Записки на манжетах, или как породить красивую речь
статья по русскому языку (8 класс) по теме

Как научить детей создавать собственные тексты? Ответу на данный вопрос посвящена эта статья. Представлена работа с использованием смысловой модели речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapiski_na_manzhetah_ili_kak_porodit_krasivuyu_rech.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

<<ЗАПИСКИ НА МАНЖЕТАХ>>, ИЛИ КАК ПОРОДИТЬ КРАСИВУЮ РЕЧЬ.

                                                                         Искусство красноречия – это

                                                       умение в немногом

                                                     выразить многое.

                                                                         Плутарх

  Как научить детей искусству ведения письменной и устной речи? Есть ли наука, обучающая построению текста? Да, есть. Это риторика- наука красноречия, в которой еще 2,5 тысячи лет назад была разработана методика порождения речи. Суть ее в том, что любая речь состоит из так называемых<<общих мест>>(топосов). Их всего 10. Если запомнить топику(смысловую схему речи), то  легко научиться созданию собственных текстов.

Смысловая модель речи


1 Род и вид - описание предмета речи и его видовых отличий (высоких и низких).

2 Определение- истолкование предмета речи, раскрывающее смысл его видовых отличий.

3 Часть и целое. Охватив предмет речи, как единое целое, мысль должна работать с составными частями этого целого.

4 Свойства- признаки, качества, функции, характерные действия предмета.

5 Сопоставление - состоит из сравнения (поиски сходства) и противопоставления(поиски различия)с другими предметами, явлениями.

6 Причина-  следствие. Взаимная связь явлений, вызывающая причины, которые приводят к каким- либо результатам (следствию).

7 Обстоятельства - место, время, условия, которые окружают действия предмета речи. (Где? Когда? Как  происходит?)

8-9 Примеры - конкретные случаи, истории, факты из жизни замечательных людей и др.

      Свидетельства- цитаты, изречения авторитетных людей, афоризмы, притчи и др.

10  Имя - обращение к предмету речи и его анализ (происхождение, звучание, значение), достраивающие целостный образ.

Работая далее над созданием текста, необходимо синтезировать добытые данные, отобрав самое главное, и вновь отредактировать первоначальный текст.

Данный прием работы позволяет ученику обогатить речь, контролировать логику изложения мысли и создавать собственные произведения.

На ваш суд представлена работа учащейся нашей школы с использованием смысловой модели речи.  

Мое утро.

       Я слегка приоткрыла глаза; после сна каменные веки отчаянно противились пробуждению - хотелось погрузиться в тепло постели и задремать вновь. Но, поборов ночную усталость, я все-таки встала. И не зря. Меня ожидало солнечно-росистое утро, такое единственное, такое чудное, которое увижу только я!

       За окном слышались заливистые песни птиц, не умолкая, гомонились воробьи. День только начинался, и утро было прекрасным. Теплые лучи ласково освещали изумрудный ковер травы. Сладкая роса, которую её величество Ночь рассыпала на землю, бриллиантами сверкала на солнце. Прогретые сосны весело приветствовали меня своими колючими зелеными лапами.

Я распахнула створки окна, тут же в комнату ворвались теплые струйки ветерка. Воздух был по-летнему свеж и мягок. Где-то за домами весело  шумел лес: перешёптывались березки, кряхтели дубы, гнулись осины. Там же несла свои быстрые голубая лента реки.

        Жизнь зарождалась заново, оставляя все старое позади, приобретая все новое и новое в своем движении. Мне невольно пришли на ум строки А.А.Фета:

            Это утро, радость эта,

            Эта мощь и дня, и света …

   И сама уже досочинила:

            Это утро- нежность лета!

        Мне предстоял еще один день, казалось бы, так похожий на все остальные, но удивительно другой: разнообразный и даже немного таинственный.

                                                  Фахретдинова Лилия, 8Б класс.

Посмотрите, как смысловая модель речи «сработала» в вышеприведенном сочинении «Мое утро».

                                               

7 за домами весело шумит лес, виднеется голубая лента реки

5 радость, мощь дня и света

6  нежность   лета

8-9 строки из стих-я А.А.Фета: свои ощущения

2 солнечно-росистое, чудное

10 начало нового дня: удивительного, разнообразного

             3 заливистое пение птиц, теплые лучи, сладкая роса

1 

Утро

4 теплые струйки ветра, свежий воздух, изумрудный ковер травы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник красивой речи

Итоговое логопедическое занятие...

Школьный ералаш "Путешествие по стране красивой речи"

Проведение ералаша направлено на то, чтобы дети поняли, для чего нужно уметь красиво говорить....

Конспект НОД на тему: "Путешествие по стране красивой речи" . - 19.01.2014 г.

Аннотация к конспету "Путешествие по стране красивой речи" для детей старшей группы.Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.  Данный конспект может быть использ...

Праздник правильной и красивой речи.

Предлагаю вам сценарий речевого праздника для детей дошкольного возраста посещающих логопедическую группу. Праздник проводился в рамках недели развития речи на базе ДОУ. «Праздник правильной и красиво...

14 правил красивой речи

Рекомендации для взрослых и детей, желающих правильно и красиво говорить....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...