СИНОНИМЫ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Синонимы
Урок-игра
Цели урока:
-закрепить знания о синонимах;
-продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;
-развивать умения применять знания на практике;
-формировать умения анализировать и обобщать знания по теме «Синонимы»;
-воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_ | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Синонимы
Урок-игра
Цели урока:
-закрепить знания о синонимах;
-продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;
-развивать умения применять знания на практике;
-формировать умения анализировать и обобщать знания по теме «Синонимы»;
-воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.
Тип урока: Изучение новых знаний с элементами исследования.
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
- Практическая проверка знаний
Учитель: Надеюсь, по ходу нашей совместной работы по изучению раздела науки о языке «Лексика» вы поняли, что словарный запас нашего языка многообразен. Мы определяем прямое значение каждого слова, нас удивляет, что некоторые слова могут иметь и другое, может быть и необычное значение. Сейчас мы запишем словарный диктант. По лексическому значению вы должны определить слова и записать их в тетрадь.
-Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. (Омонимы.)
-Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные.)
-Раздел лингвистики, изучающий слова. (Лексика)
-Слова, с противоположным значением. (Антонимы.)
-Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)
-Какие слова называются синонимами? Приведите свои примеры.
-Чем слова-синонимы могут отличаться друг от друга?
4. Творческое задание
Игра « В поисках Василисы Прекрасной»
Реквизит. На доске - карта.(заготовлена заранее на ватмане). На карте изображены дворец Ивана-царевича, замок Кощея, избушка Яги, дерево с дуплом, где живёт Леший, лес, где живёт медведь, озеро, где плавает на лодке заяц, болото, где живёт Кикимора.
Учитель: Вы все помните сказку Василиса Прекрасная. Утащил её Кощей Бессмертный и заточил в башне. Башня высоченная. Даже выглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придёт за ней, - не выходить же замуж за Кощея!
Учитель: Ребята, посмотрите на карту. Путь на ней начинается от царского дворца и заканчивается башней в замке Кощея. На пути царевича встречаются различные препятствия. Вот избушка Бабы-яги. Вышла Баба-яга, костяная нога, и говорит: « Дам я тебе, царевич-королевич, волшебный клубок, он дорогу укажет - но с условием! Придумай мне три синонима к слову храбрый!»
-Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу.
Синонимы нужно записать на доске и в тетрадях. Предлагайте свои варианты синонимов, а Максим Воробьёв запишет их на доске, сейчас он играет роль Ивана-царевича.
(Отважный, бесстрашный, смелый) Учитель обращает внимание класса на орфограммы, встречающиеся в этих словах.
«Что ж, - вздохнула Баба-яга.- Молодец! Справился с заданием! Придётся дать тебе волшебный клубок! Иди за ним, милок, никуда не сворачивай».
Учитель: Вот идет Иван-царевич за клубком, долго ли, коротко ли, и тут вдруг из дупла как выпрыгнет мохнатый Леший.( показать на карте место расположения дерева сдуплом, где поселился Леший)
Попрыгал Леший на одной ноге, почесался и говорит: «Здравствуй, Иван-царевич. Баба-яга прислала мне своего ворона. Он-то и рассказал мне какой ты мастер синонимы придумывать. Вот я решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь четыре синонима к слову мохнатый. (Новый Иван-царевич выходит к доске и записывает синонимы. Например, лохматый, косматый, покрытый шерстью, заросший). Ребята, обратите внимание на то, как пишутся эти слова.
Идёт Иванушка дальше, а на встречу ему медведь. « Съем тебя, царевич, голодный я с утра.» - « Не ешь меня, мишка,- отвечает Иванушка, -я тебе синонимы придумаю!» - « Ладно, так уж и быть, - согласился медведь.- Придумай-ка мне шесть инонимов к слову большой.» Задумался Иван.
-Снова нужна Ивану-царевичу помощь! Подбираем синонимы всем классом.
Придуманные синонимы: огромный, громадный, гигантский, великанский, большущий, необъятный – записывает на доске новый царевич, а класс записывает синонимы в тетради; учитель объясняет орфограммы.
-Отправился царевич дальше- в поисках своей ненаглядной Василисы. Вдруг на его пути – озеро. Как быть? Видит, на лодке заяц плывёт. Просит Иван-царевич: «Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил её злодей Кощей, повелитель кислых щей. Помоги мне, пожалуйста!» - « Помогу,- ответил заяц,- только ты, Иванушка, попрыгай для меня и попляши. (физкультурная минутка). И подбери шесть синонимов к слову маленький».
(Подходящие слова: крохотный, малюсенький, лилипутский, крохотулечный, булавочный, мизерный).
-Перевёз зайчик царевича на другой берег. Замок Кощеев вроде бы близко, да только вот беда- окружён замок топким болотом! Сидит в болоте Кикимора – усмехается: «Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет!» - « Не губи меня, Кикиморушка, красавица! – попросил царевич.- Помоги Василису из плена спасти!» - «Тогда женись на мне!»- говорит Кикимора. – «И женился бы, да не могу- другой обещал.» Огорчилась Кикимора, а потом и говорит: « Ну ладно. Подбери мне как можно больше синонимов к слову идти, тогда проведу тебя через болото!»
(передвигаться, направляться, путь держать, ковылять, скандыбать, шлёпать).
-Добрался Иван-царевич до замка, выходит к нему сам Кощей и говорит: « За Василиской пришёл? Выкуп плати! Придумай четыре синонима к слову страшный, тогда отдам тебе невесту твою!»
(Ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий)
-Придумал Иванушка синонимы, а Кощей хохочет: « Обманул я тебя, так просто не отдам тебе Василису. Она теперь не твоя невеста. Моя!» Услышала Василиса этот разговор и подослала к Иванушке заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: « Ты, Иванушка, подбери четыре синонима к слову злой, тогда чары Кощея рассеются и Василиса освободится!»
Так и случилось. Подобрал Иванушка синонимы- чары рассеялись. Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иванушка! Очень ты хороший, очень добрый, очень смелый! Спас ты меня от злого Кощея, освободил. Но выйду я за тебя замуж только в том случае, если ты придумаешь четыре синонима к слову красивая.
(прекрасная, восхитительная, потрясающая, прелестная, великолепная).
Постарался Иван-царевич, подобрал синонимы и женился на Василисе.Стали они жить-поживать и добра наживать! Тут и сказке конец, а кто помогал синонимы подбирать – молодец!
5.Работа по группам
Кто быстрее закончит синонимичный ряд.
1группа: мёрзнет,…
2группа: рисует,…
3группа: бежит
Учитель: Ребята, какова роль синонимов в тексте? (Они помогают избежать повторов в тексте, делают нашу речь выразительной, яркой, эмоциональной.)
6.Итог урока.
Учитель: В русском языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы- могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для более точного выражения мыслей, для преодоления неопределённого повторения одного и того же слова.
7.Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...
Синонимы
Закрепить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия с...
Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе
Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....
Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс
Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...
Стилистика. Синонимы
Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....