Урок- мастерская художественного письма по материалам русской поэзии и трем картинам с одним названием.
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

 7 класс . По программе Разумовской. Урок посвящен развитию навыков письма. Ученики в ходе работы мастерской создают сочинение-описание на тему "Осень".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии № 205

Балановская  Я.Ю.

Опыт проведения мастерской творческого письма

Сочинение-описание  “Осенняя пора”

(На материале русской поэзии и трех картин с одним названием)

( 7 класс по программе Разумовской).

Унылая пора! очей очарованье! 

Приятна мне твоя прощальная краса -

                                                                 Люблю я пышное природы увяданье...

А.С. Пушкин

 

Заплаканная осень, как вдова в одеждах черных, все сердца туманит...

А. Ахматова

                         

Технологическая карта мастерской:

Цели: 1.Совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей учащихся.

 2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

3. Совершенствование умения создавать учебный текст в жанре сочинение-описание

4.Знакомство с картинами русских художников, посвященных осени.

5.Продолжение работы с поэтическими текстами в рамках урока русского языка.

6. Создание условий для развития личностной рефлексии.

Организация пространства:  индивидуальная работа, работа  в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, групповые распечатки фрагментов стихов, репродукции картин “Золотая  осень” Левитана И.И., Поленова В.Д.,  Остроухова И.С.  

Ход  мастерской:

Учитель:

1.Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,-
как в "Прощальной симфонии" - ближе к финалу - ты помнишь, у Гайдна –

музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
и уходит. В лесу все просторней теперь - музыканты уходят - партитура листвы обгорает строка за строкой -
гаснут свечи в оркестре одна за другой - музыканты уходят.
Скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой -
тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
и по мере того как с осенних осин облетает листва,
все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
что становится явной вся тайная суть естества.
Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -
скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -
и последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -
скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
и о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

                                           Юрий Левитанский

(Индуктор). Сегодня на уроке  мы  увидим, как по-разному чувствуют и видят  осень художники и поэты.  А  потом  сами создадим свой текст на тему “Осень”. Сейчас, пока будет звучать музыка, запишите ассоциации, которые рождаются у вас при слове осень.( Актуализация личных эмоций, пробуждение чувств, воспоминаний).

(Ф. Шопен. Прелюдия ми – минор ор Ф 28).

2. Социализация: фиксация  слов-ассоциаций на доске.

3. Работа в группах.  У каждой группы на парте лежит репродукция картины или художественный текст. Задание группам, работающим со стихотворениями : выписать из текста опорные слова,  метафоры, сравнения, олицетворения с помощью которых автор создает определенный эмоциональный настрой, ответить на вопрос: почему использованы эти средства художественной выразительности , какие чувства испытывает лирический герой, постараться сформулировать основную мысль стихотворения. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно.

Задания группам, работающим с репродукцией: Выписать по группам слова, называющие предметы на картинах, добавить к ним  признаки ( прилагательные, причастия, наречия, если  необходимо). Какими красками художник запечатлел осень.  Представьте, что вы оказались “в картине”. Что видим? Что слышим? Что чувствуем? Создать небольшой текст об осени по предложенной картине.

 Работа в группах с репродукциями:

1 группа. Поленов В.Д. “Золотая осень”

2 группа. Левитан И.И. “Золотая осень”

3 группа. Остроухов И.С. “Золотая осень”

Работа в группах со стихотворениями

4 группа. И.Бунин. Листопад.

5 группа. В. Иванов. Осень.

6 группа. А. Блок. Осень поздняя. Небо открытое…

4.Слушаем выступления групп.  Группы работавшие с текстом вначале. На экране текст анализируемого стихотворения или одна из картин.  Этап социализации (вывешивание материалов: слова, фразы, схв. )

 

Какой вам кажется осень у разных авторов? В чем отличие? Какое стихотворение или картина вам нравятся больше? Почему? На доске записывается  кратко, какой представляется осень у разных авторов.  

Обмен материалами, чтение текстов групп-партнеров.

5. Создание собственного текста. На чистых листах бумаги  учащиеся пишут сочинение-описание на тему “Осень”.

6. Социализация. Ученики читают свои сочинения, вывешивают свои работы на стенд, знакомятся с работами одноклассников.

7. Рефлексия. Возможные вопросы: Как чувствовали себя на уроке? Что понравилось? Что было трудно? Что удалось? Пожелания коллегам по мастерской.

Приложение.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет.

                И.Бунин. Листопад.

Что лист упавший – дар червонный; 

Что взгляд окрест – багряный стих…

А над         парчою         похоронной

Так облик смерти ясно-тих.

Так в золотой пыли заката

Отрадно изнывает даль;

И гор согласных так крылата

Голуботусклая печаль,

И месяц белый расцветает

На тверди призрачной – так чист!

И, как молитва, отлетает

С немых дерев горящий лист.

В. Иванов. Осень.

Осень поздняя. Небо открытое,

 И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

Низко ходят туманные полосы,

Пронизали тень камыша.

На зелены девичьи волосы

Упадают листья шурша.

И опушками отдалёнными

Месяц ходит с лёгким хрустом и глядит,

Но, запутана узлами зелёными,

Не дышит она и не спит.

Бездыханный покой очарован.

Несказанная боль улеглась.

И над  миром ,холодом скован,

Пролился звонко-синий час

А. Блок. Осень поздняя. Небо открытое…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская "Художественный мир лирики А.А.Фета"

Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность "открыть себя" в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейза...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Проверочная работа "Средства выразительности в художественной речи" (по материалам бардовской поэзии)

Проверочная работа по теме "Средства выразительности художественной речи" для учеников старших классов состоит из трех блоков: 1 - соотнесение термина с определением, 2 - определение вида тропа или ст...

Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"

Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...

Материалы к вступительным урокам литературы по теме "Серебряный век русской поэзии"

Материалы к вступительным урокам литературы по теме "Серебряный век русской поэзии": презентация "Имена" познакомит учащихся с выдающимися деятелями искусства, поэзии конца 19-начала 20 века, с помощь...