Причастие
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Урок - зачет по теме "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie.docx914.61 КБ
Файл kartochka.docx11.6 КБ
Файл prichastie.pptx128.52 КБ
Файл testy_dlya_proverki_znaniy_umeniy_i_navykov.pptx286.27 КБ
Файл prezentaciya1.pptx139.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – зачёт по теме

«Причастие».

Цель урока: систематизация знаний о причастии, актуализация опорных знаний и умений, совершенствование имеющихся, формирование новых способов действий учащихся; проверка  умений определять грамматические признаки причастия, находить, правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Развитие речи учащихся: составление рассказа на лингвистическую тему, определение темы высказывания.

Оборудование урока: тестовые задания, карточки, опорные схемы. Лингвистические  тексты.

Ход урока.

  1. Актуализация опорных  знаний и умений (общеклассная форма работы).

  1. Лингвистическая сказка о причастии (сказки написаны учащимися)

1.Сказка-презентация «Что такое причастие?»

Автор: Владимирова Анастасия

2.Сказка- презентация «Действительное и страдательное причастия»

Автор: Донскова Мария

3.Выразительное чтение  сказки о причастном обороте  (авторы: Серобабова Ксения, Дуракова Тамара)

  1. Учитель: Какие существуют точки зрения   ученых на категориальную  сущность причастия?

Ученик: Причастие - самостоятельная часть речи,

Причастие - особая форма глагола,

Причастие - вид прилагательного.

Учитель: Мы создадим творческую лабораторию, вы должны сообща  выбрать одну из точек зрения  и попытаться доказать с помощью

  1. аргументов и примеров, что такое причастие (задание даётся по рядам) Составление сочинения- рассуждения на темы:
  1. Первая лаборатория ученых

Мы считаем, что причастие – особая форма глагола.

 Во-первых, причастие образовано от глагола, обозначает, хотя признак предмета, но по действию.

Во-вторых, оно имеет те же постоянные что и глагол: вид, время, возвратность, переходность. Например: писать (н.в.) и пишущий(н.в.), соревноваться (н.в. возв.) – соревнующийся (н.в., возв).

В – третьих, краткое страдательное причастие в предложении является сказуемым.

Следовательно, причастие является особой формой глагола.

  1. Вторая творческая лаборатория ученых

Мы, группа «ученых», утверждаем, что причастие – это вид прилагательного. Например: белый снег (ед.ч., м.р., И.п.) – белеющий снег (м.р.,е.ч., И.п.).Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета, хотя и по действию. А такие морфологические признаки, как: род, число, падеж – причастие переняло у прилагательных.

И, наконец, полное  причастие является  в предложении определением.

 Таким образом, причастие является видом прилагательного.

  1. Третья творческая лаборатория

Мы, третья группа ученых, изучая признаки причастия, пришли к мнению, что причастие – самостоятельная часть речи. Так  как причастие, хотя и имеет признаки и глагола, и прилагательного, но имеет и свои собственные признаки.

Во-первых, причастие бывают действительными и страдательными. Эти постоянные признаки не встречаются ни у одной другой части речи.

 Во-вторых, причастие  имеет свои отличительные суффиксы: дейст. прич. – -ущ-(-ющ-)(н.вр.) и –вш-(-ш-) (пр.вр), а страд.прич. н.в. – суффиксы –ом-(-ем-),-им-, пр.вр. 00 суффиксы –нн-, -енн-, -т-.

Следовательно, причастие – самостоятельная часть речи.

  1. Индивидуальное задание: 1.Синтаксический разбор предложения:

Небо усыпа…о вес…ло мига…щими звёздами.

2.Образовать от глаголов причастия, обозначить суффиксы.

3. Упражн. 91.Обозначить условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий.

4.  Упражн..101. Обозначить  условия выбора гласных в суффиксах страдательных причастий.

  1. Учитель называет  орфограммы (№ 50,51,53,55),  ученики комментируют правило с помощью опорных схем и подбирают  свои примеры

1 .Опорные схемы оформляются на доске,

2. Один учащийся готовит  диктант для класса,

  1. Учащийся предлагает свои схемы, другие комментируют орфограммы.Опорные схемы высвечиваются на экране.( Дрок Владислав в роли учителя.)

.

Орфограмма № 19

  Каким

Опр. сущ      Причастие          им(ым)    [ Т.п.]

    О    каком

   Опр. сущ     Причастие       ом (ем)    [ П.п.]

Орфограмма № 49

Д.прич н.в.  ущ(ющ)

            от глаголов I спр                                       

Д.прич н.в.  ащ (ящ)

Д.прич н.в.  ащ (ящ)

        От глаголов II спр

  1. 1. Задание для класса. Выборочный диктант, написание н,нн в причастиях и прилагательных.

Поляна освеще(н,нн)а, даль тума(н,нн)а, выкраше(н,нн)ая скамейка,экскурсия организова(н,нн)а, исправле(н,нн)ая работа, кожа(н,нн)ый портфель, дорога дли(н,нн)а, некрше(н,нн)ый пол, краше(н,нн) маляром пол, рассея(н,нн)ый мальчик, бесце(н,нн)ая вещь, трава посея(н,нн)а, перепуга(н,нн)ые зверьки, девушка образова(нн,н)а , комиссия образова(н,нн)а, девочка дисциплинирова(н,нн)а.

 2.  Индивидуальная работа  по карточкам:

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы .

Вяза(н нн)ая  кофта; птица испуга(н нн) а; испуга (н, нн)ый вы стрелом; товары развеше(н, нн)ы; картины развеша(н, нн)ы; школа радиофицирова(н, нн)а; экскурсия организова(н, нн)а; девочка умна и воспита(н, нн)а; утро тума(н, нн)о; созда(н, нн)ый в школе кружок.

Карточка №2

Раскрыть скобки.

(Не)замеченная ошибка;    гласные  (не)проверяемые   ударением; (не)продуманный ответ: решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; еще (не) прочитанная книга; еще (не) обжитый край;  (не)обозримая равнина;  (ни)кем (ну)нарушаемая тишина;  (не)устрашимый борец; (не) пролазная чаща.    

Карточка №3

Вставить пропущенные буквы.

Передава ..мая научная информация; аппарат, управля..мый на расстоя нии; автоматическая станция, запущ..ая на Луну; посадка станции, произведе..ая автоматически; возвраща„мый аппарат; фотографии, полу-че..ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установл..нные на аппарате, посыла..мом на Луну; выполне..ая программа иссле дования.

  1. 1. Задание для класса :

Поставить знаки препинания при причастных оборотах, объяснить графически.

1)Мы вошли в лес освещенный лучами осеннего солнца. 2)Расчищенная дорожка вела к морю.  3)Мы часто останавливались пораженные яркой красотой леса. 4)На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. 5)Березы покрылись золотистой листвой сверкавшей на солнце.6) Очень красивы клены одетые в багряную листву .

2. Вставить пропущенные знаки препинания, объяснить их постановку с помощью схем.

Листья блистающие золотом; тронутый утренником осенний лист; Деревья одетые в нарядный убор; пылающие золотом вершины берез; осины трепещущие на ветру; листва опаленная дыханием осени; расшитый золотом ковер.

  1. Найти в предложениях ошибки в постановке знаков препинания и исправить их .

Часто мы видим желтые листья тихо падающие на землю. И на дорожках листья печально шуршащие, под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным  выкрашенным забором.

  1. Упр 151 выполняют  2 уч-ся( по 2 пред-я) и проводят взаимопроверку.
  2. По данным схемам 2 уч-ся составляют пред-я :

Прич.об

опред.сущ.        ,        ~~~~~~  …

Прич.об.

Опред.сущ.

             ~~~~~~        …

  1. Тестовые задания из материалов  ЕГЭ по теме «Причастие» (для всего класса:

Вариант 1.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все ряды, в которых на месте пропуска пишется две буквы НН?
    А. Топлё...ое молоко, скоше...ый луг;
    Б. Позолоче...ыеложки,жела...аямечта;
    В. Испуга...ый взгляд, нечая...ая встреча;
    Г. Выкупле...ый филиал, проблема реше...а.
    1)А,Г;        2) Б, В;        3)А, Б        ;4) Б, В, Г.
  2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И ?

1. горы одоле...шь, гон...мые ветром;

2. не раскус...шь орех, невид…мый в темноте;

3. накин...шь платок, выращива...мые овощи   ;    

 4. умный не осуд...т, озаря...мая луной.

3.  В каком предложении придаточную часть      сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, вы раженным причастным оборотом? 

1)Гора, на которой мы стояли, жила вроде бы отдельно от всего

леса.

2)Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим

домиком.

3) Избавлю вас от возгласов, которые ничего не выражают.

4) Эта долина была завалена снеговыми сугробами, которые доволь но живо напоминали Саратов, Тамбов и прочие милые места на шего детства.

Вариант 2

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? 

Ярким светом месяца освеще(1)ы были и соломе(2)ые крыши бедных хижин, и неезже(3)ые дороги, и смеша(4)ый лес, и река под возвыше(5)остью. 

1)1,3,5   ;      2)2,3,4;        3)1,3;        4)1,5.

2.  В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? 

1.выуч...шь, неувяда...мый ;

2.хвата...шь, колебл...мый ;

3.утопа...шь, вид...мый ;

4.перескоч...шь, наблюда…мый .

3.  В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, вы раженным причастным оборотом? 

  1. Помимо горизонтальных ходов в снегу зверьки делают и верти кальные отдушины, которые играют роль вытяжной трубы.
  2. В 1240 году Александр Невский одержал победу над шведами,
    которые пытались захватить северные русские земли.
  3. Английский бизнес выработал определённый ритуал общения,
    которого старается строго придерживаться.
  4. Учебные пособия, которые выпускает издательство «Легион»,
    пользуются большим спросом.
  1. Упр.  №157  (для всего класса)

Задание по грамматической стилистике

Причастия употребляются преимущественно  в книж ной (письменной) речи. В устной речи им соответствует придаточное предложение со словом который. — Почему автор использовал довольно много причастий: 7 причастий и 9 прилагательных? Определите у причастий при знаки глагола и прилагательного.

Ове..нные пушкинскою славой,

Таинстве..о пр..тихшие сады,

Как я люблю ваш вечер вел..чавый

И в листьях клена стылые пруды!

В осе..ей стуж.., т..шиной об..ятой,

Гляжу я сквозь узор нагих ветвей

На зябнущие плечи белых статуй,

Мерцающие в сумрак., аллей.

Когда(то) густолистве..ую арку

Я вижу обл..тевшей и сквозной,

И словно вздох пронос..тся по парку

Далекой зам..рающей струной...

(В. Рождественский.)

— Для чего служат причастия в тексте?

(Причастия  выразительно выписывают детали, жи вописно рисуют действия, обнажая динамику (движе ние) рассказа, что усиливает образность художественного повествования.)

  1. Итог урока, выставление оценок.

МОУ «СОШ с. Николаевка»

Урок – зачет по теме

 «Причастие»

Разработал: учитель русского

языка и литературы

Нажметдинова А.Д.

Астрахань 2009



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы

Вяза(н нн)ая  кофта; птица испуга(н нн) а; испуга (н, нн)ый вы стрелом; товары развеше(н, нн)ы; картины развеша(н, нн)ы; школа радиофицирова(н, нн)а; экскурсия организова(н, нн)а; девочка умна и воспита(н, нн)а; утро тума(н, нн)о; созда(н, нн)ый в школе кружок.

Карточка №2

Раскрыть скобки

(Не)замеченная ошибка;    гласные  (не)проверяемые   ударением; (не)продуманный ответ: решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; еще (не) прочитанная книга; еще (не) обжитый край;  (не)обозримая равнина;  (ни)кем (ну)нарушаемая тишина;  (не)устрашимый борец; (не) пролазная чаща.    

Карточка №3

Вставить пропущенные буквы

Передава ..мая научная информация; аппарат, управля..мый на расстоя нии; автоматическая станция, запущ..ая на Луну; посадка станции, произведе..ая автоматически; возвраща„мый аппарат; фотографии, полу-че..ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установл..нные на аппарате, посыла..мом на Луну; выполне..ая программа иссле дования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистическая сказка о действительных и страдательных причастиях

Слайд 2

У того ли у города Грамматики, У того ли села Морфология, Вот уже несколько столетий Живут действительное и страдательное причастия. И жить бы им в дружбе и согласии, Да только спорят они Меж собой, не найдут решения. И говорит причастие Страдательное: «Ой, тяжко мне. Я такое несчастное, Я всегда, испытываю на себе действие. И любой меня может укоротить Превратить в краткое причастие» .

Слайд 3

И отвечает ему причастие Действительное: «В бедах своих ты само виноватое. Вечно ждёшь, что с тобой что-то сделают, А вот я не жду и обозначаю сам Признак предмета, который сам производит действия. И уж сколько лет Спор ведут меж собой И расстаться не могут, И ужиться рядом нет сил. Но только оба причастия Дело делают великое: Обогащают собой Могучий русский язык .

Слайд 4

Действительные причастия: 1. Девушка, играющая на пианино 2. Мальчик, читавший книгу 3. Клоун, жонглирующий шариками

Слайд 5

Страдательные причастия: 1. Листок, сорванный с ветки . 2. Снеговик, слепленный детьми 3. Торт, испечённый мамой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вариант 1 Причастие —... форма .. ., которая обозначает ... отвечает на вопросы … Причастия бывают ... и ... вида, . .. в ремени Причастия изменяются по . .., … , … . Зависимые существительные и местоимения стоят при причастии в том же падеже, что и при .... Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях .... Причастным оборотом называется ... с ... . Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если .... Действительное причастие обозначает признак .... Действительные причастия настоящего времени образуются от основ . . . времени . . . глаголов . . . вида при помощи суффиксов .... Суффиксы - ущ - (- ющ -) имеют . . . причастия, образованные от глаголов . . . спряжения . Действительные причастия прошедшего времени образу-ются от основ . . . формы . . . глаголов . . . вида при помощи суффиксов .... Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ . . . времени . . . глаголов . . . вида при помощи суффиксов .... Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ . . . глаголов . . . вида при помощи суффиксов ... Страдательные причастия настоящего и прошедшего вре-мени имеют ... и ... форму . В предложении полное прилагательное является ...,,краткое —.. . . Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какое ? какой? какая? называется .... Причастия, как и глаголы, имеют .... Причастия, как и прилагательные, имеют .... Полное причастие в предложении обычно является .... Причастие с зависимыми словами называется .... Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он на письме .... Если причастный оборот стоит после определяемого слова , то он на письме .... Причастия, обозначающие признак того предмета, кото-рый сам производит действие, называются .... При помощи суффиксов - ущ - (- ющ -), - ащ - (- ящ -) от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида образуются ... причастия ... времени . От глаголов I спряжения действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов . От основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов - вш -, - ш - образуются . . . причастия . . . времени . От основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (- ом -), -им- образуются . . . причастия . . . времени . Буква и пишется в суффиксах страдательных причастий настоящего времени, если причастие .... При помощи суффиксов - нн -, - енн - (- ённ -) и -т- от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида образуются . . . причастия . . . времени . В предложении краткие страдательные причастия являются .... Тесты для проверки знаний, умений и навыков учащихся Причастие Вариант 2

Слайд 2

Задание для класса Поставить знаки препинания при причастных оборотах, объяснить графически 1)Мы вошли в лес освещенный лучами осеннего солнца. 2)Расчищенная дорожка вела к морю. 3)Мы часто останавливались пораженные яркой красотой леса. 4)На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. 5)Березы покрылись золотистой листвой сверкавшей на солнце.6) Очень красивы клены одетые в багряную листву

Слайд 3

Тестовые задания из материалов ЕГЭ Вариант 1 В каком варианте ответа правильно указаны все ряды, в которых на месте пропуска пишется две буквы НН? А. Топлё ... ое молоко, скоше...ый луг Б. Позолоче ... ыеложки,жела...аямечта В. Испуга...о глядеть, нечая...ая встреча Г. Выкупле ... ый филиал, проблема реше...а 1)А,Г 2) Б, В 3)А, Б 4) Б, В, Г В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И 1. горы одоле...шь , гон...мые ветром 2. не раскус...шь орех, невид … мый в темноте 3. накин...шь платок, выращива...мые овощи 4. умный не осуд...т , озаря...мая луной 3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом? 1)Гора, на которой мы стояли, жила вроде бы отдельно от всего леса. 2)Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком. 3) Избавлю вас от возгласов, которые ничего не выражают. 4) Эта долина была завалена снеговыми сугробами, которые доволь­но живо напоминали Саратов, Тамбов и прочие милые места на­шего детства. Вариант 2 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Ярким светом месяца освеще (1) ы были и соломе(2) ые крыши бедных хижин, и неезже (3) ые дороги, и смеша(4) ый лес, и река под возвыше (5)остью. 1)1,3,5 2)2,3,4 3)1,3 4)1,5 2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? выуч...шь , неувяда...мый хвата...шь , колебл...мый утопа...шь , вид...мый перескоч...шь , наблюда … мый 3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом? Помимо горизонтальных ходов в снегу зверьки делают и верти­кальные отдушины, которые играют роль вытяжной трубы. В 1240 году Александр Невский одержал победу над шведами, которые пытались захватить северные русские земли. Английский бизнес выработал определённый ритуал общения, которого старается строго придерживаться. Учебные пособия, которые выпускает издательство «Легион», пользуются большим спросом.

Слайд 4

Задание по грамматической стилистике Причастия употребляются преимущественно в книж­ной (письменной) речи . В устной речи им соответствует придаточное предложение со словом который. — Почему автор использовал довольно много причастий: 7 причастий и 9 прилагательных? Определите у причастий при­знаки глагола и прилагательного . Ове .. ннце пушкинскою славой, Таинстве..о пр.. тихшие сады, Как я люблю ваш вечер вел.. чавый И в листьях клена стылые пруды! В осе..ей стуж.., т..шиной об.. ятой , Гляжу я сквозь узор нагих ветвей На зябнущие плечи белых статуй, Мерцающие в сумрак., аллей. Когда(то) густолистве .. ую арку Я вижу обл.. тевшей и сквозной, И словно вздох пронос.. тся по парку Далекой зам.. рающей струной... (В. Рождественский .) — Для чего служат причастия в тексте?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОРОЛЬ Который ПРИНЦЕССА из царства Причастие Лингвистическая сказка «Что такое Причастие»

Слайд 2

Это было в давние времена . За горами, за морями, в далекой стране правил король Который. Он настолько был горд собою , что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду . Ж ители королевства не имели своих имен, их называли по имени короля «Который». Не легкая была жизнь в королевстве , где каждый ребёнок был с рождения который …, каждая крошка-которая ….,каждое дитя-которое…Солнце , которое всходило ; цветы, которые расцветали; птицы, которые щебетали , не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого .

Слайд 3

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастие - Я король , который любит ! – воскликнул он. - Любящий, - улыбнувшись ему, поправила она. - Я тот , который восхищается вами! - Восхищающийся - поправила она! - Годы , которые мне остались…. - Оставшиеся - перебила она короля - Я хочу посвятить вам, - продолжал он. - Хорошо - ответила принцесса , - но только пусть каждый житель сам решает, кто он: который живет, любит или он живущий, любящий; который знает, или знающий. Так каждый в королевстве приобрел свое имя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...