажите варианты ответов, в которых верно определены определённо-личные предложения.
  • Укажите варианты ответов, в которых верно определены неопределённо-личные предложения.
  • Укажите варианты ответов, в которых верно определены обобщённо-личные предложения.
  • Укажите варианты ответов, в которых верно определены безличные предложения.
  • Укажите варианты ответов, в которых верно дана характеристика предложений.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Найдите грамматические основы во всех предложениях, данных в вариантах ответов. Если в них есть и подлежащее, и сказуемое, то это двусоставное предложение, если только один главный член и второй не нужен для понимания смысла – это односоставное предложение.

Помните главное: подлежащее ВСЕГДА стоит в именительном падеже!

 

  • Если в задании нужно определить ТИП односоставного предложения, то подсказки следующие.

 

Назывное - есть только подлежащее (Зима. Снег).

 

Определённо-личное – есть только сказуемое в форме 1 и 2 лица (можно подставить Я, МЫ, ТЫ, ВЫ)единственного числа (Приду поздно. Придём поздно).

 

Неопределённо-личное – есть только сказуемое в форме 3 лица (можно подставить ОН, ОНА, ОНО, ОНИили в прошедшем времени (Пришла поздно, придёт поздно).

 

Безличное – нет и не может быть подлежащего, действие происходит само по себе; это состояние человека (Радостно. Грустно.) или природы (Подморозило. Светает). Часто в таких предложениях есть слова: МНЕ, НАМ, ВАМ, ИМ и пр. (Мне весело).

 

Обобщённо-личное – это односоставные с главным членом сказуемым, но в них речь идёт о любом или каждом (это пословицы, призывы).

Цыплят по осени считают (они – это неопределённо-личные и обобщённо-личные одновременно).

Любишь кататься - люби и саночки возить (ты – это определённо-личные и обобщённо-личные одновременно).

Сделаем наш город краше! (призыв, мы сделаем, это определённо-личные и обобщённо-личные одновременно).

 

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Ночь. (2) Вахта. (3) Над тобой необъятный купол Вселенной. (4) Тихонько журчит вода у штевня. (5) Иногда плеснёт стайка дельфинов или крикнет спросонья чайка, ночующая на рее. (6) Стоишь на руле… (7.) Легко поворачиваешь рулевое колесо и смотришь на паруса. (8) Нельзя выйти из ветра, иначе беда – придётся делать поворот. (9) Только неопытный рулевой может допустить это. (10) Луна. (11) Живая серебряная дорожка бежит по чёрной густой воде. (12) Кажется, что паруса в лунном свете серебряные, лёгкие.

(По Ю. Клименченко)

 

Укажите варианты ответов, в которых верно дана характеристика  предложений.  Запишите номера ответов.

 

1) Предложение 1 и 2 – назывные.

2) Предложение 3 – односоставное.

3) В предложении 8 оба простых в составе сложного – двусоставные.

4)  Предложение 9 – двусоставное.

5) В предложении 12   оба простых в составе сложного – односоставные.

Ответ: 124

Пояснение

1) Предложение 1 и 2 – назывные

(1) Ночь. (2) Вахта. (Да, здесь только подлежащие).

2) Предложение 3 – односоставное.

(3) Над тобой необъятный купол Вселенной.

(Да, подлежащее купол)

3) В предложении 8 оба простых в составе сложного – двусоставные

 (8) Нельзя выйти из ветра, иначе беда – придётся делать поворот.

(Здесь ТРИ односоставных).

4)  Предложение 9 – двусоставное

9) Только неопытный рулевой может допустить это.

5) В предложении 12   оба простых в составе сложного – односоставные.

12) Кажется, что паруса в лунном свете серебряные, лёгкие.

(Здесь односоставное только первое, второе – двусоставное).

Тренировочный тест по теме «Односоставные предложения»

Прочтите главу «Огонёк» из книги из книги Елены Ильиной «Четвёртая высота» и выполните задания1-20.

Прочтите текст и выполните задания 1-13.

1.– Не уходи, сказала Гуля. 2.– Мне темно. 3. Мама наклонилась над сеткой кровати:

4. – Темнота, Гуленька, совсем не страшна.

5. – Да ведь ничего же не видно!

6. – Это только сначала ничего не видно. 7. А потом ты увидишь такие хорошие сны! 8. Мама укрыла дочку потеплее, но Гуля снова подняла голову. 9. Девочка смотрела на окно, которое едва светилось от уличных фонарей сквозь синюю штору.

10. – А тот огонёк горит?

– Горит. Спи.

– Покажи мне его.

11. Мама взяла Гулю на руки, поднесла к окну.

12. Напротив, над стенами Кремля, реял флаг. 13. Он был освещён снизу и трепетал, как пламя. 14. Этот флаг маленькая Гуля и называла «огоньком».

15.– Видишь, горит огонёк, – сказала мама. 16. – Он и всегда будет гореть, Гулюшка. 17. Никогда не погаснет.

18. Гуля положила голову на плечо матери и молча смотрела на пламя, трепещущее в тёмном небе. 19. Мама унесла Гулю в кроватку.

20. – А теперь спи.

21. И она вышла из комнаты, оставив девочку одну в темноте.


1. Среди предложений 6-9 найдите простое односоставное предложение. Запишите номер этого предложения, выпишите его грамматическую основу, определите вид.

Ответ:__________________________________________________________________

2. Определите вид односоставного предложения:– Покажи мне его.

Ответ: __________________________________________________________________

3. Определите вид односоставного предложения 5, докажите.

Ответ:____________________________________

4. Предложение 7 является двусоставным, преобразуйте его в определённо-личное, запишите.

Ответ:__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложения двусоставные и односоставные.

Данный урок является не именно  знакомством с новой темой, а конкретизацией ранее изученного, и большее внимание будет уделяться на наличие двусоставных и односоставных предложений в произв...

конспект урока "Двусоставные и односоставные предложения"

В разработке представлены все части урока: объяснение, закрепление, контроль. Учащиеся на примере художественных текстов учатся видеть двусоставные и односоставные предложения, указывать тип предложен...

Предложения двусоставные и односоставные.

На уроке звучат только произведения А.С.Пушкина. Цель урока: показать богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксичес...

Двусоставные и односоставные предложения. Модульное обучение

Представить урок в виде модуля- задача не для всех простая. Освоив ее, хочу поделиться со всеми, кто ищет. Инновации в обучении- это интересно....

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс

Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс (по УМК М.М. Разумовской)...