Употребление наречий.
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Урок ставит своей целью показать роль наречий в тексте и учит составлять высказывание на лингвистическую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Употребление наречий59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Употребление наречий

Целеполагание:

Для учащихся:

Для учителя:

Знать: С какой целью используются наречия в тексте.

Уметь: Употреблять наречия в тексте.

Составлять высказывание на лингвистическую тему.

  1. Показать роль наречий как средства связи предложений в тексте, как средства характеристики человека, процесса его действий, душевного состояния и состояния окружающей среды.
  2. Научить составлять высказывание на лингвистическую тему.
  3. Развивать умение воспринимать и понимать художественный текст путем выделения ключевых слов, прогнозирования, эмоционального отклика на прочитанное.

Структура урока

  1. Целеполагание.

Сегодня у нас второй урок по теме «Употребление наречий». Мы должны будем узнать, с какой целью используются наречия в тексте; научиться употреблять их и составлять высказывание на лингвистическую тему.

  1. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

  1. Какими пунктуационными правилами пользовались вы при выполнении домашнего задания?
  2. Прочитайте только деепричастные обороты.
  3. Назовите словосочетания, в состав которых входят выделенные наречия.
  4. Для чего используются эти наречия? (Как средство более точного выражения мысли автора).
  5. Как это доказать? (Опустить наречия, и станет ясно, что точность авторской мысли будет нарушена).
  1. Но этим роль наречий не ограничивается.

Посмотрим, с какой еще целью они употребляются в тексте.

  1.  Поэтапное изучение нового материала.
  1. Работа с текстом, записанным на доске.

Женя нерешительно заглянула в соседнюю. Комнату. …десь стоял письме…ый стол, на нем чернильный прибор, пепельница, (не)большое зеркало. Справа, возле кожа…ых краг*, лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупле…ых и исцарапанных ножках стояла кривая турецкая сабля.

Словарная работа:

краги*- кожаные раструбы перчаток.

Задание:

  1. Списать текст, вставив пропущенные буквы. Объяснить их правописание.
  2. Найти наречия, подчеркнуть их как члены предложения.
  3. Выписать из текста словосочетания с наречиями, обозначающими место.

где?                                            где?                                                             где?

               х                                                   х                                                                 х

здесь стоял                               справа лежал                                            тут же стоял

  1. Определите их роль (по рядам).

Здесь (где?) в комнате       справа (где?) на столе           тут же (где?) справа

  1. Чего помогают избежать эти наречия? (речевого повтора).
  2. И для чего они служат? (для связи предложений в тексте).
  1. Вывод: Помогая избежать повторов, наречия служат средством связи предложений в тексте.

  1. Какого стиля текст? Докажите это?
  2. К какому типу речи он относится? (описание).

- В тексте осталось еще одно наречие (нерешительно)

  1. Почему мы его не выписали?
  2. Выпишите словосочетание с этим наречием.

        х    как?          

заглянула  нерешительно

  1. Что обозначает это наречие? (процесс действия).
  2. Найдите подобное явление в следующем тексте (Текст № 1).
  3. На слух выделите словосочетания с наречиями и запишите их.

   х    

сидела долго

                           х

машинально подняла

                     х

нечаянно задела

                   х

грубо оборвала

  1. Проверьте себя по тексту № 1 вашей карточки.
  2. Что вы можете сказать о типе текста? Почему? (повествование, т.к. рисуются последовательные действия).
  3. Какую роль играют наречия в этом тексте?
  1. Вывод: Наречия используются для описания процесса действия.

- А если наречия рисуют действия человека, то они могут рассказать и о его поведении.

  1. О каких качествах личности Тимура сказал нам автор в тексте № 2? (честность, бескорыстие, почтительность).
  2. Как вы об этом догадались? Выпишите одно из словосочетаний.
  3. Какие чувства вызывает у вас герой, наделенный такими качествами?
  4. Итак, зачем употреблены наречия в тексте № 2?
  1. Вывод: Наречия употреблены для характеристики человека.

- Однако у каждого человека, помимо внешних, поведенческих реакций, которые всем видны, есть внутренние, скрытые. Посмотрим, как на эту внутреннюю жизнь откликаются наречия.

  1. Прочитайте текст № 3. Назовите мне наречия, которые являются частью сказуемого (обидно, плохо, страшно).
  2. Что они обозначают?
  1. Вывод: Наречия обозначают внутреннее состояние человека.

  1. Прочитайте текст еще раз. Можете ли вы предположить, почему главной героине стало страшно? О чем будет следующее предложении?
  2. Скажите, а что в нашей жизни может влиять на душевное состояние человека, на настроение?
  3. Какое чувство вызывает у вас текст № 4 (настороженность).
  4. Какие наречия этому способствуют? (темно, глухо, тихо)
  5. Что же они нам рисуют?
  1. Вывод: Наречия рисуют нам состояние природы.

  1. Еще раз посмотрите на предложения текста № 3: Ей стало страшно

И текста № 4: Уже стало темно.

Что они собой представляют с точки зрения строения? (односоставные, безличные).

IV. Закрепление. Составление высказывания на лингвистическую тему: «Какова роль наречий в тексте».

  1. Каков стиль этого текста? Докажите.

V. Творческая работа в парах.

  1. Восстановите текст, подобрав подходящие по смыслу наречия.

Затем внутри часовни раздался смех. И от этого смеха Фигуре стало      1  .

 

             2  наружная  дверь распахнулась. Перед Фигурой стояли Тимур, Симаков и Ладыгин.

- Открой второй засов! – не двигаясь, приказал Тимур. – Открой сам или будет        3  !

        4  Фигура отодвинул засов. Из часовни вышли Коля и Гейка.

- Лезь на их место! - приказал Тимур. – Лезь, гадина,                  5  ! -

 сжимая кулаки, крикнул он. – Мне с тобой разговаривать       6    !

Фигура         7     повиновался. Обе двери             8       захлопнулись за ним.

Слова для справок: нехотя, хуже, быстро, наконец, плохо, сразу же, некогда, молча.

  1. Сделайте вывод о роли наречий в этом тексте.
  1. для связи предложений: затем;
  2. для описания процесса действий: быстро, нехотя;
  3. для характеристики состояния человека: плохо, хуже)
  1. Каков стиль текста?
  2. Как это доказывают употребленные нами наречия?

VI. Итоги работы. Оценки с комментарием.

VII. Домашнее задание.

Вариант 1: а) составить рассказ «Взаперти» (о том, как Фигуре сиделось под замком);

              б) наречия подчеркнуть, определить их роль.

Вариант 2: выписать словосочетания с наречиями, определить их роль, с двумя – тремя наречиями составить свои предложения.

                                                     Карточка с текстами

1.Женя села на диван и покачала головой. Так сидела она долго, потом поднялась и нечаянно     задела аккордеон. Машинально подняла его и стала перебирать клавиши.

Зазвучала грустная мелодия. Женя грубо оборвала игру.

2.Женя показала на дверь, и Оля увидела Тимура.

У него было усталое лицо человека, который честно и бескорыстно выполнил свой долг.

Здороваясь со всеми, он почтительно наклонил голову.

3.Жене было очень обидно.

Впервые они с Ольгой поссорились. И от этого сейчас было плохо, даже спать не хочется.

Женя подошла к шкафу, включила свет и увидела на подоконнике две телеграммы.

Ей стало страшно.

 4.Прошел час, другой…

Уж стало темно. Через открытое окно доносились далекие гудки, лай собак и удары волейбольного мяча. Где-то играли на гитаре.

И только здесь, около серой дачи, было глухо и тихо.