Урок Письма
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Шишкина Алена Викторовна

Методическая разработка урока Письма в 5 классе. На уроке дети знакомятся с историей почтовой службы, с особенностями эпистолярного жанра, разными видами писем (личное, деловое и т.д.), алгоритмом написания письма. На одном из этапов урока дети подписывают конверт и пишут письмо выбранному адресату. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_5_klass.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма

 

Пишите письма!

                                               В наш громкий век им нет цены.

Цели:

  1. познакомить учащихся с возникновением и развитием почтовой службы, с историей создания конвертов, с почтовыми символами;
  2. дать понятие о письмах деловых и личных, познакомить с алгоритмом написания письма; повторить правила заполнения конверта;
  3. обогатить словарный запас учащихся лексикой тематического пласта “Почта”;
  4. воспитывать внимательное, доброе отношение к близким и дорогим людям; к людям, работающим на почте.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, алгоритм написания письма, конверты, открытки, на доске выставки конвертов, открыток, схема заполнения конвертов, фотографии. презентация

Подготовительная работа:учащиеся подбирают материал из истории развития почты, используя Интернет-ресурсы; готовят презентацию, фотографируют работу ОПС.

I. Организационный момент.

-Учитель: Сегодня мы проводим урок письма. Запишите дату и тему урока. В этом году Почта России проводит конкурс «Лучший урок письма». В конкурсе могут участвовать все учащиеся средних школ, колледжей и студенты. Они могут попробовать свои силы в таких номинациях: Слайд

  1. «История и легенды моей семьи», тема посвящена Году российской истории, объявленному Президентом России;
  2. «Мой учитель», тема проводится совместно с Благотворительным фондом «Кто, если не Я?» в рамках реализации благотворительного проекта «Мой учитель»;
  3. «Спорт в моей жизни», тема посвящена Олимпийским играм в Сочи 2014 года, проводиться совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ;
  4. «Письмо в 1941-й год»;
  5. «Науки юношей питают…», номинация проводится под эгидой МГУ;

В рамках конкурса «Лучший урок письма-2012» также предлагается специальная номинация, объявленная Всемирным почтовым Союзом в международном молодежном конкурсе сочинений эпистолярного жанра: «Напиши письмо спортсмену или спортивному деятелю, которым ты восхищаешься, и расскажи ему (ей), что для тебя значат Олимпийские игры».

-Хотели бы вы принять участие в таком конкурсе? Готовы ли вы к этому? Что необходимо знать и уметь, чтобы участвовать в конкурсе и просто написать письмо? (см. цели) 

-Письма…Какую роль играют они в нашей жизни? Что мы знаем о возникновении почтовых служб, об истории создания конвертов, о способах пересылки писем? Об оформлении писем, их составлении? Этому и будет посвящен наш урок. (Слайд № 1) Прочитайте и запишите эпиграф к уроку.

II. Из истории письма

Учитель: Наш урок письма мы начнем с экскурсии в прошлое. А ваша задача – в тетрадях составить план выступления экскурсоводов. Экскурсия будет сопровождаться показом слайдов.

-Ребята, кто из вас знает историю слова “почта”? Слово “почта” произошло от латинского выражения “mansio pozita” - “станция в пункте”, польское слово “posta” образовалось от итальянского слова “poste”, что означает “остановка, станция, где меняли почтовых лошадей”.

(Запись на доске “mansio pozita” -“станция в пункте”; “posta” (польск.)- “poste”(итал.) – остановка, станция, где меняли почтовых лошадей”.

Греческое слово “epistole” переводится на русский язык как “послание”, “письмо”. Отсюда и название жанра – эпистолярный.  (Слайд №2)

Учитель: Потребность людей в обмене информацией появилась в глубокой древности. С зарождением письменности информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почте.

III. Выступление экскурсоводов.(Выступления сопровождаются слайдами).

Экскурсовод 1 -Знаете ли вы, что из себя представлял первый почтовый ящик? На первых порах роль почтового ящика поручили… башмаку. (Слайд №6) Разбушевавшаяся у берегов Южной Африки в 1500 году стихия отправила на морское дно корабли экспедиции Бартоломеу Диаша, который еще двенадцать лет назад открыл мыс Доброй Надежды. Погиб и сам Диаш. Оставшиеся в живых моряки на уцелевшем судне добрались до суши. Не надеясь на благополучное возвращение домой, они описали случившееся и положили письмо в башмак, который подвесили на прибрежном дереве. В надежде, что тот попадется кому-нибудь на глаза. Так и случилось. Через год моряки обнаружили башмак и послание в нем. Отдав почести погибшим, капитан распорядился возвести здесь часовню. Позднее на этом месте установили памятник первому почтовому ящику в виде башмака весьма внушительных размеров. Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона.

Родиной почтовых ящиков считается Западная Европа. На этих слайдах (Слайды № 7,8,9) вы видите почтовые ящики. Они были разного цвета, размера.И только в 1785 г. в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.Вся Западная Европа обзавелась ящиками только в начале XIX века.

Экскурсовод 2 (Слайды № 10). На улицах Санкт-Петербурга и Москвы почтовые ящики появились в 1848 году. Их установили у почтовых контор, а с декабря того же года – при мелочных лавках. Посему днем рождения российского почтового ящика стали считать 1 декабря 1848 года. Отечественные ящики мастерили тогда из дюймовых досок, обшивали снаружи листовым железом и красили в фирменный (почтовый) синий цвет.Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами.(Слайд № 11) На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг, чтобы не унесли и не взломали.(Слайд 12) В 1910 году конструктор П.Н.Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

Учитель: Спасибо. Наша экскурсия продолжается дальше. Утверждают, что самые первые конверты появились в Древней Ассирии. (Слайд № 13) Они были сделаны из глины, потому что и письма писались на глиняных табличках. Глиняное письмо вкладывалось в конверт, а на нем палочкой писались адрес и имя получателя. Сейчас мы узнаем о том, как был придуман первый конверт.

Экскурсовод 3 -В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. (Слайд № 14) Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров. Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку. Он-то и привлек внимание жителей Брайтона. Если до этого они использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки. Вскоре выяснилось, что это неудобно. На маленьком листке не оставалось свободного места для адреса. Покупатели жаловались по этому поводу, и это навело владельца магазина на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем. Мешочки имели огромный успех и получили название “конверт”.(Слайд № 15) Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись формат, качество бумаги, но суть остается прежней – нести по почте вести людям. (Выставка на доске конвертов).

Учитель: (Слайд №16) До изобретения электросвязи самой быстрой и надежной считалась голубиная почта. Сообщения писали на тонкой бумаге, вкладывали в пенал на лапке голубя и отпускали его. Он летел к привычному месту по кратчайшему маршруту, и помешать ему могли лишь хищные птицы.(Слайд № 17)

-Какую почту вы еще знаете? (Почта Нептуна – к ней прибегали моряки в экстремальных условиях, “Полевая почта” - во время Великой Отечественной войны).Слайд 18

Учитель:На развитие первых почтовых связей в России оказали влияние татары: слова “ям” и “ямщик” татарского происхождения. “Дзям” - дорога, а ямщик от “ям-чи”, что означает проводник. Следующий экскурсовод расскажет о почтовых символах.

Экскурсовод 4 (Слайд №19, 20, 21) На этих слайдах вы видите гонца XVI в., ямщика XIX в. В XVI-XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму (селению), громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.(Слайд № 22)На этом слайде вы видите ямщицкую комнату. Петр I решил сломать эту традицию. При нем для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок. (Слайд №23). В XIX веке почтовый рожок стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях, на нагрудных бляхах, на головных уборах почтовых работников. Слайды 24, 25

Учитель: Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их по электронной почте (экскурсовод 5 рассказывает о создании электронного письма).

Экскурсовод 5 (Слайд № 26) Первое в мире электронное письмо было отправлено в 1971 году компьютерным инженером Рэем Томлинсоном для проверки связи между двумя удаленными компьютерами. Лишь спустя 25 лет e-mail стал популярен во всем мире, а ящик на почтовом сервере mail.ru есть чуть ли не у 70 % российских Интернет-пользователей.Слайд 27

Учитель:-Ребята, у кого из вас есть электронная почта? Напишите мне, пожалуйста, письмо и пришлите по электронной почте.Слайд 28

(Слайд № 29) Услуга SMS появилась в 1992 году, когда инженер компании мобильной связи Нил Пэпуорс разослал своим друзьям поздравление с Рождеством. Лишь14 лет спустя на технологию SMS обратили внимание телекоммуникационные гиганты.

Учитель: Спасибо нашим экскурсоводам. 

IV. Презентация работы ОПС. (Уч-ся рассказывает о работе районного узла почтовой связи, рассказ сопровождается слайдами).

Слайд: №26 здание

№ 27 начальник ОПС

№28 почтовый зал

№29 сортировка писем

№30 штемпелевание писем

№31 выемка писем

№32 почтальоны

V. Объяснение нового материала (Работа в группах):

Учитель: -Что такое письмо? (читают определения)В «Толковом словаре» В.И. Даля слово «письмо» столь многозначно, что его семантический ряд составляет шестьдесят пять только основных понятийных значений. Например:

Письмо - все, что написано, писанное, или грамотные знаки, выражающие речь.

Письмо вязью. Из письмен слагается письмо.

Писанье, как действие.

Наш брат все за письмом сидит, пишет.

Почерк руки, писанье, по качеству.

У него четкое и чистое письмо; связное, нечеткое письмо.

Грамотка, уведомленье, сообщенье на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.

Станешь писать письмо ко своим, напиши поклон от меня.

Письмецо придет и вестей принесет.

Письмами крепится, стар. Давать какое-либо обязательство на письме, на бумаге.

Письмо крепь, руки не давай, говорили крестьяне, боясь всякого рукоприкладства.

Письмо  - рука, а где рука, там и голова. Заемное письмо,  вексель   неторгового человека.

Он просил меня письменно, на письме, письмом…

В «Словаре русского языка»  С.И. Ожегова  выделено только четыре понятийных значения:

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н.

Написать письмо. Заказное письмо.

2. Умение писать.

Учиться письма. Искусство письма. 

3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи.

Славянское письмо.

4. Манера художественного изображения.

Икона старинного письма.

- Назовите однокоренные слова к слову ПИСЬМО (письменный, письменность, письмоносец, письмоподатель, письмена, письмецо, письмишко.)

-Поиграем в ассоциации! Запишите ассоциации к слову ПИСЬМО. Новости                                                     Милый сердцу пустяк.    Душевный разговор.   Праздник      Желание быть услышанным.        Радость общения.

- Прочитайте ассоциации  и подумайте: нужно ли сейчас писать письма? Почему?

-Скажите, пожалуйста, кто из вас пишет письма?

- Какие виды писем вам известны?

-Уточните свой ответ с помощью схемы. (Слайд №24)

VI. Практическая работа

Учитель: - Сегодня мы повторим правила заполнения конверта (образец на слайде) и будем учиться писать письма. Выберите адресата своего письма. Подпишите конверт. В нем вы отдадите мне свое письмо на проверку.(Слайд №25).

А сейчас познакомимся с алгоритмом написания письма.(Слайд)

1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
Здравствуй(те)…

2.Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.

 (Дети пишут письма друзьям, маме, президенту, первой учительнице…(по выбору) Можно выбрать одну из этих номинаций и адресат)

Учитель(Чтение эпиграфа урока)

IX. Домашнее задание: Написать письмо выбранному адресату, принести в подписанном конверте.

Приложение № 1. Письмо маме.

Здравствуй, мама.

Пишет тебе письмо твоя единственная дочка. В этом письме я хочу выразить тебе свою любовь, ласку.

Когда мне бывает плохо, я подхожу к тебе и все рассказываю. Мы всегда решаем с тобой наши общие проблемы. Я делюсь с тобой самыми откровенными тайнами. Ты всегда поможешь мне в трудную минуту. Каждую секунду, проведенную с тобой, я не забуду никогда в своей жизни. Иногда мне так хочется растянуть время, когда мы с тобою вместе. Даже молча, мы можем понять друг друга. Бывает, я сяду к тебе на колени, обниму нежно-нежно и чувствую материнскую любовь и добро. Ведь не даром говорят “При солнышке тепло, а при матери – добро”. Я очень за тебя переживаю, когда ты болеешь, я не всегда уделяю тебе достаточно времени, хотя ты его достойна.

Мама – ты мой самый верный, самый надежный, самый лучший друг.

Спасибо, тебе за то, что ты есть.

Твоя дочь Настя.

8.10 2008 г.

Письмо Президенту.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Пишет Вам ученик 7 класса Мухаметов Ренат. Я живу в небольшом, но очень красивом городке, который называется Нурлат. Он находится в Республике Татарстан.

Как настоящего гражданина своей страны, меня волнуют многие вопросы, связанные с благополучием и процветанием моей Родины. Я думаю, что Вы, как президент, сможете ответить на некоторые из них.

Однажды я прочитал притчу про необычную семью и хотел бы сейчас рассказать ее Вам.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, и ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал читать. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все?

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И страны тоже.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, считаете ли вы, согласия и мира в стране можно добиться, следуя этим “золотым” словам:

сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение? И какими принципами, правилами руководитесь Вы, управляя такой огромной страной, как Россия?

Я уважительно отношусь ко всем решениям, которые вы принимаете, как глава страны. Ведь благодаря Вашим стараниям и мудрым решениям наша страна с каждым годом все увереннее занимает позицию одной из лучших держав.

Буду вам очень признателен, Дмитрий Анатольевич, если Вы ответите на интересующие меня вопросы о том, как сделать нашу страну лучше.

8 октября 2008 год                                                        С уважением Ренат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...