Употребление наречий.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Ершова Светлана Александровна

Данный материал включает в себя урок с целью обобщения знаний по теме "Наречие" и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya1.pptx89.02 КБ
Файл upotreblenie_narechiy.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление наречий (проверка самостоятельной работы)

Слайд 2

Карточка1. «…Лебеди тяжело оторвались ото льда, замахали крыльями, словно это был нарочито замедленный мультик, и, не пролетев двадцати метров, медленно опустились на воду» .

Слайд 3

Карточка 2. Королева: Прощайте, наш урок закончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня много дел. Профессор: Как скажете, Ваше Величество (грустно собирает книги). Королева: (рассеянно следит за ним) Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы Вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась отвечать? Профессор: (робко) Поставил бы в угол.

Слайд 4

Карточка 3. « - Чья это собака, спрашиваю? - Это, кажись, генерала Жигалова! - Нет, это не генеральская, - глубокомысленно замечает городовой. ………………………………………. - А может, и генеральская, - думает вслух городовой .

Слайд 5

Карточка 4. «… Ассоль села, начав шить. Между тем как её голова мурлыкала песенку жизни, маленькие ручки работали прилежно и ловко; откусывая нитку, она смотрела далеко перед собой, но это не помешало ей ровно подвёртывать рубец»

Слайд 6

Карточка 5. «...Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол. Справа лежал старый ободранный револьвер. Тут же, в облупленных ножнах, стояла кривая турецкая сабля».

Слайд 7

Н аречия передают состояние природы, описывают действия человека, служат для связи предложений в тексте, используются в ремарках.



Предварительный просмотр:

                                     Употребление наречий.

                                                                                            Урок в 7 классе

                                                                                           учителя Ершовой С.А.

Цель урока: обобщение знаний по теме «Наречие».

Задачи:                                                                                                                       повторение        грамматических        признаков        наречия;                                                                              определение роли наречий как средства более точного и образного выражения мысли, как средства связи предложений в тексте;                        формирование умения использовать        наречия        в        речи;                                        обогащение речи учащихся, активизация лексики по теме «Человек. Общество»;                                                                                                           воспитание умения чувствовать, понимать и любить окружающий мир.

                                       Ход урока.

1.Организационный момент.                                                                             2.Сообщение темы и цели урока.                                                                                Учитель: сегодня мы повторим изученное о наречии, будем совершенствовать умение находить эту часть речи в тексте,                                           на примере художественных произведений сделаем вывод о том, какова роль наречий в речи.                                                                                                                                          3.Беседа по тексту эпиграфа урока.                                                                                                                                    При мысли великой, что я человек,                                                                                   Всегда возвышаюсь душою.

                                     В.А.Жуковский                                                                       Вопросы:                                                                                                                                             - В чём заключается смысл данного высказывания?                                                                             - Что значит для вас быть человеком?                                                                                          4. Обобщение изученного материала.                                                                                Задание 1: переписать, преобразуя высказывание в предложение с прямой речью, найти наречие, подчеркнуть его, как член предложения, определить

                                                         1

смысловую группу (один ученик работает у доски).                                                 Проверка.                                                                                                              Вопросы:                                                                                                                         - Как вы определили, что в предложении есть наречие?                                                                                - Какие ещё смысловые группы вы знаете?                                                                                        Задание 2: переписать текст, записанный на доске, раскрывая скобки, найти наречия и определить смысловые группы (у доски ученик выписывает словосочетания с наречиями).

(Не) заслуга быть белым,                                                                                                  (Не) достоинство – русым,                                                                                               Очень трудно быть смелым,                                                                                                       Очень просто быть трусом.                                                                                                 Очень трудно жить крупно,                                                                                                       Проще – жить осторожно.                                                                                                                              Добрым – сложно и трудно.                                                                                                          А (не) добрым – несложно.

                       П.Панченко                                                                                       Проверка.                                                                                                                 Вопросы:                                                                                                                                           - Определите основную мысль текста.                                                                                                                               - Какая из степеней сравнения здесь используется?                                                                      - Для чего использованы в тексте наречия?    

Обращение к помощи интернета (таблица).

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/588e0969-2f1c-4a29-9a8b-c2a73bbbcb4e/%5BIS-TA_05-11_07%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf

                                                        2

                                                                                                                          5.Проверка домашнего задания.                                                                                  Учащиеся читают мини-сочинения «Битва Остапа» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» с использованием наречий.                                                           Вопросы:                                                                                                                                             - С какой целью вы использовали наречия?                                                                                         - Можно ли назвать Остапа настоящим человеком? Почему?

6.Этимологическая        страничка.                                                                                     Это        индивидуальное        задание        подготовлено        заранее.                                                                 - Остап показал себя настоящим человеком. Раньше, много лет назад, сказали бы, что он вёл себя торжественно. Наречие происходит от слова «торг». Некогда оно значило то, что совершается «на торгу», то есть при большом скоплении народа. Торжеством впоследствии стал общий праздник, радость по        поводу        успеха.                                                                                                            7.Самостоятельная работа в группах (раздаются карточки).                                                                                                         Задание: познакомиться с текстами, выписать словосочетания с наречиями, определить        роль        наречий.                                                                                                                 8.Проверка        задания (        с        применением        презентации).                                                                                                         Тексты читают заранее подготовленные учащиеся.                                                                          Карточка1.                                                                                                               «…Лебеди тяжело оторвались ото льда, замахали крыльями, словно это был нарочито замедленный мультик, и, не пролетев двадцати метров, медленно опустились        на        воду».                                                                                                       Карточка 2.

Королева: Прощайте, наш урок закончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня много дел.                                                                                                                          Профессор: Как скажете, Ваше Величество (грустно собирает книги).                                 Королева: (рассеянно следит за ним) Все меня слушаются, даже мой учитель.

                                                       3

Скажите, а что бы Вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась отвечать?                                                                                                                                            Профессор: (робко) Поставил бы в угол.                                                                                          Карточка 3.                                                                                                                                                                « - Чья это собака, спрашиваю?                                                                                                    - Это, кажись, генерала Жигалова!                                                                                                          - Нет, это не генеральская, - глубокомысленно замечает городовой.  

   …………………………………………………………………………………….

- А может, и генеральская, - думает вслух городовой.                                                                                                                                  Карточка        4.                                                                                                                          «…Ассоль села, начав шить. Между тем как её голова мурлыкала песенку жизни, маленькие ручки работали прилежно и ловко; откусывая нитку, она смотрела далеко перед собой, но это не помешало ей ровно подвёртывать рубец»                                                                                                                          Карточка        5.                                                                                                                                       «...Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол. Справа лежал старый ободранный револьвер. Тут же, в облупленных ножнах, стояла кривая турецкая сабля».

Дети делают выводы о том, что наречия передают состояние природы, описывают действия человека, служат для пояснения того, как герои в диалогах произносят свои слова, а также для связи предложений в тексте.

9. Подведение итогов урока.                                                                                                       10. Комментирование оценок.                                                                                                     11. Домашнее задание: составить словарный диктант с использованием наречий.

                                                           4

                               Использованная литература:

1.Методическое пособие по русскому языку «Уроки русского языка с применением информационных технологий». - М.: Глобус, 2008.

2.Тексты художественных произведений.

                                                        5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морское путешествие. Употребление наречий в текстах разных стилей

Урок, позволяющий повторить и обобщить знания и умения после изучения темы "Наречие" (7класс)....

Употребление наречий.

Урок ставит своей целью показать роль наречий в тексте и учит составлять высказывание на лингвистическую тему....

Разработка урока русского языка по теме "Употребление наречий в тексте".

Для изучения материала использовались технические средства при просмотре эпизода художественного фильма о народном гулянии на Масленицу, ученическая презентация, картина Б.Кустодиева "Широкая Маслениц...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Употребление наречий"

Это урок обобщения изученного о наречии, в котором представлены задания по подготовке к ГИА....

"Употребление наречий в речи".

Подробный конспект урока русского языка по теме"Употребление наречий в речи".Самоанализ урока....