Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Няч Ольга Рамильевна

Конспект урока составлен по учебнику 5 класса  "Русский язык" Ладыженской.

Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 5_klass._sintaksis_i_punktuaciya._nyach_o.r.zip733.19 КБ

Предварительный просмотр:

        

Урок русского языка в 5 классе

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»

учитель русского языка и литературы

2 квалификационной категории

Няч Ольга Рамильевна

Урок русского языка в 5 классе

Ольга Рамильевна Няч,

учитель русского языка и литературы

Тема: Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация"

Пояснительная записка к материалам

Предоставленная методическая разработка мультимедийного урока по русскому языку для 5 класса по теме «Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» соответствует общеобразовательной программе обучения и современным знаниям по предмету «Русский язык».

Методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику «Русский язык.: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Научный редактор акад. РАО, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2007. Авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

Организация учебного процесса, использование методов, приемов и форм работы осуществляются, исходя из типа уроков, на основе развивающего содержания учебного материала. Включение такого урока в систему психологически готовит детей к умению выполнять тестовые задания в формате ГИА, ЕГЭ, обеспечивает самостоятельность выполнения задания.

Цели урока:

  1. Выяснить, насколько учащиеся усвоили теоретический материал по теме «Синтаксис и пунктуация»;
  2. Выявить основные навыки синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложения, словосочетания; умение выделять грамматическую основу предложения, обозначать второстепенные члены предложения, находить обращения, однородные члены предложения, однородные члены предложения при обобщающем слове.
  3. Определить уровень подготовки учащихся в результате изучения синтаксиса и пунктуации.

Презентация к уроку предназначена для активизации внимания учащихся и служит своеобразным организующим фактором, планом урока, демонстрирующим определенные его этапы. Кроме заданий различного степени сложности, с целью активизации учебно-познавательной деятельности, в ход урока вводится использование элементов национально-регионального компонента, занимательного материала развивающего характера.

При планировании урока использованы:

  1. Учебник «Русский язык»: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Научный редактор акад. РАО, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2007. Авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
  2. Литературно - краеведческая хрестоматия для школ Ямало - Ненецкого автономного округа «Северные родники»/Автор – составитель Федорова Л.В.-  Сыктывкар 1995.
  3. М. С. Приходько «Хомаку» картинный словарь русско - нещанского языка. Санкт – Петербург, «Морсар АВ», - 2000.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок-игра, урок-практикум.

Технические требования к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (приложение).

Ход урока

Сообщение темы и цели урока. (Слайды № 2)

- Мы закончили изучение темы: “Синтаксис и пунктуация”. Сегодняшний урок – обобщающий. Проведем его в форме игры. Вам будет предложено несколько конкурсов: «Четвертый лишний», «Угадай по значению», где мы проверим теоретические знания по изученным орфограммам, темам; «Установите соответствия», «Найди меня», «Карта сокровищ», где можно будет увидеть ваши навыки разбора словосочетания, предложения, постановки знаков препинания; и, наконец, творческого конкурса «Хорошие речи приятно и слушать», раскрывающего ваши способности в сочинении собственных небольших текстов. Работу оценивать будут наши гости, оценки будут вноситься в таблицу (приложение 5). На каждый вид работы я приготовила отдельный листок, где вы и будете выполнять предложенные задания (приложение № 1,2,3,4,5). Итак, начнем.

Разминка. (Работа в микрогруппе по 4 учащихся)

Игра «Четвертый лишний» (Слайд №3)

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, найти отличия по разным признакам (устно).

1.Об..явление, с..емка, с..экономить, под..ём.

2.Ч…м, ч..до, ж…ри, ч..дище.

3.Печ.., луж..., реч.., мыш…

4. Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой, х..лодный.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС «Угадай по значению» (Слайды № 4)

Тестовый контроль.

1.Раздел науки о языке, где изучаются словосочетания и предложения.

А) Синтаксис; В) Пунктуация; С) Морфология

2.Знак препинания, соединяющий однородные члены предложения.

А) Точка с запятой; В) Запятая; С) Тире

3.Слово или сочетание слов, обозначающее того, к кому обращаются с речью.

А) Объявление; В) Объяснение; С) Обращение

4. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены существительным в именительном падеже.

А) Двоеточие; В) Запятая; С) Тире

5.Раздел науки о языке, где изучается постановка знаков препинания.

А) Фонетика; В) Пунктуация; С) Лексика

6. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

А) Кривая речь; В) Косвенная речь; С) Прямая речь

7. Разговор двух или нескольких лиц называется…

А) Диалог; В) Монолог; С) Беседа

Ответ: 1 А; 2 В; 3С; 4В; 5В; 6С; 7А.

0 ошибок- «5», 1 ошибка- «4» ,2 ошибки- «3», 3 и более -«2».

(приложение 1). 

ВТОРОЙ КОНКУРС «Установите соответствие» (выборочный диктант)

(Слайды № 5,6) (Приложение 2).

1) Люблю тебя         а) прил. + сущ (главное слово);

2) мой край        б) наречие (главное слово)+ сущ с пр..

3) завывание ветра        в) мест. + сущ. (главное слово);

4) бескрайняя тундра        г) сущ. с предлогом + глагол(главное слово)

5) в округе проживают        д) сущ. (главное слово)+сущ.;

Ответ:1 г; 2 в; 3 д; 4 а; 5 г.

Взаимопроверка: «5»-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд №7)

ТРЕТИЙ КОНКУРС «Найди меня» (Слайд №8,9)

Задание: Какое словосочетание является ГО (грамматической основой) в данном предложении?

Летом, коротким, теплым, светлым, круглые сутки предстает тундра в зелени- траве, в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней гонимые оводами и комарами стада дальше, на север.

И.Г.Истомин

1) Сутки предстает;

2) кочуют стада;

3) предстает в зелени;

4) предстает тундра.

Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

А) Весна(1) мчится по тундре(2) несет с собой теплое дыхание - вот(3) вот развернет(4) и раскинет зеленый платок(5) закружится в зеленых кисах на оттаявшей земле.

Л.В.Лапцуй

1) 1, 3,4,5        2)2,3,5        3)1,3,4,5                4)1,3,5

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «Хорошие речи приятно и слушать» (Работа в парах)

(Слайд №10) (Приложение 4)

Задание для сильных учащихся: составьте по фотографии небольшой текст (3-4 предложения), использую простые и сложные предложения. Произвести синтаксический разбор одного предложения. (Работа у доски).

Задание для слабых учащихся: составить простые предложения к фотографии.

   

ПЯТЫЙ КОНКУРС «Карта сокровищ» Графический диктант (Слайд №11)

Задание: в соответствии с заданными координатами проставьте точки. Каждая пунктограмма соответствует определенной цифре. (Приложение5)

  1. Наша земля богата пушным зверем, рыбой, ягодами, грибами.- ОЧП.
  2. Здравствуй, тундра бескрайняя! - Обращение.
  3. В ЯНАО входит семь районов: Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский.- Обобщение при ОЧП.
  4. Салехард- город на Полярном круге.- Тире между подлежащим и сказуемым.
  5. В нашем округе проживают коми, ненцы, селькупы, ханты- коренные жители  Ямала. – Обобщение при ОЧП.
  6.  Процветай, земля родная.- Обращение.
  7. Мой край богат газом, нефтью.- ОЧП

Если вы правильно выполнили это задание, то, соединив линии, как показано на слайде № 12, у вас получится фрагмент ненецкого орнамента «Головки». Этот орнамент используют мастерицы в качестве украшения традиционной одежды ненцев.

Женская зимняя шапка.

РЕФЛЕКСИЯ (Слайд №14)

Вот и закончился урок. Мы с вами вспомнили многое.

Осталось последнее задание: нужно докончить предложения.

На столе у каждого из вас есть карточка (приложение 7) с нарисованной мордочкой. Подрисуйте ему рот, который соответствует твоему настроению после урока. На этих же листочках поставьте себе оценку. Посмотрим, насколько совпали оценки, поставленные вами самими и нашими гостьями.

                

Ф.И.

Оценка__________                

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 6) (слайд №15)

На «5» Составьте небольшой рассказ на тему «Мой край», используя предложения, соответствующие данным ниже схемам и запишите в тетрадь.

На «4» Составьте предложения на свободную тему по данным ниже схемам и запишите в тетрадь.

На «4» В любом учебнике найдите предложения, соответствующие данным ниже схемам, и выпишите их в тетрадь.

Схемы:

  1. [ подлежащее и три однородных сказуемых].
  1. [подлежащее (сущ) – сказуемое (сущ)].
  2. [ ,о,] !
  3. [    ], и [    ].
  4. [О, О, О- О].
  5. А: «П!»

Подготовиться к контрольной работе.

Приложение 1

ПЕРВЫЙ КОНКУРС «Угадай по значению»         Ф.И______________

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

        Оценка_________----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2

ВТОРОЙ КОНКУРС «Установите соответствие»         Ф.И.____________

1.______

2.______

3.______

4.______

5.______

6.______

7.______

Оценка___________________

Взаимопроверка: «5»-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 3

ТРЕТИЙ КОНКУРС «Найди меня»         Ф.И._____________

Какое словосочетание является ГО (грамматической основой) в данном предложении?

Летом, коротким, теплым, светлым, круглые сутки предстает тундра в зелени- траве, в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней гонимые оводами и комарами стада дальше, на север.

И.Г.Истомин

1) Сутки предстает;

2) кочуют стада;

3) предстает в зелени;

4) предстает тундра.

Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

А) Весна(1) мчится по тундре(2) несет с собой теплое дыхание - вот(3) вот развернет(4) и раскинет зеленый платок(5) закружится в зеленых кисах на оттаявшей земле.

Л.В.Лапцуй

1) 1, 3,4,5        2)2,3,5        3)1,3,4,5                4)1,3,5

        Оценка___________

Проверка: «5»- все верно, «4»-1 ошибка.

Приложение 4

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «Хорошие речи приятно и слушать»

         Ф.И.________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Оценка___________

Приложение 6

Домашнее задание.

  1. уровень. Составьте небольшой рассказ на тему «Мой край», используя в тексте предложения, соответствующие данным схемам.
  2. уровень. Составьте предложения по данным ниже схемам.

уровень. Найдите в тексте, изучаемом на уроке литературы, предложения, соответствующие данным ниже схемам, и выпишите их в тетрадь. 

Схемы:

  1. [ подлежащее и три однородных сказуемых].
  1. [подлежащее (сущ) – сказуемое (сущ)].
  2. [ ,о,] !
  3. [    ], и [    ]
  4. [О, О, О- О]

_____________________________________________________________________________

                

Оценка__________                

Ф.И.____________________

Приложение 7

Приложение 5

Расставьте знаки препинания с заданными координатами, проставьте точки и соедините их.

  1. Наша земля богата пушным зверем рыбой ягодами грибами.
  2. Здравствуй зима снежная!
  3. В ЯНАО входит семь районов Красноселькупский Надымский Приуральский Пуровский Тазовский Шурышкарский Ямальский.
  4. Салехард город на Полярном круге.
  5. В нашем округе проживают коми ненцы селькупы ханты коренные жители Ямала.
  6.  Процветай земля родная.
  7. Мой край богат газом нефтью.

 
Таблица (приложение №8)

№.

Ф.И

учащегося

«Угадай слово»

«Установите соответствие»

«Найди меня»

«Хорошие речи приятно и слушать»

«Карта сокровищ»

Общий балл

1.

Иванов В.

4

5

3

4

4

4

1. «Угадай по значению»- Ответ: 1 А; 2 А; 3 В; 4 С; 5 В; 6 А; 7 В; 8 С.

0 ошибок- «5», 1-2 ошибки- «4», 3-4ошибки- «3», 5 и более - «2».

2. «Установите соответствие»- Ответ:1 г; 2 в; 3 д; 4 а; 5 г.

Взаимопроверка: «5-все верно, «4»- 1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок

3. «Найди меня»- Проверка: «5-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок.

4. «Карта сокровищ»- Проверка: «5-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок.

Отдельно оценивается лучшее мини-сочинение.

Описание методики использования ИКТ во время занятий.

Информационно - коммуникационные технологии использовались на всех этапах повторительно-обобщающего урока. Для выполнения презентации использовалась программа Microsoft Power Point. В презентации -12 слайдов.

  1. Во время проведения орфографической зарядки используется слайд №3.

Слайд №3- упражнение на знание орфограмм, морфологических признаков слов, в частности имен существительных и имен прилагательных.

  1. На этапе контроля знаний учащиеся работают индивидуально и группами. Используются слайды № 5,8, 9,10,11,12 ,13.

Слайд № 5- упражнение на определение соответствий в словосочетании.

Слайд № 8,9,11- упражнение на формирование ЗУН при постановке знаков препинания в предложениях. На выполнение теста №1(слайд №4) отводится 5минут, тестов №2 и №3(слайд №8 ,9) отводится 4минуты.

Слайд № 10- учащиеся составляют предложения по предложенной картинке.

Слайд № 12,13- дополнительная наглядность

  1. Домашнее задание: задания предложены трех уровней сложности. Каждый ученик мог самостоятельно выбрать себе уровень, Урок построен с учетом психоэмоциональными и физиологическими особенностями учащихся 5класса.

Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе "Пунктуация в предложениях с прямой речью".

На данном уроке у учащихся формируются навыки структурирования предложений с прямой речью и постановки знаков препинания в них, обогащается и активизируется словарный запас, развивается познавательная...

Урок русского языка по теме "Орфография. Пунктуация"

Данный урок поможет учителю организовать деятельность по обощению и систематизации изученного материала по теме "Орфография. Пунктуация"....

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Пунктуация в бессоюзном сложном предложении"

Презентация к обобщающему уроку  по  теме "Пунктуация в бессоюзном сложном предложении" (9 класс, УМК под ред. М.М. Разумовской)...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Принципы русской пунктуации"

Конспект урока русского языка по теме "Принципы русской пунктуации" (8 класс) с использованием текстов художественной литературы....