Учебно-методический комплекс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме

Мамыкина Татьяна Алексеевна

Комплекс содержит календарно-тематическое планирование по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russ.yaz10novyy.doc200 КБ
Microsoft Office document icon literat.10_kl..doc125 КБ

Предварительный просмотр:

                      КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

                                     ПЛАНИРОВАНИЕ

                         УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

10 КЛАСС

                                                                                                 

                                                                                                             

                                                                                                        УЧИТЕЛЬ: МАМЫКИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

Разделы программы,

темы уроков

Кол

ч

Обязательный минимум содержания образования

Средства обучения и формы организации работы на уроке

Контроль

Кал

срок

      Повторение и углубление изученного в основной школе.

                            Языковая система    (64 час)

1

Вводный урок.

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»  (А.И. Куприн)

1

Повторить сведения о языке, полученные в 5-9 классах, познакомить с задачами курса русского языка; сформулировать основные функции языка (коммуникативная, кумулятивная, когнитивная, эстетическая).

Фронтальная беседа, работа с  учебником, таблицей;  

Золотарёва. И.В Поурочные разработки к урокам русского языка в 10 кл..

2009

 

       Язык как система   7 часов +2р.р

2

Язык как особая система знаков.

1  

Место языка среди других знаковых систем.  Понятие о системе и структуре языка. Языки естественные и искусственные.

Работа с таблицей, с учебником

Золотарёва.И.В. Поурочные разработки к урокам русского языка в 10 кл..

2009

3

4

Уровневая организация языка

2

 Основные единицы разных уровней языка.  Взаимосвязь единиц и уровней.

работа с таблицей; объяснительн-иллюстр. метод

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.  2009

5

Учёные-лингвисты и  их работы.

1

Ученые-лингвисты, внёсшие значительный вклад в развитие науки.

Семинар с использованием ИКТ.

6

Принципы русской орфографии.

1

Основные принципы  орфографии русского языка

Работа с теоретическим материалом. Проблемный метод

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..

2009

7

Синонимия в системе русского языка.

1

Характеристика процесса синонимии в системе русского языка.

Работа с теоретическим материалом. Проблемный метод

8

Свободный диктант

1

Проверка знаний по орфографии и пунктуации.

Репродуктивный метод

Сборник диктантов для 10-11 кл.

9

10

Развитие речи

Сочинение–рассуждение о русском языке

«Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры»

2

Уметь совершенствовать написанное  в соответствии с темой, основной мыслью и стилем

Индивидуальная   самостоятельная  творческая работа с использованием  материалов по написанию сочинения- рассуждения

 

Фонетический уровень  5 часов+2 р.р.

11

Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков

1  

Классификация фонетических единиц русского языка. Знать основные фонетические процессы. Принципы русской орфографии.

работа с таблицей, проблемная ситуация

Золотарёва. И.В Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..

2009

12

Ударение в русском языке.

Интонация

1  

Орфоэпия в русском языке. Варианты орфоэпических норм

Интонационные особенности русской речи. Элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации

Орфоэпическая разминка (тренажёр «Фраза») Словарная работа   с орфоэпическим словарём

Орфоэпический словарь русского языка

13

Практическая работа

Фонетический разбор.

Составление орфоэпического словаря с вариативным ударением

 1

Проверка и систематизация  знаний по фонетике, орфоэпии, орфографии.

Индивидуальная и групповая работа, работа с орфоэпическим словарём

 С.И.Ожегов  Словарь русского языка

 14

Изобразительные средства фонетики русского языка

1  

Знать изобразительные средства фонетики русского языка.

Уметь: находить их в тексте, употреблять в речи

Работа со справочным материалом, исследование текста

  Золотарёва.И.В Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..

2009

15

Контрольная работа (тест)

1

Проверка знаний по фонетике

Репродуктивный метод

Тематические тесты

16

17

Развитие речи. Сочинение на основе прочитанного текста

2

Уметь редактировать текст, находить нарушения нормы. Работа над выразительным чтением текста, интонированием

анализ текста Словарная работа,

проблемно-поисковая работа

Золотарёва. И.В Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..

2009

Лексический уровень языка 14 часов+2 р.р.

18

Слово – основная единица языка. Семантическое поле.

1

Системные отношения в лексике русского языка

 Взаимосвязь лексического уровня с другими уровнями языка. Уметь анализировать примеры сходства и различия в лексических системах русского и   английского языка

анализ текста Словарная работа,

проблемно-поисковая работа

Золотарёва.И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..

2009

19

Омонимия и её виды.

1

Системные отношения в лексике русского языка, их выражение в многозначности, омонимии.   Языковые средства художественной изобразительности.

анализ текста Словарная работа,

проблемно-поисковая работа

 Словарь омонимов русского языка

20

21

Синонимы. Их разновидности. Градация.

2

Системные отношения в лексике русского языка, их выражение в синонимии.   Языковые средства художественной изобразительности.

анализ текста Словарная работа,

проблемно-поисковая работа

Словарь синонимов русского языка

22

Антонимы.  Антитеза. Оксюморон. Паронимы

1

Языковые средства художественной изобразительности: сфера употребления, стилистическая дифференциация.

анализ текста Словарная работа,

проблемно-поисковая работа

Словарь антонимов русского языка

23

Активный и пассивный словарный запас

1

Лексика с точки зрения её происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.

анализ текста Словарная работа,

проблемно-поисковая работа

Ожегов. С.И. Шведова.Н.Ю Толковый словарь русского языка

24

Диалектная, профессиональная и жаргонная лексика

1  

Уметь редактировать текст, находить нарушения нормы. Работа над выразительным чтением текста,интонированием

анализ текста Словарная работа,

проблемно-поисковая работа

  Ожегов. С.И. Шведова.Н.Ю Толковый словарь русского языка

25

Фразеологические единицы русского языка

1  

Признаки фразеологизмов, источники  фразеологизмов,

Словарная работа,

проблемно-поисковая работа

   Ожегов. С.И. Шведова.Н.Ю Толковый словарь русского языка

26

Исторические изменения в словарном составе языка

1

Уметь объяснять причины исторических изменений. Приводить примеры

Слайдовая презентация

Словарная работа,

проблемно-поисковая работа

Тихонов Словообразовательный словарь русского языка.

27-28

Лексические средства выразительности речи

2

Знать лексические средства выразительности;

Уметь находить в тексте, определять разновидности, употреблять в речи

Работа с учебником, работа с таблицей

Золотарёва. И.В Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..

2009

29

30

Практическая работа « Лексические средства выразительности речи»

2

Уметь находить в тексте, определять разновидности

Мультимедиаурок

Самостоятельная работа

ФИПИ.

Тематические тесты

31

 Диктант с грамматическим заданием

1  

Проверка и систематизация  знаний по лексике и фразеологии.

Репродуктивный. Частично-поисковый метод

 Золотарёва.И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.   2009

32

33

Развитие речи.

 Сочинение «В начале было Слово…»

 2

  Знать композицию сочинения–рассуждения.

Уметь совершенствовать написанное  в соответствии с темой, основной мыслью и стилем

 Самостоятельная творческая работа

 

Морфемный уровень языка  7  часов

34

Виды морфем. Варианты морфем.

1  

Корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные морфемы

Работа с учебником, работа с таблицей

Проблемный метод

Золотарёва. И.В.Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..

2009

35

Состав слова, его современная структура.

1

Взаимосвязь морфемного уровня с другими уровнями языка.  

Уметь давать этимологический комментарий к  словам,

Индивидуальная работа с текстом Работа с учебником

Золотарёва. И.В.Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..

2009

36

 Система современного русского словообразования

1

  Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.

Анализ морфемно-словообразовательных явлений

Работа с учебником, работа с таблицей

Проблемный метод

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..

2009

37

Словообразовательные средства выразительности речи.

1

 Знать: изобразительные  средства  словообразования русского языка

Уметь видеть изобразительные  средства  словообразования русского языка в тексте

Работа с учебником, работа с таблицей

Проблемный метод

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..

2009

38

39

Практическая работа. Морфемный и словообразовательный способы образования слов.

2  

Уметь проводить морфемный и словообразовательный анализ слов

Мультимедиаурок

Индивидуальная работа с текстом

ФИПИ. Тематические тесты

  40

Контрольная  работа тестового характера.

1  

Проверка и систематизация    знаний по теме

Индивидуальная работа с текстом

ФИПИ. Тематические тесты

        Морфологический уровень языка  13 часов + 2р.р

41

42

Морфология. Система частей речи в русском языке

2  

Знать место морфологии в системе основных разделов лингвистики,  грамматические категории, грамматические значения и  грамматические формы.

Мультимедиаурок

Индивидуальная работа с текстом,

исследование

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..2009

43

44

45

Знаменательные части речи.

3  

Проблема классификации частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи.

Индивидуальная работа с текстом Работа с учебником

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

46

Служебные части речи

1  

Проблема классификации частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи.

Индивидуальная работа с текстом Работа с учебником  

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

47

48

Переход одной части речи в другую

2  

Переходные явления в области частей речи.

Индивидуальная работа с текстом Работа с учебником

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл..2009

49

50

Морфологические средства выразительности

2

Знать морфологические  средства  выразительности речи

Уметь: находить их в тексте, использовать в своей речи

Индивидуальная работа с текстом Работа с учебником

ФИПИ. Тематические тесты

51

52

Обобщение  по теме «Морфологический уровень языка»

2

Отработка практических умений и навыков, совершенствование речевых умений.

Индивидуальная работа с текстом Работа с учебником

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

53

Контрольная работа по теме «Морфология»

1  

Проверка и систематизация  знаний по морфологии

Индивидуальная работа с текстом

ФИПИ. Тематические тесты  

54

55

Развитие речи

 Изложение с творческим заданием «Проблема сохранения культурного наследия».

2  

Знать композицию  изложения.

Уметь составлять сложный план текста, совершенствовать написанное  в соответствии с темой, основной мыслью и стилем

Творческая работа

 

          Синтаксический уровень языка      8 часов

56

Классификация синтаксических единиц русского языка

1

Иметь представление о взаимосвязи синтаксического уровня с другими уровнями языка. Знать основные  синтаксические единицы.  

Индивидуальная работа с текстом Работа с учебником

Проблемно-поисковая работа

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

57

Синтаксические связи, их типы и средства выражения. Словосочетание

1

Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление.

Индивидуальная работа с текстом Работа с учебником

Проблемно-поисковая работа

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

58

 59

Предложение как единица синтаксиса

Предикативная основа предложения. Второстепенные члены

2

Интонационные и грамматические признаки предложений. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль

Способы выражения подлежащего и сказуемого. Квалификация второстепенных членов предложения

Индивидуальная работа с текстом Работа с учебником

Золотарёва. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

 60

Синонимия синтаксических конструкций

1  

Уметь анализировать явления синтаксической синонимии.

Индивидуальная работа с текстом Работа с учебником

  Золотарёва.И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

 61

Изобразительные средства синтаксиса

1  

Знать изобразительные средства синтаксиса (синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание и обращение, повторяющиеся союзы и бессоюзие).  

Уметь:  их видеть в тексте, анализировать синтаксические явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.

Индивидуальная работа

Поисковый метод

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

62

Диктант с грамматическим заданием

1

Проверка уровня усвоения синтаксических правил русского языка.

 Индивидуальная работа

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

63

64

 Комплексная контрольная работа по теме «Языковая система»

2

  Проверка уровня усвоения знаний и умений по теме «Языковая система»

 

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

Текст и его строение. Основные виды переработки текста 19 ч

65

Синтаксис текста. Признаки текста.

1  

Знать основные признаки текста – целостность, связность, тематическое единство

Групповая работа с текстом

Проблемный анализ

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

66

Абзац – композиционно-стилистическая единица текста

1  

Уметь выделять и видеть  композиционно-стилистическую единицу текста

Групповая работа с текстом

Проблемный анализ

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

67

Система функциональных разновидностей современного русского языка. Типы речи

1

Лингвистические особенности    основных стилей  текста. Типы: повествование, описание, рассуждение.

Работа с учебником, с текстами различных функциональных стилей.

Г.Я.Солганик Стилистика русского языка..   10-11 кл..  М., «Дрофа», 1996.

68

69

Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки

2

Уметь использовать разные виды чтения, извлекать информацию из различных источников: учебно-научных текстов, СМИ, электронных носителей, справочной литературы; Редактировать собственные тексты

Работа с учебником, аналитическая работа с текстами различных функциональных стилей.

Г.Я.Солганик Стилистика русского языка..   10-11 кл..  М., «Дрофа», 1996.

70

71

Конспект. Реферат

2

Уметь использовать разные виды чтения, извлекать информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы; редактировать собственные тексты

Работа с учебником, аналитическая работа с текстами различных функциональных стилей.

Г.Я.Солганик Стилистика русского языка..   10-11 кл..  М., «Дрофа», 1996.

72

73

74

Аннотация. Оценка текста. Рецензия.

3

Создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров. Выступать перед аудиторией с докладом; публично представлять проект, реферат.

Работа с учебником, аналитическая работа с текстами различных функциональных стилей.

Г.Я.Солганик Стилистика русского языка..   10-11 кл..  М., «Дрофа», 1996.

75

76

77

78

Практическая работа по редактированию собственного текста

4

Уметь редактировать собственный текст

Самостоятельная творческая работа,

79

80

Подготовка доклада на предложенную тему.

2

Знать: требования к докладу

Уметь: отбирать информацию из различных источников для доклада на заданную тему.

Самостоятельная творческая работа, работа со справочной литературой.

Ресурсы «Интернет»,

Электронная библиотека  Кирилла и Мефодия

81

82

Подготовка  презентации к докладу в электронном виде

2

Уметь отбирать материалы для презентации по степени значимости.

Самостоятельная творческая работа на компьютере в медиатеке,  работа со справочной литературой.

83

Выступление с докладом и презентацией

1

Уметь владеть устной речью, отвечать на заданные вопросы.

Выступление.

 

Повторение изученного в 10 классе  19 часов  (17+2р.р.)

84

Уровневая организация.

1

Основные единицы разных уровней языка.  Взаимосвязь единиц и уровней.

Работа с учебником, аналитическая работа с текстом

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

85

Фонологический уровень. Практическая работа.

1

Знать фонетические единицы, орфоэпические нормы

Уметь  расставлять ударение в словах

Работа со словарём, с учебником, самостоятельная работа

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

86

87

88

89

90

Разделы современной русской орфографии.

Правописание морфем

5

Совершенствовать навыки орфографического письма.

Уметь в тексте находить все

изученные орфограммы

Уметь приводить примеры на все виды изученных орфограмм, классифицировать их по принципам написания

Работа с ОСФТЗ в компьютерном классе, самостоятельная работа, работа со справочной литературой

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

90

91

   Слитные дефисные и раздельные написания

2

Уметь в тексте находить все

изученные орфограммы

Уметь приводить примеры на все виды изученных орфограмм, классифицировать их по принципам написания

Работа со словарём, с учебником, самостоятельная работа

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

92

93

Развитие речи

Сочинение на основе прочитанного текста

2

«Словесная ткань» и композиция сочинения-рассуждения

Творческая самостоятельная работа

94

Рецензия на сочинение.

1

Уметь  рецензировать текст.

Самостоятельная групповая работа

95

96

97

Практическая работа с текстом

3

 Отработка умения работать с текстом, определять тему, выделять микротемы, находить проблему, доказывать авторскую позицию Лингвистический анализ текста.

Нахождение средств выразительности

Групповая работа с текстом

Проблемный анализ

микроисследование

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

98

Контрольная работа тестового характера

1

Проверка и систематизация  орфографических и пунктуационных знаний

самостоятельная работа

99-

102

Обобщение. Повторение пройденного

4

Систематизация полученных знаний

Работа со словарём, с учебником, самостоятельная работа

Золотарёва. И.В. Поурочные разработки к урокам русс. яз в 10 кл.. 2009

                                                                                                         



Предварительный просмотр:

   

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

 ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

10 КЛАСС

                                                                                УЧИТЕЛЬ:   МАМЫКИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

№ урока

Разделы программ, темы уроков

Кол-во час

Обязательный минимум содержания образования

Средства обучения и формы организации работы на уроке

Контроль

Кал сроки

1

2

Введение

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.

2

Россия в первой половине 19 века Отечественная война 1812 года. Движение декабристов.

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.

Литературные направления.

 Исторический реализм Карамзина. Языковая реформа Карамзина. Ведущие журналы. Расцвет русского романа. Романтизм и реализм в поэзии.

Лекция

Работа с таблицей

Работа со справочными материалами работа по карточкам

тест

1нед сент

Русская литература 19 века

97

3

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творческий путь.

«Ключ»

«Фелица»

«Русские девушки»

«Соловей»

Величайший лирик 18 века. Его

жизнь и творческий путь. Жанр оды в творчестве Державина, его разнообразие и преображение.

Ода – один из жанров лирической поэзии.

Беседа, работа с учебником,

работа со справочными материалами работа с текстами лирических стихотворений.

индивидуальный

1нед сент

4

5

Василий Андреевич Жуковский.

Баллады «Светлана», «Людмила».

Стихотворение «Певец во стане русских воинов»;  

Элегия  «Море»,  «Вечер».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

3 ч

Баллада – любимый жанр Жуковского.

Особенности романтизма Жуковского (на примере стихотворения «Певец во стане русских воинов»)

Элегия – излюбленный лирический жанр поэта. Поэтическое обаяние и оригинальность стиха.

Работа с таблицей, с текстом, Составление цитатного плана

.

Индивидуальный и тематический

2 нед сент

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Александр Сергеевич Пушкин

«Вся жизнь – один прекрасный миг» (основные этапы жизненного и творческого пути).

 Основные мотивы лирики

«Евгений Онегин».(Роман в стихах). Роман в зеркале критики.

Романтические поэмы («Цыганы», «Бахчисарайский фонтан»)

Развитие реализма в поэмах «Медный всадник», «Полтава»

Реализм «маленьких трагедий» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы»

9 ч

Основные этапы жизненного и творческого пути.

Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества.

 Мотивы любви и дружбы, поэта и поэзии, гражданственности, раздумья о смысле жизни.

Особенности жанра романа в стихах

Образная система действующих лиц. Критическая оценка романа, противоречивость критических мнений.

Широта изображения русской действительности в романе.

 Художественные особенности романтических поэм. Развитие исторической темы в реалистических поэмах. Основные конфликты «маленьких трагедий», сосредоточение на судьбе человека.

Т.Л.: Реализм

Минипроект

Групповая работа с текстом

Индивидуальная работа с текстом

Проблемный анализ отдельных эпизодов

Анализ словесных образов и художественно-изобразительных средств в произведениях Работа по карточкам

Индивидуальный и тематический

3-4 нед сент – 1 нед окт

15

Р.р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

   Финальное объяснение Онегина и Татьяны (анализ эпизода из главы 8).

   Проблема воспитания в романе А.С.Пушкина «Е.О»

  Гений и злодейство в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

1

   Финальное объяснение Онегина и Татьяны(анализ эпизода из главы 8).

   Проблема воспитания в романе А.С.Пушкина «Е.О»

  Гений и злодейство в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

анализ текста Оценка прочитанного Редактирование собственного текста

Тематический

индивидуальный

3 нед окт

16

17

18

19

20

21

22

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Гордость и слава русской поэзии» (биография поэта)

Основные мотивы лирики

(«Смерть Поэта», «Пророк», «Родина», «Как часто пестрою толпою окружён», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…»,                  «Завещание»)

 

«Герой нашего времени» - роман

7 ч

Своеобразие художественного мира поэта. Образные средства языка лирических стихотворений

Одно стихотворение наизусть

Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова

Молитва как жанр в лирике поэта. Мечта о гармонии в мире человеческих отношений.

Особенности композиции романа

Художественное своеобразие лирики

Психологический роман о незаурядной личности

Образная система

Работа с текстом

Проблемный анализ отдельных эпизодов

Образный анализ

Тематический

индивидуальный

3-4-5 нед окт

23

Р.Р. Сочинение

по творчеству М.Ю. Лермонтова

1 ч

Образные средства языка лирических стихотворений (анализ одного по выбору)

Любовь к Родине в поэзии М.Ю.Лермонтова.

Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Индивидуальная работа с поэтическим текстом Проблемный анализ Редактирование текста

индивидуальный

5 нед окт

24

25

26

27

28

29

30

Николай Васильевич Гоголь

Очерк жизни и творчества.

Романтические произведения

(обзор с обобщением ранее изученного)

«Петербургские повести»

«Мертвые души» - поэма о величии России

7 ч

Романтические произведения – сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в повестях.

Мифический образ обманного и душного города в «Петербургских повестях», сочетание трагедии и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики.

Поэма о величии России. Поэма в оценках Белинского.

Работа с текстом

Анализ отдельных эпизодов

Образный анализ

Тематический

индивидуальный

1-2 нед нояб- 4 нед нояб

31

Сочинение творчеству Н.В.Гоголя

1

Тема «маленького человека» в повестях Н.В.Гоголя.

Тема народа и Родины в поэме

 «Мёртвые души».

Смешное и грустное в произведениях Н.В.Гоголя

Редактирование текста Проблемный анализ отдельных эпизодов

индивидуальный

4 нед нояб

32

Контрольная работа по изученному материалу

1

Систематизация изученного материала

Репродуктивный

Частично-поисковая работа

понятийный диктант

индивидуальный

4 нед нояб

33

Обзор русской литературы второй половины 19 века

1

основные проблемы литературы этого периода. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра

Лекция с использованием ИКТ

1 нед декабря

34

35

36

37

38

39

Иван Александрович Гончаров

Жизнь и творчество

Роман «Обломов»

6 ч

Знакомство с фактами биографии И.А.Гончарова

Трилогия «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Место романа «Обломов» в трилогии.

Особенности композиции романа, его социальная и нравственная проблематика. Диалектика характера Обломова. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Роман в русской критике.

Составление хронологического плана Проблемный анализ отдельных эпизодов Работа с текстом .

Образный анализ. Работа с критической литературой

семинар

Тематический, индивидуальный групповой

1-2-3 нед декабря

40

41

42

43

44

Александр Николаевич Островский

Очерк жизни и творчества.

Пьеса «Гроза»

5 ч

Творческая история пьесы, основной конфликт, система образов.

Город Калинов и его обитатели.

Быт и нравы «тёмного царства».

Сила и слабость Катерины.

Пьеса в критике (Н. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»).

Домашнее сочинение по творчеству Островского.

Проблемный анализ отдельных эпизодов Работа с текстом  пьесы.

Образный анализ. Работа с критической литературой

индивидуальный

тематический

3-4 нед декабря

45

46

47

48

49

50

51

Иван Сергеевич Тургенев

Очерк жизни и творчества.

Роман «Отцы и дети».

7 ч

Основные этапы жизненного и творческого пути.

История создания романа.

Идеологические и социальные разногласия героев.

Базаров – герой своего времени.

Духовный конфликт героя. Любовь в романе.

Споры в критике вокруг романа.

Проблемный анализ отдельных эпизодов Работа с текстом  

Образный анализ. Работа с критической литературой

индивидуальный

тематический

5 нед декабря – 2-3-4 нед января

52

Зачетная работа

1 ч

проверка знаний и умений по пройденным темам

самостоятельная работа

анализ эпизода эпического и лирического произведения

индивидуальный

4 нед января

53

54

55

56

57

58

59

 Николай Алексеевич Некрасов

Очерк жизни и творчества

« В дороге…»

«Еду ли ночью по улице тёмной…»

«Надрывается сердце от муки…»

«Поэт и гражданин»

«Мы с тобой бестолковые люди…»

«Я не люблю иронии твоей»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

7 ч

Эмоциональное богатство поэзии.

Образные средства языка

Анализ лирического стихотворения

Т.Л.: жанры лирических произведений.

Работа с текстом

Анализ отдельных эпизодов

Образный анализ

Словарная работа

индивидуальный

тематический

4-5 нед января –

 1 нед февраля

60

61

62

Фёдор Иванович Тютчев

«Silentium»

«Не то, что мните вы, природа…»

«Как хорошо ты, о море ночное»

«Нам не дано предугадать»

«Умом Россию не понять»

«О, как убийственно мы любим»

«Я встретил вас - и всё былое»(«К.Б.»)

3 ч

Единство мира и философия природы в лирике. Человек и история в лирике Фета.

Жанр лирического фрагмента

Стихийная сила любви.

Образные средства языка лирических стихотворений.

Одно стихотворение наизусть

Индивидуальная работа с поэтическим текстом Анализ словесных образов и художественно-изобразительных средств

индивидуальный

2 нед февраля

63

64

65

Афанасий Афанасьевич Фет

«Даль»

«Ещё весны душистой нега…»

«Летний вечер тих и ясен…»

«Заря прощается с землёю…»

«Сияла ночь. Луной был полон сад…»

3 ч

Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

Гармонизм и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.

Импрессионизм поэзии Фета.

Анализ словесных образов и художественно-изобразительных средств  лирики

Сравнительный анализ

семинар

Самостоятельная работа – сравнительный анализ лирики

3 нед февраля

66

Алексей Константинович Толстой

Лирика.

Баллады и былины.

1 ч

Основные темы, мотивы и образы поэзии.

Своеобразие художественного мироощущения поэта.

Объяснительно-иллюстративный анализ

индивидуальный

1 нед марта

65

66

67

68

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Личность и творчество.

Обзор романа «История одного города» и «Господа Головлёвы»

4 ч

Творческий путь писателя.

Замысел. История создания романа; жанр и композиция

Образы градоначальников.

Анализ отдельных эпизодов

Образный анализ

индивидуальный

тематический

1-2 нед марта

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

Лев Николаевич Толстой

Жизнь и судьба.

Этапы творческого пути.

Роман- эпопея  «Война и мир»

11 ч

Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир.

История создания романа. Особенности жанра и стиля. Образ автора. Народ и мысль народная. Духовные искания героев. Женские образы в романе. Семья Ростовых и семья Болконских (мысль семейная в романе). Кутузов и Наполеон. Ложный и истинный патриотизм. Внутренний монолог как способ выражения диалектики души.

Художественные особенности романа.

Т.Л.: углубление понятия о романе; развитие понятия внутренний монолог

Работа с текстом

Проблемный анализ  отдельных эпизодов

Образный анализ

Словарная работа,

проблемно-поисковая работа

сравнительно-сопоставительный анализ

работа по карточкам

индивидуальный

тематический

2-3-4 нед марта –

1-2 нед апреля

80

81

Подготовка к сочинению по творчеству Л.Н.Толстого.

Написание сочинения

2 ч

Любимые страницы романа «Война и мир».

Красота души человеческой.(по роману «Война и мир»).

Патриотизм и героизм русского народа.

«Мысль семейная» в романе.

Портрет как средство характеристики героев романа.

«Давно я тебя ждала»(Наташа Ростова и Андрей Болконский).

Чем меня обогатило чтение романа «Война и мир».

Сбор материалов к сочинению по выбранной теме.

индивидуальный

2 нед апреля

82

83

84

85

86

87

Фёдор Михайлович Достоевский

«Преступление и наказание»

6 ч

История создания романа. Противопоставление «преступления» и «наказания» в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология. Истоки его бунта. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике.

Частично-поисковый. Проблемный анализ отдельных эпизодов Образный анализ

работа по карточкам

 индивидуальный опрос работа по карточкам

4-5 нед апреля

88

89

Николай Семёнович Лесков.

Повесть «Очарованный странник»

2 ч

Творческий путь писателя.

Жанр русской новеллы.

Особенности жанра, фольклорное начало в повествовании. Герой Иван Флягин, Одухотворённость его характера.

Проблемный анализ отдельных эпизодов Образный анализ

индивидуальный опрос

1 нед мая

90

91

92

93

94

95

96

Антон Павлович Чехов

Жизнь и творчество

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов: «Человек в футляре»

«Дом с мезонином»

«Студент»

«Дама с собачкой»

«Черный монах»

«Ионыч»

Пьеса «Вишнёвый сад»

7 ч

Основные жанры творчества – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах. Конфликт обыденного и идеального. Душевная деградация человека.

«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов, композиция. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Разрушение дворянского гнезда. Символ сада в комедии. Своеобразие чеховского стиля. «Бессобытийность», «подводное течение» в пьесе.

Работа с текстом

Анализ отдельных эпизодов

Образный анализ

Исследовательский анализ

читательская конференция «Философско-психологическая проблематика рассказов А.П.Чехова

индивидуальный опрос

тематический тест

1-2-3 нед мая

97

98

Зачётная работа

2 час

проверка знаний и умений по пройденному курсу

Работа с текстом

Анализ отдельных эпизодов

Образный анализ

индивидуальный

3 нед мая

Зарубежная литература

3 час

99

100

101

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы.

Шекспир «Гамлет»

Гёте «Фауст»

Бальзак «Гобсек»

3 ч

Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы.

Обзорное знакомство с содержанием, героями. Проблематика произведений.

Работа с текстом.

Анализ отдельных эпизодов,

 проблемный и образный анализ

сравнительно-сопоставительный анализ

тематический

4 нед мая – 5 нед мая

102

Нравственные уроки русской литературы 19 века

1 час

многообразие тем и проблем русской литературы 19 века.

Своеобразие русских литературных направлений.

 публичное выступление с сообщениями по обозначенной проблеме

индивидуальный

5 нед мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»

Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Химия"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Химия» адресован студентам очной формы обучения и предназначен для повышения эффективности и качества подготовки путем:- систематизации...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)

В статье представлена структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине "Русский язык". Определена структура технологической карты, дан пример обратного листа....

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...