Урок письма "На передней у нас передышка"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок расчитан на учеников старших классов. Ученики знакомятся с письмами участников Великой Отечественной войны, узниками лагерей, с живописными полотнами художников. Школьникам предлагается написать письмо от имени солдата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tolerantnosti.doc61.5 КБ
Office presentation icon romans.ppt2.51 МБ
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку, разработанный  Глуховой  Мариной Владимировной, учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Андроповский район, Ставропольский край.

               «Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь».

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «толерантность»; обучать школьников отстаивать свою точку зрения; формировать речевые навыки учащихся; воспитывать чувство интернационализма в детях, стремление быть терпимыми.

Возраст учащихся: 5-6 классы.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, рисунки учеников.

                                                                 Ход урока.

  1. Открытие темы.

-Чтобы узнать, о чем пойдет разговор на уроке, давайте разгадаем кроссворд.

        

  1. Слова, противоположные по лексическому значению (Антонимы)
  2. Наука, изучающая звуки речи (Фонетика)
  3. Наука, изучающая словарный состав языка (Лексика)
  4. Буквы, обозначающие два звука (Силлабемы)
  5. Беседа, разговор (Речь)
  6. Повтор согласных в стихотворной строке (Аллитерация)
  7. Слова, близкие по лексическому значению (Синонимы)
  8. Группа предложений, соединенных по смыслу и грамматически (Текст)
  9. Повтор гласных в стихотворной строке (Ассонанс)
  10. Главная морфема в слове (Корень)
  11. Морфема, стоящая после корня (Суффикс)
  12. То, о чем говорится в тексте (тема)

- О чем сегодня на уроке пойдет речь? ( О толерантности)

II. Работа со словарем иностранных слов.

- Что такое толерантность? Давайте обратимся к словарю иностранных слов.

Толерантность – латинское tolerante – терпение. Терпимость к чужим мнениям, верованиям.

  1. Слово учителя.

 Легенда североамериканских индейцев.

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично – красный оттенок – это стали индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть из печи фигурки. Они обуглились и стали черны, как головешки из костра. Так появились на Земле негры.  А потом уже боги, боясь  пережечь глиняные фигурки, вынули их раньше времени, и они  получились бледно – розового цвета. Так появились европейцы.

И  люди, имеющие разный цвет кожи,  в мире и согласии

  1. Сообщения учащихся

А) За много столетий до нашей эры в Междуречье, охватывающем земли нынешнего Ирака между реками Евфратом и Тигром, процветала высокая культура народа, называвшегося шумерами. Столицей могущественного государства был Вавилон, богатый, крупнейший в тогдашнем мире город. В пригороде Вавилона возвышалась громадная, недостроенная башня.

Согласно легенде, жители процветающего города, возгордившись и бросив вызов богу, решили построить высокую башню, которая своей вершиной касалась бы самого неба. Охваченные дерзким замыслом, вавилоняне дружно взялись за дело. Отлично понимая друг друга, они трудились успешно, работа быстро продвигалась вперед, небывалое сооружение росло на глазах. Это очень встревожило властителя «небесной тверди». Возмущенный дерзостью вавилонян, он решил их сурово покарать. «У них у всех один язык и все, что они захотят, будет сделано», - рассуждал бог и придумал жестокое «божественное» наказание. Он раздробил их общий язык на множество непохожих языков. Строители перестали понимать друг друга, началась ужасная неразбериха. Продолжать работу не было никакой возможности, фантастическое сооружение осталось незавершенным.

- Как должны жить люди на нашей прекрасной планете?

Б) Китайская притча гласит, что жила на свете семья. Более ста человек насчитывала она. Жили все дружно.

Дошел о ней слух до самого владыки страны. Прибыл он в деревню, где жила семья и спросил у главы, как удается им жить в ладу?

Глава семьи что – то стал писать на бумаге, потом передал  лист владыке. На нем было три слова: любовь, прощение, терпение.

- И все? – спросил  првитель.

- И все! - ответил старейшина рода.- Это и есть основа жизни.

А подумав, добавил:

-И мира тоже.

-Так что же такое толерантность?

  1. Проверка домашнего задания.

- Дома вы подбирали афоризмы о добре, милосердии, сострадании. Прочитайте высказывания и объясните, как вы их понимаете?

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

                                        Конфуций

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

                                        Марк Твен

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

                                         Г.Торо

Если я чем – то на тебя не похож. Я этим вовсе не оскорбляю тебя, а одаряю.

                                          Антуан де Сент –Экзюпери

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

                                           Пифагор

Любите, но не требуйте любви к себе.

                                          С.Саровский

Терпение можно добиться больше, чем силой.

                                         Э. Берн

Каждая нетерпимость есть проявление слабости.

                                         Н.Рерих

V.Игра «Цепочка»

Толерантность это…

  1. уважение и терпение к другому человеку, понимание непохожего на нас человека, уважение мнения человека и его точки зрения на все происходящее
  2. дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами. Умение понимать собеседника, находить с ним общий язык
  3. уважение друг к другу, понимание, терпимость к расе, религии, различиям
  4. терпение друг к другу
  5. терпение к другим людям разных национальностей и сословий, умение терпеть его привычки, обычаи
  6. общение между двумя людьми, доверие между ними
  7. вид общения или вид поведения, где два человека понимают друг друга
  8. когда люди уважают друг друга, относятся с терпением и доброжелательностью, когда стараются ни в чем не отказывать другим, но при этом имеют свое мнение
  9. когда нет фашизма, насилия и расизма на земле
  10. уважение прав каждого человека
  11. дружба, гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а так же признание индивидуальности каждого человека
  12. уважение, любовь и терпение
  13. когда все люди мира живут в согласии с самим собой и другими

VI.Слово учителя.

Когда война своим черным крылом накрыла нашу родину, весь народ сплотился, чтобы отстоять независимость  России. Многие  русские семьи эвакуировались в Среднюю Азию. Туркмены, таджики принимали в своих домах людей другой веры, помогая им во всем. Жили в мире, согласии, и даже спустя много лет после войны эти семьи поддерживали теплые отношения.

А посмотрите, как работают спасатели МЧС. Где бы ни случилась беда, они всегда спешат на помощь, не спрашивая национальностей. Главное – вовремя прийти туда, где страдают люди.

Дружной семьей живут спортсмены. Они  исповедуют разную веру, говорят на разных языках, но  объединяет их спорт и желание прославить свою страну.

Но мы живем в очень неспокойном мире: то здесь, то там слышны взрывы, гибнут люди. Так, 1 сентября 2004 года стало днем трагедии и скорби всех людей. Банда боевиков взяла в заложники ни в чем  не повинных людей. Нет ничего страшнее террора.

Давайте почтим минутой молчания память тех, кто погиб от рук нелюдей.

VII. Минута молчания

VIII. Игра «Подбери слово»

- От слова «привет» образуйте слово, отвечающее на вопрос «какой». (Приветливый)

-Назовите  антоним к слову «до свидания». (Здравствуйте)

- Подберите синоним  к слову «красивый». (Прекрасный)

-Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. (Коллектив)

-С каким  --------------- живешь, такого обычая и придерживайся. (Народ)

IX. Конструирование предложений.

- Используя слова из предыдущего задания, составьте предложения.

В нашем классном коллективе учатся ребята разных национальностей, и все мы приветливы друг к другу.  

X. Игра «Солнышко»

В центре – слово «толерантность», от него отходят лучики «составляющие толерантность»

XI.Слово учителя

16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день терпимости (International Day for Tolerance).

XII. Парад ладошек.

В нашем классе учатся дети разных национальностей. Мы коллектив, мы будем только тогда сильны, когда будем жить в мире и согласии. И ребята подготовили свои пожелания одноклассникам. (Ученики называют свою национальность,  прикрепляют на доску свои  разноцветные ладошки и произносят пожелания).

XIII. Литературный монтаж.

1.Люди на свете рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром  к людям всем подходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

2.Если тебя обидел товарищ,

Не торопись ему отомстить.

Попытайся не раздражаясь,

Неправоту его ему объяснить.

Не отвечай злобой на злобу.

Сдержанным будь всегда.

В этом случае насильно любому

Дать отпор ты сумеешь тогда.

3.В споре рождается истина.

В муках рожден человек.

Быть справедливы,

Терпимым и честным

Должен каждый человек.

XIV. Нарисуй толерантного человека.

(Учитель заранее  делает заготовки, из которых ученики складывают человека)

XV. Домашнее задание.

1.Напишите сочинение – миниатюру «Что такое толерантность».

2. Напишите стихотворение

XVI. Слово учителя.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Романс

Слайд 2

Я счастлив тем, что встретил Вас, Неповторимый и прекрасный. И, значит, жил я не напрасно... Благодарю, волшебный мой Романс!

Слайд 3

Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — « по-романски » , то есть « по-испански » ) — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Слайд 4

Своим появлением на свет романс обязан солнечной Испании. Благодаря творчеству странствующих поэтов-певцов в XIII—XIV веках возник, а затем утвердился новый песенный жанр Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент музыкального инструмента — виуэлы или гитары. В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии

Слайд 5

ТРУБАДУР - средневековый поэт южной Франции, сочинявший стихи на древнеокситанском языке (langue d'oc). Трубадуры были людьми всех слоев общества: феодалы, церковники, горожане. Трубадур воспевает благородную и совершенную даму. Творчество трубадуров свидетельствовало о большой культурной утонченности южной Франции в Средние Века. МИННЕЗИНГЕР - эквивалент трубадура в Германии; миннезингер сочиняет на средневерхненемецком языке. ТРУВЕР - эквивалент трубадура на севере Франции; трувер пишет на лангедойль (северном диалекте французского языка).

Слайд 9

Виды русского романса Городской романс. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор Она – генеральская дочь; Он робко в любви объяснился, Она прогнала его прочь. Пошел титулярный советник И пьянствовал с горя всю ночь, И в винном тумане носилась Пред ним генеральская дочь.

Слайд 10

Цыганский романс . За основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфически цыганские приёмы и обороты. Темой текста является любовное переживание, от нежности до страсти. Я твоё повторяю имя По ночам во тьме молчаливой Когда собираются звезды К лунному водопою И смутные листья дремлют, Свесившись над тропою. И кажусь я себе в эту пору Пустотой из звуков и боли, Обезумевшими часами, Что о прошлом поют поневоле. Я твоё повторяю имя Этой ночью во тьме молчаливой, И звучит оно так отдаленно, Как ещё никогда не звучало

Слайд 11

Жестокий романс. Своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо смертельное горе.

Слайд 12

У церкви стояла карета, Там пышная свадьба была, Все гости нарядно одеты, Невеста всех краше была. На ней было белое платье, Венок был приколот из роз, Она на святое распятье Смотрела сквозь радугу слез. Горели венчальные свечи, Невеста стояла бледна, Священнику клятвенны речи Сказать не хотела она. Когда ей священник на палец Надел золотое кольцо, Из глаз ее горькие слезы Ручьем потекли на лицо. Я слышал в толпе говорили: "Жених неприглядный такой, Напрасно девицу сгубили", - И вышел я вслед за толпой. У церкви стояла карета, Там пышная свадьба была, Все гости нарядно одеты, Невеста всех краше была.

Слайд 14

Казачий романс . Казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником "казачьего романса", считается песня неизвестного автор 19 века "Не для меня придёт весна...". Не для меня придет весна, Не для меня песнь разольется, И сердце радостно забьется В восторге чувств не для меня. Не для меня река, шумя, Брега родные омывает, Плеск кротких волн душу ласкает: Она течет не для меня.

Слайд 15

Современные исполнители романсов



Предварительный просмотр:

                                                                 Урок письма

                                         «На передней у нас передышка»,

разработанный Глуховой Мариной Владимировной, учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская.

Цели урока: распространение и сохранение чистоты русского языка, возрождение традиций эпистолярного жанра; развитие речевых навыков учащихся; воспитание уважения к истории страны, людям, подарившим нам мир.

Оборудование: «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова,стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта», стихотворение Константина Симонова «Жди меня», песня «Письмо отца» в исполнении Евгения Мартынова, репродукции картин А.И.Лактионова «Письмо с фронта», А.И. Инзарова «Снайперы»,  Бориса Дрыжака «Письма с фронта», С.В. Рянгиной «Подруги»,Юрия Кугача «На дорогах войны», компьютерная презентация.

Возраст учащихся:  9-11 классы

                                                            Ход урока. 

  1. Слово учителя.

Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно...
Зажглись руин веселые костры,
И все вокруг вишнево-золотое...
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно-хмельное!
И теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир.
Как много все же надо человеку.
                                                   Э. Асадов

Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмешь кусочек души, положишь его в конверт и бросишь в другую душу, ждущую и мятущуюся…

-Что такое письмо?

2.Работа с толковым словарем.

Письмо — почтовое отправление с письменным сообщением, а также иным вложением, предназначенное для обмена информации между людьми. Изначально письмо подразумевалось в виде текстового сообщения, написанного на бумаге или аналогичном носителе, например, на листе пергамента, глиняном черепке или куске бересты в виде знаковых систем фиксации речи, позволяющих передавать информацию на расстояния.

3.Актуализация знаний учащихся.

-Какие разновидности писем вы  знаете?

                                                             Письмо                                    

               деловое                          личное

       

         письмо - поздравление                                    письмо - рассказ

        письмо – просьба

        благодарственное письмо

        рекомендательное письмо

-Какова композиция письма?

  1. Приветствие или обращение
  2. Вступление: вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес
  3. Основная часть:  изложение информации, интересующей адресата
  4. Заключение: выражение уважения, формулы прощания.

4. Слово учителя.

«Пока мы помним, мы живем», - сказал Владимир Чивилихин. И память уносит нас в далекие сороковые годы, когда кованый сапог фашизма пытался растоптать нашу жизнь, поставить русский народ на колени.  Наши прадеды и деды встали в ряды защитников Родины.  Безусыми мальчишками  уходили на фронт наши родные люди, чтобы  сегодня мы жили под мирным небом, чтобы видели улыбки наших матерей, слышали звонкий смех братьев и сестер.

Мы не вправе забывать те суровые годы, которые легли испытанием на плечи нашего народа, не вправе предать забвению имена людей, подарившим нам голубое небо и яркое солнце…

Шла война, и с фронта, и на фронт летели весточки, которых ждали с нетерпением  солдаты  и их родные. Давайте прочитаем эти письма.

5. Сообщения учащихся.

ПИСЬМО С ФРОНТА
               Эдуард Асадов
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Б)           Жди меня

            Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
  

В). Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.

Г) Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году. «…Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».

Д) Леонид Головлев почти два года не мог отыскать свою семью. Только в 1943 году близкие получили от него письмо: «Ничего не знал о вашей судьбе, тревожился. Не могу представить, как вы пережили оккупацию. Будем надеяться, что теперь все будет хорошо. Что сказать о себе? Воюю. Жив и здоров».

Е) Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжелый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запыленных гимнастерках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…»

Ё) Но были и другие письма, которые пронизывают жгучей болью наши сердца. Вот одно из них.

Это письмо написала 15-летняя девочка, которая попала в рабство к немцу во времена Великой Отечественной войны. Девочка решила покончить самоубийством и перед этим написала письмо своему отцу на фронт. Читать тяжело, но очень стоит прочтения. К сожалению, к адресату письмо так и не попало, т.к. номер полевой почты, написанной девочкой, на тот момент уже устарел.

Март, 12, Лиозно, 1943 год.

Дорогой, добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.

Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.

Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина...

6. Слово учителя.

Давайте обратимся к живописным полотнам, которые рассказывают нам о том, как важны были письма в это военное лихолетье.

А). Картина «Письмо с фронта» была написана художником в Загорске под Москвой, куда в начале 1944 года Лактионов с семьей приехал из Самарканда, где находился в эвакуации вместе с Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры. Художник вспоминал: «Я с моей большой семьёй жил в Троице-Сергиевой лавре. Там, в стене кремля, была когда-то бойница для пушки, а впоследствии устроена большая келья». Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но все решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.

Б) Картина С.В.Рянгиной «Подруги»(1945)   тепло рассказывает о девушках — участницах Великой Отечественной войны, стала популярной.

В)Картина Юрия Кугача «На дорогах войны» повествует о тяжелой доле солдата, который и письмо родным пишет на марше.

Г)Картина Бориса Дрыжака «Письма с фронта»  рассказывает о том, что долго  шло  письмо до адресата, и поэтому со слезами на глазах читают родные весточку.

7. Творческая работа.

Взгляните на картину А.И. Инзарова «Снайперы». Представьте, что это вы там, на фронте. Через несколько часов вы  отправитесь в тыл врага, а сейчас пишите письмо маме.

-Напишите письмо от имени девушки – снайпера.

8. Чтение образцов сочинений.

(Урок заканчивается прослушиванием песни Евгения Мартынова «Письмо отца»)

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          «Средняя общеобразовательная школа № 2» ст. Воровсколесская,

                     Андроповский район, Ставропольский край

                                                                                                 «Лучший урок письма»

 «На передней у нас передышка»

   (Разработка урока)

 Номинация: «Письмо в 1941 год»

                                                                     Автор - Глухова Марина Владимировна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                     МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская.

                                                                     Адрес: 357081 Ставропольский край,

                                                                     Андроповский район, ст. Воровсколесская,

                                                                     улица Почтовая, 60 .

                                   Ст. Воровсколесская - 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Разработка урока "Функции переднего мозга"

Комбинированный урок для 8 класса по учебнику УМК линии В.В. Пасечника издательства "Дрофа"...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...

Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.

Методическая разработка  предназначена для проведения мероприятий в 7-9  классах, посвященных  ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к...