Урок по теме "Деепричастие"
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Варыгина Елена Валерьевна

Обобщающий урок по теме "Деепричастие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

УЧАСТИЕ В ДЕЕПРИЧАСТИИ.

Урок составлен на основе учебника « С.И.Львова, В.В.Львов «Русский язык, 6 класс». Издательство «Мнемозина»,2007г»

 

Цель урока: повторение изученного по теме «Деепричастие» на материале истории родной школы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, портреты учёных-языковедов.

Ход урока:

УЧИТЕЛЬ.

Удивительный  дом – наша школа. Здесь всё перемешалось: литература и география, русский язык и история. Жизнь бьёт ключом. Все, собравшиеся в этом классе, окунутся в царство русского языка, ощутят свою причастность к прекрасному, особенному миру.

УЧЕНИК.

В царстве Морфологии,

Столице Филологии,

У Глагола и Наречия

Возникли противоречия.

Мы в них тоже примем участие

И вспомним о деепричастии.

УЧИТЕЛЬ.

Последние дни мы провели в гостях у деепричастия. Познакомились с его особенностями. Теманашего урока «Участие в деепричастии».

 Слайд №1.

УЧИТЕЛЬ.

Наш урок – это маленькая книга, в которую мы должны записать полученные знания по теме «Деепричастие». А повторение и систематизацию изученного проведём с элементами краеведения об истории нашей школы, которой в 2010 году исполнится 95 лет.

Ну что ж, в путь!

Первая страничка нашей книги – орфографический минимум  Слайд №2.

              

Р..дная школа, стари..ое здание, решая ур..внение, воспитывая подр..стающее поколение, препод..вание русского языка, изменив ра..писание.

 

-указать деепричастия

-дать определение

 

РЕШАЯ – 3 слога

[ р ] – согл.,звон.,мягк.

[ и ] – гласн.,безуд.

[ ш ] – согл., глух., твёрд.

[ а ] – глас., удар.

[ j ] – согл., звон.,мяг.

[ а ] – глас.,безуд.

 -----------------------------

5 букв, 6 звуков.

 

УЧИТЕЛЬ.

Перед вами эпиграф к нашему уроку. Слайды №№ 3-4

Ученики восстанавливают исходное написание эпиграфа, заменяя инфинитивы деепричастиями.

1 ученик – выполняет синтаксический разбор эпиграфа.

2 ученик – выписывает из эпиграфа деепричастия приёмом поморфемного письма, определяет морфологические признаки.

                    (Группа учащихся составляет слова по морфемной модели)

УЧИТЕЛЬ.

Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения – деепричастие – не является исключением. Следующая страничка нашего урока – историческая справка. Слайд №5.

 

                Сообщения учеников.

1 ученик.

Вопрос о частях речи занимает умы учёных с древнейших времён. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини. В русской лингвистике Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов.

2 ученик.

Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало уже в 14 веке.

3 ученик.

По мнению Алексея Александровича Шахматова, формирование деепричастия относится к 18 веку.

4 ученик.

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к краткой форме именительного падежа причастия.

5 ученик.

Деепричастие – неизменяемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола и наречия. Сходные глагольные формы существуют в русском, латинском, французском языках. А также в тюркских языках, венгерском и эскимосском.

 

УЧИТЕЛЬ.

Из всего сказанного можно сделать вывод: Не сомневаясь в существовании деепричастия, древние лингвисты занимались изучением морфологии с 14 века.

 

-записать данное предложение в тетрадь.

-объяснить постановку знаков препинания.

- объяснить правописание НЕ с деепричастием.

 

УЧИТЕЛЬ.

Следующая страничка нашего урока – отдых с пользой для дела. (Слайд №6)

 

               (Физминутка с использованием деепричастий)

 

УЧИТЕЛЬ.

История деепричастия насчитывает несколько веков. И уже к вековому юбилею приближается история нашей школы. В 2010 году ей исполнится 95 лет. ( Слайды 7-8.)

 

                                      Групповая работа по тексту

 Средняя школа №2 имеет почти в…ковую историю.

   Начав своё существование в 1915 году, она за..вила о себе в качестве высшего начального училища пятью классами. Одним из первых д..ректоров был Николай Иванович Рогов.

   Создавая учебную программу, директор старался, чтобы она соответствовала уровню сем..летней школы.

 В 1918 году начали строить новую школу, используя для этого дом помещика. В 1921 году был сделан первый выпуск.

 С осени 1928 года учебное заведение принимает директор Рогов, реорганизуя её в школу колхозной молодёжи. Учебников было мало, но ученики, впитывая знания, отдавали все силы, стараясь получить образование.

 

ЗАДАНИЕ: Из данного текста выписать деепричастия, образовав видовую пару.

 

Начав – начиная

Создавая – создав

Используя – использовав

Реорганизуя – реорганизовав

Впитывая – впитав

Стараясь – постаравшись

 

            Тестирование по тексту.

 

1.Какому деепричастию соответствуют морфологические признаки: совершенный вид, переходное, невозвратное (начав)

2.Какое деепричастие соответствует морфемной модели: приставка+клрень+суффикс.

(впитывая)

3.Какое из деепричастий является возвратным? (стараясь)

 

 

УЧИТЕЛЬ.

Сегодня наша школа самая крупная в Базарно-Карабулакском районе. (Слайд №9) 472 ученика и 47 педагогов насчитывает наше учебное заведение. Не одно поколение прошло через эти мудрые стены. 11 ваших мам и пап закончили в разные годы школу №2. Следующая страничка нашего урока – творческая работа. Мы вновь обращаемся к эпиграфу. (Слайды 10,4)

 

-Какие мечты рождаются в школе?

-Какие качества личности воспитывает школа?

 

 Миниатюра «Размышляя о школе» (с опорой на эпиграф)

Цель: высказать собственное мнение и аргументировать его. В сочинении необходимо употребить деепричастия.

 

                (Зачитывается 2-3 работы)

 

УЧИТЕЛЬ.

Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ. (Слайд № 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...