Сочинение к диагностической работе от 11.05.12
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Примак Ольга Михайловна

Исходный текст И.Ильина и сочинение к нему. Диагностическая работа по русскому языку от 11.05.2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishodnyy_tekst_i.ilina_.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Когда я отмечал свой  восьмой день рождения, бабушка подарила мне толстую тетрадь  и сказала:(2) «Вот тебе альбом, записывай в него все, что тебе покажется умным и хорошим; и пусть каждый из нас напишет тебе что-нибудь на память». (3)Раньше мне дарили только игрушки, а тут я впервые получил настоящий «взрослый» подарок. (4)Тетрадь была красивая, с плотными мелованными листами, в синем сафьяновом переплёте, но, несмотря на свою красоту и «взрослость», она показалась мне тогда абсолютно ненужной вещью. (5)Мне так хотелось оловянных солдатиков, о которых я давно мечтал! (6)Они даже по ночам мне снились, новенькие, блестящие, в парадных мундирах, с острыми саблями на боку и чёрными винтовками за плечами. (7)Как раз  таких я видел каждый день в витрине магазина на соседней улице. (8) И вдруг — альбом. (9)Какая скучища!

(10) Я молча принял нежданный подарок и, положив его на каминный столик, занялся своими старыми игрушками.  (1) Дедушка, сидевший в это время у камина, внимательно наблюдал за мной. (12)Конечно, он сразу заметил моё разочарование и понимающе улыбнулся. (13)Потом подошёл, потрепал меня по щеке,  взял мою сафьянную тетрадь и написал на первой странице: (14)«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего». (15) Да, хорошо ему было говорить: (16)«Не думай»... (17)А мне, тогда ещё совсем ребёнку, было до слез обидно, но пришлось примириться...

(18)Я тогда и не заметил, как глубоко меня задел этот постылый жизненный совет, данный мне дедом. (19)Сначала я и слышать о нем не хотел; это была прямая насмешка надо мною и над моими солдатиками. (20)Но позднее... (21)И потом еще много спустя...

(22)У меня было так много лишений в жизни. (23) И всегда, когда мне чего-нибудь остро недоставало или когда приходилось терять что-нибудь любимое, я думал о сафьяновой  тетради и об изречения деда. (24)Я и сейчас называю его «правилом счастья» или «законом оловянного солдата». (25)Кажется, тут замешана и сказка Андерсена: «Стойкий оловянный солдатик»: храбрый был малый — прошел через огонь и воду, и даже глазом не моргнул.

(26)Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. (27)Если человек хочет стойко сносить лишения, от него требуется выполнение двух условий. (28)Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. (29) Нельзя терять священное и существенное в жизни, то главное, ради чего мы живём, перед чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план. (30) Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать. (31)И во-вторых, человеку нужна  способность сосредоточивать свое внимание, свою любовь, свою волю и свое воображение — не на том, чего не хватает, чего он «лишен», но на том, что ему дано. (32)Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив и заряжен ненавистью. (33) Тот же, кто умеет с любовью  вчуствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину, красоту и радость жизни. (34)Диогену довольно было простого луча солнца. Чтобы пережить полноту и радость бытия.

(35)Благодаря  лишениям выковывается характер, по-суворовски воспитывается в людях воля к победе, лишения учат самоуглублению. (36)Они могут принести человеку  истинное богатство, которое он иначе не постигнет. (37)И я не ропщу на лишения и утраты, постигшие меня в жизни. (38)Но о моей синей сафьяновой тетради, научившей меня когда-то «закону оловянного солдатика», я вспоминаю с благодарностью. (39)Эта удивительная вещь отняла у меня когда-то желанную игрушку, но открыла мне доступ к истинному богатству.

Варианты сочинений.

«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего».  Этот  совет, написанный  в альбом восьмилетнему мальчику его мудрым дедушкой, стал для него «правилом счастья», «правилом оловянного солдатика». Мне кажется, что текст публициста и философа И.А.Ильина  именно об этом, об умении человека определять в жизни главное и существенное и об умении не думать и не переживать по поводу недостающих материальных мелочей жизни, которые порой порабощают человека, ослепляют.

К1. Вступление.

Проблема текста.

Рассуждая на эту тему, автор вспоминает историю с подаренной сафьяновой тетрадью, которая сначала показалась ему «бессовестной насмешкой», а позднее открыла «доступ к истинному богатству». Именно эта заветная тетрадка с дедушкиным афоризмом помогла рассказчику  легко перенести все жизненные лишения и трудности и понять, что только тот, кто умеет «с любовью вчуствоваться и вживаться в дарованное ему», будет жить счастливой  и полной жизнью.

К2. Комментарий к проблеме

Автор убеждён в том, что понимание каких-то важных жизненных правил приходит к человеку не сразу, а по мере взросления. Сначала нам всем хочется каких-то желанных игрушек, вроде оловянных солдатиков. Мы не хотим довольствоваться в жизни малым. Но ведь не зря говорят, что не в деньгах счастье. Действительно, мудрец и философ Диоген жил в бочке и был абсолютно счастлив.

К3. Позиция автора.

Свой путь к пониманию истинного счастья проходит  главный герой романа Л.Толстого «Война и мир» Пьер Безухов.  В начале романа он не знает, какой дорогою надо идти, совершает ошибки, попадает в дурную компанию и под чужое влияние, женится на безнравственной пустышке Элен. И только желание жить для других помогло ему измениться, стать лучше и обрести наконец счастье.

К4. Аргументация.

1-ый аргумент

(литературный)

Время идет, многое меняется. Мы взрослеем и идем навстречу жизни. Идем в неё со своими мечтами, идеалами, желаниями. Важно помнить, что жизнь многогранна, в ней есть и счастливые моменты, и невзгоды. «Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся», - гласит русская пословица. А  ещё мы говорим: «Человек – кузнец своего счастья». Давайте же  делать свою жизнь счастливой!

2-ой аргумент (жизненный)

Заключение

«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего».  Этот  совет, написанный  в альбом восьмилетнему мальчику его мудрым дедушкой, стал для него «правилом счастья», «правилом оловянного солдатика». Мне кажется, что текст публициста и философа И.А.Ильина  именно об этом, об умении человека определять в жизни главное и существенное и об умении не думать и не переживать по поводу недостающих материальных мелочей жизни, которые порой порабощают человека, ослепляют.

К1. Вступление.

Проблема текста.

Рассуждая на эту тему, автор вспоминает историю с подаренной сафьяновой тетрадью, которая сначала показалась ему «бессовестной насмешкой», а позднее открыла «доступ к истинному богатству». Именно эта заветная тетрадка с дедушкиным афоризмом помогла рассказчику  легко перенести все жизненные лишения и трудности и понять, что только тот, кто умеет «с любовью вчуствоваться и вживаться в дарованное ему», будет жить счастливой  и полной жизнью.

К2. Комментарий к проблеме

Автор убеждён в том, что понимание каких-то важных жизненных правил приходит к человеку не сразу, а по мере взросления. Сначала нам всем хочется каких-то желанных игрушек, вроде оловянных солдатиков. Мы не хотим довольствоваться в жизни малым. Но ведь не зря говорят, что не в деньгах счастье. Действительно, мудрец и философ Диоген жил в бочке и был абсолютно счастлив.

К3. Позиция автора.

Вопрос о счастье является основной проблемой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»  Один из героев поэмы, Яким Нагой, спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена — иконы. И  мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл.

Уместно вспомнить и рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

К4. Аргументация

Время идет, многое меняется. Мы взрослеем и идем навстречу жизни. Идем в неё со своими мечтами, идеалами, желаниями. Важно помнить, что жизнь многогранна, в ней есть и счастливые моменты, и невзгоды. «Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся», - гласит русская пословица. А  ещё мы говорим: «Человек – кузнец своего счастья». Давайте же  делать свою жизнь счастливой!

Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа ЕГЭ октябрь 2010

Диагностическая работа для 11 класса без логаримов, октябрь 2010...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Тренировочная работа для подготовки к диагностической работе МЦКО

Тренировочная работа для подготовки к диагностической работе МЦКО...

Диагностическая работа (итоговая работа 7 класс)

Диагностическая работа (итоговая работа 7 класс)...

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»

При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...