«В языкознанье знаете вы толк?»
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Познавательная игра-конкурс для грамотеев 5-6 классов.

Обобщение знаний учащихся по темам "Орфоэпия", "Род существительных", "Культура речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_igra_konkurs_gramoteev.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В языкознанье знаете вы толк?»

 (познавательная игра – конкурс грамотеев для учащихся 5 – 6 классов)

Цели :

  1. обобщить знания учащихся по темам: « Орфоэпия», «Род существительных», « Культура речи»;
  2. развивать речь и  интерес к родному языку,  показать его необычность и многообразие;
  3. задействовать весь ученический коллектив, учитывая индивидуальные особенности каждого, воспитывать уважительное и бережное отношение к родному русскому языку.

                                                   Как сердцу высказать себя?

                                                   Другому как понять тебя?

                                                   Поймет ли он, чем ты живешь?...

                                                                             (Ф.И. Тютчев)

Здравствуйте, ребята!

У нас в классе много отважных и любознательных, мыслящих, творческих, знающих и умных. Сегодня вы все будете принимать участие в познавательной игре – конкурсе грамотеев «В языкознанье знаете вы толк?». За правильный ответ получите жетоны, в конце мероприятия мы узнаем, кто больше всего получит жетонов, тот и будет победителем.

В игре будут принимать участие все. Делимся на 2 команды, для этого ответьте на вопросы:

(Разминка)

1. То, на чем пишут мелом? (доска)

2. Он звучит через каждые 45 минут? (звонок)

3. Это самый главный человек в школе? (директор)

4. Они бывают осенью, весной, зимой и самые длинные -  летом? (каникулы)

5. Она бывает после каждого урока? (перемена)

6. Самый высокий балл за знания? (пятерка)

7. Они бывают веселыми, познавательными, интересными и длятся 45 минут? (уроки)

8. Он маленький и белый, им пишут на школьной доске? (мел)

9. В названии  какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

10. Что происходит, когда  ученик закончит 5 класс? (перейдет в 6 класс)

11. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (12 месяцев)

12. Что случается 31 февраля? (Такого числа не бывает)

13. Под каким знаком зодиака начинается учебный год в школах? (Дева)

14. Я сижу, едва не плача, очень трудная … (задача)

- Итак, команды готовы пора начинать!

- Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он непрост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. И грамотному человеку следует их знать и понимать. Как  говорится, «без букв и грамматики не обходятся и математики»!

1 конкурс «Орфоэпический».

Орфоэпия – правильное произношение, правильная речь. Орфоэпия тесно связана с ударением.

- Что такое ударение? (Выделение слога в слове при произношении). Сейчас мы поиграем в игру «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.

Задание: правильно расставить ударение в стихах.

Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки,

И печенье испеки.

В дом войти никто не мог:

На двери висел замок.

Я песок руками рою,

Королевский замок строю.

Плывут по озеру пироги –

На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги –

Печь их маме помоги.

Из стены гвоздики торчат,

Повешу я их на плакат.

Гвоздики, розы, маргаритки

Растут на клумбе у калитки.

Пока команды готовятся для болельщиков загадки: ( Ребята отвечают хором)

- Как зовут у свиньи детенышей? (поросята)

- А у гуся? (гусята)

- У лошади? (жеребята)

- У льва? (львята)

- У овцы? (ягнята)

- У курицы? (цыплята)

- У медведя? (медвежата)

- У волка? (волчата)

- У собаки? (щенята)

Команды сдают выполненное задание.

2 конкурс: «Род существительных» 

 Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. «Он», «она» или «оно» - угадайте-ка? Окно? – оно!

Печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо, жираф, зал, занавес, калоша, кофе, манжета, мышь, овощ, оладья, помидор, рельс, сандалия, туфля, тюль.

3 конкурс: Как правильно говорить: «Я на себя надел пальто» или «я на себя одел пальто?» Мы одеваем – переодеваемся каждый день. Верно, кого-то «одеваем». На себя – «надеваем»! В следующем задании надо расставить по местам слова «одеть» и «надеть»!

                                              Я в желтые штанишки

      Сейчас __дену Мишку.

                                                            А я __дену майку

                                                            И теплую фуфайку.

       И буду куклу __девать.

          Давно пора идти гулять.

    Она всегда копается,

      Так долго __девается.

         А что бы на нее __деть,

                  Ведь кукла – это не медведь.

          ___дену платье новое,

        Вот это  - васильковое.

         И крикну маме я своей:

                       «Мамуль, __день меня скорей!»

4 конкурс: « Составь слово». 

Следующее задание для команд будет связано с собственным запасом слов тех, кто будет его выполнять. Внимание,  из слова «контрабас» можно составить 250 слов! На выполнение задания дается 10 минут.

Игра с болельщиками «Ха – ха – ха». Первый говорит: «Ха!» один раз. Второй говорит «ха-ха». Третий – «ха-ха-ха», то есть три раза, четвертый – четыре раза.  Кто засмеялся или сбился – выбывает.

5 конкурс: «Головоломка». 

Следующее задание для команд : догадайся, начало какого стихотворения здесь зашифровано?

ШЫР – ПЫР Ю ПЯПЮЩГЫ

                  ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ

ФЁД ГЯГ,  ФЁД ГЯГ,

                  ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ

(Жил – был у бабушки

                           Серенький козлик,

Вот как, вот как,

                          Серенький козлик.)

Пока команды готовятся, играем с болельщиками в «Кузовок».

Один из играющих передает по кругу корзинку со словами: «Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на – ок, обмолвишься – отдашь залог». Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова на – ок: «Я положу в кузовок клубок», «А я платок» и т. д. Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзинку – карандаш, значок и т. д. По окончании игры корзинку накрывают чем – нибудь и кто-то один достает залог. Каждому назначают выкуп – попрыгать по комнате, песенку спеть, загадку загадать…

Внимание! 6 конкурс: еще задание для команд: один или много? Один – апельсин, а много апельсинов.

Баклажан

Мандарин

Помидор

Яблоко

Гольф

Носок

Сандалия

Петля

Простыня

Рейтузы

Рукава

Метро

Заключительный конкурс 7 конкурс: «Путаницы» (перевертыши):  1 часть стихотворения написана, нужно правильно подобрать 2 часть – разрезанные строки.

Злой кабан                                        точил клыки,

Пароход                                             давал гудки,

Соловей                                             сидел на ветке

Дикобраз                                            томился в клетке

Кошка                                                 хвостик свой ловила,

Маша                                                  физику учила,

Буратино                                             все поел блины,

Портной                                              сшил себе штаны,

Еж                                                        гонялся за мышами,

Чиж                                                      летал под облаками,

Рак                                                       усами шевелил

Стол                                                     накрыт к обеду был,

Чайник                                                булькал на костре

Мальчик                                              прыгал во дворе.

Итак, подводим  итоги нашего конкурса: кто из команд стал победителем? А из болельщиков? Поздравляю всех участников, желаю отличных отметок и

глубоких знаний!

Список использованной литературы:

1. Волина, В. В. Игры в рифмы / под ред. Л. К. Семенова. – С.-Пб.: Дидактика Плюс, 1997. – 146 с.

2. Раз словечко, два словечко // Книжки, нотки и игрушки. – 2003. - №9. – С. 60.

3. Тарабарина, Т. И., Соколова, Е. И.  И учеба, и игра: русский язык / Т. И. Тарабарина,  Е. И. Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.

4. Шамалина, Т. Грамотеи / Т. Шамалина // Воспитание школьников. – 2003. - №3. –         С. 66-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Диалекты села Житное" Занятие внеурочного объединения "Занимательное языкознание"

Внеурочная деятельность. Объединение "Занимательное языкознание"...

Внеклассное мероприятие "Новогоднее путешествие в страну Языкознание"

Материал содержит конспект занятия, презентацию с заданиями викторины по разделам языкознания. Занятие может быть проведено с учащимися 5-6 классов....

Электронные дидактические материалы к разделу языкознания "Лексикология"

Предлагаемые вниманию коллег электронные дидактические материалы по разделу "Лексика" могут быть использованы и на уроке, и на дополнительном занятии (например, со слабоуспевающими детьми), и на лингв...

Занимательное языкознание (элективный курс для 8-9 классов)

Курс «Учение с увлечением» (Общее языкознание) предназначен для учащихся 8-9-х классов в предпрофильном обучении. Известно, что русский язык считается одним из сам...

Программа дополнительного образования "Тайны языкознания"

Данная программа разработана для литературного кружка "Вития" с целью развития творческих способностей разного плана детей 5 класса. программа представляет собой интегрированный курс по литературе, ру...

"Подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Трудности в разделах языкознания"

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы «Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и  в форме ЕГЭ.Трудности  в  разделах  языкознания»...

Урок -путешествие в страну "Языкознание"

Игра можен быть использована на уроке и во внеклассной деятельности...