Урок русского языка в 5 классе "Фразеологизмы"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Урок является продолжением темы "Фразеология".  На нем пятиклассники закрепляют умение верно толковать лексическое значение фразеологизмов,  формируют навыки подбора фразеологических синонимов и антонимов; развивают умение находить фразеологизмы в предложении, а также умение составлять предложения  вместе с ними; анализируют синтаксическую роль фразеологизма в предложении;выявляют основную функцию употребления фразеологизмов  в речи; обогащают словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_pechati__votinovoy_a.a..doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вотинова  Альбина  Александровна,

учитель русского языка  и литературы

МОУ   СОШ  №  14  г. Кызыла.

( стаж работы – 7 лет, 12 разряд,

2-ая  квалификационная категория.)

                Урок – закрепление  по теме  «Фразеологизмы».

                ( учебник 5-го  класса  под редакцией  М.М.Разумовской.)

Цель:  закрепление умения верно и правильно толковать лексическое значение фразеологизмов; формирование навыков подбора фразеологических синонимов и антонимов; развитие умения находить фразеологизмы в предложении, а также умение составлять предложения  вместе с ними; анализ синтаксической роли фразеологизма в предложении; выявление основной функции употребления фразеологизмов  в речи; обогащение словарного запаса учащихся;

 

Ход  урока:

1. Слово учителя ( вопросы в качестве повторения)

- Что такое фразеологизм?

- Что такое переносное значение слова?

2. На доске записаны словосочетания:

        Золотые руки, золотые зубы, дрова разгорелись, глаза разгорелись, волчий аппетит, сбивать с толку, волчий хвост, сбивать с дерева, задрать нос, горькое лекарство, горькая правда.

задание:  выписать в тетрадь только те словосочетания, которые употреблены в переносном значении, дать их лексическое толкование.

3. На доске записаны фразеологизмы-словосочетания в два столбика:

1. На руках  носить                                            А)  Своим горбом жить

2. На чужой шее сидеть                                     Б)  Держать в ежовых рукавицах

3. Лясы точить                                                    В)  Держать язык за зубами

4. Сидеть сложа руки                                         Г)  Работать засучив рукава

5. От рук отбиться                                              Д)  Придать анафеме

P.S. заранее подготовленный ученик читает значение фразеологизма «придать анафеме».

задание: ребята должны указать  фразеологизмы из 1-го  и  2-го  столбиков, которые являются по отношению друг к другу антонимами, дать лексическое значение некоторым из них. Затем  ученик выходит и указывает всё на доске. Получается:

1-Д.

2-А.

3-В.

4-Г.

5-Б.

- Какой вывод можем сделать?

(  фразеологизмы могут иметь антонимы , т.е. слова, противоположные по своему лексическому значению.)

4. Работа с учебником (устная). Стр 87, упр. 268.

задание:  расшифровать  рисунок, определив, какие  «нарисованы» фразеологизмы. Придумать с ними простые предложения.

5. Работа с предложением у доски (синтаксический разбор).

Мама нас похвалила, потому что мы днём трудились до седьмого пота.

задание: найти в предложении фразеологизм, дать его лексическое значение, выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания, записать характеристику и схему предложения. (выполняют у доски поочерёдно 2 ученика).

- Как выделяются  фразеологизмы в предложении?

- Что нельзя делать со словами внутри фразеологизма?

( фразеологические сочетания выделяются одним членом предложения,  внутри фразеологического сочетания нельзя убирать слова, т.к. фразеологизм потеряет своё значение.)

6. Работа с текстом ( текст дан на карточке каждому ученику).

                                Попались на удочку.

        Пригласил нас как-то сын  л(и,е)сника    (к)себе. Сказал   что сходим за гр(и,е)бами  (по)охотимся  рыбу  ловить будем.  Уху свар(и,е)м – пальчики  оближеш(ь).  Мы, конечно,  обрадовались  уши  развесили   слуша(и,е)м.

        Мой  братишка – так  голову  пот(и,е)рял  от  счастья. Как же! В лесу  (за)ночуем   пала(т,д)ки    разобьём   к(а,о)стёр  разложим. Сын  л(и,е)сника – мастер рыбу ловить,  собаку  на этом  с(ъ,ь)ел.  Не  знаю,  каких  собак  он  там  с(ъ,ь)ел,  а вот  мы  попались  на  удочку.  Обманул  он  нас.

задание:  1-ый   ученик  читает выразительно текст.

              2-ой  ученик  объясняет орфограммы  в словах.

              3-ий   ученик  находит пропущенные запятые  в первом абзаце,                                  объясняет их постановку.

              4-ый  ученик  находит пропущенные запятые  во втором абзаце,                                 объясняет их постановку.

              5-ый ученик  находит в  тексте  фразеологизмы, объясняет их                                    лексическое значение.

7. Проверка  домашнего задания, которое  было дано к этому уроку.

( ученикам, сидящим на первом ряду, было дано задание найти в словарях и записать в тетрадь как можно больше фразеологизмов со словом –РУКА- Например,  рука руку моет. Ученикам, сидящим на втором ряду, – со словом  -ГОЛОВА-. Например,  с больной головы на здоровую. Ученикам, сидящим на третьем ряду,  - со словом–НОГА-. Например, в ногах  правды нет. После урока за это задание оценка ставится каждому ученику.)

8. Работа с фразеологизмами на карточке ( карточка раздается каждому ученику).

        Крокодил в мешке, как с совы вода,  утиная песня, тигриная доля,  конское упрямство,  стрелянный петух,  подложить барана,   барсучья  услуга.

задание: записать в тетрадь  правильное употребление  фразеологизмов.

9. Подведение  итогов.

- Для чего нужны фразеологизмы в речи?

( они делают речь более  красочной,  яркой,  выразительной.)

10. Домашнее задание.

Написать небольшое  сочинение  «Для чего нужны фразеологизмы в речи», используя в качестве примера  фразеологизмы, употребленные на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...