Урок письма
методическая разработка по русскому языку по теме

Данная методическая разработка направлена на возрождение бережного отношения детей и подростков к родному языку ,развитие их творческих способностей, умение писать серьезные письма. Она возвращает интерес молодых людей к эпистолярному жанру. 

 Работа была отмечена  УФПНС Саратовской области в рамках Всероссийского конкурса " Лучший урок письма -2011".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Урок письма"25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Я Вам пишу...»

Письмо как средство общения

Пишите друг другу письма,

ведь они помогают жить, делая нас добрее.

 А. П. Чехов

Цель: 1. показать значение переписки в жизни человека; 2. закрепить представление о письме как тексте; 3. совершенствовать навыки работы с произведениями эпистолярного жанра; 4. формировать умения поддерживать письменный диалог.

Задачи: 1. исправление недостатков речевого развития; 2. развитие эстетического и культурного восприятия; 3. обогащение словарного запаса, 4. грамматического строя речи; 5. совершенствование коммуникативной адаптации; 6. обучение правильному построению вопросов и ответов на вопросы; 7. формирование навыка построения литературно правильного текста, несущего информацию автора о себе и объектах его окружающих; 8. развивать потребность: увидеть, запомнить, рассказать.

Оборудование: образцы писем, «эпистолярная лексика», история письма в картинках, интерактивная доска, таблицы с речевым клише.

Ход урока

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня…

Вы все, конечно, узнали эти строки А. С. Пушкина. Письмо Татьяны Онегину. Это без сомнения один из прекраснейших образчиков эпистолярного жанра, забытого в последнее время современными людьми.

Словечком “эпистолярный” мы обязаны грекам, которые и подарили миру первого классика этого жанра, афинянина Эпикура. К сожалению, не так много дошло до нас писем из античности. Но их ценность определяется не только почтенным возрастом, а возможность понять, о чем думали, о чем мечтали, что волновало или печалило, чему люди радовались более двух тысяч лет назад. Было прекрасно, если бы удалось издать Библиотеку писем от античных времен и до наших дней, подобно Библиотеке всемирной литературы. Перед нами предстала бы история человеческого духа во всем своем великолепии и величии. Какие страсти прошли перед нашими глазами? Какой любовью мы были бы очарованы? Какую преданность идеалам мы смогли бы увидеть? О каких достижениях и падениях смогли бы рассказать письма?

Письма несут бесценные свидетельства о жизни, нравах и традициях, они воскрешают ушедшие эпохи, как бы ни взначай приоткрывают двери в прошлое, повествуя о мельчайших подробностях быта и уклада жизни и о событиях исторического масштаба. Но самое главное и бесценное свойство писем состоит в том, что они повествуют о душе человеческой, рассказывают о том, какой путь этой душе прошлось пройти, какие драмы удалось пережить, где она черпала силы, чтобы все преодолеть.

Судите сами!

Денни Дидро – Софии Волан

(20 октября 1759 года, Грандваль)

Вы здоровы! Вы думаете обо мне! Вы любите меня. Вы всегда будете любить меня. Я верю Вам, теперь я счастлив. Я снова живу. Я могу разго варивать, работать, играть, гулять – делать все, что вы пожелаете. Должно быть, я был слишком мрачен последние два или три дня. Нет! Моя любовь, даже Ваше присутствие не обрадовало бы меня больше, чем Ваше первое письмо.

С каким нетерпением я ждал его! Мои руки дрожа ли, когда я открывал конверт. Лицо мое исказилось; голос срывался, и если бы тот человек, что передал мне Ваше письмо, не был тупицей, он бы подумал: «Он получил весточку от матери, или от отца, или от Кого-то, кого он сильно любит». В тот момент я был близок к тому, чтобы послать Вам письмо с выраже нием великого беспокойства. Когда Вы развлекае тесь, Вы забываете, как сильно страдает мое сердце...

Прощайте, моя дражайшая любовь. Я люблю Вас пылко и преданно. Я любил бы Вас еще сильнее, если бы знал, что это возможно.

А вот еще одно элегантный утонченный образец эпистолярного жанра, написанный так остроумно и изящно американским оратором и политическим деятелем Даниелем Вебстером 4 марта 1844 года. Эта записка адресована молодой женщине Жозефине Ситон, которая приходила в гости к Вебстеру и случайно забыла у него свою шляпку.

Моя дорогая Жозефина,

боюсь, Вы промокли вчера вечером, поскольку, как только дверь моего дома закрылась за Вами, пошел дождь. Я пользуюсь случаем вернуть Вашу шляпку и выразить надежду на то, что сегодня утром с Вами все в порядке и Вы не простудились.

Я попробовал поговорить с вашей Шляпкой. Спро сил ее, сколько нежных взглядов, направленных ниже ее полей, видела она; сколько нежных слов слышала она рядом с собой; сколько раз ее подбрасывали в воздух в минуты восторга и триумфа. И случалось ли ей (а если случалось, то когда) трепетать от чувств, которые переполняли ее хозяйку. Но она доказала, что умеет хранить тайны, и не ответила ни на один из моих вопросов. Мне оставалось только попытаться застать ее врасплох, произнося различные имена одно за другим. Довольно долго она оставалась невозмутимой, но вдруг, услышав одно имя, определенно  вздрогнула и ленточки ее затрепетали!

 Я пожелал ей всего хорошего. Надеюсь, что она никогда не покроет заболевшую голову, и глаза, которые она защищает от солнечных лучей, никогда не узнают слез, но только радость и любовь.

Дорогая Жозефина, с наилучшими пожеланиями,

Ваш Даниель Вебстер

Но нам пора вернуть в ХХI век… Век новейших информационных технологий, Интернета и сотовой связи. Электронные письма, SMS позволяют быстро связаться с близким людьми или знакомым, живущим в любой точке страны. Конечно, это удобно, практично. Но почему мы все еще не перестаем ждать писем, этих заветных конвертов, в которых пришло к нам послание. Ответ очень прост и очевиден: только письма помогают общаться душою с близкими нам людьми, только такое общение хранит душевную любовь и теплоту рук, которые с нежным трепетом вкладывают бумагу в конверт.

Написание письма – это целое искусство. Попробуем и мы на этом уроке овладеть искусством письма.

- А сейчас давайте вспомним, какие бывают письма? (письма бывают: деловые, дружеские, поздравительные, благодарственные,  письмо-просьба, письма в СМИ).

- Кому чаще всего пишут письма, и с какой целью? (чаще всего пишут близким, знакомым, родным, чтобы узнать, как живут, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.)

- Какая еще информация может содержаться в письме, помимо перечисленной? (в письме мы можем посоветовать, утешить, убедить, рассказать о своих делах, узнать мнение о том, что нас волнует.)

- А как называют того, кто посылает письмо, и того, кто получает? Идет работа над лексическим значением слов.

(На экране написаны слова АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ)

- Прочтите эти слова, не правда ли они схожи по звучанию?

- Выясним их лексическое значение. Вспомните, по какому словарю можно это узнать? (Толковый словарь под редакцией В. И. Ожегова  или в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля)

(на экране)

Адресат- тот, кому адресовано почтовое отправление (ПОЛУЧАТЕЛЬ)

Адресант- тот, кто посылает почтовое отправление (ОТПРАВИТЕЛЬ)

- Слова, сходные по звучанию, но не совпадают по значению, называются паронимами. Чтобы избежать лексических ошибок, необходимо знать значение слова и употреблять его, осознано.

- Так кого мы называем получателем, а кого отправителем?

Какие признаки позволяют нам понять, что перед нами письмо, а не какой-либо другой документ? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем письма Л. Н. Толстого и Наполеона Бонапарта, относящиеся к вершинам эпистолярного жанра. Обратите внимание на форму обращения и заключения в них.

Письмо Л. Н. Толстого к Н. Н. Страхову.

Любезный Николай Николаевич!

Благодарю вас за письмо: мы поджидали его и начинали уже беспокоиться о Вас. Очень радуюсь за то, что Вам было хорошо у нас. Жду Вашу биографию, которую хоть и браните, но я знаю, что там будет много хорошего. Я все переделываю, поправляю свое писанье и очень занят. Погода прекрасная, мы все веселы и здоровы. Смерть Тургенева я ожидал, а все-таки очень часто думаю о нем теперь. Простите, что пишу несколько слов. Не забывайте нас за то, что мы Вас любим.

Ваш Л. Н. Толстой.

Наполеон Бонапарт – Жозефине в Мюнхен

(декабрь 1805 года)

Великая Императрица,

ни строчки от тебя после твоего отъезда из Страсбурга. Ты проехала Баден, Штутгарт,  Мюнхен и не написала ни слова. Это совсем не радует меня! Я все еще в Брюнне. Русские ушли; у меня есть передышка. Через несколько дней должен буду решить, что делать дальше. Соблаговолите снизойти с высоты Вашего величия и уделить чуточку времени одному из Ваших рабов.

Наполеон

- Какие особенности вы заметили в прочитанных письмах?

Ученик. В письмах Л. Н. Толстого и Наполеона Бонапарта можно выделить следующие особенности:

1. В доверительной форме авторы излагают свой внутренний мир.

2. Присутствие монологической и диалогической письменной речи.

3. Письмо предполагает обязательное присутствие адресата и отправителя.

4. Письма как форма общения.

Правильно. Письмо - это особая форма общения людей, которой присущи черты монолога и диалога. Личным письмам свойственны доверительность, искренностью.

Письмо, как и любой другой текст, имеет свое строение или композицию. Письмо состоит из нескольких смысловых частей, объединенных единством темы. Перед тем как приступать к написанию письма нужно тщательно продумать то, о чем будет рассказано в письме, отобраны доказательство, необходимые для достижения цели письма.

Основными частями письма являются: обращение, вступление, основное содержание и заключение.

Первая часть письма – это обращение. Как правило, это слово или сочетание слов, называющее того, кому обращено письмо, то есть оно определяет адресата. По обращению можно понять, как автор письма относится к адресату. Главной задачей обращения является привлечения внимание адресата, установление контакта с ним.

Следует помнить, что обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения и  на письме выделяется запятыми. Какие примеры обращений вам запомнились из прочитанных на уроке писем?

Любезный Николай Николаевич!

Великая Императрица!

Моя дорогая Жозефина

В настоящее время к адресату допустимо обращение по должности, как правило, к руководителям, занимающим высокое должностное положение «Уважаемый господин президент!», «Уважаемый господин министр!». Менее официальный характер носит обращение по имени и отчеству «Уважаемая Татьяна Андреевна!» Если вы хотите обратить к коллективу, то можно использовать обращение «Уважаемые господа!»

В письмах к друзьям или родственникам часто используют обращение «дорогой», «любимый». Такие слова говорят о вашей привязанности, нежности и любви к адресату. В обращении используются слова, обозначающие приветствие «здравствуйте», «привет».

Во второй части письма, которое заключает основное содержание письма вы рассказывает о том, что стало поводом для написания послания, здесь же вы можете поделиться своим мнением, привести доказательства, которые помогут перейти к заключительной части.

И последняя часть письма – заключение, которая подводит итог. В этой части обычно используют такие слова, как «до свидания», «прощайте», «до встречи», «буду ждать ответа», «пока».

 В конце письма также указывается место написания и дата, если таковая не была означена в начале, ставиться подпись.

Если ваше письмо адресовано близким людям, вы можете в конце написать латинское слово «vale», которое переводится «будь здоров».

Иногда в письмах используется и такое сокращение, как P.S. – постскриптум (в переводе с латыни означает «после написанного»), это приписка к оконченному и подписанному письму.

Итак, мы разобрали с вами все части, из которых состоит письмо. Давайте еще раз назовем их.

И чтобы проверить, как вы усвоили материал, предлагаю вашему вниманию следующую работу. Давайте отредактируем текст вот это письмо (письмо высвечивается на доске).

Здравствуй, Руслан.

Во первых строках моего письма хочу сообщить тебе о своих делах. Кое-как разобрался со схемой модели, заканчиваю писать. Жду ответа, как соловей лета! 

Санек.

Давайте проверим, что же у вас получилось (зачитываются несколько писем)

Редактирование можно заменить чтением еще одно письма.

Сейчас предлагаю вам познакомиться с письмом, которое было писано Сэмюэлем Ленгхорном Клеменсем (вам это  человек известен под именем Марк Твен) его жене, Оливии (Ливи), на тридцатилетие. (27 ноября 1875 года, Хартфорд)

Ливи, дорогая,

шесть лет прошло с того момента, как я добился свое го первого успеха в жизни и завоевал тебя, и тридцать лет – с тех пор, как Провидение сделало необходимые приготовления к этому счастливому дню, послав тебя в этот мир. Каждый день, прожитый нами вместе, добавляет мне уверенности в том, что мы никогда не расстанемся друг с другом, что ни на секунду не пожалеем о том, что соединили наши жизни. С каждым годом я люблю тебя, моя детка, все сильнее. Сегодня ты мне дороже, чем в свой про шлый день рождения, год назад была дороже, чем два года назад, - не сомневаюсь, что это прекрасное движение будет продолжаться до самого конца.

Давай смотреть вперед – на будущие годовщины, на грядущую старость и седые волосы – без страха и уныния. Доверяя друг другу и твердо зная, что любви, которую каждый из нас несет в своем сердце, хватит для того, чтобы наполнить счастьем все отведенные нам годы.

Итак, с огромной любовью к тебе и детям, я привет ствую этот день, который дарит тебе грацию почтен ной дамы и достоинство трех десятилетий!

Всегда твой

С. Л. К.

- Какими чувствами проникнуто письмо? Что вы можете сказать о его авторе? Какие чувства оно затронуло в ваше душе?

Итог урока.

Сегодня мы познакомились с эпистолярным жанром, прочли несколько писем, написанных великими людьми, рассмотрели строение письма, определяли смысловые части письма. Смогли убедиться, что написание писем – это искусство. Очень важно каждому человеку научиться общаться друг с другом с помощью писем. Возможно, те письма, которые мы сегодня прочитали, помогут вам справиться с домашним заданием. Вам нужно написать письмо. Кому оно будет адресовано, решать вам. Может быть, это будут ваши родственники или друзья. И чтобы вам работалось лучше, предлагаю воспользоваться содержимым конвертов, которые лежат на ваших столах. В них вы найдете «15 основных правил написания письма», о которых мы также говорили на нашем уроке. Желаю удачи!

Домашнее задание: написать письмо.

15 основных правил написания письма

1. Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письма на листах, вырванных из тетради - признак дурного тона)

2. Лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые обычно печатаются)

3. Поздравления, соболезнования, приглашение также обычно пишут от руки.

4. Начать необходимо со слов приветствия и обращения.

5. Продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней из встреч)

6. Желательно спросить сначала о делах адресата, а затем изложить собственные новости.

7. Каждое письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.

8. Содержание письма, может быть каким угодно: о близких и друзьях, о том, как проводится свободное время.

9. Писать следует разборчиво: если почерк не совсем разборчив- извинитесь за плохой почерк.

10. Письмо должно быть написано грамотно (если сомневаетесь в написании того или иного слова обратитесь к орфографическому словарю)

11. Закончить уместно обращением к адресату с вопросами о его жизни, пожеланием увидеться.

12. Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк.

13. В конце письма адресат ставит свою подпись.

14. Перед отправлением письмо следует перечитать.

15. Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указать фамилию, имя адресата, а затем - название города, потом- название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...