Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бушуева Лариса Михайловна

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konsp._po_rus.yaz_.5kl..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока русского языка в 5 классе.

Имя прилагательное.Повторение.

Цель: привить учащимся интерес к изучению русского языка;сформировать у них желание

          самостоятельно заниматься языком;развивать орфографическую зоркость,образную речь,

          воспитывать культуру речи.

Задачи:                                                                                                                              

        повторить известные сведения об им.прилагательном.Общее грамматическое значение,

         знать и определять морфологические признаки прилагательного и его синтаксическую роль.

         Правописание окончаний  им.прилагательных,краткой формы им.прилагательных с осно-

         вой на шипящую.

                Роль прилагательных в тексте.Закрепить умение употреблять им.прил.в тексте.

       

         

Ход урока:

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я  украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать,беречь!

1.Вступительное слово:-

 Сегодня на уроке мы будем повторять  полюбившуюся вам часть речи – им.прилага-

тельное.Уже в самом названии этой части речи содержится намек на то,что это слово

должно к чему-то « прилагаться»,присоединяться.Давайте вспомним ,к какой части речи

относится им.прилагательное?

А   если мы посмотрим вокруг,то увидим,что нас окружает мир предметов  и каждому слову,называющему предмет,можно присоединить одно,два,пять и более прилагат.Нас всюду сопровождают вопросы,ведь нам хочется побольше узнать о предметах.Что же это за вопросы?(какой?какая?какие?)Отвечая на эти вопросы мы наз.имена прилагательные.Дать определение им.прилаг.

2.Работа с текстом.

               На доске текст.Читаем его:

                                А кругом р_са ж_емчужная            

                                Отл_вала блестки алые(,)                                                          

                                И над оз_ром серебряным              

                                К_мыши,склонясь,ш_пталися.

                                                                          С.Есенин.

    а).Художественные средства.(Эпитет-это художественное отпределение предмета или

явления,помогающее живо представить себе предмет,почувствовать отношение автора к нему):

роса жемчужная,блестки алые,озеро серебряное.

     б).Придумать синонимы к слову алый.Вспомните,что наз.синонимами?

(Слова  одной и той же части речи,обозначающие одно и то же,но отличающиеся оттенками

лексического значения и употреблением в речи).Алый,красный,багряный,багровый,пунцовый,

кумачовый.

     в).Из истории слов. В древнерусском языке слово красный означало только красивый:красный молодец,красна

девица,красно солнышко.Вспомним пословицу: «Весна красна цветами,а осень-плодами».

Красную краску называли словом БАГР.Багровым называют густой красный цвет,а багряным-

Яркий,чистый красный цвет.Вспомните у А.Пушкина : «В багрец и золото одетые леса».А вот у

Бунина: «Лес,точно терем расписной,лиловый,золотой,багряный.»

     г).Вспомним орфограмму «Правописание безуд.гл.в корне слова».Вставим пропущенные буквы,объясним их написание.

     д).Синтаксическая минутка.Расставить знаки препинания и  назвать  какое это предложение по наличию грамм.основ.?Составить схему.Какими членами предложения явл.здесь прилагательные?Каким еще бывают?Привести пример.

3.Словарная диктовка с коментированием(Правописание гласных в падежных окончаниях прилагат.). Определить число,род и падеж прилаг.,объяснить гласные в падежных окончаниях прилаг. : на синем вечернем небе(ед.ч.,ср.р.,П.п.),под прохладным дождем(ед.ч.,м.р.,

Тв.п. ),на дальнюю планету(ед.ч.,ж.р.,В.п.),в теплую погоду(ед.ч.,ж.р.,Вин.п.),в глубоком  омуте(ед.ч.муж.р.,П.п.) Повторяя написание окончаний,мы должны вспомнить еще одну орф.? «Правописание окончаний им.прил.после шипящих и Ц» (после шипящих и ц под ударением пишется О.без ударения Е),продолжаем диктовку:на чужой стороне,из большой тучи,в колючем кустарнике,хорошему человеку,большого снега.

4.Самостоятельная работа.  Как мы видим,писатели и поэты часто используют в своих произведениях им.прилагательные.

С их помощью авторы более точно,более красочно,более ярко описывают предметы и явления.

А теперь подумаем,по каким признакам можно давать характеристику предметам?

(по величине,цвету,форме,весу,месту,материалу,времени,вкусу,цене,возрасту,внешнему виду,внутренним качествам…)

Описать игрушку.

             5.Прилагательные-паронимы. Игра«Паутина слов».Задание-различить данные прилагательные.Для каждого прилагательного найти подходящее по смыслу сущ.Пронумеруй сущ.так,чтобы номера совпали с нужным прилагательным и соедини их,к концу работы получится паутина.

                                Праздный                    подарок

                                Праздничный              стакан

                                Понятный                    мальчик

                                Понятливый                завод

                                Стекольный                 костюм

                                Стеклянный                 щенок

                                Памятный                    вопрос

                                Памятливый                зевак

               6.Тренировочные упражнения.

             Маленькое дело лучше большого безделья.

                                      Что это за предложение?(пословица)

                                       Как вы понимаете смысл пословицы?

                                       Морфологический разбор прил.маленькое

  1. Маленькое-прилаг.Дело(какое?)маленькое
  2. Н.Ф.-маленький, в ед.ч.,ср.р.,им.п.
  3. Дело(какое?)маленькое –опред.

7.Объяснительный диктант.Запишем предложение,определим грамматическую основу.

                               Старый дуб могуч.

                                              Кто нашел в  этом предложении прилагательное?Какое оно?

                                       Рассказать о кратком прилаг.(Изменяются по числам,в ед.ч.по родам,не

                                       Почему в них на конце не стрит Ь?(у кратких прил.с основой на шипящую

                                       склоняются,в предлож.бывают сказуемым).

                                       Ь не пишется).

Вспомните о написании ь после шипящих в различных частях речи:

Плащ хорош,зимняя ночь,продвижение туч,песок сыпуч,недалеко от дач, строишь гараж,говоришь чушь,лесная глуш,цветок пахуч.

8.Творческая работа.

    Работа с рассказом И.Вострякова . Списать и вставить нужные прилагательные в текст «За грибами».

    После проверки работ у детей,учитель читает весь рассказ.

  9.ИТОГ:    1.Какую часть речи мы сегодня повторили?

                    2.С чем и как она согласуется?

                    3.Как изменяется им.прилагательное?(полное и краткое)

                    4.Как определить окончание прилагательного?

                    5.Какими членами предложения бывают прилагательные?

  10.Задание на дом:   * 89-93 упр.561,выучить словарные слова                                 

         

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...