Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Мартынова Ольга Владимировна

Календарно-тематическое планирование по учебнику Н.Г.Гольцовой. Профильный уровень, 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».

К.Д. Ушинский.

Информационная карта к проекту

Тема проекта

«Расцветай город  мой, над Амуром - над рекой!»

Образовательная область

Интеграция областей социально-личностного и познавательно-речевого направления

Вид проекта

Индивидуально-групповой

Познавательно-исследовательский

Практико-ориентированный

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители детей

Возраст детей

Старший дошкольный возраст, 6-7 лет

Срок реализации

Длительный (1 год)

Проблема

Недостаточные знания о родном городе

Цель проекта

Расширение кругозора детей посредством формирования целостной картины исторического, культурного, национального, географического, природно-экологического своеобразия родного города.

Задачи  проекта

1. Формировать представления об уникальности  истории и символики, географии и природы, культуры и быта, прошлого, настоящего и будущего родного города; понимание взаимосвязи опыта поколений.

2. Развивать коммуникативные, познавательно-исследовательские и творческие способности детей.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к городу (чувство гордости за комсомольчан, ответственность за все, что происходит в городе, сопричастность к этому, уважение к своим землякам), устойчивый интерес к теме и творческую активность.

Краткое описание

  1. Накопление информации, расширение кругозора детей по теме «Родной город» в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей.
  2. Проблематизация знаний (гипотетическое экспериментирование, проблемные ситуации, задачи, догадки, предположения, вопросы, неясные знания).
  3. Обучение дошкольников средствам получения информации, необходимым  коммуникативным навыкам.
  4. Изучение, выявление и систематизация зависимостей и взаимозависимостей в прошлом и настоящем города в процессе наблюдений, экскурсий, рассматривания, обследования, бесед, рассказов педагога, проблемных и развивающих ситуаций, игровые приемы, дидактических и настольных игры, экологических акции, мини-проектов, чтения художественной литературы и др.
  5. Отражение знаний в различных видах продуктивной (рисование, лепка, ручной труд), творческой, театрализованной, умственной и игровой деятельности.

Информационные технологии

Интернет – ресурсы

Работа в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point

Иллюстративно-справочная литература

Фото-, аудио-  и видеоаппаратура

Приборы, игрушки, макеты, карты, схемы, коллекции

Ключевые слова

региональный компонент

интегрирование знаний

познавательно-исследовательский поиск

социокультурный аспект

практическая значимость

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного сознания. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. И именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки  гражданских качеств – основа патриотизма. Накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, истории – с этого начинается у дошкольника любовь к Отчизне. Не случайно, социокультурное окружение всегда вызывает непосредственный личностный  интерес у детей. Однако изучение литературы по патриотическому воспитанию позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольных учреждений города, а также о формальном подходе и излишней идеологизации содержания информации о городе. Исходя из вышесказанного, считаю тему проекта актуальной  (кроме того, в 2012 году Комсомольску-на-Амуре исполнилось 80 лет).

Оригинальность представленного проекта «Расцветай, город мой, над Амуром - над рекой!» состоит в том, что ознакомление с родным городом осуществляется в процессе проектной деятельности детей, родителей и педагогов. Именно проект как метод, предполагающий интегрирование знаний, познавательно-исследовательский поиск при высоком уровне творчества и самостоятельности детей, способствует саморазвитию ребенка старшего дошкольного возраста.  Высокий уровень мотивации, возможность сочетания актуализации имеющихся знаний с новой информацией, проявление исследовательской и интеллектуальной инициативы, накопление опыта планирования и выполнения усложняющихся заданий работают на решение задач и целей проекта. Как следствие, проект отличает  подчиненность логике исследования, комплексно-тематический принцип планирования, практико-ориентированный результат на использование полученных знаний, умений и навыков, учет возрастных и индивидуальных особенностей участников проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. повышения уровня экологической культуры детей и взрослых;
  2. формирование гармоничного отношения к родному городу;
  3. воспитание устойчивого интереса к прошлому и настоящему;
  4. развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  5. успешное интеллектуально-личностное развитие детей;
  6. накопление социального опыта жизни в родном городе;
  7. совершенствование взаимодействия с родителями;
  8. оптимизация использования технических средств обучения.

При реализации проекта «Расцветай, город мой…!» применяется способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей с окружающей средой и требующий поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

На подготовительном этапе в индивидуальных беседах с детьми, наблюдением в процессе совместной и самостоятельной деятельности, в ходе режимных моментов, при анализе рисунков и поделок детей, игровой деятельности  выяснилось, что существует проблема недостаточных знаний детей о родном городе. Анкетирование родителей и беседа с ними на собрании подтвердили предположение, что подобная проблема существует и у взрослых. После принятия решения о начале проектной деятельности в игровой сюжетной ситуации (Домовой Кузя хочет принять решение остаться в нашем городе, но не знает, понравится ли ему город и его жители) дети заинтересовались тематикой проекта, проявили инициативу в разработке целей и постановке задач. Для детей задача сформулирована как «Хочу больше узнать о родном городе и рассказать об этом всем».

Учитывая ситуативность интересов детей, осуществление проекта началось сразу же с поиска информации о городе, которая есть в группе (картинки, карты, альбомы, фотографии, информация в книгах). В ходе совместных обсуждений с участниками проекта были сформулированы критерии оценки результатов и принято решении о презентации итоговых докладов на празднике ко Дню города и создание книги «Расцветай, город мой!»

Следующим этапом стала непосредственно разработка проекта, которая включала в себя поиск форм и средств реализации проекта, ознакомление с технологией исследовательской деятельности в ходе тренировочных занятий. Кроме того, составлены план-схема проекта, отражающая тематику докладов с учетом интересов детей, схема путей исследования проблемы, алгоритм составления итоговых докладов. Методы исследования мы обозначили условно на карточках: подумать, спросить у другого человека, обратиться к книге, понаблюдать, провести эксперимент, обратиться компьютеру, посмотреть видеофильм, обратиться к специалисту, посетить библиотеку.

На следующем этапе выполнения проекта сбор - накопление материала и  реализация проекта проходили одновременно. Комплексно-тематический принцип построения проекта позволил  устанавливать соотношение между разными аспектами информации,  объединять различные виды деятельности детей на основе единого содержательного поля, четко выделять этапы познания города, определять тематические блоки работы воспитателя с детьми.

Подвижный круг тем позволил интегрировать знания содержания темы с любым этапом познания города ребенка за счет рассмотрения дома, улицы, района, города с новых позиций и установления новых связей с другими темами путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка.    При повторном обращении к теме содержание наполняется новыми понятиями, смыслами, ценностями. Так, например, дом может рассматриваться как место жизни или труда взрослых, а в ином тематическом  контексте как место, связанное с жизнью известного человека, как исторический объект, памятник культуры.

Полноценная реализация проекта стала возможной при  интеграции не только содержания, но и форм, методов и приемов работы с детьми. В рамках деятельностного  подхода, т. е. в условиях выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном, происходило повышение познавательно-исследовательской и эмоциональной активности детей. При этом проектная деятельность естественно входила в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Соблюдение принципа последовательности и регулярности в процессе работы над проектом позволило осуществить: 

  1. насыщение деятельности детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
  2. активизацию прошлого опыта детей в различных формах (беседы, драматизации, художественное творчество, викторины, литературные вечера, экологические акции и т.п.);
  3. приобретение новых знаний (беседы, рассказы, игровые упражнения, опыты и экспериментирование с материалами, чтение художественной литературы, постановка и решение проблемных вопросов, мини-проекты, практические исследования);
  4. ежедневные рефлексии (самоанализ, самооценка, взаимооценка, составление описательных рассказов, рассуждений);
  5. взаимодействие с родителями (беседы с детьми дома, запись рассказов и высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов и подарков, посещение мероприятий, презентаций и экскурсий, участие в анкетировании и т.п.). 

Сохранению устойчивой мотивации на проект, поддержанию любознательности и ситуации активного творческого поиска способствовало проектирование образовательной среды. Как часть социокультурного пространства взаимодействие макро- и микросреды было интересным эстетически привлекательным, разнообразным, доступным, сменяемым, а главное развивающим. С учетом возрастных особенностей детей, их интересов и индивидуальных предпочтений  такая среда способствовала эффективной реализации проекта.

Весь комплекс учебно-методических материалов, разработанных к проекту (конспекты занятий с детьми, бесед, экскурсий, информация для педагогов и родителей, презентации, плакаты и т.п.) позволило организовать работу по достижению цели и решению задач проекта.

Обсуждение хода работы и причин отдельных неудач происходило в ходе реализации проекта. Так, при изучении природоохранной деятельности людей города возникли затруднения со сбором материала. Эту тему было решено продолжить исследовать в летний период года. Недостаточное использование информационных технологий в практике ДОУ вызывало затруднения при подготовке бесед и занятий.

Критерии оценки эффективности реализации проекта разработаны в ходе обсуждений с участниками. При  выделении критериев учитывались задачи, поставленные к проекту, а также возрастные особенности дошкольного периода. Отмечу, что оценка эффективности проекта происходила как по отношению к детям, так и по отношению к родителям. Совместным решение проект признан эффективным, цель достигнута, задачи решены.

Творческий подход к реализации проекта: ориентирование детей на использование накопленных наблюдений, знаний и впечатлений о родном городе в продуктивной деятельности позволил перейти к коллективной реализации проекта, его демонстрации на празднике «День города», к созданию книги о городе. Совместно с участниками проекта были определены перспективы развития проекта. После подведения итогов принято решение о разработке рекомендаций для родителей детей всех возрастов по ознакомлению с городом, проведено анкетирование родителей по итогам реализации проекта.

Проектная деятельность старших дошкольников по теме «Расцветай, город мой, над Амуром, над рекой!» позволила эффективно решать не только задачи познавательно-исследовательской деятельности. Это только часть большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в ДОУ позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей Малой Родине будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей и сохранится на всю жизнь, формируя  индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....

календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова

планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе  Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/  М.: Мнемозина, 2008  г....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс

Планирование уроков русского языка в 9 классе...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...