Тема: «Эссе как вид творческой работы»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Цели урока:

  1. Продолжить формирование умения работы с текстом, изложения мыслей литературным языком, правильного построения предложений с использованием всех знаний  орфографии и пунктуации; познакомить с определением жанра эссе как видом творческой работы.
  2. Научить чувствовать цвет и понимать его смысловое содержание, анализируя связи восприятия цвета с настроением, музыкой, отношением к событиям жизни.
    1. Развить способности к анализу собственных ощущений.
    2. Продолжить формирование личности человека, роста самосознания учащихся, ответственности за свои поступки.
  3. Повторить типы речи, публицистический стиль, выразительные средства, способы языкового оформления текста.
  4. Написать сочинение-рассуждение.

 

Внутрипредметные связи: грамматика – культура речи – развитие речи.

Межпредметные связи: литература, психология.

Оборудование: мультимедийный экран и проектор,  слайды презентации, распечатанные тексты на каждого ученика, памятки для написания сочинения – эссе, разноцветные карточки для проведения рефлексии.

Тип урока: интегрированный. (русский язык и психология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kak_vid_tvorcheskoy_raboty_russkiy_i_psihologiya.rar2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Попробуем помочь тебе: пробуй писать по шаблону

  1.          Для чего писатель, журналист, просто любой человек пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и он призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами.
  2.         Попробуем разобраться, что волновало NN (назови автора). Он пишет: «(Можешь привести цитату, над которой тебе предстоит работать –  она в задании)». Что стоит за этими словами?  Я думаю, автор призывает нас задуматься над проблемой (обозначь проблему).
  3.         Чтобы мы лучше поняли, что думает сам автор по поводу поднятых им вопросов, NN обращается к ……….. (воспоминаниям о своём детстве, к рассказу о ….. и т. д.). Я думаю, лучше всего его точка зрения выражена в предложении №…. : «_________________». Размышляя о ______________, он говорит: «____________________».
  4.          NN  о многом заставил меня задуматься. Я понял (а), что ________________________. (Сделай вывод из написанного тобой)    

А можно так

       NN обращается в тексте к (воспоминаниям о детстве, о войне, о ком-то, словом, назови эпизод, событие, размышления, о которых идёт речь). Он пишет: «____________». (используй цитату из задания). Что стоит за этими словами, о чём заставляет нас задуматься автор?

        Мне кажется, главная мысль NN сформулирована вот в этой части текста: «_________». (Цитируй). Далее он пишет, что___________. (С помощью косвенной речи подтверди свою мысль, можешь указать № предложения).

      Автор приводит нас к выводу: ____________. Я не могу не согласиться с ним, ведь __________________. (Сделай свой вывод).  

       

Типичные проблемы текстов

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества.

В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношений подростков.        

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

NB!

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. В этом случае выбор проблемы, которая будет положена в основу сочинения, определяется как минимум двумя факторами:

1) следует сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;

2) необходимо выбрать ту проблему, которая дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа. Эссе. "Воспитать человека".

Творческая работа "Воспитать человека" является размышлением о направлении деятельности  классного руководителя. Как реализовать свои идеи воспитания? Как соединить процесс воспитания с развитием...

Творческая работа (эссе) "Я - учитель, а это значит..."

В данной работе предсталено размышление классного руклводителя о значимости своего дела. Учитель разговаривает со своими детьми на расстоянии......

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету химии

В работе  выразили мнение по следующим вопросам:цели обучения;роль практических и лабораторных работ;значение олимпиад, кружков, летних школ и элективных курсов;целесообразность изучения в школе ...

мастер класс "Эссе - творческая работа по обществознанию"

       В последнее время эссе является одним из самых популярных способов проверки уровня умений и навыков у учащихся. Эта форма творческой работы учащихся выше всего ценитс...

Творческая работа, сочинение эссе моя педагогическая филисофия

Cочинение эссе учителя физики и информатики Лёзова Н.Е....

Методическая разработка учебного занятия по теме "Компас - 3D моделирование. Творческая работа с тематикой специальности"

Методическая разработка учебного занятия по теме "Компас - 3D моделирование. Творческая работа с тематикой специальности" (техник - механик). Программное обеспечение: Компас-3D, MS Office Ex...


 

Комментарии

Своевременный материал,спасибо,Светлана Петровна!Все-таки это еще проблема для учащихся.

Спасибо, Светлана Петровна! Интересный , содержательный урок!