Урок - мастерская Одна единственная жизнь
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Урок -мастерская создания текста. Можно использовать на уроках  развития речи в 5-11 классах с небольшими изменениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odna_edinstvennaya_zhizn.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ОДНА ЕДИНСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

(Творческая мастерская письма)

  1. Индуктор – «включение» чувств

- Прочитайте записанные на доске слова,  дополните своими ассоциациями и попытайтесь выбрать главное из этих слов.

                         Я                             ЖИЗНЬ                       ВРЕМЯ

Обведите ладонь на листе бумаги, напишите это главное слово на ладони и взвесьте его. Какое оно?

  1. Социализация

- Прочитайте свои слова – ассоциации. Вслушайтесь в слова, которые читают ученики, допишите свои ряды слов.

                        Я                                                       КАКОЙ?

                       Время                                             Какое?

                       Жизнь                                             Какая?

Составьте 1-2 предложения о своей жизни, включив все 3 слова и дополнив их другими словами.

- Выберите самое интересное, содержательное предложение и прочитайте.

  1. Индивидуальная работа

- Послушайте отрывок из книги «Одна-единственная жизнь»

       «Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что у тебя есть только одна-единственная жизнь? Давайте представим себе какого-нибудь человека, продолжительность жизни которого 70 лет, то есть в общей сложности 25550 дней, и каждый день его жизни условно обозначим кирпичом. Теперь представим, что наш воображаемый человек стоит на самом верху сооружения, сделанного из этих кирпичей. Высотой оно примерно 25 м, шириной один метр, длиной полтора метра. Он стоит, любуясь открываю щимся перед его взором прекрасным видом. Каждое утро появляется некая рука, которая снимает один кирпич. Только один кирпич с края строения.

     «Ну это совсем неопасно! Если даже исчезнет один ряд, ничего страш ного не случится», - думает человек.  Рука появляется каждое утро и убирает только один кирпич. С беспечностью человек любуется окружающим его видом. «Все прекрасно», - думает он.

И совсем нескоро, через долгий-долгий отрезок времени, человек с ужасом обнаружит, что он стоит только на одном кирпиче...»

(Отрывок из книги «Одна-единственная жизнь», Ноусиайнен Тапио)

- Попробуйте нарисовать образ вашей единственной жизни или записать советы, как беречь каждый «кирпичик» единственной жизни. Запись делаем на листиках.

- ВНУТРИ ГРУПП ОБСУДИТЬ СОВЕТЫ, ВЫБРАТЬ ПЯТЬ САМЫХ ВАЖНЫХ, ПРЕДСТАВИТЬ НА ДОСКЕ, объяснив, почему именно эти советы были выбраны. (Листики складываются на доске в «башню».  Каждый выступающий приклеивает листик на доску.)

  1. Афиширование работ.

Дети свободно ходят, самостоятельно читают, рассматривают работы и советы.

  1.  «Моя философия жизни»

- Самое бесценное сокровище – собственная жизнь. Очень важно осознание человеком вопросов «кто я?», «какой я?», «к чему стремлюсь?». Закончите предложение, выберите главное и расскажите, почему именно это – главное в вашей жизни.

Я -…

Я умею-…

Я хочу-….

Я понимаю - ..

Внешне я …

Мне нельзя …

Быть в идеале…

Время от времени я …

В жизни я …

Я чувствую …

У меня есть …

Мне нужно …

Я могу быть …

 Дома я …

На улице я …

Я - ….

   Прослушайте отрывок из стихотворения Василия Степанова «Размышления». Вслушайтесь в строки этого стихотворения и запишите размышления о собственной жизни.

РАЗМЫШЛЕНИЯ

(Отрывок) 

Мне кажется, что я на свете вечно

Существовал и буду вечно жить;

Как жизнь самой вселенной бесконечна,

Так бесконечна нашей жизни нить.

Я был когда-то воздухом,

песчинкой,

Цветком,

росинкой,

                                                         облаком,

огнем,

                   Дыханием,

бессонною кровинкой

В далеком предке - родиче моем.

Нам только раз дается жизнь на свете,

И надо так прожить ее,

                                      любя,

Людей, творящих счастье на планете,

Чтобы любили и они тебя.

Со временем

я стану вновь песчинкой,

Цветком,                    

                   росинкой,

                                                              облаком,

                          огнем,

И воплощусь в потомке я кровинкой,

И буду жить я вечно

               и - во всем.

В. Степанов

  1. «Кляксы в жизни»

- Жизнь можно сравнить с чистым листом бумаги. Каждый прожитый день будет вписываться как страничка дневника. Но бывает так, что очень хочется что-то зачеркнуть, переписать, добавить… Ан нет… Что написано пером, то, как говорит народная мудрость, не вырубишь топором. А иногда хочется взять чернила и залить  какую – то запись… Вспомните о своих кляксах в жизни: что это за кляксы, приходилось ли их стирать. Их можно зарисовать, представить, подумать о них. Захотелось ли вам эти «кляксы» стереть? Вслушайтесь. Задумайтесь, сколько клякс вы уже сделали в своей жизни. Запишите. (Учитель читает текст)

«Ошибки, провалы и кляксы… Смолчал, когда надо смолчать. Ошибки и кляксы на жизни, которые не смыть. И мысли, которые многих мучат до рассвета. У каждого мысли свои и по-своему мучат. А жизнь моя – это подарок. Судьба подарила ее или Бог подарил – неизвестно. Не быть благодарным грешно. А близкие люди, которым ты нужен, - не думать о них не грешно ли? Грехи и провалы, и вина, и пятна на жизни, и черные мысли к рассвету…»

  1. «Кукла»

У вас на столах лежит макет человека. Оторвите столько кусочков, сколько  «клякс» вы вспомнили. А теперь попробуйте всей группой «собрать» человечка обратно…. Получилось ли у вас восстановить макет в первозданном виде? Вот так и  в жизни бывает, «кляксы» могут разрушить так нашу жизнь, что трудно будет восстановить.

  1. «Панель»

Просмотрите небольшой фильм. (Просмотр фильма об историях из жизни людей, употребляющих наркотические средства) .

-  О чем Вас заставил задуматься этот фильм? Что вы чувствовали? О чем думали? Желающих поделиться своими мыслями, просим занять место  на стульях.  Говорить с места  нельзя, такое право предоставляется только сидящим на стульях  у доски.

  1. «Написание статьи в газету»  

- У вас есть 10 минут. Напишите сочинение – обращение, сочинение – рассуждение по теме урока

    10.  Афиширование. Чтение сочинений. Просмотр работ друг у друга.

    11. Рефлексия.

- О чем вы задумались?

- Мое состояние, настроение, чувства…

- О чем я сегодня на мастерской молчал?

 Вот что пишут на мастерской самые обычные ребята, ученики 7 класса, за десять минут, за две минуты, за пять минут…  Для меня как учителя, как классного руководителя, как человека эти слова очень ценны…

Слово Жизнь сочетается со словом душа. Жизнь существует во всём, начиная обычным камнем и заканчивая целым миром, а скорее, мир – это и есть жизнь и душа.  Самое-самое сложное и непокорное, чего нам никогда не понять. Это похоже на подарок тоже какой-то жизни, что-то такое, на что не найти объяснения, но это  «подарок» и им следует воспользоваться, а как – решать нам самим.

Я живу, и жизнь моя красивая, разная, интересная. И время летит в моей жизни очень быстро. И это время надо ценить!

Я чувствую добро других людей и отвечаю им тем же.

Никто не может выбирать себе жизнь. Все мы рождаемся одинаковыми.

Жизнь одна. Она летит неумолимо. Мы должны ценить каждый момент этой прекрасной жизни. Кажется, что жизнь будет так долго длиться, но на самом деле жизнь очень быстрая и надо постараться всё успеть. А прожить ее надо так, чтобы Там сказали: «А ну-ка повтори, дружок!»

Времени подвластно всё: и жизнь, и я.

Быть в идеале для всех, но помнить и понимать, что я не совершенство.

Я умный человек, поэтому точно понимаю, что время проходит мимолетно. И поэтому нужно ценить жизнь. Жизнь – единственная и неповторимая.

Я здоровая и счастливая, вот с чём заключается жизнь, а ещё у меня есть родные, с которыми я хорошо провожу время.

Жизнь даётся один раз, и мне бы хотелось  эту жизнь прожить не со страхом, узнают или не узнают родители о том, какие кляксы я наделала. Я хочу, чтобы во мне мама видела ответственного человека. И друзья уважали меня не за то, что я покурила или выпила, приняла дозу наркотиков, а за мою личность. Как я себя поставлю, так я и дальше проживу. А я хочу прожить красивую и счастливую жизнь, и поэтому мне надо отказаться и сказать нет всем этим угрозам жизни. Я к этому СТРЕМЛЮСЬ.

Потеряв ключи, обманула маму, она до сих пор думает, что я сказала правду. (У человечка хватило храбрости написать  и осознать неправильность поступка)

В жизни я хочу успеть сделать всё, и не делать никому зла, чтобы потом не было стыдно за свои поступки.

Пусть мы разные внешне, душевно у нас всех одно единственная жизнь, которую, по -моему мнению, только мудрый по жизни человек проживёт с достоинством!!!

Жизнь у каждого человека одна, время в ней быстротечно, и я бы хотела прожить её правильно.

Каждому даётся одна единственная жизнь. Кажется, она такая короткая и необходимо всё-всё успеть, добиться своей цели, обрести своё место в жизни. Обрести настоящих и верных друзей, создать семью с тёплыми душевными отношениями. В чём смысл жизни?

Время мимолётно, его невозможно остановить.

Я взрослею, становлюсь серьёзнее, жизнь одна, и нужно прожить её с умом, ведь время так быстротечно.

Я понимаю, что мои поступки  не вызывает восторга, но я хочу, чтобы меня уважали.

Жизнь каждого человека неповторима, непредсказуема, невероятна.

У каждого человека на земле есть одна единственная жизнь. Он сам решает, как ею распорядиться. Никто не будет виноват, если она будет не такой хорошей, как хотелось бы. Только Ты решаешь, какой она будет.

Я счастливая, потому что рядом всегда есть дорогие мне люди, которые поддержат меня. Время летит быстро и нужно ценить каждую секунду, проведённую с близкими.

Время от времени я всё больше начинаю понимать те многие вещи в жизни, которых раньше не понимала.

Жизнь, как бы нам ни казалось, очень короткая, и жизнь даётся человеку лишь один. Нужно прожить счастливую, здоровую и насыщенную жизнь.

Время коротко, но заполнено счастливыми событиями.

Жизнь – самый прекрасный дар.

Я творец своей судьбы. И я сделаю свою жизнь такой, какой я сам захочу.

Я хочу, чтобы в мире всё было хорошо и не было террористов, которые беспощадно убивают.

Сильно поругалась с бабушкой.

Не послушалась маму, вышла из дому, когда дома никого не было и потеряла ключи.

Берегите любовь, друзей, родственников, пока кирпичи жизни не закончились.

У меня счастливая жизнь, ведь у меня есть мама и папа. Жизнь загадочная во всех её смыслах.

Я чувствую себя хорошо, потому что для хорошей жизни у меня всё есть.

Сегодня я задумалась о жизни и о времени. Время летит быстро, кажется, вчера я была в первом классе, а уже седьмой. Я не жалею о прожитой жизни, пока я не совершила ошибок. И я надеюсь их не совершать, потому что я потом уже не исправлю их и у меня на душе будет очень плохо. У меня для хорошей жизни всё есть, в первую очередь родители, здоровье и благополучие. Я хочу прожить жизнь и не терять время, а тратить только на хорошие дела.        

Я сегодня научился понимать свою жизнь. Что нужно делать, чтобы твоя башня из кирпичей не разрушилась? Я узнал новые советы, как правильно жить. Это всё нужно, чтобы хорошо жить, потому что жизнь у нас одна и её нужно прожить с достоинством. Ещё в жизни есть кляксы, которые иногда нельзя исправить. Я хочу, чтоб моя жизнь была очень хорошей, потому что у меня для этого всё есть.

Человеку даётся одна жизнь, а время в этой жизни идёт очень быстро.

Жизнь – это игра, в которой хочется остаться победителем.

Я хочу прожить жизнь так, чтобы потом не пожалеть о прожившем.

Я индивидуальна, таких, как я, нет.

Нужно прожить день так, как будто он последний, никогда не суетиться, никуда не спешить, ведь время идёт, а успевает лишь тот, кто знает, что будет завтра.

Нужно проживать каждый день с радостью и не думая, когда же наступит следующий день. Надо иметь цель в жизни, к чему-то стремиться.

Я чувствую, что время идёт быстро, это грустно.

Вот этот сегодняшний урок убедил меня, что если мне товарищи будут предлагать: табак, алкоголь, наркотики нужно обязательно отказываться. Так как жизнь одна и надо прожить её со смыслом. Время летит быстро, и надо ценить его, ценить жизнь. И никакие наркотики, никакой алкоголь, никакие сигареты не сделают эту жизнь весёлой и яркой, а только сделают жизнь намного хуже, чем мы можем её сделать.

Чтобы сохранить свою жизнь, нужно сделать её насыщенной, чтобы ни один кирпичик не ушел просто так.

Я думаю, что нужно беречь свою жизнь, потому что мы не знаем, что нас ждёт в конце жизни. Я выбрал свою дорогу, по которой пройдет моя жизнь. Главное, чтобы не попасть в плохую компанию и не быть лохом, так много людей разводят, разводят на слабо. Не надо быть крутым перед этой шайкой малолетних отморозков. Лучше самим выбирать…

Бог подарил мне жизнь, а я поставила на ней немного чёрных пятен (клякс), которые ничем не замять. Много для моей 13-летней жизни.

Иногда я задаю себе вопрос, а где все ангела на небе или на земле, но мы точно знаем, что один ангел с нами и рядом, это мама. Ангел, который даже когда занят и нет свободной минуты, всё равно позвонит, где ты и как у тебя дела. Иногда нам кажется, что наши родители хотят своими нравоучениями нас замучить. Но на самом деле наши родители хотят нам добра. А мы сейчас не понимаем этого, и  думаем, что они плохие.

Посвятить себя какому-то важному делу или прожить достойно, не вредя остальным людям, не жить однотонно или просто ЖИТЬ, ведь когда-нибудь этот конец настанет, и обязательно не  жалеть ни о чём, что было, потому что даже самый плохой день был маленьким приключением из твое огромной истории.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одна единственная жизень

мастерская письма...

Урок- мастерская художественного письма по материалам русской поэзии и трем картинам с одним названием.

7 класс . По программе Разумовской. Урок посвящен развитию навыков письма. Ученики в ходе работы мастерской создают сочинение-описание на тему "Осень"....

Интегрированный урок по теме:С природой одною он жизнью дышал..."

Интегрированный урок по биологии и литературе по поизведениям Пришвина М.М.- 6 класс...

Урок-мастерская "Математика в жизни"

Конспект урока-мастерской "Математика в жизни" на тему "Арифметическая и геометрическая прогрессии"...

Презентация А.С.Пушкин «Одна единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно»

Презентация А.С.Пушкин «Одна единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно»...

"Жизнь и поэзия - одно" урок-мастерская по творчеству поэтов-романтиков. 9класс

Мастерская построения целостного знания, построенная на анализе стихотворений В.Жуковского и К.Батюшкова, посвящена сравнению творческого метода поэтов...

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...