Наречие как часть речи.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Игнатьева Тамара Петровна

Урок повторения в конце учебного года. 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.7 класс.

НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

Урок-игра.

ОФОРМЛЕНИЕ.

1.На экране – фрегат «Аляска», каравеллы «Пинта» и «Санта-Мария».

                                   

2.На доске – четверостишия из стихотворений Вадима Шефнера и Всеволода Рождественского.

3.На столе – флажки ( для команд-победительниц).

4.Значки «Роза ветров» ( у капитанов команд).

УСЛОВИЯ ИГРЫ.

Класс делится на команды. Ответивший правильно «приносит» флажок своей команде. Выигрывает команда, набравшая больше флажков.

ХОД УРОКА.

  1. Учитель объявляет тему урока.
  2. Учащиеся определяют цель урока ( повторить материал, пройденный при изучении темы «Наречие»).
  3. Учитель. Нам предстоит научиться обобщать полученные знания. Как вы понимаете слова : "обобщение", "обобщить"? ( Соединить вместе, объединить знания в целое).
  4. Учитель. Какие задачи вы должны решить на уроке? (Учиться отвечать чётко, ясно, грамотно. Для этого необходимо сначала думать, а потом говорить, слушать, когда говорят другие).
  5. Почему стихотворение Вадима Шефнера взято эпиграфом к уроку?

     ( Урок необычный – игра).

                      За мигом миг, за шагом шаг

                      Впадайте в изумленье.

                      Всё будет так и всё не так

                      Через одно мгновенье.

                                                  В.Шефнер

  1. Почему вторым эпиграфом взяты слова Вс.Рождественского?

      ( Мы отправляемся в путешествие).

                В воображении вставали

                Земель далёких чудеса,

                И к ним в синеющие дали

                Шёл бриг, поднявший паруса.

                                                Вс.Рождественский

  1. Мы отправляемся на фрегате и каравеллах.

Задание №1. Словарная работа.

Каково лексическое значение слова фрегат? ( Парусный трёхмачтовый военный корабль.)

Что вы знаете о каравеллах? ( Быстроходные корабли XV века.)

У капитанов значки «Роза ветров».

Как понимаете значение значка-словосочетания? ( Роза ветров- это график направления ветров, господствующих в местности.)

Команды выбрали девиз путешествия «Да поможет нам роза ветров!», поэтому изготовлены значки для капитанов.

Кто такой капитан? ( Командир судна.)

Что такое судно? ( Плавучее транспортное средство для перевозки людей и грузов ( корабль, пароход.)

Задание №2.

Диктант. ( Диктуется учителем классу. На доску записывает диктант капитан 1-го судна.)

Паруса обладали свойством толкать судно вперёд, даже если ветер дует сбоку или чуть-чуть спереди. Каравеллы были быстроходны, хорошо слушались руля. Парусные корабли достаточно надёжны для океанских плаваний.

Задание №3. ( Задание для класса определяет капитан 2-го судна.)

Нет ли ошибок на доске?

Записан текст или отдельные предложения? ( Все предложения связаны по смыслу, подчинены одной теме «Парусные корабли». Это рассказ о кораблях, значит, на доске - текст.)

Задание №4. ( Задание для класса определяет капитан 3-го судна.)

Объяснить постановку знаков препинания.

Задание №5. ( Определяет боцман 1-го судна.)

Боцман – лицо младшего начальствующего состава. Занимается хоз.вопросами.

Укажите синтаксическую роль каждой части речи. ( Наречие в предложении – обстоятельство.)

Задание №6. ( Определяет боцман 2-го судна.)

Выписать из текста словосочетания:

глагол + наречие, наречие + наречие, прилагательное + наречие.

Определить, какое грамматическое значение имеют наречия. ( Признак действия, признак признака.)

            Куда?                      До какой степени?                   До какой степени?

    Х                                                                Х                         Х

Толкать     вперёд         Чуть-чуть     спереди              Надёжны     достаточно

(действ.)    ( призн.)        ( призн.)        (призн.)              ( призн.)       (призн.)

Задание №7. ( Определяет боцман 3-го судна.)

Выполнить орфографический разбор наречий.

Задание №8. ( Определяют юнги 1-2-3 кораблей.)

Работа по карточкам.

  1. Кто такой юнга? ( Подросток на судне, обучающийся морскому делу.)
  2. Раскрыть скобки ( задание 1 юнге).

  Бок(о)бок,  точ…(в)точ…,  (на)зло,  (не)много, (на)кануне,  (на)ро..?..но,  ш…потом, (на)верху,  (с)разбегу, (тот)час, капельку.

  1. Выполнить морфемный разбор указанных наречий ( задание 2 юнге).
  2. Выполнить морфологический разбор любого наречия из текста диктанта

( задание 3 юнге).

Задание №9. ( В это время все участники путешествия приглашены на камбуз.)

  1. Составить рецепт приготовления  макарон по-флотски.
  2. Доказать необходимость наречий в тексте.
  3. Предъявить по 1 работе с каждого судна коку своего корабля.
  4. Кто такой кок? ( Повар на судне.)

Рецепт приготовления макарон по-флотски.

Сначала мясо пропустить через мясорубку, затем обжарить на сале. Сверху положить нарезанный лук. Потом залить водой. В  бульоне  тушить мясо.

Макароны отварить, смешать с мясом, недолго тушить с репчатым луком.

( Наречия: "сначала", "затем","потом" – указывают на последовательность действий. Наречие "сверху" указывает на место, наречие "недолго" – на время действия).

Кок зачитывает один из рецептов.

Анализирует работу. ( Текст соответствует заданию. Наречия употреблены правильно. Стилистических и речевых ошибок нет.)

Задание №10. ( После проверки работ на доске.)

Учитель. Обратите внимание на наречие "по-флотски". Что необычного заметили в словосочетании

                  какие?

           Х

 "макароны    по-флотски"?

(предмет)        (признак)

( Наречие может зависеть от существительного и отвечать на вопрос прилагательного. Значит, в данном случае, грамматическое значение наречия – признак предмета.)

Задание№11. Команды собираются на палубах своих кораблей.

1.Что такое палуба? (Горизонтальное перекрытие в корпусе судна.)

2.Нужно составить задание к готовому кроссворду ( кроссворд – на экране).

М

Н

Е

Х

О

Р

О

Ш

О

Д

Е

Л

Е

-

Е

Л

Е

Е

Щ

С

Н

О

В

А

Ё

Н

П

О

-

Н

О

В

О

М

У

Работа парами.

1.Какая пара работает дружнее?

2.Какие орфограммы можете назвать?

3.Сделайте вывод.

4.Работа дана на время.

  1. Медленно (наречие с НН, синоним наречия в словосочетании «двигаться тихо»).
  2. Нехорошо ( наречие с НЕ, синоним «плохо»).
  3. Еле-еле ( наречие пишется через дефис, синоним «чуть-чуть»).
  4. Ещё ( слово-исключение, орфограмма «О-Е на конце наречий после шипящих»).
  5. Снова ( наречие с приставкой с- имеет суффикс –а-, синоним «заново»).
  6. По-новому ( наречие пишется через дефис, образовано от прилагательного «новый» приставочно-суффиксальным способом).

Погода испортилась.

Задание №12. Ученица зачитывает своё сочинение-описание. (I часть.)

Шторм.

Уже который день корабль продолжал плавание. Погода была прекрасная: ни малейшего ветерка, голубое небо, яркое солнце.

Но вдруг однажды небосвод заволокло дождевыми тучами, поднялся ветер, воздух как бы сгустился. Ветер крепчал, его порывы становились всё сильнее и сильнее. Волны с серыми барашками пены захлёстывали палубу и грозились смыть команду корабля.

1.Услышать неверно использованные  наречия. Исправить ошибку. ( Убрать наречие «однажды»).

2.Какую роль играют наречия сравнительной степени? ( Нареч. «сильнее и сильнее»  показывают, что сила ветра проявляется в большей степени, достигается это благодаря  -ее.)

3.Что такое шторм? ( Сильная буря на море.)

Задание №13. После шторма корабли сбились с курса, но вдруг увидели землю. Что это?..

Домашнее задание.

1.Написать рассказ «Необитаемый остров», «Земля чудес», «Остров дикарей», «У берегов Греции» и т.п. (Стиль речи – художественный. Тип речи – повествование с элементами описания).

2. Составить грамматическое задание к своему тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи

Познакомить учащихся с наречием как частью речи...

Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...

Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению

Маршрутный лист дистанционного урока...

Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.

Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...