Рабочие программы
календарно-тематическое планирование (русский язык, 6 класс) на тему

Гуляева Ольга Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6-х классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для      5-9 классов. / Авторы :М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Составитель  Рыбченкова.-М., 2000г. для занятий по учебнику «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» / Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.Просвещение, 2007.   

Рабочая программа по литературе для обучения учащихся 6-х классов составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов (под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2007 г.) с учетом рекомендаций М/О МОУ СОШ №44,  современных требований к уровню знаний, умений и навыков по данному предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование.

Раздел. Тема.

Кол

час.

Дата

Содержание.

Контрольные

параметры.

УМК

Домашнее задание.

66

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

Язык как средство общения, знакомство с понятием «развитой язык».

Работа с

текстом.

Цитаты о

языке

Упр.3

Повторение изученного в V классе.

2

Административная контрольная работа

1

Выявление пробелов в знаниях учащихся.

Тест.

Твор.задание

3

Фонетика. Орфография.

1

Систематизация и обобщение изученного по фонетике в предшествующие годы обучения.

Объяснитель-

ный диктант.

Упр.8, сл.сл.

4

Части слова. Орфограммы в приставках.

1

Систематизация и обобщение изученного по морфемике, орфографии в предшествующие годы обучения.

Терминоло-

гический

диктант

Таблица

Упр.13, сл.сл.

5-6

Орфограммы в корнях.

2

Систематизация и обобщение изученного по орфографии в предшествующие годы обучения.

Перфокарты.

Выборочный

диктант.

Таблицы.

Схемы предложений.

Упр. 12, 15.

7

Части речи.

1

Систематизация и обобщение изученного по морфологии в предшествующие годы обучения.

Обобщающая таблица.

Упр.17.

8

Орфограммы в окончаниях слов.

1

Систематизация и обобщение изученного по орфографии в предшествующие годы обучения.

Перфокарты.

Таблица.

Упр. 23

9-10

Р.Р. Повторение изученного о тексте.

2

Смысловая и грамматическая цельность текста, его строение; лексические средства связи.

Анализ

текстов.

Таблицы.

Схемы.

Упр.24.

11-12

Р.Р. Повторение изученного о стилях и типах речи.

2

Стили и типы речи. Стилистическая норма.

Анализ

текстов.

Таблицы.

Схемы.

Сочинение.

13-15

Словосочетание. Простое и сложное предложение.

3

Систематизация и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации в предшествующие годы обучения.

Схематиче-

ский диктант.

Схемы предложений.

Упр.29, 37, 40, сл.сл., подготов-ка к диктанту

16-17

Контрольный диктант по теме «Повторение» и его анализ.

2

Выявление уровня усвоения материала.

Диктант

Творч. задание.

Работа над ошибками

18

Р.Р. Понятие об официально-деловом стиле.

1

Официально-деловой стиль: его особен-ти, жанры и сфера употр. Отличие от других стилей. Оформл. и сост-ние деловых бумаг.

Оформление и

составление

деловых бумаг.

Таблица

Твор. задание.

19

Р.Р. Деловой стиль «наоборот».

1

Использование официально-делового стиля для использования комических ситуаций. Обучение составлению текстов с использо-ванием делового стиля «наоборот».

Анализ текстов.

Стихи Г.Остера.

Сочинение.

Лексика и фразеология.

20-21

Повторение изученного по лексике в V классе.

2

Лексикология как раздел науки о языке; лексическое и грамматическое значение слов, однозначные и многозначные слова; переносное  значение слова; синонимы, антонимы, омонимы.

Терминоло-

гический

диктант

Термины

Упр. 52, 58, сообщение о сл. статье

22

Р.Р. Словари.

1

Виды словарей. Словарная статья и ее строение.

Работа со словарями

Словари

Упр. 65 (устно)

23-

24

Р.Р. Изложение адаптированного текста.

2

На основе анализа адаптированного текста обучение усваивать точные художественные выражение мастеров слова, отбирать языковые средства в соответствии с темой, идеей текста, замыслом автора.

Изложение и последующее редактирование лексических

средств.

Твор. задание.

25-26

Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова.

2

Различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные и слова ограниченного употребления); нормы употребления диалектной и профессиональной лексики.

Работа со словарем.

Работа по карточкам.

Словари.

Карточки.

Упр. 62. Твор. задание.

27

Эмоционально окрашенные слова.

1

 28

Устаревшие и новые слова.

1

Причины устаревания и появления новых слов в русском языке. Знакомство с терми-нами «устаревшие» слова, «неологизмы».

Работа со словарем.

Словари.

Сообщения о происхождении слов.

29-30

Заимствованные слова.

2

 Исконно русские и заимствованные слова в русском языке, выяснение их значения и правильное использование в речи.

Работа со словарем.

Словари.

Упр. 73, 777

331-32

Фразеологизмы.

2

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, их роль в обогащении речи. Источники фразеологизмов. Фразеологический словарь.

Самост. работа со словарем.

Словари.

Упр.90 / твор. задание.

33

Повторение по теме «Лексика».

1

Обобщение и систематизация материала, выявление уровня усвоения материала.

Тест.

Сл. диктант.

Твор. задание.

Словообразование и орфография.

34

Повторение изученного в V классе.

1

Повторение основных сведений по словооб-разованию, полученных в 5 классе; опреде-ление зависимости правописания слова от его строения.

Выборочный диктант.

Диктант «Проверь себя»

Схемы морфем

Упр. 98, 104.

35-37

Основные способы образова-ния слов в русском языке.

3

Знакомство с основными способами образо-вания слов в русском языке. Словообразо-вательный анализ слова. Словообразователь-ный словарь.

Словообразова-тельный разбор Работа со словарем..

Схемы морфем.

Словарь.

Упр.126, 127, 128., сл.сл.

38

Этимология слов.

1

Этимология как наука. Этимологический словарь. Этимологический анализ слова.

Работа со словарем..

Словарь.

Упр. 131.

39

Р.Р. Описание помещения.

1

Знакомство с типом сочинения – описания помещения, термином «интерьер», его ролью в художественном произведении.

Сочинение. Анализ текстов.

Тексты для анализа.

Сочинение.

40

Р.Р. Сложный план.

1

Сложный план. Языковые средства его оформления.

Составление плана.

Твор. задание.

41

Буквы О-А в корне –кос- - -кас-.

1

Знакомство с условиями выбора написания –кос- - -кас-. Отличие корней с чередованием от омонимичных корней.

Объяснительный диктант.

Упр. 139.

42-44

Буквы О-А в корне –гор- -       -гар-.

3

Лексическое значение корня –гор- - -гар-. Знакомство с условиями выбора написания корня –гор- - -гар-. Повторение правописа-ния других корней с чередованием.

Перфокарты Объяснительный диктант.

Таблица.

Упр. 143, 144,146.

445

Контрольный диктант по теме «Орфограммы в корне».

1

Выявление уровня усвоения материала.

Диктант.

Твор. задание.

46

Буквы Ы и И после приставок.

1

Знакомство с условиями выбора букв Ы и И после приставок на согласные.

Перфокарты

Схемы слов.

Упр.153.

47-51

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

5

Зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения. Значения приставок. Правописание слов с трудноопределяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-

Контрольный сл. диктант. Объяснительный диктант.

Перфокарты

Карточки. Таблица со сл.сл.

Упр.Упр. 158, 161, 164, 166, сл.сл.

Твор. задание.

52

Р.Р. Выборочное изложение

1

Обучение выборочному изложению текста с элементами описания помещения в художественном стиле по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Изложение.

Текст повести. Иллюстрации.

Упр. 165 (устно).

53

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

1

Развитие умения различать значения и правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Предупредительный диктант. Перфокарты

Упр. 165 (п).

54

Соединительные О и Е в сложных словах.

1

Образование сложных слов от основ исход-ных слов с помощью соединительных согласных О и Е.

Контрольный диктант.

Упр. 169.

55

Сложносокращенные слова.

1

Знакомство с видами сложносокращенных слов по способу их образования. Определе-ние лексического значения сложносокра-щенных слов, правильное употребление их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени.

Самостоятельная работа.

Упр. 176.

56-57

Р.Р. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

2

Обучение написания сочинения по картине.

Сочинение.

Репродукции

картины.

Упр. 182.

58

Морфемный и словообра-зовательный разбор слова.

1

Различение морфемного и словообразова-тельного разбора слова. Порядок разборов.

Контрольный сл. диктант.

С.80, контр. вопр., упр.185

59

Повторение изученного по теме «Словообразование»

1

Обобщение и систематизация материала, выявление уровня усвоения материала.

Индив. работа по карточкам

Карточки.

Анализ текста.

60-61

Контрольный диктант по теме «Словообразование» и его анализ.

2

Выявление уровня усвоения материала.

Диктант.

Твор. задание. Работа нал ошибками.

Морфология и орфография. Имя существительное.

62-64

Повторение изученного в V классе.

3

Номинативная, коммуникативная и эмоци-онально-выразительная роль имен сущест-вительных в речи (термины не даются). Грамматические признаки сущ-ных, их синтаксическая роль в предложении. Право-писание падежных окончаний сущ-ных.

Анализ текста. Опрос.

Выборочный диктант.

Самостоятельная работа.

Языковой материал для анализа.

Упр. 193, 195, 204.

65-66

Разносклоняемые существительные.

2

Знакомство с разносклоняемыми сущ-ными. Суффиксы –ен-(-ён-) в основе сущ-ных на –мя.

Работа с перфокартами, карточками.

Карточки.

Упр.209, 212.

67

Несклоняемые имена существительные.

1

Знакомство с несклоняемыми именами существительными. Употребление их в косвенных падежах.

Редактирование текста.

Текст с ошибками.

Упр. 223.

68

Род несклоняемых имен существительных.

1

Знакомство со способами определения рода несклоняемых имен существительных. Согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми  существительными.

Анализ языкового материала.

Упр.227, сл.сл.

69

Имена существительные общего рода.

1

Знакомство с именами существительными общего рода.

Орфографиче-ская диктовка.

Упр.233, подготовка к диктанту

70

Морфологический разбор имен существительных.

1

Определение морфологических признаков имен существительных.

Контрольный диктант.

Упр. 235.

71-72

Контрольный диктант по теме «Имя существи-тельное» и его анализ.

2

Выявление уровня усвоения материала.

Диктант.

Твор. задание. Работа нал ошибками.

73-74

Р.Р. Сочинение-рассуждение на нравственно-этические темы.

2

Обобщение и расширение представления учащихся о типе речи – рассуждении; работа над формирование м навыка построения текста-рассуждения на нравственно-этические темы на основе прочитанного в художественном стиле.

Сочинение.

Иллюстрации, тексту худо-жественных произведений.

Составить сл. диктант.

75-76

Не с существительными.

2

(3)

Знакомство с условиями выбора слитного или раздельного написания не с сущ-ными. Различение НЕ – приставки, частицы, части корня.

Работа с перфокартами. Объяснительный диктант.

Упр.240, 243, сл.сл.

Упр. 242

Административная контрольная работа

(1)

Проверка уровня ЗУН

77-78

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –чик и           -щик

2

(1)

Знакомство со способом действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик и –щик.

Работа с перфокартами.

Сл. диктант.

Схемы предложений.

Упр. 247, 250., сл.сл.

79

Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.

1

Образование существительных с помощью суффиксов –ек и –ик, ознакомление со способом действия при выборе данных суффиксов.

Контрольный словарный диктант.

Отрывок из мультиплика-ционного фильма

Упр. 252.

80

Р.Р. Пейзажные зарисовки.

1

Ознакомление с понятием пейзажной зари-совки; закрепление и углубление предста-вления о пейзаже в художественном стиле. Обучение написанию сочинения – описания пейзажа.

Сочинение.

Репродукции пейзажей.

Домашнее сочинение-миниатюра

81

Гласные О-Ё после шипящих в суффиксах существительных.

1

Повторение материала об образовании существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок и др. и условиях выбора в них гласных О-Е после шипящих под ударением.

Выборочный диктант.

Таблица.

Упр. 255, с.108, контр. вопр.

82-83

Р.Р. Сочинение «Описание природы»

2

Обучение написанию сочинения – описания пейзажа.

Сочинение.

Репродукции пейзажей.

84-85

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

2

Обобщение и систематизация изученного материала.

Работа с перфокартами.

Сл. диктант.

Упр. 261, 268, подготовка к  диктанту.

86

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Выявление уровня усвоения материала.

Диктант.

Подготовка к тесту.

87

Итоговый тест за I полугодие.

1

Выявление уровня усвоения материала.

Тест.

Творч. задание.

Имя прилагательное.

88-90

Повторение изученного в V классе.

3

Углубление понятия о роли имени прил. в речи, об их морфологических признаках, правописании окончаний; определение синтаксической роли прил. в предложении

Орфографичес-кая диктовка

Таблица. Схемы суффиксов прил-ных

Упр. 270, 273, 275.

Твор. задание.

91

Р.Р. Выборочное изложение с элементами пейзажа.

1

Отбор и систематизация материала. Осмыс-ление роли пейзажа в повествовательном тексте. Построение высказывания на основе собранного материала, установление логиче-ской последовательности частей текста, отбор языковых средств для их связи.

Изложение.

Текст повести «Ночь перед рождеством» Н.В.Гоголя.

Иллюстрации.

Чистовик изложения.

92-93

Степени сравнения прилагательных.

2

Ознакомление со степенями сравнения имен прилагательных, их образованием.

Работа с перфокартами.

Таблица.

Упр.284, 287, сл.сл.

94

Разряды прилагательных.

Качественные прилагательные.

1

Деление прилагательных на три разряда, признаки качественных прилагательных. Определение их синтаксической роли.

Творческая работа.

Текст для анализа.

Упр. 290.

95

Относительные прилагательные.

1

Ознакомление с определением относитель-ных прилагательных, их значением, грам-матическими признаками. Различие между качественными и относительными прил.

Работа с перфокартами.

Упр. 296.

96-97

Притяжательные прилагательные.

2

Значение, вопросы, на которые отвечают притяжательные прилагательные; их правильное употребление

Орфографичес-кая диктовка. Выборочный диктант.

Упр. 299, 300.

98

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Ознакомление с образцом морфологичес-кого разбора имени прилагательного.

Контрольный сл. диктант.

Упр.304., подго-товка к диктанту.

99-101

Не с именами прилагательными.

3

Ознакомление с условиями выбора написания НЕ с именами прилагательными.

Различные диктанты.

Таблица.

307, 311, 312. сл.сл.

102

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагатель-ных.

1

Ознакомление с условиями выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц; сопоставление правил написания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных.

Работа с перфокартами.

Таблица по теме урока.

Упр. 314.

103

Р.Р. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

1

Обучение написания сочинения по картине.

Сочинение.

Репродукции

картины.

Чистовик сочинения.

104-106

Н и НН в суффиксах прилагательных.

3

Ознакомление с условиями выбора Н и НН в суффиксах прилагательных.

Работа с перфо-картами.

Таблица по теме урока.

Упр.318, 321, 326.

107

Различение на письме суффи-ксов прилагательных –К- и –СК-

1

Образование с помощью суффикса -К- качественных прилагательных (кроме исключений), с помощью суффикса –СК- - относительных прилагательных.

Выборочный диктант.

Упр. 329.

108-

109

Дефисное и слитное написа-ние сложных прилагательных.

2

Ознакомление с условиями употребления дефиса в сложных прилагательных, разли-чения слитного и раздельного написания слов.

Работа с перфокартами.

Словарная диктовка.

Упр. 334, сл.сл.;

 с. 140, контр. вопр.

110-111

Повторение по теме «Имя прилагательное»

2

Обобщение и систематизация изученного материала.

Тест.

Таблицы.

Упр.337, 340.

112

Р.Р. Сочинение – рассужде-ние в научном стиле.

1

Закрепление и углубление сведений уч-ся о научном стиле речи; выработка умения строить текст-рассуждение с использовани-ем изучаемых языковых явлений.

Сочинение.

Таблица «Особенности научного стиля»

Сочинение.

113

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Выявление уровня усвоения материала.

Диктант.

Твор. задание.

Глагол.

114-117

Повторение изученного в V классе.

4

Повторение и углубление знаний о глаголе, его грамматических признаках, употребле-нии в речи, правописании; ознакомление с понятием «бессоюзие» как средство выразительности речи.

Выборочный диктант. Самостоятельная работа.

Таблицы, схемы.

Упр.461, 466, 468, сл.сл.

118

Р.Р. Сочинение – рассказ.

1

Закрепление и углубление понятия о расска-зе как литературном жанре; обучение напи-санию сочинения – рассказа по данному началу в художественном стиле.

Сочинение.

Текст рассказа В.П. Астафье-ва «Конь с ро-зовой гривой».

Дописать сочинение.

119

Разноспрягаемые глаголы.

1

Ознакомление с разноспрягаемыми глаго-лами; правильным написанием окончаний, употреблением в речи.

Предупредитель-ный диктант.

Упр. 474, сл.сл.

120-121

Глаголы переходные и непереходные.

2

Ознакомление с переходными и непереход-ными глаголами, их различиями..

Анализ языково-го материала.

Упр. 478, 481, сл.сл.

122-123

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

2

Ознакомление с наклонением глагола, с изменением глагола в изъявительном наклонении. С правильном написанием таких глаголов.

Работа с перфокартами.

Упр.482, 485.

124

Р.Р. Изложение с изменением лица рассказчика.

1

Совершенствование умения излагать текст – повествование; обучение изложению текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции.

Изложение.

Текст отрывка из повести «Левша» Н.С.Лескова.

Чистовик изложения.

125-126

Условное наклонение.

2

Ознакомление с образованием и изменением формы условного наклонения глагола, его значением. Различение форм изъявительно-го и условного наклонений.

Орфографичес-кая диктовка.

Схемы глаголов.

Упр.487, 490.

127-

128

Повелительное наклонение.

2

Ознакомление с образованием и изменением формы повелительного наклонения глагола, его значением, правильном употреблением в речи.

Выборочный диктант. Объяснительный диктант.

Тексты для анализа.

Упр. 495, 497.

129

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

1

Ознакомление с различиями в написании глаголов повелительного наклонения и формы будущего времени.

Выборочный диктант.

Упр.499.

130.

Р.Р. Сочинение- рассказ по сюжетным картинкам.

1

Обучение приемам написания сочинения-рассказа по сюжетным картинкам; закрепление представления о средствах создания юмористического повествования.

Сочинение.

Сюжетные картинки.

Сочинение.

131

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

1

Ознакомление с различиями в написании глаголов повелительного наклонения и формы будущего времени.

Объяснительный диктант.

Упр. 501. Подготовка к диктанту.

132

Контрольная работа по теме «Глагол».

1

Выявление уровня усвоения материала.

Контрольная работа

Сост. сл. диктант.

133-134

Употребление наклонений.

2

Ознакомление с различными способами выражения в языке просьбы, приказания с помощью разных наклонений глагола.

Орфографичес-кая диктовка.

Упр. 506, 510.

135-136

Безличные глаголы.

2

Ознакомление с безличными глаголами (на материале безличных предложений), их лек-сическим значением, формой употребления. Отличие безличных глаголов от личных, употребление безличных глаголов в речи.

Контрольный словарный диктант.

Упр.516, 517.

137

Морфологический разбор глагола.

1

Ознакомление с порядком морфологичес-кого разбора глагола.

Диктант «Проверь себя»

Схемы глаголов.

Упр. 518.

138

Р.Р. Рассказ на основе услышанного.

1

Обучение написанию сочинения-рассказа на основе услышанного.

Сочинение.

Сочинение.

139-140

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

2

Ознакомление со способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.

Работа с перфокартами.

Таблица «Суффиксы глаголов»

Упр. 524, 525, подготовка к сл. диктанту.

141-144

Систематизация и обобщение изученного о глаголе.

4

Обобщение и систематизация изученного материала.

Контрольный сл. диктант. Тест.

Схемы слов, предложений.

Упр. 529, 531, 533, 535.

145-146

Контрольный диктант по теме «Глагол» и его анализ.

2

Выявление уровня усвоения материала.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками

147

Р.Р. Составление речевой характеристики комических персонажей.

1

Углубление знаний учащихся о средствах создания комического; обучение использо-вать эти средства в речи, воссоздавать образ литературного героя по его речевой характе-ристике.

Сочинение.

Иллюстрации и тексты рассказов А.П.Чехова.

Сочинение.

Имя числительное.

148

Имя числительное как часть речи.

1

Ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфоло-гические признаки, синтаксическая роль в предложении). Отличие числительных от других частей речи с числовым значением. Различение количественных и порядковых числительных.

Анализ языкового материала.

Тексты для анализа.

Упр. 348., правило.

149

Простые и составные числительные.

1

Обозначение числительного одним или несколькими словами. Различение простых и составных числительных.

Выборочный диктант.

Упр.351, сл.сл.

150

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

Ознакомление с орфографическим правилом и его применение при написании числительных.

Самостоятельная работа.

Таблица.

Упр. 355, сл.сл.

151

Разряды количественных числительных

1

Ознакомление с разрядами количественных числительных (целые, дробные и собирательные).

Словарная диктовка.

Упр. 357, сл.сл.

152-153

Числительные, обозначающие целые числа.

2

Ознакомление с особенностями склонения количественных числительных.

Словарная диктовка.

Упр. 361, 365, подготовка к изложению.

154

Р.Р. Выборочное изложение.

1

Обучение отбору и систематизации матери-ала, относящегося к теме; осмысление роли портрета в повествовательном тексте; по-строение высказывания на основе собранно-го материала; формирование навыка выбо-рочного изложения отдельных микротем.

Изложение.

Текст М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Подготовка к сл. диктанту.

155

Дробные числительные.

1

Ознакомление с с функцией, составом дробных числительных, особенностями их склонения, правильным употреблением.

Устное сочинение.

Упр. 369, сл.сл.

156

Собирательные числительные.

1

Ознакомление со значением собирательных числительных, их образованием, особенно-стями сочетания с существительными.

Объяснительный диктант.

Упр. 374 (у.), 375 (п.).

157-158

Порядковые числительные.

2

Ознакомление с изменениями порядковых числительных, согласование их с сущ-ми, синтаксической роли в предложении, назначении в речи.

Контрольный сл. диктант.Индиви-дуальная работа по карточкам.

Карточки.

Упр. 380, 383.

159

Морфологический разбор числительного.

1

Ознакомление с планом морфологического разбора имени числительного.

Предупредитель-ный диктант.

Упр.385, с.162, контр.вопр.

160

Систематизация и обобщение изученного о числительном.

1

Систематизация и обобщение изученного об имени числительном.

Диктант «Проверь себя»

Карточки.

Творч. задание

161- 162

Контрольный диктант по теме «Имя числительное» и его анализ.

2

Выявление уровня усвоения материала.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками

Местоимение.

163-164

Местоимение как часть речи.

2

Ознакомление с местоимением как частью речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д.), с ролью местоимений как средстве связи предложений в тексте, с синтаксиче-ской функцией местоимений. Анализ тек-стов с целью нахождения местоимений, определения их роли в тексте, правильного употребления.

Анализ текста.

Тексты.

Упр.391, 393, правило.

165-166

Разряды местоимений. Личные местоимения.

2

Ознакомление с личными местоимениями, особенностями их склонения, правильном их употреблении в речи.

Выборочный диктант.

Упр. 397, 400, сл.сл., правило.

167

Возвратное местоимение себя.

1

Ознакомление с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя.

Фронтальный опрос. Диктант.

Упр. 404, правило.

168

Р.Р. Сочинение.

1

169

Вопросительные местоимения.

1

Ознакомление с вопросительными местоимениями, их назначением в речи, особенностями склонения.

Контрольный словарный диктант.

Упр. 409, правило.

170

Относительные местоимения.

1

Ознакомление с относительными местоиме-ниями, их употреблением в речи. Различие относительных и вопросительных местоиме-ний. Относительные местоимения в СП.

Объяснительный диктант.

Таблица.

Упр. 413, правило.

171-172

Неопределенные местоимения.

2

Ознакомление с отличительными признака-ми неопределенных местоимений (неопреде-ленности), с их образованием, написанием. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ.

Орфографичес-кая диктовка. Диктант «Проверь себя»

Схемы слов.

Упр. 415, 417, сл.сл., правило.

173-175

Отрицательные местоимения.

3

Ознакомление с особенностями образования и написания отрицательных местоимений (правописание с предлогом; приставки НЕ- и НИ-).

Фронтальный опрос.

Различные диктанты.

Упр. 423, 428, 430, сл.сл., правило.

176-177

Притяжательные местоимения.

2

Ознакомление с притяжательными место-имениями, с их склонением. Отличие между личными и притяжательными местоимени-ями. Употребление личных местоимений в значении притяжательных.

Орфографичес-кая диктовка.

Предупредитель-ный диктант.

Упр. 434, 435, сл.сл., правило.

178

Р.Р. Сочинение – рассуждение.

1

179-180

Указательные местоимения.

2

Ознакомление с указательными местоиме-ниями, их значением, употреблением в речи, в том числе и в качестве средств связи между предложениями.

Контрольный словарный диктант. Анализ текстов.

Тексты для анализа. Индивидуаль-ные карточки.

Упр. 440, 443, сл.сл., правило.

181-

182

Определительные местоимения.

2

Ознакомление с определительными место-имениями, их значением, употреблением в речи.

Объяснительный диктант. Анализ текстов.

Басни Крылова для анализа. Таблица.

Упр.445, подготовка к сочинению.

183-184

Р.Р. Контрольное сочинение.

2

Выявление уровня усвоения материала.

Контрольное сочинение.

Сост. сл. диктант.

185

Морфологический разбор местоимений.

1

Ознакомление с порядком морфологическо-го разбора местоимений.

Упр. 449.

186

Систематизация и обобщение изученного о местоимении.

1

Систематизация и обобщение знаний о местоимении.

Фронтальный опрос. Тест.

Подготовка к контр. работе.

187-188

Контрольная работа по теме «Местоимение» и ее анализ.

2

Выявление уровня усвоения материала.

Контрольная работа

Работа над ошибками.

Повторение и систематизация изученного в VI классе

189

Разделы науки о языке.

1

Повторение разделов науки о языке.

Различные формы контроля

Таблица.

Подг. к конт. сл. диктанту.

190-191

Орфография. Орфографический разбор.

2

Повторение и систематизация изученного по орфографии.

Орфографичес-кая диктовка.

Таблицы.

Упр. 541, 542,545.

192-193

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

2

Повторение и систематизация изученного по пунктуации.

Объяснительный диктант.

Схемы предложений.

Упр.548, 549.

194-195

Лексика и фразеология.

2

Повторение и систематизация изученного по лексике и фразеологии.

Терминологиче-ский диктант.

Упр.550, 551.

196-197

Словообразование. Морфем-ный и словообразовательный разбор.

2

Повторение и систематизация изученного по словообразованию.

Выборочный диктант.

Схемы морфем.

Упр.553, 554.

198-199

Морфология. Морфологичес-кий разбор слова.

2

Повторение и систематизация изученного по морфологии.

Диктант «Проверь себя»

Таблица «Части речи»

Упр.555, 556.

200-201

Синтаксис. Синтаксический разбор.

2

Повторение и систематизация изученного по синтаксису.

Предупредитель-ный диктант.

Схемы предложений.

Упр. 557, подго-товка к тесту.

202

Итоговый тест за курс VI класса.

1

Выявление уровня усвоения материала.

Тест.

Подготовка к диктанту.

203

Итоговый контрольный диктант

1

Выявление уровня усвоения материала.

Диктант.

204

Лингвистическая игра.

1

Подведение итогов за год.

205-210

Резервные часы

6



Предварительный просмотр:

                                                                                         Календарно – тематическое планирование.

Раздел. Тема.

Кол.

час.

Дата

Содержание.

Контрольные

параметры.

УМК

Домашнее задание.

1

Введение.

1

Повторение изученного в 5 классе; знакомство с учебником литературы; представление о художественной литературе как особой форме познания

Викторина

С. 3-10, чтение, иллюстрация

Устное народное творчество.

  2

Вн.чт. Устное народное творчество. Мифы древних славян.

1

Повторение УНТ, образность , поэтичность славянской мифологии. Сопоставление древнегреческих и славянских мифов.

Беседа,сопо-ставитель-ный анализ

С. 36-41

3

Вн.чт. Обрядовый фольклор.

1

Знакомство с образцами обрядового фольклора; художественные особенности обрядовых песен; народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов.

Беседа.

С.41-46, творч. задание.

4

Малые фольклорные жанры.

1

Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки; их красота и ценность.

Интерпретация посло- виц и поговорок

С. 58-61.

Из древнерусской литературы.

5

Русская летопись. «Повесть временных лет».

1

Знакомство с историей; осознание себя звеном в цеп поколений.

Беседа

Иллюстрации

С.62-64, вопросы.

11 6

«Сказание о белгородском киселе»

1

Отражение в летописи народных идеалов. Ощущение вязи времен, подлинность описанного в летописи.

Контрольная

работа

Репродук-ции Васнецова

Подготовка к вн.чт.

Из литературы XVIII века

7

Баснописцы И.И.Хемницер и И.И.Дмитриев.

1

Из истории и теории жанра басни. Идейно-художественный смысл русской басни классицизма. Знакомство с творчеством Хемницера и Дмитриева.

Конспект, выразитель-ное чтение

Портрет, басни

Выучить одну из басен Крылова

Из литературы XIX века.

8

Басни И.А.Крылова.

1

Краткий рассказ о писателе. Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Развитие представления «басня», «аллегория».

Выразитель-ное чтение, викторина

Портрет, иллюстра-ции

С. 65-70, выучить стих-е

9

А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Узник»

1

Лицейские годы, вольнолюбивые устремления поэта. Анализ стих-я  «Узник».

Выразительное чтение, беседа.

Электрон-ная презен-тация

С.70-71, выучить стих-е

10

Дружба в жизни и творчестве Пушкина. «Пущину».

1

За строчками стихов скрываются чувства, переживания, реальные события и общечеловеческий смысл. Работа над выразительным чтением стих-я  «Пущину». Антитеза.

Выразитель-ное чтение, беседа.

Электрон-ная презен-тация

С. 71-73, выучить сти-е

11

«Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

1

Восприятие поэтического слова через выражения чувств. Теория литературы. Народно-поэтический колорит стих-я «Зимнее утро».

Выразитель-ное чтение, беседа.

Презента ция.

Читать 1 главу, озаглавить

12

Вн.чт. «Повести Белкина»

1

Цикл повестей. Художественный прием – повествование от лица вымышленного автора. «Барышня – крестьянка», «Выстрел». Роль антитезы в композиции.

Аналитический пересказ.

Иллюстра ции

Отзыв о повести.

13

А.С.Пушкин. «Дубровский».

1

История создания романа. Понятие жанра «роман». Изображение русского барства. Отношения между Троекуровым и Дубровским.

Комментиро ванное чте-ние, беседа

Иллюстра  ции

Читать 2-10 главы.

14

Протест Владимира Дубровского.

1

Выявление характера сложных отноше-ний героев. Мотивировка поступков ге-роев. Бунт крестьян. Протест Дубров-ского против беззакония и несправедли-вости.

Аналитичес кое чтение

Иллюстра ции

Читать 11-17 главы

15

Романтическая история любви В.Дубровского и Маши Троекуровой.

1

Авторское отношение к героям.

Характер отношений между Машей и Дубровским.

Пересказ от 3-го лица

Беседа

Иллюстра ции

Дочитать роман.

16

Развязка романа «Дубровский».

1

Переживания героев, их мысли, объяс-нение их поступков. Мотивировка поступков героев, итоги романа.

Работа с текстом.

Иллюстра ции

Читать

Составить план.

17

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману «Дубровский».

1

Отбор материала к сочинению. Логическое развитие мысли в сочинении.

Анализ планов.

Сочинение.

18

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

1

Выявление уровня усвоения материала.

Тест. Миниатюра.

Инд. творч. задание.

19

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус».

1

Знакомство с личностью поэта. Настро-ение стих-я «Парус». Символическое значение образов в стих-е.

Выразитель ное чтение.

Беседа.

Портрет. Картины Лермонтова.

С. 157-161.

Наизусть «Парус»

20

Стихотворения Лермонтова «Три пальмы», «Тучи».

1

Анализ стихотворений. Понятия «аллитерация», «баллада».

Выразитель ное чтение.

Иллюстра ции

Выучить стих-е

21

Мотив одиночества в лирике Лермонтова.

1

Дать понятие о мотиве в лирике. Анализ стихотворений. Оригинальность лермонтовского перевода.

Выразитель ное чтение. Тест.

Иллюстра ции

Выучить стих-е

22

Вн. чт. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни в повести.

1

Расширение знаний о биографии Гоголя. Знакомство с повестью. Работы над планом повести; определение реалистических и фантастических элементов; специфика природы юмора.

Словарная работа. Составление плана

Портрет. Иллюстра ции. Видеофильм

С. 170-206

23

Вн.чт. Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед рождеством»

1

Завершение работы над планом повести; определить реалистические и фантастические элементы; осознание прирлды юмора.

Составление плана. Беседа

Видеофильм. Иллюстрации

С. 171-197. «Бежин луг» прочитать

24

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Герои рассказа.

1

Краткий рассказ о писателе. Цикл рас-сказов «Записки охотника» Сочувстве-нное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Роль картин природы в рассказе.

Беседа

Иллюстра ции

С. 199 ответить на вопросы устно. Рисунки к повести

25

Р.Р. Речевая характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».

11

Развивать умение анализировать текст: исследовать речевую характеристику героев; развивать навыки устной речи.

Пересказ Анализ текста. Беседа

Иллюстрации. Рисунки учеников.

С. 199 вопрос 1-2. Пересказ фрагмента.

26

Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

1

Определить взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа.

Пересказ Выразительное чтение. Беседа

Рисунки. Иллюстрации

Инд.задание.

Подобрать стихи, одно выучить

27

Пейзажная лирика    Ф.И.Тютчева.

1

Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и насмело…» Передача сложных, переходных состояний в природе, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы.

Анализ стих-ий, беседа, выразитель-ное чтение.

Портрет, пейзажи

Инд.задание.

Подобрать стихи, одно выучить

28

Пейзажная лирика А.А.Фета.

1

Жизнеутверждающее начало в стих-ях «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь», «Учись у них- у дуба, у березы» Природа как воплоще-ние прекрасного. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм.

Анализ стих-ий, беседа, выразитель-ное чтение.

Портрет, пейзажи

С. 233-241

29

Р.Р. Обучение анализу стихотворения.

1

Подготовка к сочинению-анализу стихотворения.

Сочинение.

Сочинение.

30

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»

1

Краткий рассказ о жизни писателя. Главная тема поэзии Некрасова. Стихотворение «Железная дорога» и его место в творчестве поэта.

Выразитель ное чтение.

Анализ

стих-я.

Портрет

Выучить отрывок.

31

Вн.чт. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка»

1

Жанр поэмы. Изображение декабриста в поэме. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенно-сти в исторической поэме. Трехсложные размеры.

Выразитель ное чтение.

Анализ

стих-я.

Иллюстрация.

С. 245-290.

32

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа.

1

Краткое знакомство с биографией и творчеством Лескова; определение жа-нра сказа, необычность повествования.

Беседа по вопросам,

Портрет.

Иллюстра ция.

Перечитать 6 -10 гл., задан. по тексту

33

Судьба Левши.

1

Характеристика персонажей. Основная идея автора, патриотизм и талантли-вость народа против безответственности и преступного отношения властей.

Цитатная хар-ка героев

Беседа.

Иллюстра ция.

Подготовка к вн.чт.

34

Вн.чт. Рассказы Н. С.Лескова.

1

Основные жанровые признаки святочного рассказа «Христос в гостях у мужика». Рассказ «Человек на часах».

Чтение и беседа по вопросам.

С. 293-302.

35

Вн.чт. А.П.Чехов. Рассказы.

1

Личность Чехова; природа смешного в рассказе, особенности чеховского стиля. Рассказы «Пересолил», «Лошадиная фамилия».

Беседа, анализ рассказа

Портрет.

Иллюстра ция.

Читать рассказ, задания по тексту.

36

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».

1

Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Беседа, анализ рассказа

Выраз. чтение        с. 303-317. иллюстрации

37

Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов ХIХ века.

1

Разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, настроения, чувства поэтов, способы создания образов.

Беседа по вопросам,

Выразитель ное чтение.

Иллюстра ция.

Выучить стихотворение.

38

Р.Р. Анализ лирического произведения

1

Обучение выразительному чтению и связному анализу лирического стихотворения

Работа по плану. Беседа

Опорные схемы. Иллюстрации

Подготовка к контрольной работе

39

Контрольная работа по литературе ХIХ века.

1

Выявление уровня усвоения материала.

Тест,  вопросы.

Сочинение.

Из русской литературы ХХ века.

40

А.П.Платонов. Автобиографич-ность рассказа «В прекрасном   и яростном мире».

1

Знакомство с биографией писателя; Образная система рассказа; авторское отношение к изображаемому, нравствен-ный смысл рассказа.

Беседа, аналитиче-ское чтение

Портрет.

Иллюстра ция.

Подготовка       к вн.чт.

41

Вн.чт. А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

1

Знакомство с рассказом, его проблемой; обсуждение проблемы человека и окру-жающего мира.

Беседа.

Иллюстра ция.

С. 24 – 27.

42

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра.

1

Знакомство с некоторыми фактами био-графии писателя; особенности жанра; характеры героев.

Коммент. чтение, беседа.

Портрет.

Иллюстра ция.

Выборочный пересказ.

43

«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире.

1

Метафоричность сказки-были; замысел писателя – показать единство человека и природы.

Коммент. чтение, беседа.

Иллюстра ции.

С. 72-98

44

Вн.чт. Ю.М.Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

Знакомство с некоторыми фактами био-графии писателя; личность писателя в автобиографии; жанр рассказа.Настоящая и мнимая дружба в рассказе

Коммент. чтение, беседа.

Портрет.

Иллюстра ция.

Подобрать стихи о войне, одно выучить.

45

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

1

Значение поэзии в годы Великой Отече-ственной войны; высокие патриотичес-кие чувства в поэзии этого времени.

Сообщения уч-ся.

Выразитель ное чтение.

Песни о войне, иллюстра-ции

С. 105-124

46

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой».

1

Знакомство с чертами личности писателя; автобиографический характер рассказа; особенности его композиции; своеобразие языка; изображение жизни и быта сибирской деревни.

Беседа по вопросам. Выразитель ное чтение.

Портрет.

Иллюстра ции.

Пересказ эпизодов, составить словарь.

47

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Нравственные вопросы в рассказе: честность, доброта, долг.

Беседа по вопросам.

С.128 - 165

48

В.Г.Распутин «Уроки французского»

1

Знакомство с чертами личности писателя, с главными темами его творчества; мотивы поведения героя рассказа.

Беседа по вопросам.

Портрет.

Иллюстра ции.

Выборочный пересказ. С.165-168

49

Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

Содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

Беседа по вопросам.

План сочинение.

50

51

Р.Р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В.П.Астафьева и В.Г.Распутина

2

Обучение написанию сочинения на нравственную тему.

Сочинение.

Выучить стих-е.

52

«Тихая» лирика Н.М.Рубцова.

1

Краткий рассказ о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Выразитель ное чтение.

С.169-186,

53

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Знакомство с биографией писателя; своеобразие его прозы. Влияние учителя на становление детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

Беседа по вопросам, анализ.

Портрет.

Иллюстра ции.

С. 189-192.

54

55

Родная природа в русской поэзии ХХ века.

2

Традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века.

Выразитель- ное чтение.

Портреты.

Выучить стих-е.

Писатели улыбаются.

56

Вн.чт. М.М.Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша».

1

Краткое знакомство с биографией писателя, с его сатирическим рассказом. Повествователь и герой в рассказе.

Выразитель- ное чтение.

Портрет.

Читать рассказы Шукшина.

57

В.М.Шукшин. Рассказы.

1

Краткое знакомство с биографией писателя, с его сатирическим рассказом. Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Образ «странного» героя в литературе.

Беседа по вопросам.

Портрет.

Инд. задания, подготовка к контрольной работе

58

Контрольная работа по литературе ХХ века.

1

Выявление уровня усвоения материала.

Тест,  вопросы.

Сочинение.

Из литературы народов России.

59

Обзор литературы народов России.

1

Слово о татарском поэте Габдулле Тукае, балкарском поэте Кайсын Кулиеве. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Выразитель- ное чтение. Беседа по вопросам.

Стихи, портреты поэтов.

Перечитать «Дон Кихота»

Произведения зарубежных писателей.

60

Вн.чт.  Мифы Древней Греции

1

Представление о мифе, его природе. Воплощение героев мифов в литературе

Рассказ учителя. Пересказ. Устное рисование. Иллюстрации

Сборники мифов. Репродукции картин на мифологические темы.

61

Вн.чт. Гомер и его поэмы Илиада и Одиссея

1

Образ Гомера; предыстория его произведений. Неповторимость, богатство и красота поэм Гомера.

Пересказ. Беседа по вопросам.

Иллюстрации

62

Вн.чт. М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

1

Судьба Сервантеса и образ Дон Кихота – человека чести и слова. Трагическое и комическое в романе Сервантеса.

Беседа по вопросам.

Портрет.

Иллюстра ции.

63

И.Ф. Шиллер «Перчатка»

1

Рассказ о писателе. Сопоставительный анализ переводов Лермонтова и Жуковского баллады. Жанр баллады. Образ рыцаря.

Анализ фрагментов по плану

Портрет, иллюстрации

64

Вн.чт. П Мериме «Маттео Фальконе»

1

Знакомство с фрагментами биографии; выявить характерные особенности героев П. Мериме

Рассказ учителя. Беседа

Портрет, иллюстрации

65

Вн.чт. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

1

Рассказ о писателе. «Маленький принц»- философская сказка и мудрая притча. Начальное представление о притче. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Беседа по вопросам

Портрет.

Иллюстрации.

66

Вн.чт. Литературная игра «Что? Где? Когда?» по итогам года

1

Подведение итогов года. Проверка знаний; развитие логического мышления

Конверты с вопросами, рисунки, муз. Записи, видеофрагменты.

Список литературы   на лето.

67

70

Резервный урок.

4



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6-х классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для      5-9 классов. / Авторы :М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Составитель  Рыбченкова.-М., 2000г. для занятий по учебнику «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» / Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.Просвещение, 2007.    

   Дополнительная литература:

  1. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс./А.Б.Малюшкин.- М.,2004.
  2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Уроки развития речи: Метод. Пособие для учителей – словесников по программе «Речь»: 6 кл. / Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В. Пранцовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. –   М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М.Разумовской и др. (М.: Дрофа): 6 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  6. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля. М., 2005.
  7. Ходякова Л.А., Новикова Л.И., Штыркина О.П., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод.пособие. М.: АСТ: Астрель, 2007.
  8. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.,1995
  9. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.

    По разделам часы распределены следующим образом:

  1. Русский язык – один из развитых языков мира. – 1 ч.
  2. Повторение изученного в V классе. – 12 + 6 р.р.
  3. Лексика. Фразеология. Культура речи. – 11 + 3 р.р.
  4. Словообразование. Орфография. Культура речи. – 23 + 5 р.р.
  5. Морфология. Орфография. Культура речи.

А) Имя существительное – 21 + 5 р.р.

Б) Имя прилагательное – 23 + 3 р.р.

В) Глагол – 29 + 5 р.р.

Г) Имя числительное – 14 + 1 р.р.

Д) Местоимение – 22 + 4 р.р.

     6. Повторение и систематизация изученного в VI классе. – 16 ч.

Итого 210 уроков из расчета 6 уроков в неделю (5 часов - федеральный компонент + 1 час – школьный компонент).

Дополнительные 35 часов были распределены следующим образом:

  1. Повторение изученного в V - VI классах – 13 ч.
  2. Контрольные работы – 5 часов.
  3. Развитие речи – 4 часа.
  4. Изучение имени существительного – 1 часа.
  5. Изучение имени прилагательного – 4 часов.
  6. Изучение глагола – 5 ч.
  7. Изучение числительного -1 ч.
  8. Изучение местоимения – 1 ч.

                           Планирование практической части.

                                                                                               

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

Итого

Контрольные работы

3

4

3

5

15

Уроки развития речи.

12

8

8

4

32

Сочинения.

3

4

6

3

16

Изложения.

2

1

2

-

5

                             

     

         Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе

содержание обучения  русскому языку и имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые, коммуникативные и лингвистические компетенции.

     Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

     Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

     Программа предусматривает прочное усвоение знаний, для чего отводятся уроки закрепления после изучения каждого раздела, часы на повторение изученного материала в начале, в конце года и при изучении каждого раздела. Учитывая возрастные психологические особенности учащихся, особенности мышления, планируется использовать личностно – ориентированные, активные формы работы с элементами занимательности, направленные на развитие не только учебных умений и навыков, но и на развитие памяти, внимания, мышления, креативности.

    В связи с тем, что изучение глагола традиционно совпадает с концом учебного года, когда сказывается усталость школьников, в данной программе предлагается перестановка в тематическом планировании: глагол изучается перед числительным и местоимением (в начальной школе и в 5 классе учащиеся получают сведения о личных местоимениях, на которые можно опереться при изучении глагола).

    Для осуществления контроля над уровнем усвоения материала планируется использовать традиционные и нетрадиционные методы и приемы:

- контрольные диктанты;

- контрольные диктанты с грамматическим заданием;

- словарные диктанты;

- орфографические и схематические диктовки;

- терминологические диктанты;

- объяснительные диктанты;

- выборочные диктанты;

- диктант «Проверь себя»;

- предупредительный диктант;

- работа  с индивидуальными карточками;

- работа с карточками-опорами;

- работа с перфокартами;

- с картами самоконтроля;

- составление устного развернутого монологического ответа на лингвистическую тему;

- различные виды разбора;

- комплексный анализ текста и т.д.

       

     В программе особое внимание уделяется развитию речевой компетенции учащихся. Используя программу «Речь», разработанную преподавателями Пензенского педагогического университета, планируется развить основные направления работы над текстом:

- формирование умения слушать и понимать текст;

- развития навыков комплексного анализа текста;

- совершенствование умения воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности;

- развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов,  жанров, в том числе и нетрадиционных для общеобразовательной программы, как например, сочинение на лингвистическую тему, пейзажные зарисовки, этюд и тд.

 

                               Требования к уровню подготовки учащихся

по русскому языку за курс 6 класса.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. Обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

      - производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой. Морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

      - с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слов;

      - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

       По  о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

       Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

       По  п у н к т у а ц и и.  находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

      По  с в я з н о й  р е ч и.  составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материалы к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

       Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

        Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

       Рабочая программа по литературе для обучения учащихся 6-х классов составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов (под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2007 г.) с учетом рекомендаций М/О МОУ СОШ №44,  современных требований к уровню знаний, умений и навыков по данному предмету.

        Программа предназначена для занятий по учебнику  «Литература. 6 класс. Учебник -хрестоматия  для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Автор-составитель В.П.Полухина – М.: Просвещение, 2008.)

         В качестве дополнительной литературы использовались:

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 6 кл. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература: 6 кл.: Методические советы. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Литература в 6 классе. Книга для учителя. – М., 2000.
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.,2006.

По разделам часы распределены следующим образом:

1. Введение – 1 ч.

2. Мифы народов мира – 4 ч.

3. Устное народное творчество – 3 ч.

4. Древнерусская литература и литература 18 века. – 3 ч.

5. Из русской литературы ХIХ века.  – 29 ч.

6. Из русской  литературы ХХ века –  16 ч.

7. Писатели улыбаются – 2 ч.

8. Из литературы народов России – 1 ч.

9. Произведения зарубежных писателей – 7 ч.

Итого 70 часов из расчета 2 урока в неделю.

Планирование практической части.

Виды деятельности

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Развитие

речи

2

2

2

        -

6

Внеклассное чтение

3

3

4

8

18

Контрольные работы

-

1

1

1

3

Сочинения

1

1

2

2

6

   

   Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравствен ными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе ос новывается на принципах связи  искусства с  жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основ ных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произ ведения, овладения богатейшими выразительными сред ствами русского литературного языка.

   Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классиче ской и зарубежной литературы. Основа литературного об разования — чтение и изучение художественных произведе ний, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,  необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

   Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художест венный текст становится важным средством для поддер жания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуман ным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо  развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного про изведения, развить потребности в чтении, в книге.

   Чтобы ученик старался понимать прочитанное как можно глубже, необходимо осуществлять эстетическое, историко-культурное, духовное развития школьника. Важно активизировать художествен но-эстетические потребности детей, развить их литератур ный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими ху дожественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

    Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого чита теля.

    Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

-сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

-воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение  названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

        В Рабочей программе соблюден принцип концентричности, на котором основывается программа В.Я.Коровиной. В 6 классе фокусируется внимание на главной задаче данного курса: показать значение художественной литературы в жизни человека. Кроме того, уделяется внимание и личности автора, проблематике произведений, привлекается внимание к книге, обучению работе с ней, основам анализа текста, в том числе и комплексного, взаимосвязям с другими видами искусства.

     В связи с тем, что ограничено время на уроки внеклассного чтения, некоторые произведения планируется рекомендовать для самостоятельного прочтения. Контроль будет осуществляться через создание иллюстраций к произведениям, кроссвордов, тестов, викторин и другие формы творческих работ.

   Важно познакомить учащихся с основными литературоведческими понятиям:

- миф, отличие мифа от сказки; понятие о героическом эпосе;

- притча (начальное представление);

- обрядовый фольклор (начальное представление); малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки;

- летопись (развитие представления);

- сравнение, эпитет, гипербола, метафора, звукопись, аллитерация, сравнение (развитие представления);

- мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий);

- стихотворное послание (начальное представление);

- пейзажная лирика, символическое содержание пейзажных образов (развитие понятий);

- антитеза, двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха, диалог, строфа;

- поэтическая интонация (начальное представление);

- сказ как форма повествования;

- фантастика, юмор, ирония, сюжет, композиция, литературный герой, герой-повествователь, речевая характеристика героя, портрет, пейзаж (развитие представления);

-  драма, лирика как роды литературы, автобиографичность литературных произведений;

- стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения;

- баллада;

- общечеловеческое и национальное в литературе разных народов;

   

Формы контроля

     Устно:

  1. правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных текстов, в том числе и тексты наизусть.
  2.   устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с макси мальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
  3. развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя.
  4. Анализ лирического произведения,
  5. отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. Подготовка сооб щений, доклада; диалога литературных героев (на основе прочитанного).
  6. свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в 6 классе произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.)
  7. Навыки использования словарей (орфографических, орфоэпи ческих, литературных, энциклопедических, мифологичес ких, словарей имен и т. д.), каталогов.
  8. Создание иллюстраций к произведениям, кроссвордов, тестов, викторин и другие формы творческих работ

Письменно:

  1. развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением,
  2. сочинение,
  3. сочинение-миниатюра,
  4. сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 6 классе,
  5. конспект,
  6. тест,
  7. создание рассказа-характеристики одного из героев, в том числе цитатная характеристика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...