Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Тема:  Урок-игра "Зимняя олимпиада" по темам «Односоставные и двусоставные предложения», «Словосочетание» в 8-м классе по русскому языку

Цели:

  • обобщить знания учащихся о словосочетаниях, односоставных и двусоставных предложениях, однородных членах предложения;
  • способствовать формированию умений и навыков, определять типы подчинительной связи в словосочетаниях; различать односоставные и двусоставные предложения;
  • готовить к ГИА
  • способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта;
  • способствовать привитию интереса к истории, к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_6.doc64.5 КБ
Office presentation icon 8_kl._otkr._urok.ppt942.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра "Зимняя олимпиада" по темам «Односоставные и двусоставные предложения», «Словосочетание» в 8-м классе по русскому языку

Цели:

  1. обобщить знания учащихся о словосочетаниях, односоставных и двусоставных предложениях, однородных членах предложения;
  2. способствовать формированию умений и навыков, определять типы подчинительной связи в словосочетаниях; различать односоставные и двусоставные предложения;
  3. готовить к ГИА
  4. способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта;
  5. способствовать привитию интереса к истории, к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.

Тип урока: урок – повторение                                                                                            Форма проведения: урок- игра.

         Оборудование:                                                                                                                                                       компьютер, мультимедийный  проектор.                                                                 презентация, созданная с помощью Microsoft Power Point,                                          карточки с заданиями,

Ход урока-игры

I. Организация начала урока (слайд 1)

II. Вступительное слово учителя (слайд 2)

Добрый день, дорогие ребята, гости нашего  открытого урока. Мы рады видеть вас на уроке русского языка.

А мы,  ребята,   улыбнемся друг другу  и настроимся на работу

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Учитель:   2009 год в Республике Татарстан был  объявлен годом физкультуры и спорта. Пропаганда спорта ведется и в настоящее время по всей России: строительство новых спортивных комплексов, спортплощадок, бассейнов, горнолыжных комплексов. Ведь Россия готовится к зимней олимпиаде в Сочи в 2014 году.

- Когда были последние зимние Олимпийские игры?

В 2010 году  в канадском городе Ванкувер  прошли  XX  Зимние олимпийские и паралимпийские  игры. Передачи игр велись по всем каналам телевидения.                                                                                                        - Кто участвовал  на паралимпийских играх из нашего района? (Рушан Миннегулов)

Учитель:   Праздник открытия, парад спортсменов, олимпийская клятва, зажжение олимпийского огня, соревнования спортсменов – всего этого ждали и будем ждать с нетерпением.

А ведь человечество пришло к этому далеко не сразу.

Как же зародился всемирный праздник? Послушаем наших комментаторов.

III. Выступления учащихся

1. Немного истории (слайд 4)

Родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция.  27 с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинский город Олимпию, расположенную на Пелопонесском полуострове. А это ворота на стадион в Олимпии.

С этого дня мудрый историк Эллады Тимей ввел новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло «олимпиаду» - греческий «олимпийский» год.

2. Первые Олимпийские игры (слайд 5)

Первые олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и длились пять дней. На территории Эллады объявлялся «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги  состязались за право называться самым сильным, ловким  и быстрым среди эллинов. Олимпийские игры были посвящены богу Зевсу. Участникам Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, медик Гиппократ, оратор Демосфен, философ Сократ, математик Пифагор. Он стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою! Победителю вручали лавровый венок.

3. Возрождение Олимпийских игр (слайд 6)

Прошло ровно полторы тысячи лет, и в канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель  барон Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из 5 переплетённых колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединений в олимпийском движении континентов. На возрожденных Олимпийских играх зажигают огонь, принесенный с земли Древней Греции, а флаг впервые был поднят в 1924 году в связи с празднованием 20-летия Олимпийских игр XX века. Победителю   на Олимпийских играх стали вручать золотую медаль.

IV. Игры.

Олимпиады проводились только по летним играм: бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, тяжелая и легкая атлетика, метание диска и копья, борьба. В 1924 году Международный олимпийский комитет решил провести первые олимпийские зимние игры во Франции.

- Сегодня мы с вами проведем зимнюю олимпиаду по русскому языку.

Наша олимпиада отличается тем, что вы можете  испробовать себя во всех видах спорта. Будете и лыжниками, и фигуристами, и хоккеистами. Я раздам вам листочки,  некоторые задания будете выполнять на этих листах и в конце урока я соберу ваши работы.

V. Словарная работа (слайд 7 )

- Для начала нам нужно узнать, что такое олимпиада?

Олимпиада – (по словарю иностранных слов) – греческое слово  olympiados

1. крупнейшие международные состязания по основным видам спорта, проводимых раз в четыре года.

2. конкурс, соревнование в какой-либо области (математики, истории и т.д.)

Запись в словарях.

1. «Разминка» перед стартом (слайд 8)

Объяснительный диктант

Коснуться- ( в  корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).                                                                     деревянный (слово исключение),  крашеный – (отглагольное прилагательное образ. от гл. несов. вида), печёнка- (проверочное слово печень), нежданный – (слово исключение отглаг. прил.), винегрет (словарное слово запомнить), шорох (запомнить), плюшевый (ударение падает на корень в суффиксе после шипящих пишется е), бадминтон (запомнить)

Объясните  правописание  слов.

2. Прыжки с трамплина (слайд 9)

- Нравится ли вам этот вид спорта?

- Чем он вам нравится?

(слайд 10.) Составляете словосочетания со словами - это прыжок с трамплина. Определяете тип подчинительной связи в составленных словосочетаниях – это приземление. Учитывается скорость и правильность выполнения прыжка (задания).

- Вначале вспомним, что называется словосочетанием, какой способ связи слов называется управлением, согласованием, примыканием?

Задание 1 группе

Заниматься (чем?) . . .  ( спортом), ( управление)
Соревнования (какие?) . . .  (зимние), (согласование)
Тренироваться (как?) . . .  (усердно),  (примыкание)

Участвовать (в чем?) . . . (в хоккее), ( управление)
Катание ( какое?) . . . ( отличное), (согласование)
Прыгнуть (как?) . . . (точно), (примыкание)

Проигрывать (кому?) . . . ( чемпиону), ( управление)
Трасса (какая?) . . . (сложная), (согласование)
Скользить (как?) . . . (стремительно), (примыкание)

Задание 2 группе

Замените данные словосочетания синонимичным   

 Согласование на управление:                                                                                                                                                                             голубиное гнездо-    гнездо голубя                                                                                                                        деревянный столик-     столик из дерева                                                                                                                                          норковая шуба-       шуба из норки                                                                                                                                        

Примыкание на управление:                                                                                                                                                    поехать отдыхать – поехать на отдых                                                                                                                                                      говорить улыбаясь-  говорить с улыбкой                                                                                                                                                          поехать работать-   поехать на работу                                                                                                                                      

Согласование на примыкание:                                                                                                                           откровенный разговор-   откровенно  разговаривать                                                                                                                  необдуманный поступок-   поступить необдуманно                                                                                   глубокая грусть – глубоко грустить

                                                                                                                                                                                         3. Фигурное катание (слайд 11)

- Какие виды фигурного катания вы знаете? (Мужское и женское одиночное фигурное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы, синхронное фигурное катание)

Выполните синтаксический разбор предложений 

Каждое слово в предложении – это фигура. Разбор всего предложения – это выполнение всех  элементов фигурного катания. (Учащиеся самостоятельно выбирают предложение, учитывая свой уровень знаний.)

На золото:  Фигурное катание – самый красивый и творческий вид спорта.

На серебро:  Заниматься  спортом нам не лень.

На бронзу: Занимайтесь спортом!

4. Сноуборд (слайд 13)

Сноуборд – это скоростной спуск с горы на доске.

Текст.

(1)Сноуборд – это один из самых молодых олимпийских видов спорта. (2)Суть его полностью отражена в названии – снег плюс доска. (3)И не нужны тебе лыжные палки. (4) Лететь на огромной скорости предлагается, балансируя руками. (5)Впервые сноуборд заявил о себе на зимних играх в Нагано в 1998 году.(6) В России этот вид спорта появился недавно. (7)Сноуборд – молодежный спорт.

- О чем этот текст?

- Когда появились соревнования на сноуборде?

Выполните задание.

1. Найдите односоставное безличное предложение. (4)

2. Найдите предложение с приложением. (2)

3. Найдите предложение с деепричастным оборотом. (4)

4. Объясните постановку тире в первом и последнем предложениях. (Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если пропущен глагол-связка)

- Взаимопроверка.

  5. Бобслей (двойки) (слайд 14)

Бобслей – скоростной спуск с горы на управляемых санях.

Определить вид предложений (односоставное или двусоставное, если односоставное, то какого вида). Работают в паре.

    Замените слова одним словом, пользуясь словами для справок.        

Слова для справок: 
прелюдия,  прискорбный,  преследовать, премьера, примитивный, приятель, преступник, презентовать, преувеличить, предание, президент, превосходить, препятствие, привилегия, примадонна, привередливый, преступить.

Глава государства – президент                                                                                                                         Оперная певица, исполняющая главные роли.                                                                    Близкий знакомый.                                                                                                               Гнаться, следовать за кем–нибудь.

6.  Горнолыжный спорт (слайд 15)

Горнолыжный спорт –  спортивный скоростной спуск с гор на лыжах по специальным трассам.

Графический диктант 

Построим трассу, по которой горнолыжник спускается вниз. Эта трасса не по прямой. Горнолыжнику приходится огибать повороты, делать прыжки, прежде чем спуститься вниз. Вам необходимо выполнить графический диктант, т. е. построить трассу. Вы должны согласиться или не согласиться с моим утверждением. Для этого вы должны хорошо знать правила, которые мы изучили на прошлых уроках.

Согласие, да :  ^

Не согласен, нет :  --

Поехали!

1. Определенно-личное предложение – это предложение, в котором сказуемое выражено глаголом 3 лица, множественного числа. (НЕТ)

2. Предложения, в которых имеется один состав – состав подлежащего или состав сказуемого, называются односоставными. ( ДА)

3. Обобщенно-личными предложениями чаще всего бывают пословицы.  (ДА)

4. Прямое дополнение – это дополнение в винительном падеже с предлогом или без предлога.  (НЕТ)

5. Рассвело. Это предложение односоставное безличное.  (ДА)

6. Предложение называется нераспространенным, если в нем нет одного главного члена предложения  (или подлежащего или сказуемого).  (НЕТ)

7. Приложение – это особый вид определения.  (ДА)

8. Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на разные вопросы.   (НЕТ)

9. Керлинг (обобщение) (слайд 22)

Кёрлинг – это спортивная игра на льду, цель которой попасть пущенной по льду битой (диском из тёсаного камня, металла, с рукояткой) в вычерченную мишень

Я задаю вопрос - это камень. Вы отвечаете на вопрос - значит ставите камень в дом.

Вопросы – камни:  (слайд 23.)  

1. Где именно проводились в Древней Греции игры? (на Пелопоннесском полуострове, в городе Олимпии)

2. Кто из знаменитых людей Древней Греции принимали участие в Олимпийских играх? (Гиппократ, Софокл,  Пифагор, Геродот, Демосфен)

3. Когда состоялись первые Олимпийские игры? (в 776 году до н. э.)

4. В честь кого проводились игры? (в честь бога Зевса)

5. Кто выступил с предложением возродить Олимпийские игры? ( французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен)

6. В каком году  и где прошли первые Зимние Олимпийские игры? ( в 1924 году во Франции)

7. Назовите девиз Олимпийских игр. ( Быстрее, выше, сильнее!)

8. Чем награждали победителя игр в Древней Греции? (лавровый венок)

9. Медаль за высшее спортивное достижение? (золотая)

10. на открытии Олимпийских игр команды идут в порядке алфавита страны организатора. Но впереди всегда шествует команда одной и той же страны. Какой?    ( Греции)

VI. Подведение итогов.

Вот  мы завершили Зимнюю Олимпиаду по русскому языку.  Победителей мы назовем  на следующем уроке. Оценки за участие  на уроке….


Конец формы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Зимняя олимпиада по русскому языку"

Слайд 2

2014 год Россия готовится к зимней олимпиаде в Сочи.

Слайд 3

2010 год В канадском городе Ванкувере прошли XXI Зимние Олимпийские игры. Участник в паралимпийских играх из нашего района.

Слайд 4

Немного истории…

Слайд 5

Первые Олимпийские игры.

Слайд 6

Возрождение Олимпийских игр. Пьер де Кубертен.

Слайд 7

Словарная работа. Олимпиада – греческое слово olympiados 1. крупнейшие международные состязания по основным видам спорта, проводимых раз в четыре года. 2. конкурс, соревнование в какой - либо области (математики, истории и т.д.)

Слайд 8

Коснуться, деревянный, крашеный, печёнка, нежданный, винегрет, шорох, плюшевый, бадминтон. «Разминка» перед стартом.

Слайд 9

Заниматься (чем?) соревнования (какие?) тренироваться (как?) участвовать (в чём?) катание (какое?) прыгнуть (как?) проигрывать (кому?) Прыжки с трамплина.

Слайд 10

Замените данные словосочетания синонимичными: Согласование на управление: голубиное гнездо- деревянный столик- норковая шуба- Примыкание на управление: поехать отдыхать - говорить улыбаясь- поехать работать- Согласование на примыкание: откровенный разговор- необдуманный поступок- восточная пышность-

Слайд 11

Фигурное катание. На золото: Фигурное катание – самый красивый и творческий вид На серебро: Заниматься спортом нам не лень. На бронзу: Занимайтесь спортом!

Слайд 12

(1)Сноуборд – это один из самых молодых олимпийских видов спорта. (2)Суть его полностью отражена в названии – снег плюс доска. (3)И не нужны тебе лыжные палки. (4) Летают на огромной скорости, балансируя руками. (5)Впервые сноуборд заявил о себе на зимних играх в Нагано в 1998 году. (6) В России этот вид спорта появился недавно. (7)Сноуборд –молодежный спорт . 1. Найдите односоставное неопределённо-личное предложение. 2. Найдите предложение с деепричастным оборотом. 3 . Объясните постановку тире в первом и последнем предложениях. 4. Назовите основу 2-го предложения. Сноуборд.

Слайд 13

Бобслей

Слайд 14

Замените слова одним словом. Глава государства- Оперная певица, исполняющая главные роли – Близкий знакомый – Гнаться, следовать за кем-нибудь –

Слайд 15

Горнолыжный спорт. Согласие, да : ^ Не согласен, нет : --

Слайд 16

Кёрлинг

Слайд 17

Домашнее задание. Тестовое задание в формате ГИА (индивидуальное)

Слайд 18

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...