Итоговый урок по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Харисова Галина Михайловна

 Методическая разработка урока русского языка по теме "Имя прилагательное" в 6 классе проводится в форме заочной экскурсии по родному краю. По типу данный урок является уроком повторения и обобщения знаний и умений учащихся по теме "Имя прилагательное".Урок составлен на основе технологии диалогового общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya_po_teme__imya_prilagatelnoe.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

                                                                             

Тема.             Повторение по теме “Имя прилагательное”

Эпиграф.       Мой край богатый и красивый,

                       Мой Татарстан, ты сердцу мил.

                                                                       М.Садри

Цель урока. 1. Систематизация и обобщение знаний по теме имя          

                      прилагательное;

                      2. Закрепление умений употреблять прилагательные в  

                      словосочетаниях , предложениях, при описание

                      предметов;

                      3. Воспитание любви к малой и большой родине;

 

                      4. Развивать монологическую речь учащихся ,

                      составлять и произносить  предложения.

 

Тип урока: систематизация и обобщение темы «Имя

                      прилагательное».

Форма урока:  Заочная экскурсия.

 

Дидактическое пространство: схема-карта Сабинского района ; таблицы; карточки для индивидуальной и групповой работы; про изведения народного творчества ; маршрутный лист; словари; сиг нальные карточки, учебник русского языка для 6 класса, книга Т.Наҗмиева и М.Хуҗина «Яшә, Саба - Йорт».

Ход урока.

 Учитель. Ребята! Мы закончили изучать тему «Имя прилагательное». Сегодня мы повторим все,  что вы узнали об этой важной и нужной части речи. Урок у нас с вами необычный –урок экскурсия. А что такое экскурсия?  Дети дают определение слову «экскурсия» по толковому словарю Ожегова.

   Экскурсия. 1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда – либо с целью ознакомления с чем – либо. 2. Организованный сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

Учитель. Сегодня мы совершим заочную экскурсию по родному краю “Сатышево – Б.Сабы - Лесхоз”. Нашу воображаемую экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашнего задания. (Первая группа готовила сообщение «Моя деревня Бегинеево», вторая - «Моя деревня Сатышево».

Викторина. Следующий этап урока (фронтальный опрос).

  1. Какая часть речи называется именем прилагательным?
  2. С какой частью речи она дружит?
  3. Что между ними общего?

 Задание. Выписать из текста “Моя деревня” словосочетания “прилагательное + существительное ”. Определить род, число и падеж.

Учитель. Автобус продолжает путь. Впереди ровная дорога. Вот и Богатые Сабы. (Ученик - экскурсовод делает сообщение на тему “Б.Сабы – центр района ”.)  

   Б.Сабы – это административный центр  Сабинского района. Село расположено  по обеим сторонам реки Сабинки, по берегам которой растут деревья и различные кусты.

    Б.Сабы – это и культурный центр. Здесь находятся  - музыкальная и спортивные школы , исторический музей, детская библиотека, дом культуры , парк отдыха, свой радио – телецентр, редакция газеты «Саба таңнары”.

    Б.Сабы – это и промышленный центр района. Здесь расположены комбикормовый завод, молочный комбинат, дорожная служба, строительные, торговые , транспортные организации.

   Но главное богатство села – это красивые, добрые и  трудолюбивые люди.

 На какие разряды делятся имена прилагательные?

  Конкурс “Кто быстрее”.  Первая группа выписывает качественные, вторая – относительные, третья – притяжательные прилагательные.  

 (Работа ведется по карточкам).

   Зимнее утро,  лисий хвост,  весенний цветок,  яркое солнце, родной край,  волчья нора,  деревянный дом,  собачья конура, зеленая трава. Составить с данными словосочетаниями предложения.

Учитель. Когда в окончаниях и суффиксах прилагательных после шипящих и  Ц  пишется О-Е ?

(Ответы даются с использованием опорной схемы).

   О.К.  

   Индивидуальное задание. (Три ученика работают у доски по карточкам, класс – с   сигнальными карточками).

   Задание. Списать , вставляя пропущенные буквы.  Поставить ударение.

   Карточка № 1. Дворцовая площадь, плюшевый медвежонок, ландышевый запах, ситцевое платье, чужой дом,

   Карточка № 2. Ключевое слово, большое дело, кольцевая дорога, дешевый хлеб.

  Учитель. Автобус мчится дальше, впереди деревня Кильдебяк. Справа от дороги  родник, с чистой , прохладной водой. Ребята ! Давайте отдохнем немного, чтобы остаток пути преодолели легко, как и начало. (Проводится физкультминутка).

   Следующий этап – составление текста по опорной таблице “Степени сравнения имени прилагательных”.

Сравнительная степень.

Простая

Сложная

ее,  (ей)

е ,  ше  

более  + начальная форма прилагательного

(более красивый)

Превосходная степень.

Простая

Сложная

ейш

айш

самый, наиболее + начальная форма прилагательного

Задание. Образовать степени сравнения имен прилагательных.

Карточка № 1. Высокие сосны, богатый край, яркое солнце.

Карточка № 2. Найдите имена прилагательные в сравнительной

                          степени.

                                       Был я в дальних странах.

Плавал в океанах.

Был и в Сан-Франциско, корабли грузя,

Но страны милее

Той , где рос в селе я,

Странствуя по свету, не встречал друзья !

                                                 Ахмед Ерикеев.

Снега синей, снега туманней

Вновь освеженней дышим мы

Люблю деревню, вечер ранний

И грусть серебряной зимы.

                                                 А.И.Белый .

   Карточка № 3. Переведите предложение на русский язык.

  1. Урманында кып-кызыл кура җиләк тә  җир җиләк.
  2. Безнең авылыбыз табигатьнең иң матур җиренә урнашкан.
  1. Какие две формы могут иметь качественные прилагательные ?

Текст. Прекрасна наша Республика Татарстан. Просторны реки, пересекающие ее пространство. Богаты зеленые леса. Широки плодородные поля.

   На многих языках говорят люди, населяющие Республику Татарстан. Звонки и чудесны песни живущего в ней народа. (Выпишите краткие прилагательные с теми словами, к которым они относятся.  Определите их роль в предложении. )

 I группа работает с 1 абзацем; II – группа – со  II абзацем.

       Вот и Лесхоз. (Ученик – экскурсовод дает визитную карточку Лесхоза.)

   Учитель. Да, ребята. Это хозяйство специализируется на выращивании посадочного   материала – саженцев леса и переработки древесины. Но известность Лесхозу принес и цех по изготовлению деревянных изделий, сувениров.

   Далее экскурсия по художественному цеху. (Проводит ученик – экскурсовод, можно это   задание дать и двум-трем ученикам). Познакомимся с теми цехами, где появляются деревянные изделия.

  1. Первый цех токарный. Здесь точат и создают не только исстари  привычную посуду, но и современные изделия разных форм: ложки, вазы сахарницы.

Словарь: исстари – давний, старинный;

                токарный цех – кыру цехы.

  1. Рядом с токарным – столярный цех. Заготовки дерева здесь покрупнее, и поступают они после просушки, затем проходят целый ряд последовательных операций.
  2. Отправляемся в художественный цех. Здесь простая деревянная чашка или миска превращается в произведение искусства. Через окна свет льется на ряды невысоких столиков и склонившихся над ними мастериц. Из – под кончика кисти, словно сами собой появляются листочки и цветы, гибкие веточки и круглые ягодки, травка , кустики. (Ученики рассматривают деревянные изделия и иллюстрации, составляя словосочетания).

   Изумрудная (светло-зеленая) травка, изящный (нәфис) завиток, пурпурные (темно-красные) ягодки, золотистые травки, черно – зубчатые литья, тонкий,  гибкий стебель и другие.  

   Дети получают домашнее задание описать деревянную ложку, используя опорные словосочетания.

     Учитель. Экскурсия подошла к концу, пора возвращаться домой. Скажите, какую тему    мы повторили во время поездки в Лесхоз ? Что интересного вы узнали ? Какова главная цель нашей поездки ?

  1. Правильно ребята, главная цель нашей поездки – это побольше узнать о родном крае.

          Что на свете есть милее края,

          Где ты рос и начинал свой путь ?

          Ничего не надо мне другого,

          Только б запах сена лугового,

          Скошенного мной самим, вдохнуть.

                                                         С.Хаким (Перевод Р.Морана).

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 6 классе. "Урок обобщения.Имя прилагательное. "

Урок представлен в яркой и незатейливой форме путешествия по острову Имя прилагательное. Разнообразие заданий активизируют мышление ученика в течение всего урока....

проверочная работа по русскому языку в 10 классе к итоговому уроку по теме "Имя прилагательное"

Проверочная работа составлена с опорой на задания ЕГЭ по русскому языку ( части А и В)...

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией...

Итоговый тест по теме "Прилагательное" 6 класс. Презентация для интерактивной доски.

В презентации использованы эффекты интерактивного перехода от слайда к слайду с мгновенной проверкой. Материал можно использовать для итогового закрепления материала. Тестовый материал взят из Пособия...

Итоговый урок по русскому языку по теме: «Имя прилагательное»

quot;Сегодня мы подведем итог знаниям, которые получили ,изучая тему : «Имя прилагательное». Мы увидели какая эта часть речи интересная и многогранная. Сегодня мы не просто будем отвечать...

Урок-открытие "Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имени прилагательного"

Разработка урока поможет сделать изучение материала увлекательным путешествием в мир науки...