Календарно-тематическое планирование учебного материала по русскому языку в 8 классе.
календарно-тематическое планирование (русский язык, 8 класс) по теме

Кочковая Любовь Николаевна

КТП к  учебнику «Русский язык 8»  Л.А. Тростенцовой и др. (105ч.) Прилагаются КИМы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_8_kl._russkiy.docx80.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Авиловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено и рекомендовано к применению

протокол № 1 от 29.08.11 г.

Руководитель РМО учителей русского языка и литературы __________________

        Симонова Н.Д.

Согласовано педагогическим советом МОУ Авиловской СОШ протокол № 1 от 30.08.11 г.

Утверждено

Приказ № ____ от 30.08.11 г.

Директор школы _____________________

              Петров С.В.

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

для  8 класса

на 2011 – 2012 учебный год

Учитель:   Кочковая Л.Н.

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Региона-льный компонент

ИКТ

1 четверть

1.

3.09

Русский язык в современном мире.

1

Лекция, запись основных положений лекции

Повторение изученного в V – VII классах

(5ч +2ч  р.р.)

2.

5.09

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

1

работа по таблице; выполнение упр. по учебнику; словарная работа

Отрывок

Н.А. Келин «Верба»

ИКТ

3.

7.09

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Повторение материала по данной теме, работа по таблице; выполнение упр. по учебнику; практическая работа

Отрывок

Н.А. Келин «Верба»

4.

10.09

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

Повторение материала по данной теме, работа по таблице; выполнение упр. по учебнику;

ИКТ

5-6

12.09

14.09

Р/р (п) Изложение с творческим заданием.

2

Творческий практикум

7.

17.09

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

Повторение материала по данной теме, работа по таблице; выполнение упр. по учебнику;

8.

19.09

Диагностическая работа (Диктант)

1

Самостоятельная работа

Синтаксис и пунктуация. Культура речи -

9

21.09

Основные единицы синтаксиса.

1

Запись в справочники дополнительного материала по теме, практическая работа

10

24.09

Текст как единица синтаксиса.

1

Практическая работа, выполнение упражнений из учебника,

Л.П. Громов «Этюды о Чехове»

ИКТ

11

26.09

Предложение  как единица синтаксиса.

1

Составление таблицы, тренировочные упражнения, конструирование предложений

12

28.09

Словосочетание как единица синтаксиса.

1

Запись в справочники дополнительного материала по теме, практическая работа

ИКТ

13

1.10

Синтаксические  связи слов  в словосочетаниях.

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

Работа по   таблице, выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа

14

3.10

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

1

Самостоятельная работа

Простое предложение - 2ч + 1ч р.р.

15

5.10

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

Составление таблицы, тренировочные упражнения, конструирование предложений

16

8.10

Порядок слов в предложении.

1

Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения

И.И. Бондаренко «Следы его жизни»

ИКТ

17

10.10

Р.р.(п) Сочинение-описание памятника культуры

1

Творческий практикум

ИКТ

                     Двусоставные предложения. Главные члены предложения-6ч + 1ч  р.р.

18

12.10

Подлежащее

1

Работа по таблице и материалу учебника, тренировочные упражнения,

19

15.10

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Просмотр презентации, записи в справочники основных положений материала презентации, работа по учебнику, практическая работа

ИКТ

20

17.10

Составное глагольное сказуемое.

1

Работа по таблице, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

21

19.10

Составное именное сказуемое

1

Работа по таблице, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

ИКТ

22

22.10

Р.р.(п) Изложение с элементами сочинения. Памятники России. Троице-Сергиева Лавра зимой.

1

Творческий практикум

23

24.10

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Работа по таблице, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

ИКТ

24

26.10

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»

1

Самостоятельная работа

2 четверть

Второстепенные члены предложения-7ч+1ч. р.р.

25

7.11

Роль второстепенных членов предложения. Прямое и косвенное дополнение.

1

Запись в справочники дополнительного материала по теме, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

В.С. Моложа-венко «Донские были»

26

9.11

Согласованные и несогласованные определения.

1

Запись в справочники дополнительного материала по теме, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

27

12.11

Приложение. Знаки препинания при нем.

1

Запись в справочники дополнительного материала по теме, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

В.С. Моложа-венко «Донские были»

28

14.11

Обстоятельство. Разряды обстоятельств.

1

выполнение упражнений из учебника,

29

16.11

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

Работа у доски, выполнение упражнений из учебника; практическая работа;

30

19.11

Р.р. Характеристика человека.

1

Творческий практикум

31

21.11

Повторение по теме «Двусоставное  предложение»

1

Работа у доски, выполнение упражнений из учебника; сам. работа

А.В. Калинин «Цыган»

ИКТ

32

23.11

Контрольная работа по теме «Двусоставное  предложение»

1

Самостоятельная работа

              Односоставные простые  предложения.- 9ч+2ч. р.р.

33

26.11

Главный член односоставного предложения

1

Просмотр презентации, записи в справочники основных положений материала презентации, работа по учебнику, практическая работа

34

28.11

Назывные (номинативные) предложения

1

Просмотр презентации, записи в справочники основных положений материала презентации, работа по учебнику

35

30.12

Определенно-личные предложения.

1

Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам, конструирование предложений

36

3.12

Неопределенно-личные предложения.

1

Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам, конструирование предложений

37

5.12

Р.р. Инструкция.

1

Творческий практикум

ИКТ

38

7.12

Безличные предложения.

1

Работа с учебником, работа в тетрадях и у доски

39

10.12

Р.р. Рассуждение

1

Творческий практикум

В. Д. Седегов «Родной край в произведе-ниях Чехова»

ИКТ

40

12.12

Неполные предложения.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

41

14.12

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

42

17.12

Повторение и обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения»

1

работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, работа с текстом

В. Д. Седегов «Родной край в произведе-ниях Чехова»

ИКТ

43

19.12

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Односоставные предложения»

1

Самостоятельная работа

       Простое осложненное предложение

                          Предложения с однородными членами-12ч + 2 р.р.

44

21.12

Промежуточная аттестация (тест по материалу, изученному в 8 классе)

1

Самостоятельная работа

45

24.12

Понятие об осложненном предложении.

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

ИКТ

46

26.12

Понятие об однородности членов предложения.

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

47

28.12

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1

Работа с учебником, работа в тетрадях и у доски

3 четверть

48-49

11.01

14.01

Однородные и неоднородные определения.

2

Работа с учебником, у доски, сам. работа

И.С. Никитин «Весна в степи»

50-51

16.01

18.01

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

2

Творческий практикум

52-53

21.01

23.01

Р.р. Изложение с творческим заданием.

2

Творческая работа

54

25.01

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

1

Работа с учебником, просмотр презентации,  работа в тетрадях и у доски

ИКТ

55

28.01

Синтаксический  разбор предложения с однородными членами.

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

ИКТ

56

30.01

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

57

1.02

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

58

4.02

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Однородные члены предложения»

1

Самостоятельная работа

                                       Предложения с обособленными членами -18ч + 2р.р.

59

6.02

Понятие об обособлении.

1

Работа с учебником, просмотр презентации,  работа в тетрадях и у доски

ИКТ

60-61

8.02

11.02

Обособление определений, выраженных причастным оборотом. Выделительные знаки препинания при них.

2

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

А.И. Куприн «Донская степь»

62

13.02

Тест по теме

«Обособленные определения»

1

Самостоятельная работа

63

15.02

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему.

1

Творческий практикум

64

18.02

Р.р. Сочинение –рассуждение на дискуссионную тему.

1

Творческий практикум

65-66

20.02

22.02

Обособленные  приложения. Выделительные знаки препинания при них.

2

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

67

25.02

Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения»

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

ИКТ

68-69

27.02

29.02

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

2

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

70

3.03

Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные обстоятельства»

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

А.И. Куприн «Донская степь»

71-72

5.03

7.03

Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при них.

2

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

73

10.03

Обобщение и систематизация материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения».

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

ИКТ

74

12.03

Синтаксический  разбор предложения с обособленными членами.

1

Работа с учебником, просмотр презентации,  работа в тетрадях и у доски

А.В. Калинин «Суровое поле»

ИКТ

75

14.03

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

76

17.03

 Повторение по теме «Обособленные члены предложения»

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, пров. работа

77

19.03

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Обособленные члены предложения»

1

Самостоятельная работа

                            Слова, грамматически не связанные с членами предложения.- 10ч+ 2 р.р.

78

21.03

Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращениях.

1

Работа с учебником, просмотр презентации,  работа в тетрадях и у доски

А.А. Рогачёв «Слово о Доне»

ИКТ

4 четверть

79

2.04

Употребление обращений

1

Работа по карточкам

80

4.04

Р/Р Составление делового письма.

1

Творческий практикум

81

7.04

Вводные  конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

82-83

9.04

11.04

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях и вводных предложениях.

2

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

84

14.04

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

ИКТ

85

16.04

Р/Р Публичное выступление.

1

Творческий практикум

ИКТ

86

18.04

Междометия в предложении.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

87

21.04

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

88

23.04

Повторение материала  по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

89

25.04

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

1

Самостоятельная работа

Прямая и косвенная речь - 6ч+1ч р.р.

90

28.04

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь и знаки препинания при ней.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

ИКТ

91

30.05

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

92

2.05

Диалог. Оформление диалога на письме.

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

А. С. Серафимович «На хуторе»

93

5.05

Р.р. Рассказ.

1

Творческий практикум

94

7.05

Цитаты и их оформление на письме.

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

ИКТ

95

12.05

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь»

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

96

14.05

Контрольный диктант по теме «Чужая речь»

1

Самостоятельная работа

Повторение и систематизация  изученного в 8-ом классе. -7ч + 2 р.р.

97

16.05

Синтаксис и морфология.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

ИКТ

98

19.05

Синтаксис и пунктуация.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

А. С. Серафимович «На хуторе»

ИКТ

99

100

21.05

23.05

Р.р. Контрольное изложение

2

Творческий практикум

101

26.05

Синтаксис и культура речи.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

А. С. Серафимович «На хуторе»

102

28.05

Синтаксис и орфография

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

ИКТ

103

30.05

Итоговая контрольная работа (тест)

Самостоятельная работа

104

2.05

Работа над ошибками, допущенными в тестовой работе.

1

Работа по карточкам

105

4.05

Итоги года.

1

Контрольно-измерительные материалы

Формы контроля

1 четверть

Дата

Кол-во часов

Диктанты, тесты

Дата

Кол-во часов

Изложение

Дата

Кол-во часов

Сочинение

17.09

1

Диагностическая работа (Диктант)

 ( См. приложение №1)

10.09

12.09

2

 Р/р (п) Изложение с творческим заданием

( См. упр.26)

1.10

1

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

 ( См. приложение №2)

 

8.10

2

Р.р.(п) Сочинение-описание памятника культуры

24.10

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»

( См. приложение №3)

21.10

1

 Р.р.(п) Изложение с элементами сочинения. Памятники России. Троице-Сергиева Лавра зимой.

( См. приложение №3)

2 четверть

25.11

1

Контрольная работа по теме «Двусоставное  предложение» 

( См. приложение №4)

19.12

1

Контрольный тест по теме «Односоставные предложения»

( См. приложение №5)

23.12

1

Промежуточная аттестация (тест по материалу, изученному в 8 классе)

( См. приложение №6)

3 четверть

17.01

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Однородные члены предложения»

 ( См. приложение №7)

21.01

23.01

2

Р.р. Изложение с творческим заданием.

(см. Упр 242)

18.02

1

Р.р. Сочинение –рассуждение на дискуссионную тему.

13.02

1

Тест по теме

«Обособленные определения»

 ( См. приложение №7)

19.03

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Обособленные члены предложения»

 ( См. приложение №8)

4 четверть

28.04

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

( См. приложение №8)

21.04

25.04

2

Р.р. Контрольное изложение

( См. приложение №10)

7.04

1

Р/Р Составление делового письма.

14.04

1

Контрольный диктант по теме «Чужая речь»

 ( См. приложение №8)

1.06

1

Итоговая контрольная работа (тест)

( См. приложение №9)

Приложение №1

 Диагностический диктант.

 В старом саду около бабушкиного дома крапива встала густой стеной.

   В непролазной траве весь день копошились шмели и угрожающе гудели. Иногда они вырывались из травы, с размаху налетали на Машу, подымались вверх, радуясь оттуда, что смогли её напугать. Но радовались они напрасно. В вышине им приходил конец. Ловкие и смышленые скворцы на лету хватали их и тут же проглатывали.

  Неожиданно Маша услыхала какой-то всплеск. В бочке с дождевой водой, опоясанной лужеными обручами, поселилась лягушка. Лягушка боялась скворцов.

  Скворцы постоянно дрались с галками. Успокоившись, рассажива лись на ветках вековой липы и начинали изображать пулеметный бой. Бабушка, взяв домотканое длинное полотенце, в сердцах замахивалась на непослушных, неугомонных птиц, и они перебирались повыше.(108 слов)

Грамматическое задание.

  1. Сделайте синтаксический разбор отмеченных предложений.
  2. Разберите по составу слова.

Вариант I — налетали, опоясанной.

        Вариант II —рассаживались, домотканое.

Приложение №2

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

1 .Какие пары слов не являются словосочетаниями?

A.        медведь заревел
Б. заревел неистово

B.        заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

2.Определите тип сочетания слов.

1. Брат и сестра.

2. Большая корзина яблок.

3. Идет снег.

4. Пальчики оближешь.

5. Среди травы.

А. Предложение.

Б. Словосочетание.

В. Фразеологизм.

Г. Однородные члены.

Д. Сочетание предлога со знаменательным словом.

3.Определить модель словосочетания (главное слово + зависимое слово).

1. Вспыхнули над горизонтом.

2. Немного бледный.

3. Вершины гор.

4. Рано утром.

5. Золотое солнце.

6. Каждый шаг.

7. Серьезно говорить.

8. Послал узнать.

А. Имя существительное + имя существительное.

 Б. Имя существительное + имя прилагательное.

В. Имя существительное + местоимение.

Г. Имя прилагательное + наречие.

Д. Глагол + имя существительное.

 Е. Глагол + глагол. Ж. Глагол + наречие.

3. Наречие + наречие.

4.Определите вид синтаксической связи слов в словосочетаниях.

1. Наполняла душу.

2. Ярко розовели.

3. Горная пропасть.

4. Изображенные на стенах.

5. Строгие глаза.

6. Говорить серьезно.

А. Согласование.

Б. Управление.

В. Примыкание.

5.Найдите словосочетание и его грамматическое значение - «действие и его признак»:

А. спуститься с горы

Б.бег трусцой

В.легко преодолеть

Г. ходить по лесу.

6.Дайте правильные ответы.

Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

A.        наречиями

Б. существительными

В.прилагательными

Г .деепричастиями

Д.причастиями

Е. порядковыми числительными

7.Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «согласование».

1. Мороженое в стаканчиках.

2. Мороженое фруктовое.

3. Мороженое тает.

8.        С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово взгляд?

A.        умный

Б. смьпплёный

B.        разумный
Г. башковитый

9.3ависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

А.глаголами        

Б. существительными

B.        Деепричастиями

Г. местоимениями, сходными по форме с существительными

Д. наречиями

10.Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление».

1. Очень ждать.

2. Буду ждать.

3. Ждать друга.

11.        Найдите ошибки в управлении.
А. директор магазина

Б. заведующий аптеки В.верящий в победу Г. уверенность в победу

12.Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «примыкание».

1. Говорить серьезно.

2. Очень серьезно.

3. Серьезное намерение.

13. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?
А. серый от пыли

Б. очень грязный

8.        поворот налево

Г. возвратиться из похода

14. Из предложения  Очень быстро вырос сосновый лес   выпишите все словосочетания сделайте синтаксический разбор одного из них.

Приложение №3

Изложение

«Троице-Сергиева лавра зимой»

     Зима. Глубокий снег лежит вокруг. День по-зимнему прекрасен: солнечные блики на снегу, от этого переливы голубого, розового, сиреневого на белом-белом, искрящемся снежном покрове, тени от деревьев падают синими полосами, небо голубое.

     Группа церквей на Подоле вместе с Пятницким колодцем первыми встречают путников со стороны Москвы, как бы подготавливая их к восприятию ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Часовня Пятницкого колодца была возведена в конце 17- начале 18 века на берегу речки Кочуры, над источником, возникновение которого предание связывает с именем основателя монастыря Сергия Радонежского.

    Она отличается оригинальностью композиции, совершенством своих архитектурных форм и играет заметную роль в общей панораме монастырского ансамбля. Особенно эффектно выглядит часовня в солнечные зимние дни, когда ярко сияет её деревянная кровля, а фигурный тес отбрасывает узорную тень на белые стены здания.

   Виднеющиеся в отдалении Введенская и Пятницкая  церкви  были сооружены одновременно со строительством крепостной стены Троице-Сергиева монастыря в 1547 г.

  Зодчие, возводившие эти две церкви на Подоле, отошли от установленных канонов и в свою очередь создали прототипы многих сооружений подобного рода. Так Пятницкая церковь стала образцом того небольшого бесстолпного посадского хрома со своей трапезой колокольней, который получил затем повсеместное распространение на Руси.

        

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»

     Родина чая - Китай. Об этом гласит старинная китайская легенда. Один из китайских мудрецов день и ночь проводил в молитвах. Дарма старался не спать, не давая сомкнуться своим векам. Й все же однажды он заснул. Пробудившись ото сна, Дарма в гневе отрезал свои веки и бросил их на землю. Там, где они упадали,  через некоторое время выросли зеленые кустики чая, которые помогают человеку преодолевать сон. А обнаружила эти свойства одна из китайских принцесс, отдыхавшая в саду под чайным деревом. В чашу с водой, которая стояла перед ней, упал листочек. Через некоторое время вода приобрела желтоватый оттенок. Нечаянно получившийся настой понравился принцессе, а человечество получило новый напиток. Случилось это более пяти тысяч лет назад.

     Сбор и обработка чайного листа были очень трудоёмкими процессами.

    Чайный куст – теплолюбивое и капризное растение. В природе китайский чай – вечнозеленое дерево с высотой до десяти метров и стволом до шестидесяти метров в диаметре. (145 слов)

Грамматическое задание.

Подчеркнуть сказуемые и определить их типы.

Приложение №4  Контрольная работа по теме «Двусоставное  предложение»

ВАРИАНТ 1

  1. Укажите неверное утверждение

        А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.

        Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.

        В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.

        Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.

  1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.

          А. В доме напротив зажгли свет.

Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.

В. Весь день стоит как бы хрустальный.

Г. Ночью месяц тускл.

  1. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А. Обнялись облака и уснули без грусти.

Б.  Я начал строить новый дом.

В.  Мир кажется мне книгой бесконечной.

Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.  

  1. Найдите предложение с составным именным сказуемым.

А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей.

Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.

В. Ребята будут купаться в реке.

Г.  Почему ты долго был на улице?

  1. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А. Мир без книг мир дикарей.

Б.  Жизнь коротка искусство долговечно.

В.  Я всем чужой.

Г.  Ласковое слово что весенний день.

  1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.

А. Часовой стережёт объект.

Б.  Море посылало на берег влажность.

В. Ветер кружит опавшие листья.

Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.

  1. Найдите предложение с косвенным дополнением.

А. Я окно распахнул.

Б.  Морячок играл старинный вальс.

В. Слепит глаза реки далёкой дрожь.

Г. Старуха пряла свою пряжу.

  1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.

А. Николай надеялся успеть к обеду домой.

Б. Любить природу – значит любить Родину.

В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.

Г.  Он приезжал домой пообедать.

  1. Найдите предложение с несогласованным определением.

А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.

Б.  Пряди различной длины торчали из-под его берета.

В.  И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

Г.  Люблю дымок спалённой жнивы.

  1.  Найдите предложение с обстоятельством цели.

А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.

Б.  Широкое пространство всегда владело сердцами русских.

В. Слегка накрапывал дождик.

Г.  Ветер постепенно стихает.

  1.  Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.

Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.

  1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.

А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.

Б.  Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.

В.  Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.

Г.  Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.

  1. Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.

  1. Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                 ВАРИАНТ 2

  1. Укажите неверное утверждение.

А. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.

Б.  Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в роде, числе и падеже.

В.Сказуемые бывают простые и сложные.

Г. Приложение – особый вид определения.

  1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

А. Птицы добрались до воды.

Б. Чуть порошит пушок летучий.

В. Мы с сестрой уселись на передние сиденья.

Г. На востоке маялся от жары лес.

  1. Укажите предложения с простыми глагольными сказуемым.

А. Синичка села у моих ног и пропищала что-то.

Б. Морячок продолжал играть старинный вальс.

В. Мы будем трактористами.

Г. Трепещет озябшая за ночь осинка.

  1. Найдите предложение с составным именным сказуемым.

А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей.

Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.

В. Ребята будут купаться в реке.

Г.  Почему ты долго был на улице?

  1. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А. Цветы символ любви и воспоминаний.

Б. Воля как полёт, соединённый с восторгом.

В. Песни что птицы.

Г. Бедность не порок.

  1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.

А. Я спешу туда, в лесное царство.

Б. А весна в зазеленевшей роще

    Ждёт зари, дыханье затая.

В. Небо на востоке уже стало светлеть.

Г. Степной травы пучок сухой,

     Он и сухой благоухает.

     

   7.Найдите предложение с прямым дополнением.

А. Деревья застыли в немом оцепенении.

Б.  В лесу сосны спорили с ветром.

В.  Жизнь есть постоянный труд.

Г. Берёзки празднуют весну.

  1. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено глаголом в неопределённой форме.

А. Надо подавлять в себе желание смеяться над людьми

Б. В лес вы идёте послушать, о чем шепчутся деревья.

В. Я начал вспоминать прошлые встречи .

Г. Не стану обижать маленьких.

  1. Найдите предложение с несогласованным определением.

А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.

Б.  Было утро с каплями росы.

В.  И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

Г.  Люблю дымок спалённой жнивы.

  1.  Найдите предложение с обстоятельством цели.

А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.

Б.  Широкое пространство всегда владело сердцами русских.

В. Слегка накрапывал дождик.

Г.  Ветер постепенно стихает.

  1.  Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.

В лесу лежали чёткие тени от деревьев и голубые полотнища между их стволами.

  1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.

А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.

Б.  Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.

В.  Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.

Г.  Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.

  1. Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
  2.  Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым.

Ответы:

№ задания

1 вариант

2 вариант

ответ

баллы

ответ

баллы

1

а

1

б

1

2

б

1

б, в

1

3

б

1

а,г

2

4

б

1

б

1

5

а

1

а

1

6

в

1

б

1

7

в

1

г

1

8

а

2

б

1

9

б

1

б

1

10

а

1

а

1

11

3

3

12

а,б,в

3

а,б,в

3

13

3

3

14

3

3

Макс. балл

23

23

  1. Перевод баллов в оценки:
  2. 20-23 – «5»                         8-13 – «3»
  3. 14-19 – «4»                          менее 8 баллов – «2»

Приложение №5

Контрольный тест по теме «Односоставные предложения»

I вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
 (С.Есенин)
г) Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год.

а) односоставное;
б) двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4. Найдите безличное предложение.

а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

а) двусоставное;
б) определенно-личное;
в) безличное;
г) неопределенно-личное.

6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
 (А.Пушкин)

II вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Веет в поле легкий ветерок.
б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
в) Свет луны во все концы.
г) В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения Земля как невеста:

а) односоставное;
б) двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...
а) односоставные предложения;
б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени;
в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.

4. Найдите неопределенно-личное предложение.

а) Встречай друзей, сынок!
б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
в) Наконец-то позвали меня.
г) В классе тепло.

5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час:

а) неопределенно-личное;
б) определенно-личное;
в) безличное.

6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой:

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [определенно-личное], и [двусоставное];
в) [безличное], и [двусоставное].

7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Вспыхнул костер и все стали сушиться.
б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
г) Минута и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

   

Приложение №6

Промежуточная аттестация

(тест за 1 полугодие)

1.        Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел

Б. заревел неистово В.заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

2.        В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

A.        развевающегося флага
Б. ничем не интересоваться

B.        шёл медленно

Г. присутствовать на митинге.

3.        Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределённой формой глагола.

A.        Июньским утром пастухи увидели странное зрелище.

Б. Первый раз о парусах на колёсах я услышал в начале года.

B.        Чинить яхты - работа в дороге не очень приятная.

4.        Определите вид сказуемого в каждом предложении.

А. через месяц путешественники появились в Москве.

Б. В комнате было тихо, темно и очень душно.

 В. Я хочу поговорить с ним об этом.

5.        Охарактеризуйте предложения (определённо-личное, безличное, неопределённо-личное, обобщённо-личное)

A.        Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

Б. Для обёртывания книг берут прочную бумагу.

B.        Волка шапками не закидаешь.

Г. Не спится, няня.

6.        Найдите односоставное предложение

А. Не плачь ты попусту.

 Б. Часам к двум по полудни началась гроза.

В. Уж не будут листвою крылатой надо мной шелестеть тополя.

Г. Тротуары заливают асфальтом.

7.        Какая схема соответствует предложению

Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?

A.        [ двусост. ], и [ двусост. ]

Б. [ двусост. ], и [ опред.-личное ]

B.        [ двусост. ], и [ неопред.-личное ]

8.        Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

A.        Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

Б. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.

B.        Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

9.        Выпишите номера предложений с однородными определениями

A.        Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

Б. Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде.

B.        Приятный нежный голосок птицы звенел не умолкая.

Г. Он легко справлялся с трудными математическими задачами.

10.        В каком слове пишется е?

A.        экспер..мент
Б. инт..ллигент

B.        арт..ллерия        
Г. маг.страль.

Приложение №7

Контрольный диктант «Однородные члены предложения»

Грибная пора.

 В середине осени, в середине сентября  устанавливается иногда удивительная погода. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса или даже белый хрустящий утренник*. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая соломинка, каждая паутинка,  протянутая там и сям, - все обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто. Оно такого глубокого синего цвета, какого не увидишь в летнюю жаркую пору. Солнце начинает пригревать в синем безветрии, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как от борные бриллианты, росы. Все в это время в природе дышит свежестью, здоровьем и чистотой.

   В эту осеннюю пору появляются самые лучшие, самые крепкие, са мые вкусные грибы**. Они тоже обрызганы росой, и даже в некоторых из них в середине, в ямочке, собирается немного хрустальной влаги.

(129 слов)        

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения, отмечен ного в тексте звездочкой*.

Вариант I -*; вариант I I - **.

2.        Разберите по составу слова:

Вариант I -собирается; вариант II – появляются.

Приложение №7-1.

Тест по теме «Обособленные определения»

1) В каком предложении не пишется слитно?

а) На стеллаже я увидел несколько (не)читанных мною книг.

б) Среди других находок была деревянная шкатулка, закрытая и (не)поврежденная.

в) (Не)прошедшие медосмотр не допускались к экзамену.

г) Вина подсудимого (не)доказана.

2) В каком случае пишется НН?

Вид у новичка был неряшливый: давно не чище(1)ые ботинки зашнурова(2)ы до половины, заноше(3)ый вяза(4)ый свитер висел бесформенным мешком.

а) 1, 2, 3;        в) 2, 3;

6)1,3;                г) 3,4.

3) В каком предложении выделенное определение обособляется? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Берега Лены левый и правый круты и сплошь покрыты лесом.

б) Простой народ здесь носит плетеные из легкого тростника шляпы.

в) Учитель русского языка и литературы Сергей Данилович пришел в нашу школу недавно.

г) Красное кирпичное здание с массивными воротами оказалось табачной фабрикой.

4) Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения, отображаемые историческое прошлое.

б) Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения, которые отображают историческое прошлое.

в) У Пушкина есть несколько произведений, в которых отображается прошлое.

г) У Пушкина есть произведения, отображающие наше прошлое.

5) Чем осложнено предложение?

Мы совсем было заблудились, но, к счастью, встретили двух соотечественников, проводивших нас до отеля.

а) однородными членами и вводным словом;

б) однородными членами, обособленным обстоятельством и определением;

в) обособленным обстоятельством и обособленным определением;

г) однородными членами, вводным словом и обособленным определением.

6) На месте каких цифр необходимо поставить запятую?

Написанная Вольтером (1) «История Карла 12» (2) входит в состав многотомного собрания сочинений (3) изданного в Париже (4) в начале века.

1)1,2,3;        в) 3;

б) 2, 3;               г) 3,4.

7) В каком предложении не пишется раздельно?

а) Стояла жара, (не)обычная для этих мест.

б) Появился хозяин, заспанный и (не)бритый.

в) (Не) приученные к самостоятельной работе дети с трудом осваивают школьный курс.

г) Раньше эта болезнь считалась совершенно (не)излечимой.

8) В каком случае пишется нн?

Озеро было прямо за лугом, засея(1)ым клевером, но ходить по не коше(2)ым лугам нам было запреще(3)о, а протопта(4)ой тропинки по близости не было.

а) 1, 4;         в) 3,4;

6)1;                г) 2,3.

9) В каком предложении выделенное определение обособ ляется?

а) Малец греб двумя вместе связанными веслами.

б) Обескураженные неудачей мы уже не пытались возобновить

поиски.

в) Старший диспетчер троллейбусного парка Марина Кротова год назад сама была водителем.

г) Бойся собаки молчащей.

10) Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Молчалин - совершенно молодой человек, но по убеж дениям принадлежит к поколению Фамусова.

б) Молчалин, совсем еще молодой человек, по своим убеж дениям принадлежит к поколению Фамусова.

в) Молчалин, хотя и молодой, по своим убеждениям при надлежит к поколению Фамусова.

г) Молчалин, хотя совсем еще молодой человек, но по своим
убеждениям принадлежащий к поколению Фамусова.

11)        Чем осложнено предложение?

Горячее дыхание солнца, охраняющее эти места от холода, умеряется могучей влагой, обильными дождями.

а) обособленным определением и однородными членами;

б) обращением и обособленными определениями;
в) вводными словами и однородными членами;

г) обособленными определениями.

12)        Укажите, на месте каких цифр необходимо поставить за пятые.

В числе книг(1) посвященных эпохе Петра (2) в библиотеке Пушкина сохранился (3) изданный в 1808 году (4) сборник исторических анекдотов.

3)1,2;          в) 2,4;

б)1,2,3,4;        г) 3,4.

Приложение №8

        

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

Чудо природы

   Байкал - это гигантское озеро. Его называют сибирским морем, та инственным и загадочным. Мы, выехав из Иркутска на рассвете, прибли жаемся к нему и замираем от восторга, увидев его стеклянную голубую даль. Перед нами раскрывается чудесная картина. Громадная голубая чаша, окруженная горами, расстилается у наших ног. Вода очень про зрачна, даже на глубине видишь небольших раков, копошащихся на дне.

  Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная.

  Байкальские рыбы, выловленные на большой глубине, не умирают, а продолжают жить в аквариуме, не обращая внимания на резкое измене ние давления. Озеро до сих пор таит много загадок, еще не разгаданных настойчивыми исследователями.

  Разгадка этих тайн - задача, поставленная учеными.

Грамматическое задание

Подчеркните обособленные члены предложения.

       

  Контрольный диктант «Чужая речь»

На перевозе

    Мальчик отвязал от столба веревку, с усилием оттолкнул паром и и стал тянуть за мокрый канат. Трудно. Тяжелый паром еле-еле ползет, а река широкая. Вася стал уставать, тяжело дышал, перестал смотреть кругом ,а, нагнув голову, что есть силы тянул канат, и пот капал с красного, пылающего лица.        

   Когда паром подошел к берегу, из домика вышел Кирилл, черный, косматый, и сказал, насупив черные брови: «Что долго так? Либо купался там? Гляди, кабы кнут по тебе не погулял».

  С горы спускались подводы к перевозу, и Кирилл пошел к парому, крикнув: «Берись за конопатку, Васька, да чтоб к обеду кончить!»

  Вася сходил в домик, взял молоток, долото, пакли, взял с полки ломоть хлеба, и, жуя, пошел к опрокинутой на берегу вверх дном лодке, и стал забивать паклей рассохшиеся щели в боках и днище ее.

  С завистью смотрит Вася на бегущих с горы ребятишек. Они на берегу стаскивают с себя рубашонки и кидаются в воду. Крик, визг, смех. А Вася все постукивает да постукивает молотком по долоту, забивая в щели паклю.

(166 слов)

Грамматическое задание

1. Начертите схемы предложений с прямой речью.

2. Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор предложения с чужой речью (на выбор учащихся).

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Без проводника

  Напуганный дурными предзнаменованиями, Вандага, наш провод ник, вдруг отказался вести нас. По его словам, идти дальше означало бы подвергаться явной опасности.        

  Мы  решили продолжать путь без проводника, но, к великой на шей досаде, совсем потеряли тропу. Один из нас сказал: «Эх вы, горе - путешественники! Пойдемте через оврага к морю и выйдем на верный путь». В дороге нас ожидали неприятности: во-первых, мы попали в бурелом, во-вторых, - в глубокие овраги. Надо было искать другой путь. Взвесив все за и против, мы решили идти прямо.

    Да, путешествовать в горах без проводника, безусловно, трудно и опасно.

    Иногда случается, что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, кажется, и остался бы среди них навсегда. Но иногда, наоборот, горы кажутся угрюмыми, дикими.

(117 слов)

Грамматическое задание

Выпишите из текста предложение со словами или предложе ниями, грамматически не связанными с членами предложения, и сделайте синтаксический разбор.

Приложение №9

Итоговый контрольный тест

1) В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

а) д..алог, стипендия;             в) ч..столюбивый, эп..лог;

б) свидетельство, президиум;   г) манн..врировать, ид..ал.

        

2) В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

а) коло..альный, режи..ер;     в) га..ерея, ко..орит;

б) и..юминация, прогре..;     г) тро..ейбус, ко..итет.

3) В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) кухонный, обеспечение;       в) каталог, начала;

б) договор, позвонит;              г) торты, правы.

4) Какая группа слов является словосочетанием?

а) впереди лето;        в) разделив на группы;

б) чет или нечет;        г) приемник настроен.

5) Укажите предложение с составным именным сказуемым.

а) Все стало вокруг голубым и зеленым.

б) В клетке соловей перестал петь.

в) Прошло несколько месяцев.

г) Ты бы говорил со мной.

6) Какое предложение является неопределенно-личным?

а) Сад Капулетти.

б) О любви в словах не говорят.

в) Идешь, на меня похожий, глаза устремляя вниз.

г) При сильном ветре выходить в море опасно.

7) В состав какого предложения входит неполное предложение?

а) Знаешь, Зинка, я против грусти.

б) В детстве все девочки играют в куклы, а я любила машинки.

в) Узнали его офицеры, повезли в крепость.

г) Я буду читать за Хлестакова, а ты — за Осипа.

8) В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

 а) Очевидно (..) не значит верно.

б) Рифей (..) древнее название Урала.

в) И сейчас многие знают и любят песни времен Великой Отечественной войны (..) «Дороги», «В лесу прифронто вом», «Землянку».

г) Лес (..) будто терем расписной.

9) В каком предложении знаки препинания расставлены не правильно?

а) И кочки, и моховые болота, и пни - все хорошо под сия нием лунным.

б) «Чтобы выдрессировать зверя, - рассказывал дресси ровщик, - надо изучить его привычки, подружиться с ним».

в) Однажды — дело было утром часу в двенадцатом — к Пе ровским нагрянули гости.

г) «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы по живаете?» - сказал Печорин.

10) В каком предложении нужно поставить только одну запя тую? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Об этом портном конечно не следовало много говорить.

б) Для Гулливера одеяло лилипутов казалось маленьким платком.

в) О не клянись луною в месяц раз меняющейся.
г) Люблю тебя Петра творенье!

11) В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.

 б) Быстро поднимался золотистый шар солнца, согревая просыпающееся море.

 в) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лодки.

г) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека лежащего на песке у моря.

12) Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Проводя реформы, ….

а) перестраивалась вся жизнь России.

б) Петр Первый опирался на опыт европейских стран.

в) им упорно сопротивлялись бояре.

Приложение №10

Контрольное изложение.

ЗЕМЛЯ

Городской человек редко встречается с землей. Земля срыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаи лась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рожает Хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависит от земли. Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится земли, как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к земле.

В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на ногах образовались естественные подошвы и ноги перестали чувствовать мел кие уколы. Эти подошвы верно служили мне — не снаши вались, не протирались. Правда, их нередко приходилось заливать йодом. А перед сном — мыть...

Мать приучала меня к земле, как птица приучает свое го птенца к небу, а белая медведица приваживает медве жонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом разливалась легкая голубизна, потом мер цала бронза — так рождается лен.

По-настоящему земля открылась мне на войне. Ско лько земли перекопал, перелопатил я за войну. Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я рыл землю и жил в земле. Я узнал спасительное свой ство земли: под сильным огнем прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

Я увидел землю так близко, как раньше никогда не мог увидеть. Я приблизился к ней, как муравей. Она липла к моей одежде, к подметкам, к лопате — я весь был намагничен, а она железная. Земля была мне и убежищем, и постелью, и столом, она гремела и погружалась в тишину. На земле жили, умирали, реже рождались.

Ю. Яковлев. 284 слова.

Задания:

1.  Напишите подробное изложение от 3-его лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование учебного материала по русскому языку и литературе

Планирование учебного материала в таблице. Особенность - реализация балльно-накопительной системы....

Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе по учебнику А.В. Перышкина «Физика 7» на 2015 – 2016 учебный год (2 часа в неделю, всего 70 часов)

Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе  по учебнику А.В. Перышкина  «Физика 7» на 2015 – 2016 учебный год(2 часа в неделю, всего 70 часов)...

Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2015-2016 учебный год ( 2 часа в неделю, всего 70 часов)

Календарно-тематическое планирование  учебного материалапо физике в 8 классепо учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8»  на 2015-2016 учебный год( 2 часа в неделю, всего 70 часов)...