Н и НН в суфффиксах страдательных причастий прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon algoritm_n_i_nn.doc53 КБ
Microsoft Office document icon tekst_dlya_analiza.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon testy_dlya_uchashchihsya.doc29 КБ
Office presentation icon korrekciya_zreniya.ppt282 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Животные, растения луга и водоемов»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: урок-путешествие

Методическая цель: применение проектно-исследовательского метода на уроках природоведения, как способа повышения мотивации к изучению предмета.

Цель урока:

Познакомить обучающихся, воспитанников с проектом.

Обобщить и систематизировать ранее полученные знания о растениях и животных луга, водоема.

Воспитать экологическую культуру.

Коррекция мышления, памяти.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

1. Сдача рапорта дежурного.

2. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Актуализация знаний обуч-ся

  1. Актуализация знаний обучающихся, воспитанников.

Давайте вспомним над какими вопросами мы работали на прошлых уроках.

Правильно, растения и животные луга и водоемов.

2. Сообщение темы, целей урока.

У нас сегодня ребята необычный урок. Урок создания экологического проекта. При работе над проектом мы с вами будем опираться на уже имеющиеся у вас знания.

Поэтому тема нашего  проекта  будет звучать так «Растения,  животные луга и водоемов». Наш проект мы будем выполнять в процессе путешествия в природу, а именно мы с вами побываем на лугу, почувствуем аромат разных трав, подойдем к реке и услышим как она течет, отдохнем на берегу пруда, где полюбуемся игрой маленьких рыбок, лягушат. То есть мы будем узнавать (исследовать) растительный и животный мир луга и водоемов заново,  но уже  узнавая клевер, щуку, карася, клопа-водомерку.

Путешествовать будем с помощью нашего современных, суперумных друзей – компьютера, проектора, экрана.

  1. Словарная работа.

Ребята, слово проект это новое для вас слово. Посмотрите на экран и запомните его. А что такое проект?

Проект –  это работа,  направленная  на создание нового объекта. Например на создание многоэтажного дома ( готовится проект и только затем дом начинают строить и т.д.). Вот и мы с вами будем создавать проект. Проект уголка природы – луга, водоема.

Правила выполнения проекта.

Исследования наши будут проходить в виде решения головоломок, загадок, нахождения лишнего. И в конце урока я думаю у нас с вами все получится.

Задачи понятны, цель определена, а теперь обратимся к тому, что у нас находится на партах:

  1. Карточки задания с порядковым номером.

За каждое выполненное задание вы будете получать жителя луга или водоема и поселять его в место проживания. А что получится мы увидим с вами в конце урока. Выполняться исследования будут двумя блоками: 1 блок  - «луг», 2 блок  - «водоемы». Правила понятны.

Итак, наше путешествие началось  и первый блок или место, на которое мы пришли луг.

     

1 блок «ЛУГ»

Зрительное восприятие

Исследовательская работа

Индивидуальная работа

Межпредметные связи – математика

Индивидуальная работа

Работа в парах

Словарная работа по пройденным названиям

физминутка

4.Обобщение и систематизация знаний.

У. Посмотрите, как красиво. Так и хочется присесть, полюбоваться травами.  Послушать пение птиц. Ощутить аромат разных трав. А что же за травы произрастают на лугу. И первое задание игра «Узнай меня».

(клевер, ромашка, одуванчик, мышиный горошек, мятлик)

На слайде с левой стороны расположены названия растений с порядковым номером, а справа картинки трав тоже с порядковыми номерами.

Ребята, с помощью учебника вы должны будете определить растение и соотнести его с названием.

Проверить правильно ли вы выполнили задание сможете сложив порядковые номера названия растения и картинки. Полученная сумма при сложении будет одинакова во всех пяти примерах.

Микро итог:

Задание 2. «Кто, где живет» (птицы, звери)

(коростель, перепел, мыши, крот)

Предлагается лабиринт. Необходимо луговой мышке помочь добраться до дома. Ее дом – это луг. Если вы правильно выберите дорогу, то поможете еще и друзьям мышки тоже добраться домой.

Условие: каждый из вас обводит дорогу фломастером.

Поменяйтесь работами и проверьте друг друга.

Ребята, посмотрите на экран и давайте вспомним животных, которым мы помогли добраться домой.

Задание 3. «Кто лишний» (насекомые)

(кузнечик, бабочки, шмели, пчелы, муравьи, жуки)

Обучающимся  предлагается посмотреть картинки и выбрать лишнюю.

Почему лишняя. Обоснуй ответ.

Обучающимся предлагается загадка.

Крылышек две пары.

 Круглые глаза 
Как большие фары!
Это…. (стрекоза)

Правильно. И сейчас мы с вами немного отдохнем.

Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

2 блок «ВОДОЕМЫ»

Коллективная  работа

Дополнительный материал сообщает ученик.

Дополнительный материал сообщает ученик.

Задание на внимание

Частично-поисковая работа

Индивидуальная работа

Коллективная проверочная работа

Дополнительный материал по времени

Коллективная работа

Физминутка

Коллективная творческая работа

 Наше путешествие продолжается, и мы с вами подходим к водоему – пруд.

У. А скажите ребята, какие водоемы существуют (искусственные, естественные)

Назовите их: река, озеро;

                       Пруд, водохранилище.

А еще, по какому признаку можно разделить водоемы:

Пресные, соленые.

И наше путешествие привело нас к каким водоемам. Правильно, пресным.

Задание 4. «Эрудит» (щука, окунь, клоп-водомерка, лягушки, раки)

Обучающимся предлагаются отгадать загадки. Если ответили правильно появляется картинка.

  1. У нее во рту пила,

           Под водой она жила.

           Всех пугала, всех глотала,

           А теперь в котел попала. (щука)

2. На поверхности воды
летом обитает,
Под корой, без суеты,
зиму коротает.
Ход её длиннющих ног –
водной глади мерка.
Кто б скользить ещё так мог?
Только…(водомерка)

       3. На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Кто это? – (лягушки)

У. А кого мы не обнаружили сейчас?

С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров

А еще?

– Из ракообразных животных , обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

У.  Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом

Задание 5 Работа с картинками.

(работа по картинкам, Назвать животных. На слайде слово с пропущенными буквами)

- бобра, нутрию, ондатру и выдру.

Выберите названия животных из словаря по теме и вставь пропущенные буквы.

Микро итог. Словарная работа. Назовите буквы которые вы вставили.


У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

Задание 6. Водоплавающие птицы.

У водоемов обитают птицы.
-Перечислите птиц, которых вы знаете.

Затем микроитогом появляется картинки - (утки, гуси, лебеди, цапли).

Аутотренинг.

Посмотрите на картинку. Это луг освещенный солнечными лучами. Мы смотрим на картинку и на душе нам становится тоже радостно. А теперь закройте глаза. И представьте этот луг, а теперь прислушайтесь к моему голосу и попытайтесь создать у себя ту картинку которую я вам буду описывать.

… Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышатся травы луга,

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно,

Я очень рад (а), что встретился с

Удивительным миром родного края.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником

Всему живому.

Задание 7. «Заполни клетки»

(кувшинка, кубышка желтая, телорез, ряска)

У. Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

Микро итог кроссворд с названием растений водоема.

  1. Подведение итога урока.

На экране появляется проект.

  1. Итоговая рефлексия.

Сейчас мы с вами заполним небольшой водоёмчик рыбками.

Если вам было:1) интересно на уроке и всё понятно, то запускаете в водоём –золотую рыбку 2)если интересно , но не всё понятно , то жёлтую,

3) если не интересно и непонятно-белую рыбку.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

       (1)Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими.

      (2)Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно броше..ая в лесу?(3) Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя.(4) А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама.

       (5)Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стекля..ая посуда, броше..ая отдыхающими. (6)В жаркое время года эта посуда превращается в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.

      (7) Лес – это дом для человека, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собстве..ом доме.

                                                                                 (М.Канн)



Предварительный просмотр:

Тест (для сильных учащихся)

1. В каком слове на месте пропуска пишется Н:

А) высуше..ое белье,

Б) коше..ая вовремя трава,

В) забронирова..ый номер,

Г) чище..ая картошка.

2. В каком слове на месте пропуска пишется НН:

А) чище..ая морская рыба,

Б) нетопле..ый дом,

В) скипяче..ое молоко,

Г) суше..ый чернослив.

3. В каком слове на месте пропуска пишется Н:

А) бракова..ый товар,

Б) копче..ая чистопольская колбаса,

В) рассмотре..ый под микроскопом,

Г) сожже..ое письмо.

4. В каком слове на месте пропуска пишется Н:

А) крупные моче..ые яблоки,

Б) привяза..ая лошадь,

В) дрессирова..ые собаки,

Г) кипяче..ое в миске молоко.

5. В каком слове на месте пропуска пишется НН:

А) красивая даре..ая кукла,

Б) плете..ая корзина,

В) разочарова..ый посетитель,

Г) тонкая лома..ая линия.

Проверочная работа (для слабых учащихся).

Задание: спишите словосочетания, укажите условия выбора написания Н или НН; укажите, от чего образованы слова с данной орфограммой.

  1. В этой работе вам поможет следующее правило:

Алгоритм рассуждения

  1. Определить часть речи

Причастие можно всегда заменить глаголом, а прилагательное – другим прилагательным

 для причастий

от глаголов совершенного  вида – НН, кроме раненый; несовершенный вид – Н

Форма причастия (полная форма – НН; краткая форма – Н)

Суффиксы  ОВА, ЕВА – НН (запомнить: кованый, жёваный)

Зависимые слова при причастии – НН

для прилагательных

суффиксы ИН, АН, ЯН – Н (кроме стеклянный, оловянный, деревянный)

суффиксы ОНН, ЕНН – НН (кроме ветреный)

основа заканчивается на Н – НН

в прилагательных зависимые слова на количество букв Н не влияют

в кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных

Вылеплен..а из глины, замаслен..ая бумага, легкоранен. .ый солдат, солен..ые грибы, решен..ый пример, гружён..ый зерном вагон, печён..ый в золе картофель, поглажен..ый костюм, тиснён..ый золотом лист, зван..ые гости, станцион..ый смотритель, плавлен..ый сыр, пшеница скошен..а, бешен..ый волк, балован..ый ребёнок, история запутан..а, бельё хорошо поглажен..о, дали туман..ы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии Физминутка (коррекция зрения)

Слайд 12

Будьте здоровы! Ежедневно делайте зарядку для глаз от 2 до 5 минут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическач разработка урока в 7классе по теме: "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени"

Урок "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времен" строится на использовании современных образовательных педагогических технологий, таких как: инф...

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...