Словообразование
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Гордеева Эвелина Вячеславовна

Урок по интегрированной технологии совместно с учителем английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_slovoobrazovaniyu.doc428 КБ
Office presentation icon slovoobrazovanie.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Словообразование в русском и английском языках».

Цель цикла уроков: 1.познакомить учащихся с целями с особенностью словообразования русского и английского языка в сопоставлении, определить уровень сформированности у них умений и навыков по выделению частей слова.  Показать, как принадлежность языка к флективным или агглютинативным влияет на морфологический строй.

2. Развивать познавательный опыт.

3. Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.

4. Формировать любовь к русской и английской поэзии.

Задачи урока:

Образовательные:

1. В игровой форме объяснить, что такое морф- как в английском, так и в русском языках.

2. Объяснять разницу между морфемами и их функциями в двух языках.

3. Имеющимся практическим и жизненным навыкам  в области языка дать научное объяснение.

Развивающие:

1. Развивать навыки одновременного анализа фонетической системы языков- выработка структурного мышления.

2. Способствовать творческому росту учащихся, стремлению к познанию.

3. Формировать речевую, лингвистическую, исследовательскую компетенции.

Воспитательные:

1. Приобщать к кропотливой исследовательской работе.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к слову.

Знания, умения, навыки и качества:

1. Формируются базовые знания о фонетической структуре двух языков,

2. Закрепляются практические навыки фонетического анализа текста,

3. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.

Необходимое оборудование и материалы:  интерактивная доска, раздаточный материал компьютер.

  1. Орг. момент Мы все любим пазлы. Но мало кому приходит в голову, что  любой язык похож на пазл или на конструктор «ЛЕГО». Для этого нужно быть гением- как Льюис Кэрролл- автор «Алисы в стране чудес». Именно там Алисе предстояло получить урок по словообразованию- давайте посмотрим- какой.
  2. Чтение на английском с одновременным переводом отрывка из «Алисы в Зазеркалье»:

- Вы так хорошо объясняете слова, сэр, -  сказала  Алиса.  -  Объясните

мне, пожалуйста, что значит стихотворение под названием "Бармаглот".

   - Прочитай-ка его, - ответил Шалтай. - Я могу тебе объяснить все стихи,

какие только были придуманы, и кое-что из тех, которых еще не было!

   Это обнадежило Алису, и она начала:

   Варкалось. Хливкие шорьки

   Пырялись по наве.

   И хрюкотали зелюки

   Как мюмзики в мове.

   - Что же, хватит для начала! - остановил ее  Шалтай.  -  Здесь  трудных

слов достаточно! Значит, так: "_варкалось_" - это четыре  часа  пополудни,

когда пора уже варить обед.

   - Понятно, - сказала Алиса, - а "_хливкие_"?

   - "_Хливкие_" - это хлипкие и ловкие. "Хлипкие" значит  то  же,  что  и

"хилые".  Понимаешь,  это  слово  как  бумажник.  Раскроешь,  а  там   два

отделения! Так и тут - это слово раскладывается на два! (*50)

   - Да, теперь мне ясно, - заметила задумчиво Алиса. - А  "_шорьки_"  кто

такие?

   - Это помесь хорька, ящерицы и штопора!

   - Забавный, должно быть, у них вид!

   - Да, с ними не соскучишься! - согласился Шалтай. - А гнезда они вьют в

тени солнечных часов. А едят они сыр.

   - А что такое "_пырялись_"?

   - Прыгали, ныряли, вертелись!

   - А "_нава_", - сказала Алиса, удивляясь собственной сообразительности,

- это трава под солнечными часами, верно?

   - Ну да,  конечно!  Она  называется  "нава",  потому  что  простирается

немножко направо... немножко налево...

   - И немножко назад! - радостно закончила Алиса (*51).

   - Совершенно верно! Ну, а "_хрюкотали_" это хрюкали и хохотали...  или,

может, летали, не знаю. А "_зелюки_" это зеленые индюки! Вот тебе еще один

бумажник!

   - А "_мюмзики_" - это тоже такие зверьки? - спросила Алиса. - Боюсь,  я

вас очень затрудняю.

   - Нет, это птицы! Бедные! Перья  у  них  растрепаны  и  торчат  во  все

стороны, будто веник... Ну а насчет "_мовы_" я и сам сомневаюсь. По-моему,

это значит "далеко от дома". Смысл тот, что они  потерялись.  Надеюсь,  ты

теперь _довольна_?

  1. Слово учителя английского языка.

Думаю, что размышления героев не показались вам  странными- ведь каждый ребёнок прохолит период словотворчества: вы, наверняка придумывали слова

Спун-соня, огонята- искры, намакаронился-наелся макарон…

Дети используют существующие в языке единицы в их точном значении, но образуют слова, которых в языке нет. С одной стороны, слова явно «сделаны» из неких «кирпичиков» смысла, с другой- просто складывать из них нельзя!

  1. Слово учителя русского языка.

Детские открытия- дело серьёзное. Открытия учёных-лингвистов отличаются от них в одном отношении- ту работу, которую дети осуществляют неосознанно, ученые ведут целенаправленно, на основе строгих методов. Поэтому, сравнивая и анализируя слова, лингвисты сделали следующие выводы:

  1. слова делятся на фрагменты
  2. эти фрагменты общие для ряда слов и привносят в них какое-то значение-всякий раз одно и то же
  3. фрагменты эти не могут быть разбиты на более мелкие значимые части

Эти фрагменты-«кирпичики» смысла- в лингвистике называют морфемами. Наука, которая изучает, на какие морфемы делится слово, называется морфемика, а наука, отвечающая на вопрос, как из морфем образуются слова,- словообразование.

Состав слова
Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения и не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу.
Основа - это часть слова, которая выражает его лексическое значение. Основа выделяется путем вычета окончания.
Окончание, или флексия, - это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Например: в различных формах слова выход (выхода, выходу, выходом, выходе и т.д.) выделяется основа выход и окончание -а, -у, -ом, -е и т.д. В именительном падеже единственного числа это слово имеет нулевое окончание.
Основа слова распадается на отдельные значимые части: приставку, корень, суффикс.
Корень слова - общая часть родственных слов - выделяется при сопоставлении слов одного гнезда, т.е. однокоренных слов. Например: в словах ходить, выходить, приходить, заходить, приход, выход, выходной, приходный, ходовой и др. выделяется корень ход-. Корень может присоединять к себе различные аффиксы. Аффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.
Аффиксы подразделяются на приставки, или префиксы, - части слова, стоящие перед корнем, суффиксы - части слова, стоящие между корнем и окончанием, и окончания. Например, в слове подберезовик выделяется корень берез- (ср. береза, березовый), приставка под- (ср. под-стаканник, под-оконник); суффиксы -ов- и -ик (ср. берез-ов-ый, березов-ик), а также нулевое окончание (ср. подберезовик, подберезовик-а, подберезо-вик-у и т.д.).
Каждая значимая часть слова - приставка, корень, суффикс, окончание - называется морфемой. Например, слово погрузка имеет четыре морфемы: по-груз-к-а.
В качестве наименований одной из значимых частей слова иногда употребляется термин постфикс (в применении к аффиксу -ся, -сь: трудиться, умоюсь). Эта морфема удерживает особое название потому, что часто помешается после других частей слова, в том числе и окончания: сержу-сь, сердишь-ся, сердит-ся.
В большинстве сложных слов выделяется еще одна часть слова - соединительная гласная (интерфикс): корабл-е-стро-ение, пар-о-воз.
Выделение морфем в составе слова и определение их значения производится на основе сопоставления с другими словами и с другими формами данного слова.
В составе слова выделяются также аффиксоиды - корневые морфемы, выступающие в функции аффикса. Сюда относятся префиксоиды: полу- (полуботинки, полуоткрытый, полулежать), еже- (ежедневный, ежемесячник) и суффиксоиды: -вар (мыловар), -вед (краевед), -вод (пчеловод), -воз (лесовоз), -дел (маслодел), -кол (ледокол), -коп (землекоп), -лов (птицелов), -мер (водомер), -мет (миномет), -провод (газопровод), -рез (хлеборез), -ход (теплоход), -носец (орденоносец), -образный (шарообразный), -творный (снотворный).

Если попытаться вычислить в словах морфемы, обращая внимание только на форму, можно, подобно Вини- Пуху, погрузиться в такие раздумья:

  Опять ничего не могу я понять.

  Опилки мои — в беспорядке.

  Везде и повсюду, опять и опять

  Меня окружают загадки.

  Возьмем это самое слово опять.

  Зачем мы его произносим,

  Когда мы свободно могли бы сказать

  "Ошесть" и "осемь" и "овосемь"?

  Молчит этажерка, молчит и тахта —

  У них не добьешься ответа,

  Зачем это хта — обязательно та.

  А жерка, как правило, эта!

Поэтому при разборе слова особая роль- корневой морфеме- носительнице смысла.
Слова, происходящие от одного корня, составляют словообразовательное гнездо.
В словообразовании, как и в лексике, имеются многозначность, омонимия, синонимия.
Так, например, многозначна приставка при-, придающая словам следующие значения: 1) пространственной близости, смежности (приморский, пришкольный), 2) приближения, присоединения (пригибать, приделать), 3) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок (приоткрыть, приостановиться), 4) доведения действия до конца (приготовить, приискать), 5) совершения действия в чьих-либо интересах (приберечь, приманить), 6) действия, сопутствующего другому действию (пританцовывать).
Примером словообразовательной омонимии может служить суффикс -ец, который выделяется в существительных, обозначающих лиц мужского пола по: 1) местности (горец, кавказец), 2) национальности (испанец, немец), 3) роду занятий (гребец, торговец), 4) социальной принадлежности, убеждениям (разночинец, сопротивленец, вольнодумец), 5) характерным свойствам (мудрец, хитрец, корыстолюбец), 6) принадлежности к учебному заведению (суворовец, нахимовец), 7) приверженности учению, политическим взглядам (мичуринец, якобинец) и др.
Примером словообразовательной синонимии могут служить параллельные названия жителей городов, областей типа ростовец - рос-товчанин, хабаровец - хабаровчанин, крымчак - крымчанин, смоленец - смолянин - смоленчанин - смоленянин.

  1. Практическое задание: попробуем закрепить полученные знания
  1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
    1) выпрыгивая
    2) высотный
    3) возросший
    4) постарев
  2. Задания на мультимедиа.

6. Слово учителя английского языка.

 Теперь, имея системные знания по строению слова, сравним русское и английское словообразование.

Обратим внимание на слайды.

7. Мини- лекция учителя английского языка.

Очень часто в английском языке слова, относящиеся к одной части речи, образуют слова, относящиеся к другой части речи. Чаще его это происходит путем присоединения суффиксов: to work работать - a worker рабочий.

Возможен и другой способ, получивший название конверсия, - переход слова из одной части речи в другую без изменения формы: to work работать - a work работа. Конверсия очень характерна для английского языка: ей способствуют отсутствие развитой системы окончаний и большое количество односложных слов. Наиболее часто конверсии подвергаются глаголы и существительные: a hand рука - to hand вручить. Как правило, слова, имеющие одинаковое написание, и произносятся одинаково, но есть и исключения: в основном, различия заключаются в произношении звуков [s] и [z] или в переносе ударения: close [-s] близкий - to close [-z] закрывать, conduct [‘kOndAkt] поведение - to conduct [kOn’dAkt] вести. Обычно в существительных ударение падает на 1-й слог, у глаголов - на последний. Иногда с переносом ударения не только меняется часть речи, но и теряется видимая связь значений: to refuse [rI’fjHz] отказываться - refuse [‘refjHs] мусор. Конверсия затрагивает и оппозицию «существительное - прилагательное»: прилагательные часто субстантивируются, т. е. становятся существительными: brave смелый - the brave смельчак.  То же можно наблюдать и в русском языке: больной (прил.) человек - больной (сущ.) выписан из больницы.

Словосложение — это способ словообразования путем соединения двух (или более) слов в одно, которое пишется слитно, или через дефис, а иногда раздельно: to pin-point  уточнить, trailer-on-flat трейлер на платформе.

Сокращение — еще один способ образования новых слов: laser = light amplification by stimulated emission of radiation лазер (усиление света индуцированным испусканием излучения).

Путем использования префиксов: to do делать - to redo переделать.

НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

СУФФИКС

ЗНАЧЕНИЕ

ПРИМЕР

(сущ. +) -ize

делать(ся) таким, как на то указывает основа

summarize суммировать

(прил. +) -en

harden делать(ся) твердым

(сущ. +) -ify, -fy

превращать в, делать то, на что указывает основа

gasify превращать(ся) в газ;

electrify электризовать

(сущ. +) -ate

подвергать воздействию, превращать в то, на что указывает основа

vaccinate делать прививку;

granulate гранулировать

-er

whisper шептать

-ish

establish устанавливать

НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

СУФФИКС

ЗНАЧЕНИЕ

ПРИМЕР

(гл. +) -er, -or

обозначение деятеля

worker рабочий

(гл. +) -ing

действие в процессе

boiling кипячение

(прил. +) -ness

свойство, качество

whiteness белизна

(прил. +) -ty, -ity

состояние, условие, качество

activity деятельность

(гл. +) -age

акт или факт действия

breakage поломка

(сущ. +) -age

содержание чего-либо

(единиц измерения)

percentage процентное содержание

(гл. +) -ment

отвлеченные понятия (абстрактные существительные)

treatment лечение

(гл. +) -ance,

-ence

resistance сопротивление

(гл. +) -ancy,

-ency

expectancy надежда

(прил. +/сущ. +) -dom

freedom свобода

(гл. +)

-ion, -tion,

-sion,-ssion

revision повторение

-ure

pressure давление

-hood

childhood детство

-ship

friendship дружба

-th

length длина

-an, -ian

1) национальность;

2) профессия

American американец,

librarian библиотекарь

-ism

какое-либо течение

(например, политическое)

communism коммунизм

-ist

1) принадлежность к

какому-либо течению;

2) профессия

communist коммунист;

artist художник

НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ

НАРЕЧИЙ И ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

СУФФИКСЫ НАРЕЧИЙ

СУФФИКСЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

СУФФИКС

ЗНАЧЕНИЕ

ПРИМЕР

СУФФИКС

ЗНАЧЕНИЕ

ПРИМЕР

(прил. +)

-ly

таким образом, способом

entirely всецело

-teen

количественное числительное от 13 до 19

fifteen пятнадцать

-ward(s)

направление движения

backwards назад

-ty

десятки

seventy семьдесят

-wise

в таком направлении, таким способом

clockwise по часовой стрелке

-th

порядковое числительное

fourth

четвертый

НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

СУФФИКС

ЗНАЧЕНИЕ

ПРИМЕР

(сущ. +) -al

наличие признака, свойств и качеств, выраженных основой

central центральный

(сущ. +) -ic

patriotic патриотический

(сущ. +) -ical

geological геологический

(сущ. +) -ous

famous известный

(сущ. +) -ful

useful полезный

(гл. +)

-able, -ible

expressible выразительный

(гл. +)

-ant, -ent

dependent зависимый

(гл. +) -ive

active активный

(сущ. +) -ly

friendly дружелюбный

(сущ. +) -y

grainy зернистый

(гл. +) -ite

favourite любимый

-ary

pecuniary денежный

-ate

fortunate удачный

-ed

cold-blooded хладнокровный

-less

отсутствие качества,

признака

useless бесполезный

-ish

1) наличие признака в

слабой степени;

2) принадлежность к

национальности

reddish красноватый;

Polish польский

-ese

принадлежность к

национальности

Japanese японский

-ian, -an

Egyptian египетский

-like

сходство

birdlike птицеподобный

-ern

принадлежность к одной из сторон света

northern северный

НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ПРЕФИКСЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕФИКСЫ

ДРУГИЕ ПРЕФИКСЫ

ПРЕФИКС

ПРИМЕР

ПРЕФИКС

ЗНАЧЕНИЕ

ПРИМЕР

un-

unable

неспособный

re- (+ гл.)

вновь сделать то, на что указывает основа

remake

переделывать

in-

inactive

бездеятельный

im-

impossible

невозможный

en-, em-

(+ гл.)

придавать

качество

embody

воплощать

il-

illegal

незаконный

ir-

irregular

неправильный

over- (+ гл.)

избыточная степень качества или выполнения действия

overproduce

перепроизводить

mis-

misunderstand

неправильно

понять

dis-

disapproval

неодобрение

under- (+ гл.)

недостаточная степень качества или выполнения действия

underestimate

недооценивать

8. Домашнее задание-

1) Найдите художественные тексты на русском и английском языках, в которых писатели используют выразительную роль морфем.

Пример: Повысыпали школьники. Сначала
Старательные двигались. Солидно.
Потом заторопились лежебоки,
И, всех сшибая, побежали сони...
Я шла по Еревану.
Замелькало,
Задвигалось все сразу, загалдело.- повторение глаголов с приставкой ЗА, обозначающей начало действия придаёт всему тексту динамичность, действенность.

A CROSS-ROAD EPITAPH

   Am Kruzweg wird begraben

     Wer selber brachte divh um. 

WHEN first the world grew dark to me

I call'd on God, yet came not he.

Whereon, as wearier waxed my lot,

On Love I call'd, but Love came not.

When a worse evil did befall,

Death, on thee only did I call.

2). Вы делите аффиксы в словах и укажите часть речи- индивидуальные тексты.

Пример:

At the Cinema

I like to go to the cinema. When I have free time, I always go to see a new film. When I want to go to the cinema I usually look in the programme what films are on. Then I phone my friend and we discuss what films to see. We prefer feature films, but also enjoy cartoons and popular science films. To see a good love story, musical or detective film is a very pleasant way of spending free time. There are many talented actors and actresses in this country. My favourite actor is Oleg Yankovskyi. My favourite actress is Natalia Gundareva.They played the leading parts in many films and I have always enjoyed their superb acting. The last film I saw was the screen version of the novel “Gone with the Wind” by Margaret Mitchell. It’s an old film but it still enjoys great popularity. There are many famous American actors in it with Vivien Leigh and Clark Gable starring. I was deeply impressed by their acting and the film itself. It hasn’t lost its visual splendour with the passage of time.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словообразование в русском и английском языке Урок учителя английского языка Колосковой А.Ю. и учителя русского языка Гордеевой Э.В.

Слайд 3

Укажите пример без ошибки в образовании формы слова 1) более нужнее 1) по приезде домой 2) по окончании школы 2) ляжьте на коврик 3) проповедовает мир 3) бежите быстрее 4) нет время 4) ихний дом Ответ: 2 Ответ: 1

Слайд 4

Укажите пример без ошибки в образовании формы слова в обоих чемоданах 1) более семисот книг 2) в обоих сумках 2) более семиста книг 3) одеть пальто 3) о семиста книгах 4) больные дёсна 4) о семисот книгах Ответ: 1 Ответ: 1

Слайд 5

Укажите пример без ошибки в образовании формы слова пара туфелей 1) пятьюдесятью листами 2) несколько полотенцев 2) без комментарий 3) их дети 3) около пятиста страниц 4) самый наилучший балл 4) с пятистами рублями Ответ: 3 Ответ: 1

Слайд 10

Наиболее употребительные приставки (префиксы) и их значения: 1. Префикс со значением “снова”, “заново”, “вновь”, “пере”: re- to construct ( строить) - to reconstruct (перестроить), to read (читать) - to reread (перечитать), to write (писать) - to rewrite (переписать) 2. Префиксы, которые придают слову противоположное значе­ние или обозначают противоположное действие : un- dis- de- anti- counter- contra- to dress (одеваться) - to undress (раздеваться), to tie (связывать) - to untie (развязывать) to appear (появляться) - to disappear (исчезать) formation (формирование) - deformation (деформация) fascist (фашист) - anti-fascist (антифашист) attack (атака) - counterattack (контратака) to contradict (противоречить, возражать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....