СИНОНИМЫ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

 

Синонимы

                                                               Урок-игра

Цели урока:

-закрепить знания о синонимах;

-продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;

 -развивать умения применять знания на практике;

 -формировать умения анализировать и обобщать знания по теме «Синонимы»;

-воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_19.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Синонимы

                                                               Урок-игра

Цели урока:

-закрепить знания о синонимах;

-продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;

 -развивать умения применять знания на практике;

 -формировать умения анализировать и обобщать знания по теме «Синонимы»;

-воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.

Тип урока: Изучение новых знаний с элементами исследования.

                                                       Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели урока
  3. Практическая проверка знаний

Учитель: Надеюсь, по ходу нашей совместной работы по изучению раздела науки о языке «Лексика» вы поняли, что словарный запас нашего языка многообразен. Мы определяем прямое значение каждого слова, нас удивляет, что некоторые слова могут иметь и другое, может быть и необычное значение. Сейчас мы запишем словарный диктант. По лексическому значению вы должны определить слова и записать их в тетрадь.

-Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. (Омонимы.)

-Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные.)

-Раздел лингвистики, изучающий слова. (Лексика)

-Слова, с противоположным значением. (Антонимы.)

-Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)

-Какие слова называются синонимами? Приведите свои примеры.

-Чем слова-синонимы могут отличаться друг от друга?

4. Творческое задание

Игра « В поисках Василисы Прекрасной»

Реквизит. На доске - карта.(заготовлена заранее на ватмане). На карте изображены дворец Ивана-царевича, замок Кощея, избушка Яги, дерево с дуплом, где живёт Леший, лес, где живёт медведь, озеро, где плавает на лодке заяц, болото, где живёт Кикимора.

  Учитель: Вы все помните сказку Василиса Прекрасная. Утащил её Кощей Бессмертный и заточил в башне. Башня высоченная. Даже выглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придёт за ней, - не выходить же замуж за Кощея!

 Учитель: Ребята, посмотрите на карту. Путь на ней начинается от царского дворца и заканчивается башней в замке Кощея. На пути царевича встречаются различные препятствия. Вот избушка Бабы-яги. Вышла Баба-яга, костяная нога, и говорит: « Дам я тебе, царевич-королевич, волшебный клубок, он дорогу укажет - но с условием! Придумай мне три синонима к слову храбрый

-Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу.

Синонимы нужно записать на доске и в тетрадях. Предлагайте свои варианты синонимов, а Максим Воробьёв запишет их на доске, сейчас он играет роль Ивана-царевича.

(Отважный, бесстрашный, смелый) Учитель обращает внимание класса на орфограммы, встречающиеся в этих словах.

«Что ж, - вздохнула Баба-яга.- Молодец! Справился с заданием! Придётся дать тебе волшебный клубок! Иди за ним, милок, никуда не сворачивай».

Учитель: Вот идет Иван-царевич за клубком, долго ли, коротко ли, и тут вдруг из дупла как выпрыгнет мохнатый Леший.( показать на карте место расположения дерева сдуплом, где поселился Леший)

Попрыгал Леший на одной ноге, почесался и говорит: «Здравствуй, Иван-царевич. Баба-яга прислала мне своего ворона. Он-то и рассказал мне какой ты мастер синонимы придумывать. Вот я решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь четыре синонима к слову мохнатый. (Новый Иван-царевич выходит к доске и записывает синонимы. Например, лохматый, косматый, покрытый шерстью, заросший). Ребята, обратите внимание на то, как пишутся эти слова.

Идёт Иванушка дальше, а на встречу ему медведь. « Съем тебя, царевич, голодный я с утра.» - « Не ешь меня, мишка,- отвечает Иванушка, -я тебе синонимы придумаю!» - « Ладно, так уж и быть, - согласился медведь.- Придумай-ка мне шесть инонимов к слову большой.» Задумался Иван.

-Снова нужна Ивану-царевичу помощь! Подбираем синонимы всем классом.

Придуманные синонимы: огромный, громадный, гигантский, великанский, большущий, необъятный – записывает на доске новый царевич, а класс записывает синонимы в тетради; учитель объясняет орфограммы.

-Отправился царевич дальше- в поисках своей ненаглядной Василисы. Вдруг на его пути – озеро. Как быть? Видит, на лодке заяц плывёт. Просит Иван-царевич: «Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил её злодей Кощей, повелитель кислых щей. Помоги мне, пожалуйста!» - « Помогу,- ответил заяц,- только ты, Иванушка, попрыгай  для меня и попляши. (физкультурная минутка). И подбери шесть синонимов к слову маленький».

(Подходящие слова: крохотный, малюсенький, лилипутский, крохотулечный, булавочный, мизерный).

-Перевёз зайчик царевича на другой берег. Замок Кощеев вроде бы близко, да только вот беда- окружён замок топким болотом! Сидит в болоте Кикимора – усмехается: «Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет!» - « Не губи меня, Кикиморушка, красавица! – попросил царевич.- Помоги Василису из плена спасти!» - «Тогда женись на мне!»- говорит Кикимора. – «И женился бы, да не могу- другой обещал.»  Огорчилась Кикимора, а потом и говорит: « Ну ладно. Подбери мне как можно больше  синонимов к слову идти, тогда проведу тебя через болото!»

(передвигаться, направляться, путь держать, ковылять, скандыбать, шлёпать).

-Добрался Иван-царевич до замка, выходит к нему сам Кощей и говорит: « За Василиской пришёл? Выкуп плати! Придумай четыре синонима к слову страшный, тогда отдам тебе невесту твою!»

(Ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий)

-Придумал Иванушка синонимы, а Кощей хохочет: « Обманул я тебя, так просто не отдам тебе Василису. Она теперь не твоя невеста. Моя!» Услышала Василиса этот разговор и подослала к Иванушке заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: « Ты, Иванушка, подбери четыре синонима к слову злой, тогда чары Кощея рассеются и Василиса освободится!»

Так и случилось. Подобрал Иванушка синонимы- чары рассеялись. Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иванушка! Очень ты хороший, очень добрый, очень смелый! Спас ты меня от злого Кощея, освободил. Но выйду я за тебя замуж только в том случае, если ты придумаешь четыре синонима к слову красивая.

(прекрасная, восхитительная, потрясающая, прелестная, великолепная).

Постарался Иван-царевич, подобрал синонимы и женился на Василисе.Стали они жить-поживать и добра наживать! Тут и сказке конец, а кто помогал синонимы подбирать – молодец!

5.Работа по группам

Кто быстрее закончит синонимичный ряд.

1группа: мёрзнет,…

2группа: рисует,…

3группа: бежит

Учитель: Ребята, какова роль синонимов в тексте? (Они помогают избежать повторов в тексте, делают нашу речь выразительной, яркой, эмоциональной.)

6.Итог урока.

Учитель: В русском языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы- могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для более точного выражения мыслей, для преодоления неопределённого повторения одного и того же слова.

7.Домашнее задание.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Синонимы

              Закрепить знания учащихся о синонимах;           продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;            определять смысловые и стилистические отличия с...

Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе

Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА.  УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....

Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс

Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...

Стилистика. Синонимы

Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....