Ах, это причастие!
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Шишкина Марина Владимировна

На уроке повторяется и систематизируется материал, изученный в разделе "Причастие". Затрагиваются абсолютно все правила. Урок состоит из двух частей: теоретический этап и практический этап. Урок проходит в форме игры, что способствует  формированию интереса к русскому языку. На уроке определяется уровень знаний, закрепляются орфографические правила, устраняются пробелы в знаниях учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ah_eto_prichastie.rar48.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района

План-конспект урока на тему:

«Ах, это причастие!»

(заключительный урок-  обобщение)

                           Выполнила:

                                                                                                            учитель русского языка,

                                                                                                            литературы, английского                                        

                                                                                                            языка

                                                                                                            Шишкина  Марина              

                                                                                                            Владимировна    

Средние Кибечи

2012

Тема урока: «Ах, это причастие».

Цель урока: 

           1) закрепить знания учащихся о правописании суффиксов причастий;

           2) правописание не с причастиями;

           3) умение находить и выделять причастные обороты;

Оборудование: карточки, мультимедийная доска, компьютер

Ход урока:

I Организационный момент

Здравствуйте. На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда  мы должны обобщить пройденный нами материал. Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие».  

II Теоретический этап

Сначала мы с вами вспомним теоретический материал по теме: «Причастие», для того, чтобы лучше справиться с практикой. Это будет первый этап игры. В этой игре мы не будем делиться на команды, а каждый будет за себя. За правильный ответ вы будете получать определенные баллы, и в конце урока мы подведем итоги. Но за неправильный ответ вычитается столько же баллов.

Кто первый поднимет руку, тот отвечает и получает право выбрать следующий вопрос.

 5 баллов 

1.  Что такое причастие?

          2. Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)

3. Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)

         4. У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)

         5.Сколько времен у действительных причастий? ( два)

6. Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)

7.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)

8. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)

9. Суффиксы действительного причастия

10. Суффиксы страдательного причастия

10 баллов.

1. Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)

2. Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)

3.  Не с причастиями

        4. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)

5. Морфологические признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (прилагательное, глагол)

6. Как определить окончание причастия? (по вопросу)

7. Как найти причастный оборот?

8. Обособление причастного оборота

9. Как определить написание гласной перед суффиксом причастия?

10. н, нн в причастиях

III Практика Во всех конкурсах учитель спрашивает каждого ученика и идут по очереди. Если ученик не знает ответ, то у него вычитается баллы вопроса. И право слова переходит к следующему.

1 конкурс  поможет мне узнать, насколько хорошо вы отличаете действительные причастия от страдательных. (1 балл)

 Ученик дает ответ, учитель определяет правильность ответа ученика.

Несший, растаявший, огороженный, забытый, рисуемый, остановившийся, небелёный, стихающий, торопившийся, разгаданный, умывающийся, пойманная, разобранный, пролиставший, оберегаемая, лечащий, согретые, увиденные, проснувшийся, блистающий, прочитанный, написанный, имеющий, забытый, прочитавший.

2 конкурс   (2 балла) Образовать  дейст. и  страд. прич. наст. вр: читать, видеть, слышать, гнать, хранить, озарять, отвечать, зависеть

3 конкурс  (2 балла)Образовать дейст. прич. пр. вр.: строить, надеяться, нести, везти, тянуть, засеять, слышать

4 конкурс  Игра «Угадай причастие»  (5 баллов)

1.‬Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать. 

          2.‬Приставка – как у слова улетевший. 

          3.‬Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший. 

         4.‬Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. падежа, женского рода.               (устилавшей).

         Физминутка.

Причастия – похлопать, другие части речи – потопать.

Старый, стареющий. Старенький, старше, стареть, постаревший.

Синий, синеющий, посиневший, синь, синеть.

Зелёный, зелень, зеленеющий, позеленевший, зеленеть, зелёненький.

 5 конкурс   «Третье лишнее». (2 балла)

горевший

запоздалый

трещавший

жарящийся

соленый

горелый

запоздавший

трескучий

зажаренный

пересоленный

горящий

запаздывающий

треснувший

жареный

соливший

6 конкурс     Каждый сдает листки, пишет только пропущенную букву. Правильный ответ  по одному баллу. Кто все правильно сделал, то + 10 баллов.  Написать пропущенные буквы. Постро….вший дом, колебл...щийся камыш, наде...вшийся на чудо, обещ...нный подарок, вытерп...вший все, завис...вший от обстоятельств, посе...нный мак, придум...нный рассказ,  заказ...нный товар,  выкач...нный воздух, обвеш...нный покупками, выкач.. .нный бочонок, обвеш...нный продавцом.  Ответ: и, ю, я, а, е, е, я,  а, а, а, а, е,  е.

А теперь немного отдохнем!  Прочитайте названия предметов в анаграммах. Какое слово является лишним? Кто первым назовет лишнее слово - (5 баллов)

 Радьтет, тапар, никчебу, тиклас, гакни, умриваак, никднев, каруч, бусгло, дашранка, кульцир, канейли.

Ответ: тетрадь, парта, учебник, ластик, книга, аквариум, дневник, ручка, глобус, карандаш, циркуль, линейка. Лишнее слово – аквариум.

7 конкурс   Допишите гласные в суффиксах причастий.  Не забывайте, что они зависят от спряжения.  (3 балла)

Стро…щийся дом, кол…щая боль, завис…мый человек, стел…щийся туман, леч…щий врач, невид…мый мир, ла…щий пес, спе…щая рожь, мел…щий муку,

 хорошо пил…щийся, самокле…щаяся бумага.

Ответ : я, ю, и, ю, а, и, ю, ю, ю, я, я

8 конкурс Определите  окончания причастий. (3 балла)

Все вокруг утонуло в снегу, наконец-то выпавш...м в эту ночь, начавш...ся нудным осенним дождем и закончивш..ся обильным снегопадом, означающ...м долгожданный приход сильно задержавш... ся в этом году зимы, приближающ…ся  ураганом, о приближающ…ся  урагане, шепчущ…  камыша, под раскрывш…ся парашютами.

9 конкурс     Найдите и обозначьте в тексте все причастные обороты и слова, к которым они относятся. Расставьте недостающие знаки препинания. (5 баллов)

Это очень старинная вещь подаренная мне еще бабушкой.

Бабушка была пожилая ведьма приехавшая к нам из Шотландии

У нее крючковатый нос и рыжие волосы собранные в пучок.

Она вошла, отпустила двух леших втащивших чемоданы и принялась раздавать подарки

Моей старшей сестре она подарила сапоги-скороходы сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре.

Младший братик получил карту помогающую клады отыскивать.

Ну а клубочек указывающий дорогу бабушка подарила мне.

В тумане гасли очертания огромного корабля поворачивающегося к устью реки

Ветер  дующий с берега лениво теребил их.

Охотник смотревший с берега удивлённо потирал глаза

Невысохшие капли росы блестели в лучах солнца.

Долина еще не освещенная солнцем была подернута редким туманом.

Непрекращающийся осенний дождь монотонно барабанил по крыше.

10 конкурс- разминка.  Всем известно, что русские женские имена обычно оканчиваются на «а» или «я», например, Анастасия, Мария, Екатерина и т.д. Назовите русское женское имя, не оканчивающееся ни на «а», ни на «я». Ответ: Любовь (10 баллов)

11 конкурс- разминка. Скажите, что объединяет данные слова: связанный, прилипала, задубеть.  (5 баллов)

13 конкурс  (3 балла)  

Окруже(н,нн)ый врагами; аллея усыпа(н,нн)а листьями; машины, груже(н,нн)ые товаром; картина, писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками; смышлё(н,нн)ый мальчик; посаже(н,нн)ый отец; тучи рассея(н,нн)ы; незапряже(н,нн)ая лошадь; кабинет, оборудова(н,нн)ый по последнему слову ране…ый солдат, ране…ый в ногу, нежда…ый, негада…ый, реше…ая задача, писа…ый красками портрет, маринова…ый гриб, броше…ая лодка, некоше…ая трава, нескоше…ая трава, не коше…ая никем трава, засоле…ые грузди, жаре…ая в сметане рыба, соле…ый огурец, разброса…ые бумаги, нехоже…ые тропы, писа…ая красавица, раскова…ый парень.

14 конкурс  (3 балла) Прокомментируй орфограмму правописания НЕ с причастиями

 (Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; ещё (не)прочитанная книга; ещё (не)обжитый край; (не)обозримая равнина; (ни)кем (не)нарушаемая тишина; (не)устрашимый ьоец; (не)пролазная чаща, Вовсе (не) избалованный ребёнок, окно (не) завешено шторой, (не) достоверная информация, (не) лишённый юмора, (не) помогающий никому, (не) зависимый кандидат, (не) устрашимый боец, (не) удачная шутка, отнюдь (не) праздничный, никогда (не) хвастающийся, ещё (не) появившийся, далеко (не) лукавый,  (не) ограниченные возможности, свобода (не) провозглашена, ничем (не) обладающий,  (не) слушающий никого, (не) мечтающий о богатстве, средства (не) изысканы, гармония (не) достигнута.

 В конце урока подсчитываются баллы и ставятся оценки.

IV Рефлексия.

 О чем шла речь сегодня на уроке?

Что запомнилось больше всего?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока?

О чем будете рассказывать дома?

 Д. з.: подготовиться к контрольной работе по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...