Мастер- класс " Обучение аудированию" в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Аюпова Таиса Александровна

Цели урока:                                                                                                                                                             

Организовать работу по обучению аудированию  как средству овладения речевыми навыками, умениями и способами действий; обеспечить применение таких речеведческих понятий как текст, заголовок текста, тема, основная мысль, абзац как часть текста, отрабатывать навыки определения стиля ,типа речи. Умения конструировать текст, воспитывать культуру грамотного письма . Пользовалась интернет- ресурсами своих коллег, в итоге такой получился материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok6kl1.ppt520 КБ
Microsoft Office document icon mestoimeniya.doc69 КБ
Microsoft Office document icon master.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степени сравнения наречий.

Слайд 2

Замок НАРЕЧИЙ

Слайд 3

Степени сравнения Прилагательных. Наречий на – о, -е Сравнительная степень Превосходная степень Простая форма Сложная форма Простая форма Сложная форма -ее ,-ей,-е,-ше. Ярче Более (менее) Более яркий -ейш, -айш Ярчайший -самый, наиболее, наименее Самый яркий Сравнительная степень Превосходная степень Простая форма Сложная форма Сложная форма -ее ,-ей,-е,-ше. Ярче Более (менее) Более ярко Всех Ярче всех

Слайд 4

Сегодня солнце светит ярче, чем вчера. Сегодня солнце ярче, чем вчера.

Слайд 5

Крас и вее

Слайд 6

В зеленой чаще-чаще Звучанье соловья. Весна. Доволен я. Брожу по тёмной чаще, А соловей всё чаще Поёт на склоне дня. Всё чаще, слаще в чаще Звучанье соловья .



Предварительный просмотр:

Разработка уроков теме «Местоимение»  6 класс учителя русского языка и литературы Аюповой Т А

 

     1   Тема : Отрицательные местоимения

 

Цели урока:

 

Познавательная: развивать умение распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогом.

 

Развивающая: расширение активного запаса учащихся, тренировка в употреблении отрицательных местоимений в речи.

 

Воспитательная: формирование интереса к УНТ, идее значительности народной мудрости.

 

                                        Ход урока

 

1 Оргмомент. ( приветствие . постановка цели урока)

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений, научимся распознавать приставки Не и НИ в местоимениях, потренируемся в употреблении местоимений в речи..

 

2. Объяснение темы.

Совсем недавно вы начали изучать местоимения. Давайте вспомним,

 

1. Что такое местоимение? ( Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, на его признаки, количество, но не называет его)

2. Какие разряды местоимений вам известны? ( лич, возвр .притяж. вопросит. относит. неопред.)

 

Повторим разряды местоимений.( показ карточки « Определи разряд»)

 

А хотите послушать сказку , которая называется « Умные спорщики»?

 

« В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге , нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?»

 А второй и говорит : « Ну, что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу!

В каком –то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»

Третий посмеялся и говорит: « Ни в каком царстве, ни в каком государстве, никто не жил, никто не шёл, никого не встречал , никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось».

« Эх вы , Глупые спорщики, - сказал четвёртый.- Что вы спорите? Ведь не о чем спорить –то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего.»

 

 

Беседа.

 

 Ребята. Встретились вам местоимения, которые вы уже знаете?. Назовите их.

Почему же они так называются, неопределённые? Могли мы определить, о чём идёт речь?

А есть разряды местоимений , которые всё отрицают. Они называются отрицательными. В сказке они вам встретились.

Запишем тему урока « Отрицательные местоимения»                    ( СЛАЙД)

Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нигде и др.

 

 

3. Работа с учебником.

 

 А теперь давайте посмотрим, как образуются отрицательные местоимения.

Откроем учебник « Практика» № 129. упр 646( 543).

 

 Прочитайте предложения. Найдите выделенные слова. А теперь пальчиком закройте НЕ и скажите . какие местоимения получились?(когда, чего, какое)

А какие это местоимения по разряду? ( вопросительные). Значит, отрицательные местоимения образуются от вопросительных кто? что? какой? где? когда ? откуда? при помощи приставки НЕ и НИ. изменяются они так же , как и вопросительные. Какими членами предложения они являются? (Подлежащими. Дополнениями. Обстоятельствами)

 

4.А теперь посмотрим на экран.                                                  (Слайд)

 

      ничегО      никогО

      нЕчего     нЕкого

 

Произнесите их вслух. Когда в отрицательных местоимениях пишем И , а когда Е? Отчего зависит выбор гласной?

 Запомните : Некого и нечего не имеют формы именительного падежа.

 

А если между местоимением есть предлог, как мы их будем писать?

( раздельно)

ВЫВОД: От чего зависит выбор гласной в приставке?    ( от ударения)

 

5.Посмотрим на экран.                                                         (СЛАЙД)

 

 Подберите к глаголам, подходящие по смыслу отрицательные местоимения.. Объясните их правописание. Запишем на доске.

 

 Не спрашивал…….                        (никого)

Ссориться ………                            ( не с кем)

Не сомневался…….                        ( ни в чем)

Сердиться………                             ( не на кого)

 

Вопрос. В каких словосочетаниях отрицание чувствуется сильнее: там, где при глаголе есть отрицание или там . где его нет? Какие местоимения используются с НЕ или с НИ?

 

(СЛАЙД)

6.Программированное задание. Работа с сигнальными карточками      

 

Выберите правильный ответ. Я буду показывать словосочетание , а вы поднимите карточку. Е или И.. и объясните

 

Не нашёл н..чего

Сожалеть н..чего.

Не спорю н.. с кем.

Н..сколько не испугался.

Надеяться н.. на кого.

 

ФИЗМИНУТКА.

 

На уроках не скучаем-

Правила мы изучаем.

Вот немного отдохнём

И опять учить начнём.

Головой мы покачаем,

И кистями повращаем,

Глаза на миг закроем

И широко раскроем.

Пальцами пошевелим

Друг на друга поглядим.

По лицу себя погладим

И на место тихо сядем.

 

7.Синтаксическая пятиминутка.                             ( СЛАЙД)

 

У доски произвести морфологический разбор М.     ( чьи-то- м,чьи?чей,неопр. Мн. Ч. И.п.опред.)1 чел.

 

КЛАСС

 

Определить, каким членом предложения будет являться М. какого оно разряда?

 

1. В комнате раздались чьи-то шаги.

2 Никто ничего не видел.

3 Я никого здесь не знаю

4 Он заметил человека, который быстро уходил.

Найдите сложное предложение. Определите тип.

 

8. Убери « лишнее» слово.                                         ( СЛАЙД)

 

1. Каждый, всякий, себя. (себя)

2.Никто, некто, некоторый. ( никто)

3.Ничей, нисколько, этот.   ( этот)

4.Мой , твой, кто-то     (кто-то)  

 

 

9.Обобщение.

 

 Какие местоимения называются отрицательными?

От каких местоимений они образуются?

Когда в них пишется НИ , когда НЕ?

Когда отрицательные местоимения пишутся раздельно?

 

10 Итог урока

 

Услышим скоро мы звонок

Пора заканчивать урок.

 

Д-з.  КРОССВОРД

 

Оценка.

 

 

 Ребята. Попробуйте оценить сами, поняли вы тему или нет. У вас на партах лежат картинки с изображением человечка.. Если вы поняли тему, то покажите человечка, который смотрит весело. А если нет , хмуро .

 Благодарю за урок!

 

 

 

 

 

2. Тема: Неопределённые местоимения ( проверка домашнего задания.)

 

Цель- повторение неопределённых местоимений, совершенствование орфографических навыков, , формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике..

                      

                                  Ход урока

1. Оргмомент. (постановка цели урока, приветствие)

 

Сегодня на уроке мы с вами повторим домашнее задание. Итак, вы изучаете местоимение.

 

1. Что называется местоимением?

 

2. Какие разряды местоимений вы изучили?( лич., возвр, притяж, вопрос., относ, и неопр.)

 

 

3. Работа в группах. Решение учебной задачи.

 

Некто                      что-то                     кое-кто            кое у кого

Нечто                      какой-либо             кое-кому         кое к кому

Некоторый             сколько-нибудь      кое-кем           кое с кем.

 

Задание общее. Записать местоимения в тетрадь. Проанализировать их ( на что указывают, как пишутся)

 

1 группа. Произнесите вслух слова 1 столбика, сделайте вывод, как они произносятся, пишутся, на что указывают.

( вывод: местоимения указывают на неопределённые лица, предметы, количество, НЕ пишутся слитно и под ударением)

 

2 группа. Произнесите вслух слова 2 столбика, определите . на что указывают и как пишутся местоимения

.( местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки и количества, имеют суффикс и пишутся через дефис)

 

3 группа

Произнесите вслух слова 3 столбика . Определите на что указывают и как пишутся местоимения.

( местоимения указывают на неопределённые предметы и признаки . имеют приставки и пишутся через дефис)

 

Задание ( индивидуальное, слабому ученику)-4 столбик( объяснить, почему раздельно пишутся местоимения)

 

Вывод

 Какие же местоимения называются неопределёнными? ( которые указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки , количества)

 

4. Проверка домашнего упражнения..

А при выполнении домашнего упражнения обратим ещё раз внимание на правописание неопределённых местоимений..

Читаем задание и объясняем упр ?

 

Схематический диктант.(экран)

Подчеркнуть местоимения как члены предложения и определить разряд.

 

1. В комнате раздались чьи-то шаги.

2. Мой дом находится далеко от речки

3. Кто написал поэму « Полтава»?

4 Чувствовать себя хорошо.

 

Итог.

 Услышим скоро мы звонок

Пора заканчивать урок.

Заключение

О чём сегодня мы говорили на уроке?( о неопределённых местоимениях, )

Как они пишутся? (слитно, раздельно и через дефис)

А теперь , если вы поняли тему хорошо, то поднимите улыбающегося человечка, а если нет, то нахмурившегося. А дома ещё раз повторите правила правописания неопределённых местоимений.

Благодарю за урок!

 

 

 

 

3.   Тема: Неопределённые местоимения.

                (повторение неопределённых местоимений)

Цели

Обучающая: повторение неопределённых местоимений, совершенствование орфографических навыков, формирование практических умений, навыков , обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике.

Развивающая: развитие логического мышления, коммуникативных умений , познавательного интереса у обучающихся.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к слову..

Оборудование: компьютерная презентация, карточки,кроссворды.

                                Ход урока.

1. Оргмомент.( приветствие, постановка цели урока)

Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания о местоимениях, повторим неопределённые местоимения, потренируемся в нахождении неопределённых местоимений

 

2. Фронтальный опрос. 

            Что называется местоимением?

            Какие разряды местоимений вам известны?

            Какие местоимения называются неопределёнными?

            От каких местоимений они образуются?

             Как пишутся неопределённые М. с предлогами?

 

3.Кроссворд. « Знатоки местоимений»

 

 У вас на карточках есть вопросы . Отгадаем кроссворд.

 

4.Схематический диктант.

Задание. Выписать местоимения и определить их разряд. Какими членами предложения они являются. Предложение с неопределённым местоимением разберём по членам. ( у доски)

 

1.В комнате раздались чьи-то шаги.

2. Я не знаю, где он был.

3. Мой дом находится далеко от речки.

4. Кто написал поэму « Полтава»?

5. Чувствовал себя хорошо.

 

5. Работа в группах.( слайд)

Решение учебной задачи.

 

Некто                   что-то                 кое-кто           кое у кого

Нечто                  какой-либо          кое-кому        кое к кому

Некоторый         сколько-нибудь         кое-кем        кое с кем

 

Задание. Запишите М. в тетрадь и графически обозначьте орфограмму.

 

1. группа Произнесите вслух слова 1 столбика.   На что они указывают? ( на неопределённые предметы, лица, количества, пишется слитно и пишем НЕ под ударением ) Почему они пишутся слитно?

 

2группа

Произнесите вслух слова 3 столбика , определите , на что указывают и как пишутся.

( на неопределённые предметы и признаки, имеют приставки и пишутся через дефис)

 

3.( индивидуальное)

 

 А 4 столбик прочитайте и скажите , почему местоимения пишутся раздельно.

 

6.Орфографическая зоркость

 

Задание ( слайд) Убери лишнее слово.

 

1. мой, твой, себя

2. кое с кем , некто, я.

3. который , сколько, чей-либо.

4. кто-то , где-нибудь, некто.

 

А хотите послушать сказку ? « Умные спорщики»

 

Какие здесь М. употребляются? Как они пишутся? А какое местоимение всё отрицало? Это и будет темой вашего следующего урока. А пока, даю вам домашнее задание: составить рассказ , в котором было бы много неопределённых местоимений на разные темы , например, представьте себе , что вы остались одни в тёмной комнате, что вы слышите, что чувствуете, опишите, используя эти местоимения. .

 

Итог урока.

Услышим скоро мы звонок

Пора заканчивать урок.

 

Ребята, попробуйте оценит сами, хорошо вы поняли тему или нет.. У вас на партах лежат картинки с изображениями человечков. Если поняли, то поднимите весёлых человечков, а если нет, то нахмурившегося.

 

Оценки за урок наиболее активным ребятам.

Благодарю за урок!

 

 

приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



.

подробнее

Главная | О нас | Новости | Услуги | Пишите нам | творческая мастерская | Абитуриенту | Атесттация ГИА | Страница соц-педагога 

© Все права защищены. Web-4-U - Бесплатн



Предварительный просмотр:

        Мастер-класс по теме «Как понять текст. Обучение аудированию»

Цели урока:                                                                                                                                                              

Организовать работу по обучению аудированию  как средству овладения речевыми навыками, умениями и способами действий; обеспечить применение таких речеведческих понятий как текст, заголовок текста, тема, основная мысль, абзац как часть текста, отрабатывать навыки определения стиля ,типа речи. Умения конструировать текст, воспитывать культуру грамотного письма.

                                  Ход занятия

Приветствие гостей. Дорогие коллеги! Мы сейчас с вами поработаем над текстом ,т.к это одна из самых трудных тем на уроках развития речи.

И начать своё выступление я хотела бы словами великого немецкого поэта И. Гёте.

«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё ещё не могу сказать, что вполне достиг своей цели».

-Как вы считаете СЛЫШАТЬ и СЛУШАТЬ – это одно и то же понятие или в этих словах заключён разный смысл? (ответ)

- Можно ли СЛЫШАТЬ НЕ СЛУШАЯ или СЛУШАТЬ НЕ СЛЫША?

Может моё суждение парадоксально?

Вы призадумались, следовательно, вы обдумывали мой вопрос, а значит , вы меня слушали, услышали и старались понять. Вот мы и подошли к цели нашего урока. Сформулируйте её по моим вопросам сами.

- Когда вы о чём-то рассказываете, вы хотите, чтобы вас слушали? (да)

- А если вас будут слушать невнимательно и не поймут,  вы достигнете своей цели? (нет)

-Чего мы хотим достичь, когда говорим сами и слушаем  других? (чтобы нас поняли)

Правильно , мы хотим ПОНИМАНИЯ.

Таким образом , наша цель -учиться слушать так, чтобы понимать.

Проверим ваше умение слушать.

Сейчас прослушайте внимательно притчу, после чего ответьте, пожалуйста. На предложенные вопросы. которые лежат перед вами.

            ПРИТЧА О ГЛУХОМ , СЛЕПОМ И НЕМОМ.

Пришли глухой, слепой и немой к Богу.

-Скажи, Господи, за что нам такое несчастье?

- Тебе, - сказал Бог глухому, - за то, что ты никого не слушал, кроме себя.

Теперь ты ничего не слышишь, и никто тебе уже не мешает слушать собственные речи и мысли.

- Тебе,- Обратился Всевышний к слепому,- за то , что ты никого и ничего не хотел замечать, кроме себя и своих нужд. Теперь ты избавлен от туда смотреть на то, что не желал видеть.

- А тебе,- Продолжил Господь, указывая на немого,- дана возможность помолчать, ибо переговорить тебя уже невозможно. Вы получили всё, что хотели, почему же вы не радуетесь, а скорбите?

И несчастные не ответили. Никто из них и не предполагал, что все их прежние желания и стремления , обернутся горем.

-А теперь послушайте вопросы, с помощью которых каждый из вас определит для себя, в какой мере умеет воспринимать информацию и осмысливать её.

ВОПРОСЫ

  1. Сколько в тексте частей?
  2. Как он называется?
  3. С какой целью написан этот текст?

Я не закончила последнюю фразу из текста. Посмотрите на свой лист (задание1). Восполните её пожалуйста, исходя из того, как вы поняли смысл текста.

 Для вашей самопроверки я её зачитаю

Нужно помнить, что уши человеку даны , чтобы слышать и слушать, зрение, чтобы смотреть и видеть, а язык, чтобы общаться и быть понятым.

-Можно ли предугадать содержание текста по его названию?

Задание2. Посмотрите на предложенные здесь заголовки и определите цель текстов, которые они предваряют.

  1. К какому стилю может быть отнесён текст?
  2. Какой тип речи может быть использован?

-А ЧТО ЗНАЧИТ ПИСАТЬ И ГОВОРИТЬ НА ТЕМУ?

- Что такое тема?

Вам предстоит прослушать текст , определить его тему . найти основную мысль.

                                               Как возникла славянская азбука.

Сейчас и русский народ , и другие славянские народы ( украинцы, белорусы, болгары) имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далёкие времена, более тысячи лет назад славянские народы письменности не имели.

И вот во второй половине 10 века двое учёных, родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию ( ныне Чехия) и стали работать над созданием славянской азбуки. Их мать была славянкой, и поэтому они знали и понимали речь славян. Им удалось создать славянскую азбуку. Затем они перевели на славянский язык( древний по нашим понятиям) язык самые важные греческие книги.

Их труд  дал славянским народам возможность читать и писать на своём языке.

- Какова тема текста? ( о появлении славянской азбуки)

-Какова основная мысль текста?

(Их труд дал возможность славянским народам читать и писать на своём языке)

Вывод: основная мысль может быть выражена словами в тексте и содержаться в самом тексте.

-в заглавии

-В первых предложениях текста

-В последних предложениях

-Скрыта в подтексте.

 В тексте должен быть план.

А что такое план?

В словаре Ожегова говорится, что « План – это взаимное расположение частей, короткая программа какого-нибудь изложения.

В 3 задании расположены абзацы текста не по порядку. Прочитаем их. Что вы поняли из услышанного?

Тема понятна , но логической последовательности нет. Можно ли на этой основе составить план текста?(нет)

 Прочитайте план  правильно.

  1. Что изучает пунктуация.
  2. Первоначально пунктуация –учение о точках.
  3.  Знаки препинания в русском письме
  4. Знаки препинания-путеводители в письменной речи.

А теперь послушайте сам текст и убедитесь , что вы правильно составили план.

 При оформлении письменной речи большую роль играет правильная расстановка знаков препинания.

Правила, которые помогают расставить знаки препинания, изучает специальная наука –пунктуация

Слово пунктуация образовано от латинского слова пункция –укол. В древности греки использовали для письма палочку –стилос. В местах остановок они делали укол. То есть ставили точку. Поэтому раньше слово пунктуация означало учение о точках.

 В древности русские писцы не знали знаков препинания. Текст писался без них. Поэтому его было трудно прочесть. И только в 15 веке появилась запятая, к 18 веку уже было 9 знаков препинания. А сейчас их насчитывается более 10. Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, нужно уметь определять смысл предложения . его структуру. Знаки препинания – путеводители . с ними легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Текст – это творческий продукт человеческого сознания. Он имеет свои строгие законы. Чтобы самим создавать грамотный и доступный для других текст, необходимо знать и владеть определёнными умениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Обучение условным предложениям на уроках английского языка»

Обучение условными предложениями на уроках английского языка в старших классах сложно, но интересно. Многие мои коллеги считают, что преподаватели английского языка находятся в привилегированном...

Мастер-класс «Обучение учащихся профильного класса приемам проведения социологического опроса с использованием Интернет-ресурсов»

Мастер-класс знакомит учителей с основными этапами освоения учащимися навыков проведения социологических исследований и о возможностях использования Интернет-ресурсов. Учитель  согласен с высказы...

Презентация к мастер-классу "Обучение обучению".

Презентация содержит обобщенный теоретический материал по ФГОС и практическое пособие по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка в средней и старшей школе....

Рабочая программа по математике 5-9 классы + математика 5 класс и 6 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Автор учебника Истомина Н.Б....

Открытый урок-мастер-класс "Обучение написанию сочинению -рассуждению ч.С ЕГЭ в 11 классе"

Урок - мастер-класс в 11 классе проводится в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку ч.С....

Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО

Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...