Итоговый урок по теме "Имя прилагательное"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Итоговое повторение темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное (итоговое повторение).

Xод урока.

I.Игра "Эстафета".

Каждому последнему в ряду дается листок бумаги. Ученик I ряда записывает одно прилагательное с суффиксом -к- и передает листок вперед; сидящий впереди тоже пишет прилагательное с суффиксом -к- и передает листок следующему. И т. д.

II ряд работает с суффиксом -ск-,

  1. ряд - с суффиксом -н-,
  2. ряд - с суффиксом -нн-,

V ряд - с суффиксом -ск-,

VI ряд - с суффиксом -к-.

Чей ряд справится с заданием быстрее и правильнее?

Фронтальная беседа с классом по основным вопросам темы (определение имени прилагательного, разряды прилагательных по значению, степени сравнения прилагательных; правописание безударных окончаний прилагательных, мягкого знака после шипящих в краткой форме, н и нн, -ск- и -к-, не с прилагательными, слитное и дефисное написание сложных прилагательных).

II.На экране с помощью кодоскопа высвечивается предложение:

На тихий3 свист3 откликнулись2 десятки1 звонких3 птичьих2,3 голосов1, и соловьиный2,3 раскат2 пронесся2 по прибрежным1,2,3 зарослям2,4.

С помощью карточек учащиеся:

  1. делают устный синтаксический разбор предложения;
  2. показывают, какими частями речи выражены члены предложения (учитель называет слово, а ученики показывают соответствующую карточку);
  3. определяют, какой звук обозначает буква (учитель показывает на букву, учащиеся поднимают нужную карточку) в словах десятки, голосов, прибрежным;
  1. выясняют, из каких морфем состоят слова откликнулись, птичьих, соловьиный,

раскат, пронесся, прибрежным, зарослям;

  1. делают устный морфологический разбор слов тихий, свист, звонких, птичьих,

соловьиный, прибрежным.

III. Игры ("Кто быстрее?", "Кто первый?", "Кто больше?").

1. Назовите слова, с помощью которых описывается внешность человека (голубоглазый...), его характер и поведение (молчаливый...). И т. д.

2. Заполните устно таблицу.

Качественные 

Относительные 

Притяжательные 

Светлый 

речной 

лисий 

(Учитель указывает на разряд имен прилагательных, а ученики называют прилагательные.)

3. Определите разряд имен прилагательных.

Белый, лисий, узкий, немецкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, орлиный, барсучий, папин, смелый, классный, зимний, холодный, каменный. Учитель указывает на слово, а ученики поднимают карточки: К - качественное, О - относительное, Пр - притяжательное)

4. Подберите существительные к словам острый (нож, язык, угол, нюх, соус, ум, взгляд), заячий, золотой.

5. Как чувствуют себя гласные О и Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных и существительных после шипящих и ц?

Еж..вый, лиц..вой, пищ..вой, ключ..вой, пунц..вый, каблуч..к, хорош..го, пальц..в, под плащ..м, чуж..й, со свеч..и, с мяч..м, со свеж..и, руч..нка, друж..к, больш..й и т. д.

Учитель указывает на слово на экране, а ученики поднимают карточку с гласной.)

6. Продолжите синонимический ряд:

красный (пурпурный, рубиновый, кумачовый, багряный, огненный...),

большой (огромный, громадный, величественный...).

7. Сколько н в словах?

Масля..ое пятно, песча..ый берег, овчи..ая шуба, цели..ый урожай, глиня..ый горшок, ю..ый герой, оловя..ый солдатик, комари..ый укус, безветре..ый день, торфя..ое болото, чугу..ый рельс, кожа..ый портфель, соломе..ая крыша, деревя..ый стол.

(Учитель указывает на слова на экране, а ученики показывают карточки с н и "я.)

8. Правильно ли написаны слова? Еслинет, назовите правильную форму.

Дешевше, здоровше, длиньше, мягше, красив-ше, тяжельше, крепше, легше, громше, слабше, слаже, громчее, хужее и т. д.

9. Образуйте все степени сравнения имен прилагательных.

Белый - белее, более белый, белейший, очень белый, самый белый.

Узкий, сильный, робкий, чуткий, счастливый, высокий.

10. Умеете ли вы писать сложные имена прилагательные?

Журнально?газетный, сельско?хозяйственный, северо?западный, трех?метровых, древне?русский, садово?огородный, паро?ходный, верто?летный, водо?проводный, лево?бережный, алма?атинский, горько?соленый.

(Учитель указывает на слово на экране; при дефисном написании ученики поднимают карточку с дефисом, при слитном - с с.)

11. Как пишется не с полными и краткими прилагательными?

Не?добрый, а злой; не?брежный, не?взрачный, не?счастливый, не?лепый; не?вежлив, а груб; не?отложный; не?мелкий, а глубокий; далеко не?удачный ответ, не?легкий, не?ряшливый и т. д.

(Учитель читает предложения с этими словами, ученики поднимают карточки: С - "слитно", Р - "раздельно".)

IV.Домашнее задание: стр 55 учебника, упр. 304.

V.Подведение итогов урока.

Дополнительные задания:

  1. Составьте два предложения по данным схемам.
  2. Образуйте прилагательные с помощью суффиксов -тельн-, -н-, -ист-, -лив-, -еньк-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по теме "Имя прилагательное"

Методическая разработка урока русского языка по теме "Имя прилагательное" в 6 классе проводится в форме заочной экскурсии по родному краю. По типу данный урок является уроком повторения и обобще...

Разработка урока русского языка в 6 классе. "Урок обобщения.Имя прилагательное. "

Урок представлен в яркой и незатейливой форме путешествия по острову Имя прилагательное. Разнообразие заданий активизируют мышление ученика в течение всего урока....

проверочная работа по русскому языку в 10 классе к итоговому уроку по теме "Имя прилагательное"

Проверочная работа составлена с опорой на задания ЕГЭ по русскому языку ( части А и В)...

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией...

Итоговый тест по теме "Прилагательное" 6 класс. Презентация для интерактивной доски.

В презентации использованы эффекты интерактивного перехода от слайда к слайду с мгновенной проверкой. Материал можно использовать для итогового закрепления материала. Тестовый материал взят из Пособия...

Итоговый урок по русскому языку по теме: «Имя прилагательное»

quot;Сегодня мы подведем итог знаниям, которые получили ,изучая тему : «Имя прилагательное». Мы увидели какая эта часть речи интересная и многогранная. Сегодня мы не просто будем отвечать...

Урок-открытие "Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имени прилагательного"

Разработка урока поможет сделать изучение материала увлекательным путешествием в мир науки...