Урок Русского языка "Активные методы обучения"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Современная концепция образования требует  от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. В своей работе я стараюсь научить детей самостоятельно добывать новые знания из различных информационных источников, научить их делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

 

В работе использую активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_amo.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» города Славгорода Алтайского края

Городской профессиональный конкурс педагогов

«Активные методы обучения в образовательном процессе»

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание – н - и – нн - в суффиксах имен прилагательных»

  Разработала учитель русского языка

 и литературы МБОУ «СОШ №13»

Вареник Ирина Александровна

Славгород 2012

Современная концепция образования требует  от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. В своей работе я стараюсь научить детей самостоятельно добывать новые знания из различных информационных источников, научить их делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

В работе использую активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Информация о методической ценности материала.

  1. Пояснения.

Данный урок проводится по учебно – методическому комплексу по русскому языку под редакцией М.Баранова, он основывается на осознанных знаниях школьников, а не на механическом заучивании правил. Ни один теоретический вывод не даётся авторами учебника в готовом виде, этому предшествуют задания: вспомните, сравните, понаблюдайте, подумайте. Поэтому мною выбран такой тип урока, как путешествие - исследование, а в результате учебной деятельности на занятии школьники сами « открывают» новую тему, отслеживают усвоение материала, делают выводы. Задания построены по принципу усложнения, а дифференциация их по уровню сложности позволяет создать на уроке «ситуацию успеха». Ведь творчество обучающихся проявляется в умении осуществлять нешаблонные действия, в умении ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку собственных знаний, планировать свои действия.

Большое значение для формирования различных компетентностей у школьников имеет работа с текстом, к которому предлагается выполнить ряд заданий, что помогает повторить и закрепить уже изученный материал, обратиться к отработке новых знаний, увидеть целостность текста, поработать с его речевыми особенностями. Эта работа важна для подготовки к сдаче экзаменов в новой форме.

  1. Актуальность темы.

Правописание суффиксов с -Н—НН- в именах прилагательных является новой для учащихся 6 класса темой. Прежде всего, ученики должны осознать, что речь идёт об именах прилагательных, которые образованы от существительных. Это важно учитывать: вскоре будет изучаться причастие и необходимо, чтобы эти классы слов чётко различались, поскольку употребление одной или двух букв Н в указанных словах регламентируется разными правилами орфографии.

Работа идёт сразу со всеми суффиксами с привлечением возможно большего количества слов.

Трудность в написании этих слов связана с тем, что происходит замещение одного суффикса другим, поэтому основным способом обучения является семантическая ориентация.

Конечно, отработка правильного написания данной орфограммы не ограничивается только несколькими уроками, она требует системного подхода. Но если учебный материал хорошо усваивается на первых занятиях, то обычно ученики впоследствии легко находят прилагательные с изученными суффиксами и верно пишут такие слова.

 

Класс: 6

Тема: «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных ».

Цели урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов. Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.  Повторить сведения о прилагательном, о тексте. Закрепить умения словообразовательного и орфографического разбора.

Общеучебные: формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, словарям. Вырабатывать навык самостоятельной работы с текстом.

Развивающие: развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Совершенствовать орфографическую зоркость, письменную речь учащихся. Развитие умения соотносить свою деятельность с деятельностью остальных, умение давать самооценку.

Воспитательные:  формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи. Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной).

Задачи урока:

-создать условия для усвоения правила употребления Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

-сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.

Тип урока: изучение новых знаний

Форма : урок - исследование «Путешествие в страну Грамотеев» с применением игровых форм .

Технологии: по концепции усвоения и преобладающему методу - развивающая, по подходу к ребенку - личностно ориентированная, технология сотрудничества.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Баранова; компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация, карточки для групповой работы; « маршрутные листы» на каждого обучающегося для поэтапного отслеживания усвоения школьниками учебного материала

Ход урока.

1.Организационный этап. Психологический настрой. Игра «Летающие имена»

Цель этапа:  Встреча друг с другом, приветствие. Эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Улыбнёмся  и поприветствуем друг друга. Игра называется «Летающие имена»( ребята  называют имена друг друга: тот, кто услышал свое имя- называет другое имя. Итак, громко и радостно произносят имена всех ребят.)  Мысленно пожелаем удачи. Я верю, что у нас сегодня всё получится! Внимание мое растет. Память моя крепка, и голова моя мыслит ясно. Мы готовы работать.

2.Целеполагание. Выяснение ожиданий и опасений.

Цель этапа:  учителю - эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика и определить цели урока.

Обучающимся -  более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы учитель мог  их знать и учитывать в образовательном процессе.

Слово учителя: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. Свои ожидания от путешествия запишите на синем вагончике, опасения – на красном. Ожиданий и опасений может быть несколько.

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблон паровоза, вагончиков, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:
Заранее готовится большой плакат с нарисованным паровозом. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги  по 2 небольших вагончика( красный и синий).

 Те, кто записал, подходят к паровозу и  при помощи скотча прикрепляют вагончики. После того, как все ученики прикрепят свои вагончики, учитель озвучивает их.

-Чему на уроке будем учится? Определим цели нашего занятия.

Ребята обсуждают свои ожидания и опасения и формулируют цели урока.

3.Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы исследования.

Блиц – опрос. « Подскажи словечко ».

- Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ).

- Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

- Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).

- По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

- Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

- Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

- Самый распространённый способ образования прилагательных _

( суффиксальный ).

Вопрос учителя:

Какие суффиксы прилагательных вы знаете? (- еньк-, -оват-, -н-, -ист-, -чив-, -лив-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян- )

Слово учителя:

Правописание суффиксов прилагательных часто вызывает сложности, поэтому сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в город Грамотеев. Надеюсь, что мы успешно доберёмся до него и все станем настоящими грамотеями.

Каждый из вас получит « маршрутный лист». На каждой станции вам предстоит выполнить задание и результат занести в «маршрутный лист». Чем больше баллов вы наберёте, тем больше у нас шансов добраться до конечной станции.

Итак, наше путешествие начинается. В добрый путь!

Мы отправляемся с первой станции, которая называется « Исследовательская ».

4.. Синтаксическая пятиминутка.

— Запишите предложение (отрывок из стихотворения С.Есенина). (1 учащийся работает у доски)

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

— Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

— Объясните лексическое значение слова «отчий». (Родной)

— Выделите грамматическую основу этого предложения, составьте схему.

4.Презентация нового материала «Мозговой штурм»

Цель этапа:  сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Выдвижение гипотез обучающимися на основе исследования материалов для наблюдения.

— Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

— Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной?

Материалы для наблюдения (Слайд 1)

Гусиный                     туманный    

земляной                  революционный  

песчаный                 клюквенный

Задания для анализа предложенного словарного ряда:

  1. Выделите суффиксы прилагательных.
  2. Какие значения имеют эти суффиксы?
  3. Какой суффикс всегда ударный?
  4. В чём сложности правописания этих суффиксов?
  5. Сравните слова в столбиках.
  6. Сформулируйте тему урока. Запишите её .

Проверьте себя на станции « Теоретическая » и по материалам учебника (страница 127 ).Чтение теоретического материала.

Оценивается участие в обсуждении, результаты школьники заносят в «маршрутный лист». Самопроверка гипотезы обучающимися.

 Станция « Теоретическая ». (Слайд 2)

-Н-

-НН-

1).Кожа – кожаный

Серебро - серебряный

2). Лебедь – лебединый

Зверь - звериный

1).Телефон – телефонный

Старина – старинный

2). Государство – государственный

Станция - станционный

Задание учителя:

Проанализируйте приведённые в таблице примеры, самостоятельно сформулируйте правило. Проверим себя. Слова записать в тетрадь.

Правило

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Обучающиеся сравнивают собственные выводы с теоретическими материалами, обращаются к учебнику, составляют опорный конспект в тетрадях, затем проверяют себя по образцу:

 Опорный конспект:

-НН-

-Н-

1. основа на –Н- + суффикс –Н-

исключения: свиной, юный

  1. суффикс –ИН-  гусиный,

пчелиный,лебединый;

2. суффиксы –ОНН- и –ЕНН-

исключения: ветреный,

но безветренный

2. суффиксы –АН-, -ЯН-

исключения: оловянный,

стеклянный, деревянный

Обучающиеся оценивают свою деятельность на станции «Теоретическая», заносят результаты в «маршрутный лист».

Оценочно –рефлексивный этап.

5. Физкультминутка - 2 мин.

Цель этапа: повысить уровень энергии в классе.

- Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.

Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.

- Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с Н или НН.

Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

1. В пословице “Острый язык – дарование, а длинный – наказание” имеется прилагательное с НН – длинный.

2. В пословице “Старинная пословица не на ветер молвится” есть прилагательное с Н.

3. В пословице “Дома и глиняная чаша мила”имеется прилагательное с НН.

5.Организации самостоятельной работы над темой

Цель этапа: всесторонне и глубоко отработать умения и навыки по новой теме, повысить интерес к исследуемой проблеме, умение применять правило на письме.

Станция «Практическая»

1)Работа в группах(6-7 чел.). Ребята определяют ответственного в каждой группе при выполнении задания. Учатся обсуждать и анализировать новую тему в малых группах. Каждая группа готовит свою визитную карточку. Выполнение упр.320,321 по группам.

Отчет каждой группы о проделанной работе. Ребята объясняют выполненное задание.

2)Дискуссия по теме: первая группа задает вопрос по новой теме второй группе, а вторая – третьей, а третья - четвертой.

3)Задания разного уровня сложности. На нашем пути появился «Светофор». Выбрать задания первого или второго уровня сложности Время выполнения-3-5 минут.

  (Слайд 4)

Задания 1 уровня

Задания 2 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы

а). утр..ий, мыши..ый, кури..ый;

б). кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый;

в). жестя..ой, це..ый, дли..ый.

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-

а).береста, чугун, глина, клюква;

б). лимон, кость, кухня, телефон;

в). Журавль, петух, дерево, серебро.

Самопроверка . (Слайд 5 правильное написание слов)

Слово учителя:

Оцените свои работы по пятибалльной системе, результат занесите в «маршрутный лист».

Станция « Игровая ».

Задание учителя:

Устно вставьте пропущенные буквы и найдите «четвёртое лишнее », запишите эти слова в тетрадь.(Слайд 6)

«Четвёртый лишний»

А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

Взаимопроверка правильности выполнения задания .

Оценка - 1 балл за правильный ответ. Обучающиеся заносят результаты в «маршрутные листы».Самооценка усвоения учебного материала

 Станция « Тестовая ».

Задание учителя: (Слайд 7)

Выполните тест и запишите в тетради букву, обозначающую строку верного ответа.

Тест.

Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс –ЕНН-

А). песенный, безветренный, бритвенный;

Б). болезненный, клюквенный, фирменный;

В). именной, производственный, тыквенный.

Самопроверка. Оценка – 1 балл. Заполнение «маршрутных листов».

 Станция « Творческая ».

Задание учителя:

Познакомьтесь с историей хризантемы. Прочитайте текст и выполните задания( тексы с заданиями  на карточках, в каждой группе.)

Мало кого уже уд..вляющее слово « хризантема » в переводе с древн.. греческого звучит как « золотой цветок ». В странах востока с этим р..стением связывают и ( не)обыкновенную радость, и истинную печаль, и глубочайш.. скор..ь.

Одно из преданий ст..рины рассказывает, что в третьем веке до нашей эры император без сердца, без жалости узнал о существовании цветка (не)земной, божественной красоты, который рос на одном из островов, хранящих множество тайн. Мудрец.. говорили, что из этого растения можно было приготовить чудесный на вкус эликсир, помогающий и..бавиться от (не)излечимых болезней и уйти от смерти без врем..ни. Но только искренний человек мог прик..снуться к цветку с чудесным действием.

Триста доблес (?)ных юношей и прекрас(?)ных девушек отправились за сокровищем, не имеющим цены. Но могущественному императору так и не удалось дождат(?)ся возвращения смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцативековая золотая хризантема.

Задания для анализа текста:

Группа 1

  1. Докажите, что перед вами текст.
  2. К какому типу речи относится данный текст? Придумайте заголовок .
  3. Объясните лексическое значение выделенных слов. ( Проверьте себя по словарю ). Оценивается участие в обсуждении.

Группа 2

4.Выпишите из текста слова с пропусками и назовите орфограммы.

Группа 3

 Объясните постановку знака препинания в тексте

Группа 4.

Сколько в тексте прилагательных с орфограммой « Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных »? Выписать.

Проверка. Отчет каждой группы.

   Задание учителя:

Оцените свои работы по пятибалльной системе, результат занесите в « маршрутный лист».

  1. Выводы по результатам исследовательской работы.

Задание учителя:

Подведём итоги. Игра « Напиши письмо другу»

Цель этапа: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.

В письме использовать ответы на  вопросы (Слайд 8)

  1. С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
  2. Расскажите о правописании- Н- и –НН- в прилагательных (кратко).
  3. С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока?
  4. Какие пунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий?
  5. Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?

Обучающиеся  читают свои письма (1-2), обобщают изученное, оценивают своё участие в этом обсуждении и заполняют «маршрутные листы».

Слово учителя:

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в город Грамотеев. Все мы достигли поставленной цели.

Самооценка результативности учебного занятия.

Слово учителя:

А теперь посчитаем количество баллов в « маршрутных листах».

Поздравим знатоков русского языка.

7.Домашнее задание: записать 5-6 фразеологических оборотов. используя изученную орфограмму на уроке.

8.Рефлексия:

-Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я научился…

-Мне было трудно…

-Надо поработать…

-Желаю ребятам и учителю…

.

Приложение к уроку


Маршрутный лист

Станция Исследовательская

Станция Теоретическая

Станция Практическая

Станция Игровая

Станция Тестовая

Станция Творческая

Результат




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках русского языка - метод практического использования деятельностного подхода в обучении

Разработка группового проекта по русскому языку для учащихся начальной школы по изучению темы: Правописание мягкого знака, помогает детям самостоятельно изучить учебную проблему и избежать ошибок по д...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

конспект урока изо - деятельностный метод обучения

Рассмотрим структуру урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (Школа 2000…»);Изобразительное искусство, 2 класс...

Использование на уроках музыки современных методов обучения

Здесь я отображаю все приёмы и методы работы с детьми на уроках музыки. И аргументирую их целесообразность....

Требования к современному уроку по ФГОС.Методы обучения.

В презентации содержит теоретический материал по фгосовским методам обучения....

Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"

Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....